Писательница Дина РУБИНА: «Первый личный закуток я обрела, когда 50 лет мне исполнилось, — вообще, в этом возрасте многие знаковые вещи у меня появились. Во-первых, супружеская кровать (до этого в мастерской на раскладном диване мы спали), во-вторых, настоящий обеденный стол и, наконец, в-третьих, письменный стол и кабинет»
«В ИЗРАИЛЬ Я С ДВУМЯ ПАРАМИ ТРУСОВ ПРИБЫЛА, ПРИЧЕМ НЕ СВОИХ — МУЖА И СЫНА»
— В 26 лет вы стали самым молодым членом Союза писателей СССР за всю его историю...
— Было такое дело...
— Вожделенный, надо признать, статус: член Союза писателей СССР — это звучало гордо, перед вами отличная жизненная перспектива открывалась, и вдруг вы бросаете все и эмигрируете в Израиль...
— Во-первых, я уехала в Израиль спустя 10 лет после того, как членом Союза писателей стала, когда поняла, что... Да, конечно, какие-то блага этот статус давал — например, я всегда могла детей в какой-нибудь Дом творчества отвезти, а еще раз в неделю продуктовый заказ получить — там гречка была, курица...
— ...синяя...
— ...коробка конфет, которую я могла подарить врачу (в поликлинике, между прочим, Союза писателей), зеленый горошек...
— ...палка колбасы...
— ...естественно, сосиски китайские...
— Живи да радуйся!
— Все это было очень серьезно, да, ну и московская квартира (я к тому времени к мужу в Москву переехала)...
— ...право на кабинет...
— Нет-нет, никаких кабинетов у меня не было, потому что муж мой художник и ему мастерская нужна. Первый личный закуток лишь в нынешней квартире своей обрела, когда 50 лет мне исполнилось, — вообще, в этом возрасте многие знаковые вещи у меня появились. Во-первых, супружеская кровать (до этого в мастерской на раскладном диване мы спали), во-вторых, настоящий обеденный стол и, наконец, в-третьих, кабинет и письменный стол — до этого...
— ...на коленях работали?
— Ну, оставим молодость, когда ту же самую «Верхнюю Масловку», гуляя с дочкой и качая коляску, в блокнотике на коленях писала — как и «Двойную фамилию». Письменного стола у меня никогда не было — только маленький квадратный вроде журнального, где пишущая машинка стояла, а потом появился компьютер, но за спиной все время телевизор орал, потому что дети хотели израильскую юмористическую передачу «Зеу Зе» смотреть, где накрашенные и с накладными сиськами мужики бегают друг за дружкой и щиплют один другого за задницу. Я в это время роман писала — по-моему, «Вот идет Мессия!..», и все было прекрасно, я нормально со всем этим жила, но мне понравилось, когда в дальнейшем кабинетик и стол появились. Да, отлично! — я человек очень благодарный...
— Итак, в эмиграцию вы за кабинетом и за столом ехали?
— Вы знаете, в Израиль я с двумя парами трусов прибыла, причем не своих, а мужа и сына, потому что багаж из расчета 20 килограммов на человека, которые мы могли взять, занимали кисти да краски...
— ...и книги, небось...
— Нет, они уже не вошли.
— Контейнером их отправили?
— К сожалению, не смогли — библиотеку взять нам не удалось: у нас даже постельное белье — какие-то там подушки, наволочки — все-все в Шереметьево осталось. Надеялись, что взятку дадим (к вопросу о взятках!), но таможенник, на которого мы рассчитывали, сменился, поэтому нас страшно трепали, а банки с лаком, краски и свернутые в рулоны холсты тяжелые... Кроме них, таким образом, в багаж не вошло ничего, но зато в дамской сумочке свой любимый гжельский чайник я увезла, завернутый, чтобы не разбился, в две пары трусов...
— ...и еще увезли с собой память...
— Да-да, конечно, — вот с этими двумя парами трусов мы и начали в Израиле жизнь.
— Почему же от благополучной советской жизни уехали?
— Вы знаете, Дмитрий... Вот чем больше проходит времени, тем труднее на этот вопрос ответить, вернее, сейчас понимаю, что во многом этот отъезд подспудной, неуемной — чисто писательской! — жаждой перемены сюжета вызван...
— ...потому что прежний надоел хуже горькой редьки?
— Да, а внешние и очень эмоциональные обстоятельства в следующем заключались. Это 89-й был год, а уехали мы в 90-м — нас почему-то год продержали, разрешения не давали, в то время как остальные получали его запросто и в течение двух недель уезжали. По-видимому, повлияло то, что мы люди заметные — писатель и художник: муж в то время спектакли в Театре на Таганке оформлял, членом Союза художников был.
— То есть у вас и деньги водились?
— А мы о них никогда и не думали... Понимаете, деньги — это всегда другая совершенно реальность, к нам отношения не имеющая: даже когда в первые годы эмиграции их совсем не было, даже когда виллы богатых израильтян я мыла, это какой-то задник был мысли. Жизнь у меня совсем не про это, и сейчас, когда большие гонорары получаю, когда книги меня кормят, опять-таки смысл ее не в этом.
— Черт побери, ну пусть другим в Советском Союзе, который агонизировал, было плохо, но у вас-то — все хорошо!..
— Достаточно хорошо — кроме того, что мне листовки не нравились, которыми нашу троллейбусную остановку оклеивали, — это были прокламации общества «Память», газетка «Пульс Тушино»... Мы в скверном районе жили, то есть территориально он как бы очень неплохой был, недалеко от метро, но...
«МОЙ СЫН С ПРИШПИЛЕННОЙ СЗАДИ К ЕГО ШКОЛЬНОЙ КУРТОЧКЕ ЗАПИСКОЙ ПРИШЕЛ, НА КОТОРОЙ БЫЛО НАПИСАНО: «Я ЖИД»
— А вы никогда не задумывались над версией, что это сионисты сами остановки листовками оклеивали, чтобы евреи на Землю обетованную уезжали?
— (Смеется). Нет-нет, я так не думаю, потому что драку на заседании «Апреля» видела (а я членом этого знаменитого писательского объединения была), когда туда со своей компанией один из лидеров общества «Память» Смирнов-Осташвили пришел, а потом меня тоже возле киоска господин уголовного вида чуть не убил, и когда сын мой с пришпиленной сзади к его школьной курточке запиской пришел (он не заметил, как кто-то из учеников ее прицепил), на которой было написано: «Я жид», — это все не сионисты ему приклеивали. В воздухе что-то витало, а дед мой всегда говорил: «Туда, где тебя любят, ходи редко. Туда, где не любят, ногой не ступи». Я поняла, что меня не любят, а для меня эта ситуация невыносима с детства.
— Следовательно, бежали вы от нелюбви?
— От нелюбви, от оскорбительного существования, которое мне не нравилось, — хотела, чтобы мои дети выросли там, где не придется им объясняться, почему они здесь, что сделали кому-то или не сделали...
— А вы понимали, куда едете?
— Нет, абсолютно.
— Вы знали, что в Израиле очень много своих проблем и тьма эмигрантов, что там нет работы, что своим любимым писательством заниматься не сможете?
— Понимаете, я человек импульсивный и, когда в жизни кардинальный разворот совершаю: ухожу, например, от первого мужа или куда-то переезжаю, какой-то дикий осуществляю бросок, какое-то невероятное сальто-мортале и харакири, от которого кишки просто на асфальт вываливаются, — никогда не думаю. Другое дело потом, когда проворачиваешь все это в мозгу и соображать, что да как, начинаешь. Я решила уехать, потому что не хотела оставаться, — если откуда-то из опостылевшего дома ухожу, закрываю за собой дверь, а то и хлопаю ею на прощание.
— Израиль между тем с вашими, как сейчас говорят, неконвертируемыми профессиями вас явно, согласитесь, не ждал...
— А писателей и художников не ждут нигде — абсолютно!
— В СССР, тем не менее, их любили, ценили и уважали — государственная идеология содействия им была, им все условия создавали — этого отрицать мы же не можем?
— Нет, Боже упаси — я сейчас уже очень многого не отрицаю. Например, того, что в Союзе хорошее фундаментальное образование давали — именно поэтому наши программисты занимают сейчас ключевые позиции и в Америке, и в Израиле, и в Германии, и где хотите. Многие наши ученые (советских имею в виду) во многих университетах работают западных, и вообще, советский человек — он многого стоил. Слово «совок» мне не нравится не потому, что советскую власть обожала, — просто весьма достойных людей в самых разных областях жизни видела: это колоссальная эпоха была, и не надо рассказывать мне, что советская литература сплошь конъюнктурна.
— Ну, безусловно...
— В ней были Окуджава, Искандер, Трифонов, Казаков, Нагибин, поэтому мазать все черной краской не надо. Ну что говорить? Да, был мучительный строй, ужасное существование было, но и какие-то перлы человеческой духовной высоты невероятной присутствовали...
— ...вопреки удушающей атмосфере появлявшиеся...
— Конечно! — это мы уже изучать можем, анализировать, систематизировать... (Пауза). Да, никто нас не ждал — это правда...
«У ТЕБЯ МУЖ ЕСТЬ? — УДИВИЛАСЬ ОЛЕСЯ. — ГОСПОДИ, КТО ПОЛЬСТИЛСЯ-ТО? БОЖЕ, В ДОМЕ-ТО ХРУСТАЛЯ НЕТ, ЗОЛОТА НЕТ — ОДНИ КНИГИ ПЫЛЯТСЯ»
— Итак вы — член Союза писателей СССР, человек уважаемый...
![]() |
| Со вторым мужем художником Борисом Карафеловым в его мастерской перед своим портретом. «Слабой быть гораздо проще, конечно, если при этом есть тот, на кого можно положиться» |
— ...кое-кем...
— ...имея мужа-художника, тоже уважаемого человека...
— ...немедленно впавшего в депрессию...
— ...ну, естественно — мужчина переносит стресс куда болезненнее — в общем, чужие квартиры пошли мыть?
— Ну, надо же было на детей заработать. По гороскопу я Дева, а представитель этого знака зодиака знает, чем завтра будет детей кормить, и поэтому сегодня засучить готов рукава.
— И вы терпели, что хозяева вами командовали, плохое настроение на вас срывали?
— Ну нет, этого не было — все-таки перед ними не советская была домработница. Кто бы им позволил? (Наигранно грозно). Нет, там от этого абстрагируешься, то есть таиландка или какая-нибудь русская пришла (меня там русской считали) и убирает. Тебе просто говорят: вот это, это, это, и шкаф подвинуть, и как следует унитаз надо помыть, потому что подтек, туда-сюда...
— И вы?
— И я мыла, потому что все, за что берусь, делаю хорошо, и потом, в Москве у меня любимая домработница Марья Федоровна была, которая научила меня убирать быстро и рационально. Между прочим, из-за этого в Израиле очень хорошую квартиру я потеряла — имею в виду в качестве места работы.
Ее хозяйка — очень интеллигентная женщина из немецких евреев, в 37-м году из гитлеровской Германии бежавшая, — меня похвалила: «Ты убираешь отлично, мне нравится», — там же на ты все, местоимения «вы» просто нет, и я сдуру ляпнула: «Меня моя домработница в Москве научила». Она удивилась: «Ты была (это буквальный перевод с иврита. — Д. Р.) важной госпожой?». — «Ну, до известной степени», — я ответила. «Что же ты делала?». — «Книги писала». Хозяйка рассчиталась, а потом позвонила в фирму, которая заказы на уборку принимала, и сказала: «Никаких претензий к этой женщине у меня нет, она очень хорошо и добросовестно убирает, но прошу ее больше не присылать — я не могу допустить, чтобы полы мне человек с высшим образованием мыл».
— Потрясающе!
— Я подумала тогда о себе: «Дура ты набитая! — кто тебя за язык дергал?», а потом работа в газете появилась, и мытье кончилось...
— ...а с ним и довольно мучительный эксперимент под названием «писатель меняет профессию» прекратился — полезный хоть опыт был?
— Наверное, да, хотя повторить его не хотелось бы.
Кстати, совсем недавно я вынуждена была — из-за проблем с позвоночником — из фирмы по уборке девушку пригласить. Явилась Олеся — красивая такая, розовая вся деваха: она очень квалифицированно мою конюшню убрала, я ужасно довольна была и по старой, еще ташкентской, привычке усадила ее за стол, накормила.
Знаете, простые люди дистанции какой-то не чувствуют, и Олеся сразу же перешла на ты. «Смотрю на тебя, — воскликнула, — так вроде ты ничего, но дура дурой». — «А почему?» — я спросила. «Ну кто же на одну полку средство для мытья окон со стиральным порошком ставит, да?». Пришлось оправдываться: «Но я же не знала», а она продолжала: «Одна живешь?». — «Нет, у меня муж есть». У нее брови от удивления подскочили: «Муж? Господи, кто польстился-то? Боже, в доме-то хрусталя нет, золота нет — одни книги пылятся».
Прощаясь, сказала ей: «Знаете, Олеся, я была бы очень вам благодарна, если бы вы в субботу тоже пришли, потому что должны быть гости, а я совершенно ни встать не могу, ни лечь». Она: «А ты что, шабат не держишь?». Я плечами пожала: «Но это же вы будете убирать, а не я». — «А ты еще и хитрожопая!» — и я поняла: это совершенно мой человек!..
— Сегодня о том, что в Израиль уехали, вы жалеете или нет? Только честно...
— В этом я не раскаивалась никогда — никогда! Понимаете, тот, кто о каком-то поступке сожалеет — я имею в виду не о том, что кому-то сказал или сделал, а судьбинный, глобальный шаг, — человек не мужественный, потому что жизнь, этот путь, надо на всем ее протяжении принимать, и надо сказать себе: «Да, я хозяин этой судьбы, и обстоятельства так сложились, потому что я их так сложила».
— Ух! — вы сильная женщина!..
— Я стойкая женщина, скажем так.
— Из-за этой своей стойкости вы страдаете?
— Я всегда страдаю, поскольку у меня драматический склад характера.
— Слабой быть легче?
— Гораздо проще, конечно, — если при этом есть тот, на кого можно опереться.
— Лучше слабее и желательно глупее быть, правда?
— Знаете, глупой быть мне не хотелось бы — таких я и не люблю, и не уважаю, и хотя часто жалею и привечаю, никогда не понимала, как мозги глупца устроены, почему он мне то или это сказал.
«ДУМАЮ, ЧТО ЛЮБОЙ ДУРАК — КАТАСТРОФА, НО ЕВРЕЙ-ДУРАК — ВДВОЙНЕ»
— Игорь Губерман мне когда-то признался: «Здесь, в Израиле, я смог воочию убедиться, что самая гениальная выдумка антисемитов — миф о поголовной умности еврейского народа. Ох, если бы это было так! — во всяком случае, евреев-дураков я встречал в Израиле чудовищное количество. Мы ведь привыкли здесь, в России и в Украине, что еврей — это, простите, чуть лысоватый, в очках, вежливый младший научный сотрудник, бухгалтер, экономист, инженер в цеху или, скорее, в конструкторском бюро. Юрист, врач, — непременно, правда же? — а каких биндюжников, каких людей земли, почвы — диковатых, нагловатых, малообразованных — я вижу там... Они, к моему удивлению, тоже евреями оказались, поэтому для многих из нас встреча с родным народом была очень трудной. Мы же вдобавок из разных стран: представляете культурные различия между, допустим, йеменцем и нами, марокканцем и нами? Или даже евреями из Бухары и из Москвы, Прибалтики?
Вы не поверите: дураков там безумное количество, причем дураков с еврейским апломбом, категоричностью, жутко активных. Вы знаете, я бы хотел обрадовать читателей, которые настроены к евреям недоброжелательно, — там, в Израиле, воочию видишь людей, которые были комиссарами, участвовали в продразверстках, с горящими глазами слепо строили социализм, по пути убивая: верша, так сказать, волю партии и, по их представлению, революционное правосудие. Помните гениальный образ Швондера в «Собачьем сердце» Булгакова? Таких в Израиле дикое количество». В результате Губерман пришел к выводу, что евреи или очень умными бывают, или тотально глупыми, — вы это мнение разделяете?
— (Смеется). Это Мироныч, конечно, загнул. Нет-нет, тут я с ним не согласна, хотя во многом Игоря Мироновича Губермана поддерживаю — он мой большой и друг, и сосед, и застольный напарник...
— ...и вообще молодец...
— Замечательный человек и поэт, очень мне дорогой, но в этом мы с ним расходимся, а помните у Довлатова: «Раньше я был убежден, что средний тип еврея — это профессор Эйхенбаум», но когда он на Брайтон-Бич оказался, многое понял...
— Говорят, если еврей — дурак, это уже клиника...
— Катастрофа! Думаю, что любой дурак — катастрофа, но еврей-дурак — вдвойне, потому что он страшно эмоционален, активен, пассионарен и амбициозен — это правда.
Понимаете, я не профессорская дочка, которая на Ленинских горах выросла, и домработница на уроки испанского или английского ее возила, а потом в университет она поступила — все эти девочки хорошо мне знакомы тоже, но я очень простая ташкентская девка, выросла в густонаселенном южном дворе среди людей, не шибко образованных (вызывающе): та я с кем хочешь поговорить могу — хоть с работягой, хоть с авторитетом. Каким угодно языком, и знаю, что человек — к евреям это тоже относится — существо очень разнообразное.
Кроме всего прочего, я прозаик, писатель и должна собеседника расшевелить, что-то в глубине его раскопать, лицо, спрятанное за некой социальной маской, увидеть. Исключительно глупый индивидуум, в чистом, так сказать, рафинированном виде встречается крайне редко, потому что в нем обязательно какая-то точка прощупывается, где вдруг он расцветает, — да, это не профессор, не академик, но что-то такое в нем трепещет, и это интересно.
— «У меня есть один недостаток, — покойный Борис Абрамович Березовский мне говорил, — я очень плохо разбираюсь в людях», но он был политиком, бизнесменом, а писатели, как утверждал Горький, инженеры человеческих душ. Вы в людях хорошо разбираетесь?
— Я в них не разбираюсь, просто чувствую их, причем с первого взгляда — по ощущениям он все-таки наиболее верный. Если мне кто-то с первого взгляда не нравится, отношения потом могут складываться как угодно — я знаю, что это не навсегда, а до какого-то поворотного момента: рано или поздно новый знакомец проявит то, что в первом импульсе мне послал, и наоборот, есть люди, в которых я сразу падаю и понимаю, что это мое, мое: моментально прижать стараюсь и не расставаться уже никогда. Потом он как угодно некрасиво поступить может, но я знаю, что это случайно у него вышло: бедняга не хотел, но так получилось.
— Вы в результате его оправдаете?
— Пожалуй, да — если это, конечно, не трагическая какая-нибудь история.
— Оправдав его, оправдаете себя...
— Возможно, но я считаю, что мы всегда, в общем-то, заняты тем, что оправдываем себя.
«ИЕРУСАЛИМ — ОН, КАК ОСТРЫЙ ПЕРЕЦ В ГЛОТКЕ, И ЕГО ПЕРЕЖИТЬ НАДО, ПОНЯТЬ, ПРОГЛОТИТЬ ИЛИ ИМ ПОДАВИТЬСЯ»
— Где в Израиле вы живете?
— Под Иерусалимом, в очаровательном городке Маале-Адумим, но уже, как та коза, что к колышку привязана и пастбище вокруг объела, стараюсь переехать куда-то в другое место и очень в лесистую местность хочу.
— Из ваших окон вид на большой Иерусалим открывается...
— Из них и Масличная гора с карандашиком колокольни Елеонской обители православного ортодоксального монастыря видна, и бывший лютеранский госпиталь «Августа Виктория», где замечательные органные концерты проходят, и гора Скопус, то есть Хар ха-Цофим, — гора наблюдателей с башней университета, с которой все завоеватели на Иерусалим первый взгляд бросали.
— После Москвы, громадного мегаполиса, вам в сравнительно меньшем восточном городе не тесно?
— Иерусалим не совсем город: это уникальная местность, где три великие религии родились, произросли и до сих пор клубятся и плюс еще масса всевозможных ответвлений человеческой мысли и человеческого бытия — согласно еврейской традиции, Иерусалим небесный и Иерусалим земной на уровне 18 километров от земли соединяются...
Однажды к нашим друзьям приятель приехал (он замминистра культуры России потом был), меня попросили куда-нибудь его прогулять, и мы три-четыре дня ходили, ходили, ходили... Перед отъездом он признался: «Вы знаете, я вдруг сегодня почувствовал этот город и понял его» — значит, все это время не ощущал?
Иерусалим очень многие не принимают, не понимают, не могут в него войти: вот и я не сразу сообразила, почему у меня с ним — несмотря на его историческое и религиозное величие — домашние отношения... Все мое детство среди похожих на иерусалимские, трогательных комедийных персонажей прошло, среди разнонациональных акцентов и терпких словечек. Мой друг — он писатель, в Тель-Авиве живет (естественно, я этот город не принимаю) — заметил снисходительно: «Ну что Иерусалим? — наш ближневосточный Самарканд», но сказать так — значит, вообще природу места, где соединились время и вечность, самого загадочного на планете, не понимать...
— Старый Тель-Авив, между прочим, тоже город особый...
— Ну, это вообще Сочи...
— ...до Олимпиады...
— Да, правда, он очень мощно сейчас растет. Вообще, с Тель-Авивом примерно на 12-м году жизни в Израиле я смирилась, а поначалу он приводил меня в ужас. Теперь я многое о нем поняла тоже, но неважно — в этой стране городов интересных и очень разных немало, однако Иерусалим — он отдельный, как острый перец в глотке, и его пережить надо, понять, проглотить или им подавиться. Что вы хотите? — он принимает тех, кого принимает...
— «Мой Израиль, — обмолвились вы, — это миф», а что эта страна для вас означает?
— Во-первых, это сейчас мой дом, и в нем — если такое расширительное подразумевать значение — разные есть уголки и чуланы. Иногда даже бывает, что человек, особенно ребенок, который в каком-то большом доме растет, не любит под лестницей бывать, проходить мимо нее поздно вечером или ночью избегает, знает, что там таракашка или еще кто-то живет.
Иерусалим — город очень многоступенный, многозначный, всегда неожиданный, вдруг открывающий какое-то свое подземелье, куда заглянуть страшно. Ты заходишь туда, абсолютно очарованный, когда на каком-нибудь 18-м году жизни в Израиле приятельница твоя Марина, экскурсовод, вдруг тебе говорит: «Диночка, у меня группа американцев и в каменоломни Соломона экскурсия частная — не хотите ли присоединиться?». — «Где каменоломни?» — спрашиваю. «Под Старым городом». — «Да я там все как свои пять пальцев знаю!», и тут Марина меня огорошивает: «Вы ту железную дверку в стене помните? (А я всегда думала, что за ней электричество. — Д. Р.). Она какое-то время закрыта была, а теперь ее, наконец, открыли».
И вот ты попадаешь в систему пещер карстовых — над тобой гигантская, соборная совершенно высота со следами инструментов каменотесов времен царя Соломона, в зал масонской ложи заходишь, в которой до середины ХIХ века масонская ложа таки заседала...
— ...и ощущаете себя кем?
— Человеком ниоткуда, нигде не пустившим корни и пришедшим как бы в историю своего народа, потому что по этому ходу, который начинается за этой пещерой и продолжается целой системой пещер аж до Иерихона, бежал еврейский царь Цедекия от Навуходоносора. В районе Иерихона он таки вышел, но его поймали, убили на глазах царя всех его детей, а самого ослепили — это Библия, Второзаконие.
«НА МОЙ ВОПРОС, КАК ПРОЙТИ НА ДЕРИБАСОВСКУЮ, СТАРИЧОК ОТВЕТИЛ: «МАДАМ, ВЫ ЕЕ УЖЕ ТОПЧЕТЕ»
— В своих книгах вы разные украинские города описали — Киев, Львов, но любимой называете все же Одессу: почему?
— А я всегда ее обожала — по книгам, ни разу в ней не побывав: стоит ли объяснять, что значат для литератора эти имена — Паустовский, Бабель, Олеша, Ильф, Петров?
Покидая в 90-м Советский Союз, я оплакивала свою несбывшуюся Одессу, поскольку была уверена, что уже никогда на ее улицах и бульварах не окажусь, но колесо истории вертится исправно, и в тяжелом, нищем 93-м меня — уже из Израиля — пригласили приехать туда выступить. И вот промозглый ноябрь, обветшавшие некогда очаровательные особняки, вывернутые лампочки в подъездах, выбитые окна...
— Одесситы разъехались — остались дожди, грязь, уныние да запустение...
— С такими тяжелыми мыслями я взобралась в вагон пустого по вечернему времени трамвая и первым делом увидела плакат: на нем была изображена дамочка, перебегающая трамвайные пути, причем рисунок снабжен был четверостишием:
Быть может, мечтая о сцене, о славе,
Она отступила от уличных правил,
Забыв, что подобная неосторожность
Буквально отрежет
такую возможность!
От восторга я замерла, опустила взгляд и на спинке скамьи впереди себя заметила процарапанное: «Все мущины (через «щ». — Д. Р.) — обманщики и притворщики!», чуть ниже: «Вы, Розочка, тоже не ангел!», а уже усевшись, подобрала с сиденья оставленный газетный лист и немедленно обнаружила объявление Одесской киностудии: «Для съемок нового цветного, широкоформатного художественного фильма требуются люди с идиотским выражением лица». Тут же, не успев задохнуться проглоченным воплем удачи, в разделе «Спортивные новости» прочла: «Вчера в Донецке состоялся матч между одесским «Черноморцем» и местной футбольной командой». Я подумала: нет-нет, Одесса никуда не уехала, ее не размыли дожди, просто она очередную эпоху очередной революции переживает...
— ...и чтобы это понять, надо в одесском трамвае в час пик оказаться...
— Именно. Уже на другой день я висела на ступеньке трамвая, вслушиваясь в перекличку внутри вагона: «Соня, ты вошла, Соня?!». — «Она еще как вошла! Она уже трижды мне на ногу наступила!». Меня какой-то молодой человек подпирал в голубой куртке — он висел на подножке, двери не закрывались, и вагоновожатый время от времени говорил в микрофон: «Ну ты, голубой, поднимись же с подножки, голубой. Я же сейчас не знаю, шо будет — тебя мамця не узнает, голубой». Наконец, он остановил трамвай, выскочил с обрубком резинового шланга в руке, подбежал к задней двери и со всего размаху как саданул молодого человека по спине! Я со страху чуть не свалилась: «Ну, думаю, сейчас побоище будет!», однако... Не выпуская из рук поручней, пострадавший повернул голову в профиль и сказал как ни в чем не бывало: «Не понял юмора!».
— Правильно одесситы говорят, что в других городах на трамвае ездят, а у них в нем живут...
— И еще одну прелестную сценку я видела. В полупустом вагоне у окна две то ли москвички, то ли петербурженки сидели, и одна из них громко обсуждала пыльную, грязную и провинциальную Одессу, которая есть не что иное, как литературный миф. После этих ее слов в салоне воцарилась тяжелая пауза, одесситы переглядывались и ждали — кто возьмет слово. Наконец, маленький сутулый старичок, меланхолично глядя перед собой, сказал задумчиво: «Да-а-а, конечно, Одесса могла понравиться только такому голодранцу, как Пушкин, но он здесь полюбил, и ему ответили взаимностью, а вам, мадам, даже если бы вы здесь кого-то и полюбили, боюсь, что ответить взаимностью не смог бы даже такой старый еврей, как я!». Все облегченно вздохнули, и трамвай покатил дальше...
— Однажды вы сравнили писателя с Плюшкиным, который подбирает все, что плохо лежит...
— Ну да — подбирает, улавливает, подглядывает, унюхивает... Иерусалимские друзья просили меня посылочку родственникам передать, на улице Пастера живущим, и я пустилась самонадеянно в путь, понимая лишь приблизительно, в каком направлении двигаться нужно, но само собой вскорости заблудилась.
Стала глазами искать, у кого бы дорогу спросить , а навстречу шел как раз седенький такой, прозрачный от ветхости старичок. Я к нему: «Вы не скажете, как на улицу Пастера пройти?». — «Это я не скажу? Я вам уже говорю. Пойдете прямо, на первом повороте свернете налево, потом направо, потом до круга дойдете с большим платаном. Потом налево, опять направо, трамвайные пути перейдете, но я вам не советую». Я спросила: «Почему?». — «Потому что лучше вам влезть в трамвай». — «Но я погулять по Одессе хотела». — «Ах, мадам, гулять по Одессе — ваше человеческое право, ну так идите гуляйте по Дерибасовской». Кстати, на следующий день другой похожий старичок на мой вопрос, как пройти на Дерибасовскую, ответил: «Мадам, вы ее уже топчете».
Там же я совершенно очаровательную наблюдала сценку. Некий молодой человек сидел на бульваре на скамейке и пил пиво, а наискосок к нему пожилой мужчина очень сурового вида направлялся — в нескольких шагах он остановился и закричал: «Ты почему бросил котельную?!». Тот лишь обернулся, продолжая пить. «Я спрашиваю тебя, ты почему бросил котельную?!», на что тот, наконец, ответил: «А шо мне ее, с собой таскать?».
— Вы такие перлы словесности запоминаете или украдкой записываете?
— Мучительно запоминать пытаюсь, хотя на приличия надо бы плюнуть — все-таки память с возрастом лучше не становится.
Ой, а объявления — одесские объявления?! — таблички, дощечки, записки... На дверях аптеки я целых два видела — одно казенное: «Аптека временно закрыта», другое рукописное, пониже: «Фима, заходи!», а на дверях круглосуточной аптеки листок висел с написанным от руки: «Слышу! Уже иду!». На табачном киоске торопливое объявление от руки я увидела: «Ушла в голубую даль» — потом знакомые объяснили, что «Голубая даль» — это название санатория, а вот на киоске «Пиво-воды» гениальное, на мой взгляд, объявление висело: «Пить нет». И еще одно: «За безденьги — никому».
«ЗДОРОВЕННЫЙ ПОЖИЛОЙ ДЯДЬКА С ЛИЦОМ БАБЕЛЕВСКОГО ПЕРСОНАЖА АВТОРИТЕТНО СКАЗАЛ: «СПАСИБО! ВЫ ВСЕХ НАС УДОВЛЕТВОРИЛИ!»
— Я понимаю теперь: вы не просто по Одессе гуляли, а поддерживали в себе то, что «хищным тонусом охотника за скальпами» называете...
— Да, в те дни просто в какие-то лавки заглядывала, в открытые окна посматривала, во дворы забредала... С одного балкона старик в тельняшке по грудь свесился — видно, из бывших моряков. «Хау-ду-ю-ду, вашу мать! — орал он на ссорящихся во дворе соседок. — Гуд морнинг, бляди!».
Вот так, гуляя, из дверей одной раскрытой настежь лавочки я услышала: «Дама, зайдите — такого вы еще не видали!». Я, конечно, вошла и, едва взглянула, поняла: да, такого и вправду не видела. Это была величавая женщина с лицом императрицы, невероятных габаритов, третий подбородок плавно переходил у нее в грудь, грудь — в живот, живот — в колени, и все это расстилалось вокруг и всю небольшую комнатку занимало, а на прилавке перед ней были разложены женские рейтузы невероятных расцветок, какие в народе называются «сочные».
Увидев меня, она схватила огромные фиолетовые трико, развернула на своем могучем бюсте баяном и страстно проговорила: «Теплые штаны для вашей мами!».
Я поняла: уйти отсюда без добычи не могу. «Скажите, — спросила, замирая уже от блаженства, — а моего размера у вас что-нибудь есть?». Она смерила меня оценивающим взглядом и отрезала: «Дама, шо вы с себя строите?». Когда я поняла, что не могу себе ничего купить — это просто опасно для жизни, пробормотала: «Понимаете, вот если бы на этой майке были цветы...». — «Да-а-ама! — пропела она презрительно. — Вам нужны цветы?! Так посадите их!».
— Так и уехали из Одессы, ничего на память не приобретя?
— Ну почему? — сдуру часы купила, легкомысленно наставления Великого комбинатора забыв, что вся контрабанда в Одессе производится на Малой Арнаутской. Само собой, на вторые сутки часики мирно усопли, так что можете представить, с какой надеждой кинулась я к дощатой будке часового мастера. В ней маленький лысый старичок сидел с насаженным на глаз картонным стаканчиком-линзой (мой дед точно таким часовщиком в Харькове был, поэтому я чуть не прослезилась) — он поднял лысину, переставил стаканчик на лоб, а взглянув на мои новоприобретенные часы, вздохнул: «Мадам, вам нужен трамвай». Я спросила: «Какой номер?», думая, что он направляет меня в какой-нибудь Дом быта поблизости. «А это вам без разницы, — ответил часовщик без улыбки, — дождитесь трамвая и положите этот хлам на рельсы. Для развлечения...».
Вообще, и в этот, и в следующие мои приезды в Одессе со мной разные забавные и трогательные случаи и встречи происходили, но самым страшным впечатлением был мой собственный вечер в Израильском культурном центре.
— Что же вас так напугало?
— Когда на новую сцену выхожу, неизменно театроведа Инну Люциановну Вишневскую вспоминаю — она настолько яркой, острой, язвительной и даже жестокой была в своем остроумии, что ее Инной Люциферовной хотелось назвать.
Вела она курс по истории русского театра в Литературном институте имени Горького, и вот подруга ее (эта дама точно такой же курс на соседнем потоке читала, но полной противоположностью Вишневской была — то есть очень спокойной, размеренной, даже слегка занудной) как-то спрашивает: «Инна, почему студенты у тебя сидят, замерев, впившись взглядами в твое лицо в полной тишине, а у меня в морской бой играют, бутерброды под партой жрут и на заднем ряду целуются?». — «А как ты лекции начинаешь?» — поинтересовалась Вишневская. Та обстоятельно перечислять стала: «Иду от парикмахера, захожу в аудиторию в новом костюме, поздравляю всех с началом учебного года, объявляю, что им предстоит курс по истории русского театра прослушать и первой лекция о жизни и творчестве Станиславского будет, а дальше, как полагается: «Великий русский режиссер Константин Сергеевич Станиславский родился в 1863 году...».
«А я с рынка бегу, — смеется Инна, — влетаю в аудиторию, авоську с протекающей курицей на стул вешаю, поворачиваюсь и говорю: «Ну, все вы, конечно, знаете, что Станиславский жил с Немировичем-Данченко?». Наступает гробовая тишина, они дар речи теряют, и я продолжаю: «Великий русский режиссер Константин Сергеевич Станиславский родился в 1863 году» — и дальше в полной тишине не только эту лекцию, но и весь курс читаю».
Так вот, Инна Люциановна Вишневская, с которой я на семинаре молодых драматургов Бог знает в каком году в Пицунде встречалась, когда действительно молода была и еще пьесы писала, мне говорила: «Когда на новую аудиторию выходишь, сразу возьми их за шкирку».
Выступаю я, в общем, легко, всякое смешное рассказываю, публику прозой своей не утомляя, и наградой мне смех в аудитории обычно бывает, но с одесситами, которые, как мне казалось, должны самыми чуткими к юмору быть, все это не сработало — внимательно и строго на меня глядя, они всю мою ударную программу молча выслушивали.
Прошло полчаса, и я поняла, что это провал — никогда в жизни мне не было на сцене так страшно и так одиноко. Благодаря своему опыту «вечной выступальщицы» вечер я до конца дотянула, в полуобмороке какие-то завершающие слова промямлила, и тогда из заднего ряда здоровенный пожилой дядька с лицом бабелевского персонажа поднялся и авторитетным тоном вежливо сказал: «Спасибо! Вы всех нас удовлетворили!».
«Я ВНУТРИ ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ — У МЕНЯ МНОГО ОТСЕКОВ И ТАКИХ ЯЩИЧКОВ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЮТСЯ»
— Узбекским языком вы владеете?
— К сожалению, нет и очень по этому поводу сокрушаюсь. Я вообще корю себя за то, что у меня нет (загибает пальцы) такого, такого, такого-то языка...
— ...но виртуозный русский зато есть, иврит...
— Иврит, скажем так, разговорный, на котором со своим зятем общаюсь, а еще очень-очень слабенький английский. Вы знаете, это защитная реакция человека, который привык постоянно в каком-то существовать языке — не выношу, когда другое наречье его заглушает. Я человек языковой в том смысле, что спустя два-три дня после того, как в какой-то стране оказываюсь, на ее языке начинаю общаться, пусть и весьма примитивно. Могу с итальянцем объясниться, особенно с моими терминами музыкальными: престо-престо, адажио — жестами их подкрепляя, с испанцем потолкую — пожалуйста! В принципе, с кем угодно, но до определенного момента — до тех пор, пока язык не начинает во мне звучать: тогда этот лингвистический люк закрываю.
— Русской вы себя ощущаете?
— Нет, ощущаю себя Диной Ильиничной Рубиной, и уже даже не Ильиничной (отчество — просто дань папиной памяти), потому что в Израиле я давно просто Дина. Ощущаю себя собой, хотя... нет, это не так... Я внутри очень сложная — у меня много отсеков и ящичков, которые открываются...
— Слушайте, родиться в Средней Азии, быть человеком русской культуры...
— ...потом в Москве много лет жить...
— ...затем в Израиле оказаться — какое смешение!
— Да, но, может, потому, что выросла на Кашгарке (это еврейский район был Ташкента, и там очень много евреев клубилось), всегда ощущаю себя человеком своего народа: всегда!
— То есть прежде всего вы еврейка?
— Безусловно, и мне интересны еврейские семьи, мега- и метакланы какие-то, история которых на протяжении веков отслеживается. Была недавно ужасно тронута, потому что своего двоюродного брата Диму Рубина нашла: отцы у нас — родные братья, но его родители развелись, поэтому он где-то там, вне нашего поля зрения рос. В Израиле мы встретились, пришел его сын Данечка в гости, который в Москве работает, а у него пятеро детей уже, и Дима, на свою четырехлетнюю внучку показывая, сказал: «Посмотри, а это Дина Рубина» — и я вдруг себя в детстве увидела: те же черты, пластика движений...
Для меня, происходящей из народа, протяженность жизни которого невероятно длинна и разветвлена по разным странам, — это очень много. Один и тот же род ведь может по миру скитаться: из Ирака в какую-нибудь Испанию бежать, оттуда в Португалию, потом в Нидерланды, и за все это время типологические черты лица, личности не растерять. Когда рассказы о своем очень жестком прадеде — варшавском извозчике — слушаю, вижу себя, потому что могу и сейчас 37-летнему сыну позвонить и сказать возмущенно: «А почему ты не сделал то-то и то-то?», но вдруг лицо предка перед глазами всплывает, и я понимаю, что это тот варшавский извозчик во мне голос подал. Сразу же я вспоминаю папу, когда он говорил маме: «Оставь ее в покое!» — и затыкаюсь.
«ВЫ СПРАШИВАЕТЕ ВЕЧНОГО ЖИДА, ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? ДУМАЮ, ЭТО НЕ МЕСТО, ГДЕ ТЫ РОДИЛСЯ, А СОВОКУПНОСТЬ ДЕТСКИХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ, ПЕРВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ, О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ НЕБО, ОБЛАКА, КУДА ОНИ БЕГУТ, ПОЧЕМУ...»
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Я стойкая женщина, скажем так. И всегда страдаю, поскольку у меня драматический склад характера» |
— Дина, а что же такое Родина?
— Вы спрашиваете Вечного Жида, что такое Родина? Думаю, это очень сложно понять, но, во всяком случае, не место, где ты родился.
— Не место?
— Нет, я думаю, что это совокупность твоих детских привязанностей, твоего первого представления о мире, о том, что такое небо, облака, куда они бегут, почему... Ребенок же не знает, почему продавщица из булочной на углу тащит своего мужа домой, почему он ноги, как больной, передвигает, а на самом деле пьяный? Это какая-то огромная Вселенная, время, когда деревья были большими, и если ты в состоянии представить себе какое-то другое место, где могло бы пройти твое детство, это тоже Родина, то есть все от умения какие-то стези твоего народа в себя вобрать зависит...
Возможно, если я возьмусь когда-нибудь об этом написать, какие-то слова вам найду, но сейчас мне даже их подобрать трудно — все это осязание души, потому что... Ну, например, Ташкент — моя, условно говоря, Родина. Да, там я появилась на свет — точка, но когда приехала туда 11 или 12 лет назад, это была другая страна, другие люди...
— ...другие улицы...
— ...и другие лица на этих улицах — моя Родина в результате куда-то исчезла. Знаете, когда в 90-м году на Израиль миллион народу обрушился...
— ...кошмар!..
— ...это, между прочим, в процентном отношении все равно, как если бы на Соединенные Штаты Америки 75 миллионов свалилось бы — пятая часть населения страны, и я абсолютно уверена, что Америка с этим потоком не справилась бы. Они там по капельке принимают и все никак не могут дать, например, моей сестре, блистательному профессору, грин-карт — она до сих пор с этим борется: пока безуспешно.
— Была бы мексиканкой или сомалийкой...
— ...которая через границу вместе с сусликом проползла, давно бы все получила, но дело не в этом, как вы понимаете, — в общем, естественно, в Иерусалиме и везде, в каждом городе, пятая часть населения стала другой... Одна моя знакомая, которая долго-долго на Би-би-си работала (то есть с 70-х годов в Иерусалиме жила, потом в Лондоне, а в 90-х в Израиль вернулась), все ходила и говорила: «Не верю своим глазам — Иерусалим белый, белый!». Я спрашивала: «Что значит белый?».
Вообще-то, это белокаменный город, потому что все здания там местным известняком облицовывают, который очень теплый тон имеет, на разный свет отзывчивый — утренний, дневной, и мне невдомек было, что ее так удивляет. «Ты не понимаешь, — пояснила она, — здесь белые люди ходят, вокруг белые лица» — это значит, наши приехали: москвичи, ленинградцы, киевляне, одесситы, бакинцы, ереванцы, ташкентцы, — и заполнили улицы, потому что раньше, конечно, иная доминанта преобладала: арабы, восточные евреи...
И вот когда я вернулась в Ташкент, абсолютно монголоидные лица везде увидела, а для меня, для моего зрения это уже скучно — точно так же уныло мне было в Норвегии, потому что одну краску там видела...
— Поезжайте туда сейчас — там намного уже веселее...
— Это точно — как и в Швеции. В Европе вообще весело, так что Родина — понятие не одномерное... Я в таком буйстве солнца, красок, гор и холмов фруктовых рядов выросла — этих монбланов арбузов, дынь, винограда... Наверное, какая-то солнечная улица Карагачи — это и есть моя Родина: может, поэтому Израиль как-то в меня вошел, что все очень похоже.
— Своим вы его ощущаете?
— Да, конечно. Повторяю: это мой дом, а с другой стороны, есть какая-то писательская моя часть, то мое естество, которое всегда отдельно, — оно не там.



Российский политолог и публицист Андрей ПИОНТКОВСКИЙ: «Решения, связанные с ценой на водку, у нас всегда политические: отвлечь население от возрастающих экономических проблем»
Писательница Дина РУБИНА: «Первый личный закуток я обрела, когда 50 лет мне исполнилось, — вообще, в этом возрасте многие знаковые вещи у меня появились. Во-первых, супружеская кровать (до этого в мастерской на раскладном диване мы спали), во-вторых, настоящий обеденный стол и, наконец, в-третьих, письменный стол и кабинет»
Судья международной категории ФИФА Мирослав СТУПАР: «Накануне матча в Вальядолиде я проснулся от кошмарного сна — мне приснилось зеркало, закрытое черной вуалью, и я был готов к тому, что в игре что-то пойдет не так. В итоге я оказался прав, но моя правота подтвердилась лишь спустя 24 года»
Распятый мальчик и два раба. Топ-10 фейков российской пропаганды
Известный российский фотограф и волонтер Виктория ИВЛЕВА: «Свое служение России я вижу в том, чтобы поддерживать Украину»
Битие определяет сознание?
Леонид КРАВЧУК: «Я точно знаю, что к власти когда-нибудь люди более цивилизованного мышления придут и убедятся: я пытался наметить им путь, по которому нужно идти, и пускай шоссе в результате не проложил, направление указал, а дорогу, как говорится, осилит идущий...»
В 75 — ягодка опять!
Волонтер из Нидерландов Сюзанна ДОСТАЛЕВА: «Украина давно не на первых полосах СМИ — на Западе больше говорят об «Исламском государстве» и вирусе Эбола»
Оплата только началась!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги