Народный артист России Альберт ФИЛОЗОВ: «Я не знаю, ревновала ли меня к Любе Полищук жена, но отношения у них были непростые...»
«МЕНЯ ДВАЖДЫ ИЗБИЛИ В ПОДЪЕЗДЕ МОЕГО ДОМА»
- Альберт Леонидович, вам рано пришлось повзрослеть. Уже в седьмом классе вы получили паспорт и встали на заводе за токарный станок. Почему же при каждом удобном случае стараетесь подчеркнуть, что вы слабый человек?
- Во мне сочетаются и сила, и слабость. Иногда совершаю необдуманные поступки, а потом об этом приходится жалеть.
Часто вспоминаю одну историю из детства. Наш двор окружал высокий забор. Как-то играли с ребятами в футбол, и мяч упал к соседям. Никто не решался полезть за ним: мы знали, что по ту сторону живет очень злая собака. И я, хотя был довольно хилым мальчиком, вызвался спасать мяч.
Меня с трудом за руки обратно втащили. Согласитесь, поступок глупый, ведь собака меня могла разорвать. А мама и не знала, она работала киномехаником, и ее целый день дома не было. Я вообще был брошенным ребенком (отца расстреляли в 37-м, когда Филозову не было и полугода. - Авт.). Хорошо, что научился книжки читать. Кто научил? Не помню. Мной никто не занимался, не до этого было.
- А у вас хватает времени на роль хорошего отца?
- Хм. Вы правы. Иногда мои девочки обижаются и требуют, чтобы я с ними разговаривал, но у меня нет времени. Старшая, Настя, даже упрекает. Она может часами беседовать со мной, и вопросы у нее бывают любопытные. Хотя из-за разницы в возрасте (в 57 лет. - Авт.)мне с ней не очень интересно.
![]() |
- В 1961 году вас, молодого артиста Театра имени Ермоловой, призвали в армию. Как вам удалось два года отслужить в саперном батальоне, так и не признавшись, что вы актер?
- А что толку кричать о своей профессии? Тянул лямку, как все. Хотя поблажку все-таки благодаря жене получил. Она писала какие-то бумаги в театр, а руководство в свою очередь их отсылало куда-то. Когда в армии начальство узнало, что я имею отношение к искусству, меня решили использовать по прямому назначению. Правда, очень странно - посадили командовать оркестром в Рязани. Мне присвоили лычки, и я, чтобы не бездельничать, быстренько научился играть на альте.
- Что вы имели в виду, говоря о своем побеге от славы?
- На третьем курсе Школы-студии меня пригласили и утвердили на главную роль в фильме «Зеленый фургон» режиссера Генриха Габая. А в мои времена студентам строго запрещалось сниматься в кино. В противном случае отчисляли из вуза. Но киношники пообещали мне, что договорятся через ЦК комсомола об освобождении от занятий, и я, довольный, поехал в Одессу подписывать договор. В аэропорту мне дали заполнить бланк и попросили поставить подпись. Но я как что-то чувствовал: без конца спрашивал, как все удалось уладить с институтом. Оказалось, что никто ни о чем не договаривался.
Я попросил воды и, воспользовавшись моментом, попросту сбежал домой. Благо обратный билет был с собой. Посадку уже давно объявили. И вот бегу через летное поле, машу билетом, а за мной мчатся директор, милиция, администрация. Трап уже отвели. Я успел закинуть в незакрытую еще дверь небольшого самолета сумку, подпрыгнул, подтянулся, взобрался в салон и был таков. Правда, после этого случая меня 10 лет не снимали в кино. Видимо, в наказание за трусость.
- Вы 20 лет служили в Театре имени Станиславского, потом сотрудничали с Анатолием Васильевым в Театре на Таганке. Но были периоды, когда вообще нигде не работали, сравнивая себя с Колобком, который уходит от всех. Сколько раз вы пытались убежать от актерской судьбы?
- Из-за отсутствия ролей и стабильного дохода я никогда не убивался и не опускал руки. Помню тяжелый период, когда в кино еще не начал сниматься, а в театре ролей почти не было. Тогда я с коллегами самостоятельно репетировал и ставил спектакли. А когда приходили с проверками и оказывалось, что премьер не хватает - в советские времена театр обязан был поставить в год четыре спектакля, - выпускали наши.
Уйдя из Театра Станиславского в 1984 году, выучил две программы и ездил с ними по стране от «Общества книголюбов». Читал Зощенко, Пушкина, Славкина. Как видите, я всегда мог прокормить семью в большей или меньшей степени. Хотя никогда не выпрашивал и не клянчил роли.
![]() |
| Альберт Филозов — Шернер (справа), Ален Делон — инспектор Фош (в центре) в картине «Тегеран-43», 1981 год. «В «Тегеране» я все просил режиссеров: «Дайте я хоть разок выстрелю, сделаю что-нибудь злодейское...». — «Ты стрелять не умеешь, — отвечали мне, — и это сразу будет видно» |
- В тяжелые 90-е вас пригласили во ВГИК преподавать вместе с Арменом Джигарханяном. Удивительный был тандем: горячий и темпераментный Джигарханян и меланхолический закрытый Филозов. Разногласия в работе случались?
- Мы никогда не говорили о программе, никогда не обсуждали того или иного студента, но не было случая, чтобы то, что приглянулось Джигарханяну, не понравилось мне. Если талант очевиден, что же тут спорить? А вне работы мы не общались. Вечеринки я не посещаю - чувствую себя на них плохо, и, по-моему, Армен Борисович их тоже не любит. Вот на съемочной площадке часто встречались, много снимались вместе и всегда находили общий язык. Видимо, плюс на минус дал положительный результат, и нам дали курс на двоих.
- Вам повезло меньше, чем Армену Борисовичу, которому поклонник подарил семикомнатный дом в Америке. Вы живете достаточно скромно, пользуетесь, ко всеобщему удивлению, метро... Это осознанный выбор?
- У меня не получается водить машину, а жена не хочет учиться. Впрочем, я не чувствую дискомфорта в подземке - надвигаю кепку на лоб, уткнусь в книгу и читаю. Раньше учил тексты в метро - очень удобно. Конечно, часто узнают. Иной раз место уступают, улыбаются, подходят и благодарят, но бывает, тычут пальцем, смотрят в упор и обсуждают.
- На вас два раза совершали нападение с целью ограбления. Вы позаботились о каких-то мерах предосторожности?
- Меня дважды избили в подъезде моего дома. Поэтому теперь после спектакля я езжу домой на машине, и водитель ждет, пока я войду в подъезд.
«Я НЕ ВИЖУ В РОССИИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ БЫ В ТЕАТР СО СЛОВАМИ: «БУДУ ЧТО УГОДНО ДЕЛАТЬ, ТОЛЬКО ВОЗЬМИТЕ»
- Сергей Юрский говорит, что «система Станиславского ушла в американский кинематограф. А мы имеем аморальное кино с плохими текстами». Не обидно, что наши актеры обучают за границей русской школе игры: Юрский преподавал в Японии, вы - в Англии, - тогда как молодые российские артисты мало что умеют?
![]() |
| С Игорем Костолевским и Арменом Джигарханяном. В середине 90-х Альберт Леонидович и Армен Борисович вели общий курс во ВГИКе. «Мы никогда не обсуждали того или иного студента, но не было случая, чтобы то, что приглянулось Джигарханяну, не понравилось мне» |
- Во-первых, за рубежом учатся не только для того, чтобы стать актером. Очень часто используют школу для медицинских целей. У меня на курсе училась девушка, которую изнасиловали в 14 лет. Ее родители отдали в актерскую школу, потому что театр проделывает душевную работу и излечивает человека.
Качество игры в наше кино, к сожалению, не вернуть. У нас капитализм звериный, как и социализм был с нечеловеческим лицом. Западные люди за много десятилетий добились определенного качества жизни, научились уважать права друг друга, выработали мудрые законы и богатую культуру капиталистических отношений. И я ни у кого из своих английских студентов таких не видел испуганных глаз, как теперь у бывшего советского человека. Как у пенсионеров, которых бросили в этот капитализм подыхать.
Английские и российские студенты принципиально различаются, поэтому я и перестал обучать соотечественников. Чтобы оплатить учебу на моем курсе, кто-то из иностранцев работал официантом, кто-то машину продал, за кого-то платили богатые родственники. Но потом эти ребята за свои деньги душу из тебя вытрясают, а наши ученики лениво сидят - «учи меня». А научить ничему нельзя, можно только научиться. Англичане просто вынимали из меня информацию, всем интересовались, выполняли задания. С одной стороны, я сильно уставал, но с другой - очень радовался, потому что был нужен им. А нашим нужен только успех и деньги. Все хотят засветиться в сериале, быть узнаваемыми.
Я не вижу сейчас в России людей, которые пришли бы в театр со словами: «Возьмите меня, буду что угодно делать, только возьмите». Вот замечательный артист Жора Бурков сначала окончил юрфак, но так мечтал стать актером, что уехал работать в театр в Березники на Урале. Гроши получал. И в Театр Станиславского его взяли не на первые роли. Это потом он стал знаменитым киноартистом.
- Объясните, почему у тех, кому удавалось создавать шедевры раньше, сегодня так гениально уже не получается?
- Во-первых, сказывается возраст, с которым в человеке многое перегорает. Уже нет прежнего зверского аппетита на работу - не у всех, но у большинства. Во-вторых, может, время такое, неудобное для занятий искусством? Вот когда Питер Брук поставил «Махабхарату», все восхищались, а сейчас никто не говорит о его спектаклях. И Петер Штайн уже сдал. Я не видел его «Орестею», которую он поставил в Москве, но и не слышал, чтобы кричали «Ах! Ой! Идите смотрите», как это было в моей молодости. Тогда актеру нельзя было не поехать в Ленинград и не посмотреть спектакли у Товстоногова. Помню, как я ездил в один литовский городок, чтобы увидеть игру коллег. Туда со всего Советского Союза стекался зритель, а теперь такое невозможно даже представить.
![]() |
| С Натальей Андрейченко и Ларисой Удовиченко в музыкальной комедии «Мэри Поппинс, до свидания!», 1983 год |
Да и нигде в мире сейчас нет таких мощных режиссеров и театров, как в прошлом веке. Несколько лет назад с театром «Школа современной пьесы» приехали на гастроли в Лондон. Пролистали здоровенный каталог с театральным расписанием. Спрашиваем у переводчицы, что можно посмотреть сегодня. Она ответила: «Ничего!». Самым интересным оказался мюзикл «Мизерабль». И это в столице театрального мира, подарившей нам Шекспира и прочих замечательных драматургов.
- На протяжении многих лет вашей партнершей по сцене была Любовь Полищук...
- (Вздыхает). Она у меня всегда в памяти живая, веселая, легкая, естественная. Партнерша замечательная! Мы никогда с ней не обсуждали, как делать то место или это, никогда не договаривались, но она моментально успевала реагировать на зрителя. Люба была очень острой актрисой и любила устраивать всякие штуки, чтоб зрители смеялись. А я артист некомедийный, скажу вам прямо. Иногда во время спектакля мне не нравилось, что публика смеется в определенном месте. И Люба в момент усекала мое состояние. Хотя мы с ней никогда не говорили об этом, у нее было чутье. В следующий раз она уже не шутила.
У нее никогда, как у других актеров, не было одних и тех же интонаций. Со спектакля «Пришел мужчина к женщине», где мы с Любой Полищук были заняты, началась творческая жизнь «Школы современной пьесы». Наши первые гастроли состоялись в 1991 году в Израиле. Но тогда нас кинули продюсеры, и спектакль играли каждый день за исключением Шаббата, то есть 22 раза. И не было случая, чтобы один был похож на другой. Это, конечно, благодаря Любе.
Помню, как-то играли в театре «Габима». Так сложилось, что мы остались без костюмов - сломалась фура со всем реквизитом. А по сюжету Люба встречает меня в белье, набросив на себя тонкий халат. Актриса, как всегда, не растерялась. Сняла с себя платье и завернулась в какую-то шинель, висевшую после габимовского спектакля. Вот такая она была смелая и изобретательная. (Помолчав).С ее уходом театр, конечно, очень много потерял.
![]() |
| Одна из самых запоминающихся киноролей Филозова — папа Ромы Лавочкина в фильме Ильи Фрэза по роману Галины Щербаковой «Вам и не снилось». С Ириной Мирошниченко, 1980 год |
- На сцене ваши отношения выглядели гармонично, а как они складывались вне сцены?
- И с Любой, и с Сережей, ее мужем, мы хорошо ладили. Обычно в поездках после спектаклей ходили вместе ужинать. А в Москве только до дома успеваю дойти - друзей навещать не получается. Работа и дом.
- Вы с Любовью Полищук много времени проводили вместе. Ваша жена не ревновала к такой красивой женщине?
- (Усмехнулся). Ну, не знаю.
- Или не хотите говорить?
- Нет. Ну, непростые были отношения. (Нехотя). Жена и Люба не очень общались.
- Вы были влюблены в Полищук?
- Я всех своих партнерш очень люблю. У меня они всегда были самые красивые, особенно в кинематографе: Мирошниченко, Андрейченко, Полищук, Алферова, Чурсина, Сафонова.
В спектакле «Пришел мужчина к женщине» есть такая мизансцена, когда я несу свою партнершу на руках, потом спотыкаюсь, и мы падаем вместе. Под кроватью рядом лежим, и там предполагается любовная сцена. Мы говорим какие-то тексты, а я смотрю на Иру Алферову и думаю, какая она красивая женщина, как мне повезло. Мне приятно с моими партнершами общаться еще и потому, что они красавицы. На сцене это имеет значение.
«ФРЭЗ РАСКРИТИКОВАЛ ЛЕНУ СОЛОВЕЙ ЗА ТО, ЧТО У НЕЕ В КАДРЕ СКВОЗЬ СВЕТЛУЮ КОФТОЧКУ ПРОСВЕЧИВАЕТСЯ ТЕМНОЕ БЕЛЬЕ»
- 30 лет назад на советские экраны вышла картина режиссера Ильи Фрэза «Вам и не снилось», где вы сыграли папу главного героя - кроткого отца семейства Константина Лавочкина. Это один из моих самых любимых фильмов.
![]() |
| «Со спектакля «Пришел мужчина к женщине» (1992 год), где мы с Любой Полищук были заняты, началась творческая жизнь «Школы современной пьесы». С уходом Любы театр, конечно, очень много потерял» |
- Его все очень любят. Мы столько с ним ездили по разным фестивалям. В Москве по случаю юбилея записали целую передачу, пригласив в студию главных исполнителей. «Последнюю поэму» на стихи Рабиндраната Тагора и музыку Алексея Рыбникова, которую в кино исполняет Ирина Отиева, предложили спеть Ирине Мирошниченко дуэтом с Лидией Федосеевой-Шукшиной. Но Ира возразила: «Ну зачем Шукшина, если у меня в фильме отношения с Филозовым?». И мы вместе записали песню. Получился неплохой дуэт.
- Вам интересно работалось в этой картине - состав там был просто замечательный?
- Создавать кинообраз - это как собирать детскую игрушку из кусочков. Получится она или нет, во многом зависит от режиссера, от того, как он ее склеит. Иногда на съемочной площадке все хорошо снимают, а когда смотришь, оказывается, самые лучшие места вырезаны. Илья Фрэз, безусловно, опытный, у него хороший глаз.
Также успех фильма зависит от подобранных исполнителей. В картине «Вам и не снилось» все артисты были на своем месте: Татьяна Пельтцер, Елена Соловей, Ирина Мирошниченко, Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Филатов. Прекрасно сыграли главные герои Татьяна Аксюта и Никита Михайловский, который, к сожалению, умер совсем молодым. А Таня на передачу приехала. В отличной форме. Выглядит хорошо, как всегда, моложе своих лет. (Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, а Никите Михайловскому - 16 лет. - Авт.).
- С какими трудностями вы сталкивались на съемке фильма?
- Как-то вспоминается все хорошее. Правда, когда посмотрели материал, режиссер раскритиковал замечательную актрису Лену Соловей. Был один план, где у нее сквозь светлую кофточку просвечивалось темное белье. А она играла такую засушенную учительницу литературы Татьяну Кольцову, чья женская сущность сквозь «синий чулок» как бы просвечивалась. И это был почти символический костюм. Она умница. Фрэз ничего не понял: стал Лену ругать, доказывать, что так одеваться нельзя. Актриса покраснела. Было очень досадно.
![]() |
| С Ириной Алферовой в постановке «Пришел мужчина к женщине». «Мне приятно с моими партнершами общаться еще и потому, что они красавицы. На сцене это имеет значение» |
- Елена Соловей давно живет в Америке. Вы с ней поддерживаете отношения?
- Нет, хотя мы не раз встречались на съемочной площадке. Она мне всегда очень нравилась, и когда играл с ней, чувствовал волнение. Слышал, Лена жалеет, что уехала из страны, но трудно сказать, как бы у нее тут сложилась жизнь. Так много замечательных актрис заканчивают в полной безвестности. Вот Марина Ладынина была героиня из героинь. А ее не пустили в Дом кино, потому что не узнали. Ведь это еще тяжелее - после такой славы вдруг остаться без работы.
«Я НЕ ИЗ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ ВЕСЬ МИР - ОТЧИЗНА, И НЕ СМОГ БЫ ЖИТЬ В ДРУГОЙ СТРАНЕ»
- У вас не возникало желания уехать на ПМЖ за рубеж?
- Никогда. Я бы не смог жить в другой стране. Как-то два месяца провел на больших гастролях: Германия, Бельгия, Париж, Рим. Последние три дня - в Риме. Причем ничего уже не надо было делать - гуляй себе, отдыхай. Можно было поехать в Неаполь, да куда угодно, но не хотелось.
Мы с Лешей Петренко побродили по городу и зашли в Колизей. А там для посетителей открыты два уровня, третий закрыт воротами. Смотрим: кто-то наверху там ходит, ну и мы полезли. Тотчас появилась полиция, начали свистеть: «Карабинеры, карабинеры!».
Прибегают, хватают нас. Руки не заламывают, но предлагают спуститься в администрацию. А мы же языка не знаем. Пытались по-английски сказать, что мы актеры. Потом, к счастью, я нашел у себя визитку нашего продюсера. Дали им. Они позвонили. Тот стал просить: «Отпустите этих русских дураков. Они действительно актеры и опасности не представляют». Нас отпустили. Вот так я проводил время в Риме. Хотя и деньги были, но хотелось домой. Я не из тех людей, которым весь мир - отчизна.
- Вы так сроднились за минувшие полвека с Москвой?
- Я долго ощущал свою провинциальность. Помню, приехал в столицу в бобриковом тяжелом пальто до пят, широких штанах. В Свердловске так тогда было модно, а в Москве уже носили брюки-дудочки. Оглядевшись вокруг, быстро сообразил и сузил штаны, подрезал пальто. Не исключаю, что сначала надо мной смеялись. Помню, как, будучи студентами, а у нас большинство на курсе приехали из провинции, пытались стать интеллигентами московскими. Я купил шляпу. (Смеется).Посмотрел на себя в зеркало и тут же ее метанул. Но потом ничего, попривык.
![]() |
| С Евгением Евстигнеевым в «Ночных забавах», 1991 год |
Но у меня были такие педагоги, что, хочешь не хочешь, провинцию из себя изгонишь. Манеры преподавала княгиня Волконская. Она ходила согнутая от времени, но в то же время абсолютно прямая. Курила папиросы «Беломор», но делала это так изящно и красиво, что, когда ты с ней встречался в узком коридоре, хотел спрятать глаза. И уж нельзя было к Волконской прийти в сорочке с грязным воротничком или неглаженной. Поэтому я вставал в шесть утра, грел большой чугунный чайник воды и чугунный утюг на плите: стирал рубашку и тут же высушивал ее утюгом. Многие думали, что я москвич. Потому что в условиях общежития выглядеть накрахмаленным было непросто.
- Ваш курс в Школе-студии МХАТ был особенно звездный: Александр и Евгений Лазаревы, Вячеслав Невинный, Алла Покровская, Владимир Кашпур...
- И звездным, и сплоченным. После выпуска на протяжении многих лет встречались у нашего любимого педагога - замечательной актрисы и человека Софьи Пилявской. 17 мая - в день ее рождения - почти весь курс у нее собирался. И сегодня, спустя десятки лет, кто может, встречается. Но многие уже ушли - умер Слава Невинный, Танечка Лаврова...
(Задумчиво). Студенческие годы были веселыми и дружными. С подковерными играми и интригами актер чаще сталкивается в театре, особенно если в нем артисты со званиями. В Ермоловском, где раньше служил, атмосфера была не очень хорошая. Между режиссерами все время велась война.
К примеру, главного режиссера Леонида Варпаховского, который взял меня в театр, просто съели. Было так: Орданская и Якут объединились в одну группировку, а Галяс и Соловьев, с которыми работал Варпаховский, - в другую. Орданская пошла к Фурцевой, бросилась в ножки и сказала, что у нас в театре работает враг народа. И это человек, который 17 лет отсидел! (С грустью). А в Театре Станиславского народ был помельче, и таких интриг не возникало.
- В «Школе современной пьесы» как обстоят дела?
- Подсиживания возможны, когда есть лишние люди. В нашем театре их нет. Труппа очень маленькая. Некоторые уходят сами - в антрепризу, так как там, конечно, платят больше. Я тоже играю на стороне один спектакль, хотя это очень не нравится Иосифу Райхельгаузу (художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы». - Авт.). Но жить-то надо - я в семье работаю один. Жена Наташа занимается дома девочками.
![]() |
| С Евгением Мироновым в картине «В августе 44-го...», 2000 год |
- Телесериал - враг актерского искусства, но и им вы не гнушаетесь...
- Гонорар хороший. Моя последняя работа в телесериале «Алые паруса», который снимали в Киеве. Интересно было работать в «Пятом ангеле». Также хорошие сериалы у Глеба Панфилова. Опытные режиссеры показывают достойные работы. Но я снимался и в слабых сериалах. Не буду приводить примеры, чтобы никого не обидеть. Чаще это молодые не бесталанные режиссеры, но, может, у них опыта мало или денег.
- Роберт де Ниро для роли Аль Капоне в картине Брайана де Пальмы «Неприкасаемые» набирал лишний вес. А на какие ухищрения приходилось идти вам ради роли?
- Специально учился играть на трубе, на флейте, на фортепиано разучил 20-ю прелюдию Шопена. В одном спектакле даже оркестром дирижировал. Во время съемок фильма «Отклонение: ноль», где я играл летчика-испытателя, учился водить большой военно-транспортный самолет по полосе. Снимали кадр, как я сажаю горящий самолет. И, чтобы убедить зрителя, что за рулем я, меня посадили на место командира корабля, а командир корабля сидел на месте второго пилота. Но он только давал советы: на земле у самолета нет двойного ведения, как в воздухе.
Мы час водили четырехмоторную громадину по полосе, вернее, я! Ощущения неповторимые. Вначале сильно волновался, но потом почувствовал, что самолет подчиняется мне, и хотел уже красиво вписаться в осевую линию. Командир кричит: «Давай, давай, поворачивай!». Я ему: «Погоди, погодите!». Кончилось тем, что у нас самолет задымил. Скорость разгона - 180-200 км, а мы час водили. Нам по рации сказали, что задымились колеса. Я стал переживать. Командир успокоил: «Да ничего, загасят сейчас. Подумаешь».
«КОГДА ЦВЕТЫ ДАРЯТ НЕ ТЕБЕ, А ТВОЕЙ ПАРТНЕРШЕ, КОШКИ НА ДУШЕ СКРЕБУТ»
- Бытует мнение, что представители актерской профессии - люди порочные. А вы мне кажетесь воплощением добродетели...
- Если честно, у меня есть все актерские пороки. Когда меня ругают, да еще и незаслуженно, бывает очень обидно, и я злюсь. Когда хвалят - приятно, хотя и делаешь вид: ну ладно, не надо об этом. А когда цветы дарят не тебе, а твоей партнерше - кошки на душе скребут. Хочешь, чтоб и тебе вручали.
![]() |
| Со своей третьей женой Альберт Леонидович познакомился на киностудии Довженко — Наталья была заместителем директора картины, в которой снимался Филозов. «Наташа моложе меня на 20 лет, но я этого не чувствую» |
После неудачного спектакля домой иногда иду пешком, чтобы пар выпустить. Встречу кого-то в таком состоянии - обязательно наговорю гадостей. Меня лучше оставить в покое - тогда я сам успокоюсь. И домашним со мной лучше не разговаривать, не лезть ко мне. Я не пессимист, но мрачноватый тип такой. Это, конечно, серьезный минус.
- Тяжело осознавать, что кто-то талантливее тебя?
- Разумеется. Но я ж не идиот. Достаточно объективно к себе отношусь и свои недостатки актерские знаю. Конечно, обидно и завидно. Но это не значит, что я бы сделал какую-то гадость Саиду Багову, которого считаю одним из самых талантливых актеров в нашем театре. Да, завидую! Он смелый, наглый иногда, в нем есть лицедейское начало. Как гениально он показывает Смоктуновского! А я вот совершенно не умею изображать никого.
- Альберт Леонидович, простите за бестактность, но я не могу об этом не спросить... В одной из московских газет была опубликована статья: «У Альберта Филозова жена - клептоманка». Там довольно подробно описано, как ваша супруга Наталья в московском роддоме № 67, где появилась на свет младшая дочь Аня, «охотилась на интимные принадлежности» рожениц и...
- (Перебивает). Это не так! (Вспыльчиво). И я хотел было подать в суд на эту газету, но наш завлит меня убедил, что не следует. Он сказал, что, если поднимать скандал, только хуже станет. А так все быстро забудется.
Не знаю, кому это нужно было. Больно и обидно. Главное, никак нельзя себя оградить от подобного. Негодяи! Мерзавцы! Как вообще такое можно было придумать! (Немного помолчав). Просто у нас была знакомая врач, которая работала в роддоме, и я боюсь, что это она сделала. После вышедшей статьи мы не общались.
- Ваша третья жена не актриса, но познакомились вы с ней на киностудии Довженко, в Киеве...
- Она была заместителем директора картины, в которой я снимался. Наташа моложе меня на 20 лет, но я не чувствую этого. Кроме того, я стал терпеливее, она пообтесалась в Москве. В Киев часто ездим с детьми к ее родителям. А когда я приезжаю на гастроли, меня встречают тесть и теща. Привожу им московские конфеты, черный бездрожжевой хлеб, который продается у нас в одном магазине. Кстати, Киев очень красивый. Лавра замечательная.
- Вы как-то сетовали, что режиссеры вам предлагают чаще роли безобидных интеллигентов, не давая проявить и другие качества. Какие?
- Силу. Все время показываю слабость и недотепость. Были у меня и злодеи, но картонные. В «Тегеране-43» все просил у режиссеров: «Дайте я хоть выстрелю, сделаю что-нибудь злодейское...».- «Ты стрелять не умеешь, - отвечали мне, - и это сразу будет видно».
Еще я почти не играл классику. И в «Школе современной пьесы», к сожалению, не суждено. В кино тоже не было по-настоящему драматического материала. Но, может, еще повезет.
- В 73 года у вас не возникало желания уйти на заслуженную пенсию?
- Никогда. Мечтаю умереть на сцене, а не в кровати. Если Райхельгауз не выгонит, уходить не собираюсь. Театр помогает оставаться в форме. Иногда на сцену идешь больной, а после спектакля выходишь здоровый. Театр излечивает. Другое дело - повезет тебе стать актером или нет.
Быть на побегушках «кушать подано» - это не работа. У многих такие судьбы: люди и ломаются, и спиваются, и жиреют. Поэтому не хочу для своих детей актерской судьбы. Бывает, что все составляющие успеха есть: прекрасный режиссер, хорошая роль, но ты не заразителен. Станиславский сказал: «Успех актера - 30 процентов талант, остальное - удача». И мне повезло, что еще работаю, что еще нужен.











Народный артист России Альберт ФИЛОЗОВ: «Я не знаю, ревновала ли меня к Любе Полищук жена, но отношения у них были непростые...»
Народный артист России Михаил СВЕТИН: «Даже на похоронах, где иной раз бываю, человек посмотрит на меня и вдруг... улыбнется»
Писатель Фредерик БЕГБЕДЕР: «Когда выпадает возможность расслабиться, расслабляюсь так, что напрягаются другие»
Скончался легендарный рок-блюз-музыкант Гари Мур
Волочкова раскритиковала и обматерила партию Путина «Единая Россия»
«Недосконалiсть свiту заї...ла»
Жанне Эппле наконец попался мужчина «не сво...»
Бориса Моисеева выписывают
Эдуард ХАНОК: «Какое открытие последних лет считаю самым важным? Волну мою, конечно!»
«Ради практических нужд государства»
«I як напишеш, так уже i буде...»
Директор Института геологических наук НАН Украины академик Петр ГОЖИК: «Для Украины разработка сланцевого газа — реальная перспектива на ближайшие 10-20 лет. Просто государству нужно повернуться лицом к нефтегазовой отрасли»
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги