Евгений ЕВТУШЕНКО: «Я участвовал в конкурсе на лучший гимн России и написал достойное произведение, но там была строчка: «Разве совесть в лагерной могиле?». Мне сказали, что потом к Ельцину вошел кто-то из подхалимов и возмутился: «Совесть не в могиле, а в Кремле, и это вы, Борис Николаевич!»
«ЗНАМЕНИТУЮ «ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?» СНАЧАЛА НЕ ПРОПУСКАЛА ЦЕНЗУРА: МОЛ, ЭТА ПЕСНЯ ДЕМОБИЛИЗУЕТ СОВЕТСКИХ СОЛДАТ»
- Одна из первых моих песен весьма странная, - говорит Евгений Александрович, - написана от имени женщины и называется «Бежит река». Вспомнили? Если нет, другое название скажу: «Ах, кавалеров мне вполне хватает». Его-то уж все знают...
Все началось с того, что позвонил мне незнакомый тогда композитор Эдуард Колмановский, очень давно, в 1960-м, сказал, что у него есть музыка в народном духе и никто не может сочинить слова. Спросил: «Не хотите попробовать?». А я тогда писал ломаной лесенкой, подражая Маяковскому, и честно ответил: «Наверное, не смогу. Я больше к формальному стиху склонен, даже не представляю, что у меня что-нибудь фольклорное получится». Он настаивал: «Ну как же? Вы же на станции Зима родились, на Алтае были - неужели ни одной народной песни не слышали? Я вас очень прошу...». В конце концов, я сдался. Послушал музыку, она мне очень понравилась, и буквально за час эти слова написал.
Сразу подумал о песнях, которые пела на фронте моя мама, - она же артисткой была, иногда брала меня на свои концерты (Зинаида Ермолаевна Евтушенко - актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР. - Авт.). И о том, что меня всегда удивляло: некоторые антисемиты не понимали (да и сейчас не понимают), какой весомый вклад сделали композиторы еврейского происхождения в русский фольклор! Человек по фамилии Колмановский написал абсолютно русскую народную мелодию!
Я вспомнил, как на моей родной станции Зима на завалинке сидели женщины и сами сочиняли песни. Ну а я-то в рифмах мастак - помогал им, что-то дописывал, вставлял какие-то свои кусочки... Кстати, я же собирал по деревням народные песни, когда ездил в экспедицию на Алтай. Думаю, все это мне помогло, и в результате «Ах, кавалеров мне вполне хватает» стала настоящей народной песней.
- Как вы считаете, за счет чего - в первую очередь?
- Во-первых, музыкальная основа поразительная. Во-вторых, первой исполнительницей была тогда совсем еще молодая певица - Люда Зыкина. А потом посыпались заявки со всей страны! Помню, месяца через три-четыре я был в Архангельской области, шел мимо какого-то озера... Нет, это Белое море, что ж я? И вот на берегу сидели деревенские поморские девушки, женщины, валиком отбивали белье и пели мою собственную песню. Я обалдел! Подошел к ним: «Скажите, пожалуйста, что это за песня? Такие замечательные слова!». Ну, я всегда прихвастнуть любил, как Александр Сергеевич Пушкин. (Смеется). «Так это ж, по-моему, Дашка из соседней деревни написала», - ответила одна баба. А другая: «Да какая Дашка! Глашка, сестра ее, вон там на околице живет».
Признаться, мне чуточку обидно стало - меня же при первых исполнениях точно упоминали как автора, а тут какие-то Дашка с Глашкой... Досадно. А потом подумал: «Боже мой, да ведь ничего лучше нет! Песня-то от имени девушки написана, чего же мне грустить, что ее каким-то девушкам приписывают? Наоборот, радоваться надо: цель достигнута!».
С тех пор я слышал ее огромное количество раз. И знаете, что интересно? Даже нынешняя молодежь эту песню поет. И интеллигенция исполняет, во время моих творческих вечеров академики подхватывают! С Колмановским мы с тех пор стали работать, много песен написали, в том числе знаменитую «Хотят ли русские войны?», которую сначала не пропускала цензура...
- Что же в ней было не так?
- Из Главного политического управления Советской Армии позвонили на радио, запретили ее ставить и сказали, что она демобилизует советских солдат. Это в
70-е годы было, и я пошел жаловаться к министру культуры Фурцевой. Она была уже в опале, но еще на должности, и «вертушка» для связи с Политбюро в ее кабинете стояла. «Екатерина Алексеевна, - сказал я, - вот, пришел вам песню хорошую сыграть - хотел порадовать». Не говорил, что вещь запрещена, решил сначала реакцию увидеть. У нее слезы были в глазах! Обняла меня, расцеловала, и тогда я рассказал о решении политуправления армии.
Услышав эту историю, Фурцева тут же позвонила Лапину - председателю Госкомитета по радио и телевещанию - и спросила: «Сергей Георгиевич, вы на скандал нарываетесь?». - «Какой скандал, Екатерина Алексеевна? О чем вы?». - «Почему «Хотят ли русские войны?» на радио не играют?». Он ей давай про армию, про подрыв боевого духа, она - о том, что все это чушь... Короче говоря, министр сказала: «Я, в конце концов, еще член Политбюро, и это не только мое мнение». Так песне открыли широкую дорогу.
Потом у меня были разные столкновения с цензурой. Например, Майя Кристалинская исполняла мою песню «В нашем городе дождь» - и ее ругали за упадочничество. Однажды на концерте сказали, что петь эту песню нельзя, поскольку она не раз подвергалась жесткой критике. И тогда Марк Бернес, который в том концерте участвовал и по инициативе которого песня была написана, предложил мне: «Слушай, Майе сказали, что ее с работы выгонят, так, может быть, ты сам споешь?». Однако, когда я предпринял попытку, у него вытянулось лицо: «Женечка, нет. Это не твоя стихия». (Смеется). Хотя иногда я все-таки пою некоторые свои песни, и если у меня в Киеве с горлом будет все в порядке, спою дуэтом с вашей певицей вещь, написанную на музыку Мориса Жарра из кинофильма «Доктор Живаго», которая тоже когда-то запрещалась. Не только мои слова, но и сама музыка!
«НА МОГИЛЕ ПАСТЕРНАКА Я УВИДЕЛ СОВЕРШЕННО ОДНУ, ОЧЕНЬ СКРОМНУЮ, БЕЗ ВСЯКОГО МАКИЯЖА, АЛЛУ БОРИСОВНУ»
- Евгений Александрович, давно хотела у вас спросить: как так вышло, что песню на ваши стихи написала и исполнила Алла Пугачева? Вы предложили ей?
- Сама так решила, без разговора со мной. Я очень удивился, когда она ее спела, но, видимо, потребность у нее такая была. На Аллу Борисовну тогда нападали сильно, и ей показались актуальными слова:
Все силы даже прилагая,
Признанья долго я прожду.
Я жизни дружбу предлагаю,
Но предлагаю и вражду.
Не по-мещански сокрушаясь,
А у грядущего в долгу
Со многим я не соглашаюсь
И согласиться не могу.
- Вам понравилось, как она это спела?
- Да-а-а! Мне вообще ее песни нравятся. Очень люблю паулсовские «Старинные часы». А хотите, интересный случай расскажу, с Пугачевой связанный?
- Кто бы отказался?
- Значит, слушайте. В Переделкино с моими американскими студентами пришел я на могилу Пастернака - и вдруг увидел там совершенно одну, очень скромную, без всякого макияжа, Аллу Борисовну...
- Серьезно?
- А как же! Сидела тихонечко и думала о чем-то. Посмотрела на нас, увидела меня - обрадовалась. Кстати, она много раз букеты на мои концерты присылала: их выносили на сцену и объявляли, что от Пугачевой цветы. «Кто это?» - спросила она, указывая на студентов. «Это, - говорю, - американцы юные, я у них преподаю». - «А можешь поинтересоваться: они меня знают?». - «Алла Борисовна, простите, - честно сказал я. - Конечно, нет. Вы же, приезжая в Америку, выступаете только перед эмигрантами».
Ее это задело. Говорит мне: «Слушай, Женька, я тут у подруги на даче живу, одна. Можешь ли ты своих студентов ко мне в гости пригласить?». - «Могу», - кивнул я. Они с удовольствием согласились посмотреть на русскую Примадонну, и мы к ней пришли. Алла Борисовна оказалась хорошей хозяйкой, душевной, гостеприимной: к плите встала, чего-то быстренько наготовила, чай заварила... А потом поставила свою пластинку и спела под нее. Ребятам очень понравилось.
- Интересно, когда это было?
- В 90-е годы. Не так уж давно.
- А к ней, теперешней, вы как относитесь - к имиджу, образу жизни, репертуару последних лет?
- Ну, мы сейчас не говорим о ее образе жизни... В целом она очень талантливая женщина. И доброжелательная - это точно. По крайней мере, мне никогда ничего худого не сделала.
«Я УЖЕ ТОГДА ЧУВСТВОВАЛ: БОРОТЬСЯ ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО»
- Евгений Александрович, правда ли, что вы могли стать автором российского государственного гимна?
- Вполне. Я участвовал в конкурсе на лучший гимн независимой России. И написал достойное, я считаю, произведение, но, увы, не получилось.
- Как считаете, почему?
- А я знаю, почему, мне и считать не надо. Там была строчка: «Разве совесть в лагерной могиле?». Отдал я текст в правительство, а потом мне сказали, что к Ельцину вошел кто-то из его подхалимов, которых немало было, и возмутился: «Как это возможно, чтобы поэт такие мысли высказывал? Его ли дело, где совесть? Совесть не в могиле, а в Кремле, и это вы, Борис Николаевич!». Теперь понятно?
- Более чем.
- У нас с Эдуардом Савельевичем есть еще трагическая песня, которая тоже по предложению Бернеса написана, в 64-м. Вообще запрещенная, к сожалению. Это «Отклик на смерть Джона Кеннеди». Очень сильная вещь, ее, кстати, переведенную на английский, часто пели американские студенты.
Колокола в Америке рыдали,
И птицы замедляли свой полет,
А статуя Свободы, вся седая,
Печально по Америке бредет.
Она бредет средь сумрака ночного,
Покинув свой постылый постамент,
И спрашивает горько и сурово:
«Американцы, где ваш президент?».
Запись у Марка Наумовича потрясающая была - уже стояла в одной из передач. И вдруг меня вызывают к заведующему отделом культуры ЦК КПСС Поликарпову. Он говорит: «Скажи мне, Женя, ты что, хочешь воевать с американцами?». Я: «Вы что, с ума сошли?!». - «А чего же ты у них спрашиваешь: «Где ваш президент?». Он находится в Белом доме, и зовут его Линдон Джонсон, ясно? Твоя песня может привести к международному конфликту!».
Короче, нес всякую чепуху. На самом деле, причиной всему советское ханжество: Поликарпов и ему подобные просто не хотели, чтобы мы выражали сочувствие по поводу смерти человека, олицетворявшего американский капитализм.
К примеру, в фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон» с Донатасом Банионисом был потрясающий эпизод - наш разведчик сидит за границей, в холле гостиницы, по телевизору смотрит, как убивают Кеннеди, и плачет. Так Савву Яковлевича заставили выкинуть это! А у входа в посольство американское полно цветов и венков было: отклик на трагическое для США событие у нашего народа невероятный был. Никто не радовался, не говорил: «Так ему и надо». Зато партийные чины сказали мне: «Кеннеди - наш классовый враг, хватит героизировать человека, который воплощал все то, с чем мы боремся и будем бороться!». Но я уже тогда чувствовал: бороться осталось недолго...

Девушку для сына Тото КУТУНЬО искал в Киеве
Любые футбольные неурядицы Котэ МАХАРАДЗЕ принимал близко к сердцу, и когда во время матча Грузия — Россия на стадионе погас свет, у Константина Ивановича случился инсульт
Ошибка резидента
Мюзикл «Пророк» был для Ильи ОЛЕЙНИКОВА делом всей жизни. Он сам написал музыку, искал деньги и даже продал ради этого квартиру в Питере, но прокатчиков так и не нашлось. Крах «Пророка» стал для артиста сильнейшей моральной травмой. «Я скоро умру», сказал он после премьеры...
Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ: «Конец света нашей стране не страшен. Страшно, если наступит конец смеха»
Умерла звезда фильма «Три плюс два» актриса Наталья Кустинская
Жерар Депардье поссорился с премьер-министром Франции и отказался от французского гражданства
Не стало Галины Вишневской
Лада Лузина стала золотой писательницей и выпустила книгу сказок
Сергей Соседов сдружился с Серегой и... запел
Стас КОСТЮШКИН: «Раз в неделю я стал боксом заниматься. Этот вид спорта делает людей добрее: один удар по башке — и я прихожу домой милым человеком, со мной есть о чем поговорить»
Валерий ЛЕОНТЬЕВ: «Пишут, что у меня прощальные гастроли? Не дождетесь! Заявлений, что ухожу со сцены, я никогда никому не делал и не собираюсь»
Скрипач Василий ПОПАДЮК: «Елизавету Вторую воочию еще не видел, но для королев Дании и Испании играл»
Алимжан ТОХТАХУНОВ: «Именно журналисты окрестили меня «наместником русской мафии в Европе и боссом организованной преступности», поэтому я крайне неохотно даю интервью, а вот с Дмитрием Гордоном проговорил несколько часов и сам не заметил, как они пролетели. Сегодня, когда у многих деньги бегут впереди чести и совести, такие люди, как Дмитрий, редкость»
Евгений ЕВТУШЕНКО: «Я участвовал в конкурсе на лучший гимн России и написал достойное произведение, но там была строчка: «Разве совесть в лагерной могиле?». Мне сказали, что потом к Ельцину вошел кто-то из подхалимов и возмутился: «Совесть не в могиле, а в Кремле, и это вы, Борис Николаевич!»
С чего начинается холопство
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги