«I як напишеш, так уже i буде...»
«НАМ З ТОБОЮ, ВИДНО, ПО ДОРОЗI, БО IШЛИ Й НIКУДИ НЕ ПРИЙШЛИ»
Насколько я знаю, «Марусю Чурай» пока еще не исключали из школьной программы. Когда я была школьницей, еще не включали. В киевском вузе, где я училась на русского филолога, мы проходили сучасну українську лiтературу, но проходили мимо, и Лину Костенко я открыла для себя совершенно случайно, но не как воина, рыцаря и феминистку, а как автора потрясающих лирических стихов.
Циферблат годинника на розi
Хуртовини снiгом замели...
Нам з тобою, видно, по дорозi,
Бо iшли й нiкуди не прийшли.
Знов тi самi вулицi незрячi
I замету хвиля снiгова.
Нам з тобою легко так, неначе
Вiтер нам пiдказує слова.
Пiдкажи найлагiднiше слово,
Я його слухняно повторю.
Розгуляйся буйно i раптово,
Заглуши усе, що говорю!
Не було нi зустрiчi, нi туги.
Не було пориву i жалю.
Я спокiйна.
Я щаслива з другим.
Я тебе нiтрохи не люблю.
А якщо заплачу i руками
Я торкну ясне твоє чоло, -
Нас не бачать леви бiля брами:
Левам очi снiгом замело.
Год назад, когда в связи со своим юбилеем Лина Васильевна впервые после многолетнего затворничества появилась на публике, у нее начался, на мой взгляд, очень непростой период возвращения к читателю. Костенко ни на миг не уходила из большой литературы, при этом долгие годы не столько вынужденно, сколько сознательно находилась на обочине современных литературных процессов.
Выросло поколение, которое практически не знает о Лине Костенко, из поколения тех, кто ее знал хорошо, многие уже ушли в лучший мир. Слава Богу, остается много тех, которые знают, помнят и ценят, очень много таких, которые знают что-то. Существует еще фантастическая категория поклонников, которые что-то слышали.
Я думаю, в столь бурном читательском море непросто находиться на плаву, плюс у Лины Васильевны ко всем ее регалиям с недавних пор добавился еще один почетный титул: «совесть нации». Сама Костенко по этому поводу высказалась исчерпывающе: когда ее куда-то пригласили с тем, дабы что-то ей как «совести» вручить, она категорически отказалась: «Не пiду. Бо совiсть в мене все ж таки є».
В принципе, назначать кого-нибудь совестью - традиция давняя и типично советская, свидетельствующая о крайнем инфантилизме и косности общества. Несмотря на то что одной совести на всю нацию явно недостаточно, в социуме по-прежнему большой спрос на конкретных ее носителей - ничего удивительного, что конкретные носители у нас регулярно меняются. Зато все время есть с кого спрашивать.
В этот вечер Лину Васильевну спрашивали о многом: и кто виноват? и что делать? Замечательно, да? Сидит битком-набитый Театр Франко, за последние годы не видевший такого ошеломительного переаншлага, и спрашивает у женщины, что ему делать. «От менi цiкаво, чому ви мене зараз про це питаєте?».
Вiкам посивiли вже скронi,
а все про волю не чувать,
Порозпрягали хлопцi коней
та й полягали спочивать.
Чи так їм спиться не погано,
що жоден встати ще не змiг?
Пасуться конi пiд курганом,
чекають вершникiв своїх.
Сегодня она, безусловно, вершник, которого заждались, - каждое ее публичное появление, будь то в Ровно, Харькове или Киеве, сопровождается мощным культурно-общественным резонансом. «Вулкан проснулся», - радуется издатель Лины Костенко Иван Малкович, сама же Лина Васильевна, глядя в притихший зал, где свободные места оставались лишь на люстре, развела руками: «Ну хоч на стадiонах виступай...».
Життя iде, i все без коректур,
А час летить, не стишує галопу.
Давно нема маркiзи Помпадур,
I ми живем уже пiсля Потопу.
Не знаю я, що буде пiсля нас,
В якi природа убереться шати.
Єдиний, хто не втомлюється, - час.
А ми живi, нам треба поспiшати.
Зробити щось, лишити по собi,
А ми, нiчого, - пройдемо, як тiнi,
Щоб тiльки неба очi голубi
Цю землю завжди бачили в цвiтiннi.
Щоб цi лiси не вимерли, як тур,
Щоб цi слова не вичахли, як руди.
Життя iде, i все без коректур,
I як напишеш, так уже i буде.
Лина Васильевна не раз говорила о том, что у поэта не бывает ни карьеры, ни биографии, а «є тiльки доля». Этот образ судьбы, неусыпно держащей поэта на прицеле, настолько емок и содержателен, что к нему, пожалуй, нечего добавить, кроме цитаты из Арсения Тарковского: «Судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке».
«Є ТАКИЙ ВИД САМОТНОСТІ - СИДІТИ ПЕРЕД ТЕЛЕВІЗОРОМ, НЕ ВМИКАЮЧИ СВІТЛА»
«Записки українского самашедшого» называется первый роман в прозе Лины Костенко, презентация которого cостоялась в рамках творческого вечера. Это уже третий тираж, первые два разлетелись в считанные дни. Книга задумывалась как современная литературная параллель знаменитым гоголевским «Запискам сумасшедшего» - истории титулярного советника Поприщина, вообразившего себя испанским королем Фердинандом VIII.
Эти двое сумасшедших действительно чем-то похожи, но если одинокий титулярный советник, изнывая от своей униженности, никчемности и равнодушия окружающих, проваливается в мир болезненных фантазий, то герой книги Костенко - 35-летний семейный киевский программист без имени медленно и печально проваливается в зазеркалье телевизора.
«Часто перед телевiзором сиджу один. Є такий вид самотностi - сидiти перед телевiзором, не вмикаючи свiтла. Втупишся в екран i сидиш. А тобi все розказують, показують - де газ, де сказ, де вiйни, де катастрофи».
Период написания романа значится с 2001-го по 2010-й, хотя событийная хроника, которую ведет программист, завершается Майданом 2004-го, к слову, занимающим сравнительно немного места в 400-страничной книге. Основной корпус текста - литературный пересказ теленовостей, которые, не отрываясь, денно и нощно смотрит главный герой. Во многом из-за того, что телевизор я смотрю приблизительно раз в год, к концу чтения на меня обрушилась смертельная усталость.
Там - клещи, тут - саранча, а повсюду - террористы. Там - вулканы, здесь - землетрясения, а повсюду - эпидемии. Там - цунами, здесь - таращанське тiло, радiацiя, бездарная и бессовестная власть, а повсюду - маньяки, малолетние преступники, войны, порнография, шоу-бизнес, агрессивные вирусы, неизлечимые болезни, падение нравов.
«Атипова пневмонiя крокує свiтом. Косить людей в Китаї, Гонконгу, Сiнгапурi». «Пiдручникiв не вистачає. Книжки шалено дорогi. Та тепер вже й не модно читати. Тепер модно ловити кайф». «Насмiтило людство, обгидилось, накопичило терикони вiдходiв, нiагари смiття. Iнфекцiї пурхають, як горобцi. То в Чернiвцях дiти полисiли. То в селi Вербка понепритомнiли». «Людям не те що позакладало вуха - людям позакладало душi». «В Українi оголошено траур. У Бангладеш вибух. У Венесуелi вибух. Береги Галiсiї усе ще очищають вiд мазуту». «Увiмкнув новини, а воно те ж саме й те ж саме».
В общем, сидит взрослый и дееспособный человек перед ящиком, вмикає-вимикає новини и обличает намусорившее людство. «Чому до влади дорвалися шахраї i невiгласи? Чому все купується i продається? Чому домiнує жлобство на державному рiвнi? Чому все це називається - демократiя, народовладдя?». Зудит и зудит, словно осенняя муха, бьющаяся в мутное стекло. Що «у суспiльствi ретроградна амнезiя», що «ми можемо втратити Україну i вже майже її втрачаємо», що «дiйснiсть, у який ми живемо, патологiчна», що «колись Довженко написав «Україна в огнi», а тепер настав час писали «Україна в багнi», що «сексуальнiсть - прерогатива шльондр».
Какие-то заявления совсем уж странно слышать от 35-летнего мужчины, кроме того, я не совсем понимаю, чому саме тепер настав час «України в багнi»? Раньше что, лучше было? Когда именно? Когда именно у власти пребывали олимпийские боги, рыцари и интеллигенты, которых к власти привел сознательный выбор гражданского общества?
«ОТ I НАСТАВ НАШ ДЕНЬ ГНIВУ.ЛIНIЮ ОБОРОНИ ТРИМАЮТЬ ЖИВI»
Как показывает исторический опыт, Украина всегда находилась в поразительном гомеостазисе, который лучше всего отражает первая строчка ее национального гимна: «Ще не вмерла». Что же касается действительности, то она ничуть не более патологична, чем три тысячи лет назад.
Мир все так же стремителен, яростен и изменчив. Ночь длинных ножей сменяют иерусалимские, нью-йоркские и московские теракты, чуму и черную оспу - атипичная пневмония и калифорнийский грипп, костры инквизиции - печи Аушвица, охотников на ведьм - банды светлых пастырей, а желтых вождей - вожди отфотошопленные. Этот незыблемый онтологический закон в пределах земного существования постичь трудно. Но есть и другой закон, зафиксированный, правда, не в телевизоре, а в одной познавательной книжке: «И Свет во Тьме светит. И Тьма не объяла Его».
«Ти можеш про iнше? - спитала дружина». - «Можу. В день виборiв президента Росiї у Москвi згорiв Манеж. У центрi Багдада обстрiляно два готелi». - «А зовсiм про iнше?» - «Тепер зовсiм iншого не буває». - «Нi, буває. У московському зоопарку народилося тигреня з блакитними очима. У Варшавi в королiвському замку виставка Рембрандта».
Где-то с середины романа я упорно принялась мечтать, чтобы супруга программиста швырнула наконец в недреманное око телеэкрана пульт дистанционного управления, с появлением которого в каждый дом пришел ежедневный апокалипсис. Это произошло, хотя и на самой последней странице.
«Всi задоволенi, всi усмiхаються, i влада, i опозицiя, кожен вважає це своєю перемогою, - то за що ж ми стояли на Майданi?! Вчора, побачивши цi усмiхненi лиця, дружина шпурнула пульт телевiзора. Ми нiкуди не пiдемо з Майдану. Ми будемо стояти тут до кiнця. Бо це не їхня перемога, це наша. От i настав наш День Гнiву. Лiнiю оборони тримають живi».
Сейчас, зимой 2011-го, финальный аккорд про День Гнiву звучит так призывно, ностальгично и трогательно, что, дабы не расплакаться, я немедленно заглянула в «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя.
«Сегодняшний день - есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я. В департамент не ходил. Большею частию лежал на кровати и рассуждал о делах Испании».

Народный артист России Альберт ФИЛОЗОВ: «Я не знаю, ревновала ли меня к Любе Полищук жена, но отношения у них были непростые...»
Народный артист России Михаил СВЕТИН: «Даже на похоронах, где иной раз бываю, человек посмотрит на меня и вдруг... улыбнется»
Писатель Фредерик БЕГБЕДЕР: «Когда выпадает возможность расслабиться, расслабляюсь так, что напрягаются другие»
Скончался легендарный рок-блюз-музыкант Гари Мур
Волочкова раскритиковала и обматерила партию Путина «Единая Россия»
«Недосконалiсть свiту заї...ла»
Жанне Эппле наконец попался мужчина «не сво...»
Бориса Моисеева выписывают
Эдуард ХАНОК: «Какое открытие последних лет считаю самым важным? Волну мою, конечно!»
«Ради практических нужд государства»
«I як напишеш, так уже i буде...»
Директор Института геологических наук НАН Украины академик Петр ГОЖИК: «Для Украины разработка сланцевого газа — реальная перспектива на ближайшие 10-20 лет. Просто государству нужно повернуться лицом к нефтегазовой отрасли»
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги