Народный артист России Михаил СВЕТИН: «Даже на похоронах, где иной раз бываю, человек посмотрит на меня и вдруг... улыбнется»
(Продолжение. Начало в № 5)
«У ЮРЫ БОГАТЫРЕВА ИЗ ГРИМЕРНОЙ ЗАБИРАЛИ ЛАКИ, ЭМУЛЬСИИ - ВСЯКИЕ ЖИДКОСТИ, ГДЕ ЕСТЬ СПИРТ, ПОТОМУ ЧТО КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ ОН ВСЕ ЭТО УПОТРЕБЛЯЛ»
- Многие ваши коллеги от творческих да и внутренних зачастую проблем уходят в беспробудное пьянство. Это правда, что на ваших глазах буквально погибал от водки прекрасный актер Юрий Богатырев?
- Да, к сожалению. Мы встретились с ним только в одном фильме «Дон Сезар де Базан», где он свою последнюю роль сыграл, и как-то сблизились - меня к таким людям тянет. Юра был очень добрым, без короны - при том, что крупнейший актер. Мы вместе гуляли, и он все рассказывал мне про жизнь во МХАТе, про Олега Ефремова, про то, как его там гнобят.
- Неужели Богатырева гнобили?
![]() |
- Да, они с Ефремовым как-то не ладили, и он со мной этим делился. Мне было интересно его слушать, а потом он стал сильно пить - до такой степени, что себя не помнил. Из гримерной у него забирали лаки, эмульсии - словом, всякие жидкости, где есть спирт, потому что каким-то образом он все это употреблял. С другой стороны, человек был невероятно талантливый, и роль короля Карлоса II сделал очень смешно. «Так, сейчас, - произнес и затолкал вату за щеки. - Как раз то, что нужно». Когда снимался, рядом шел ассистент режиссера и нес перед ним текст, который Юра читал. Жалко его, очень жалко...
- На вас, Михаил Семенович, смотришь - замечательный, добрейшей души человек, тем не менее мне рассказывали, что у вас трудный, даже несносный характер...
- Актеры, как дети, и бывают очень злыми детишками.
- Хотите сказать, что это про вас?
- Про меня. В гневе я иногда страшен, а если меня еще обижали, вообще ничего, бывало, не соображал.
- Да вы что?!
- Меня, Дима, несет, как черт знает что - могу даже в драку полезть.
![]() |
| «Сейчас со сцены уходят последние наши Актеры, и театр все больше становится придуманным головой, а не пропущенным через душу и сердце». Михаил Светин в роли министра финансов в спектакле Санкт-Петербургского театра комедии «Тень» |
- Неужели дрались?
- Еще как! Понимаешь, иногда по Фонтанке идешь в Питере, чтобы где-нибудь в садике прогуляться тихонечко, и прохожие, естественно, узнают. «Здрасьте! Здоровья вам!» - говорят. «Ну, спасибо, спасибо», - им отвечаешь. Они: «Мы так рады! Живите еще 100 лет!» - и все такое. Приятные слова, ты со всеми раскланиваешься, и вдруг поддатый гражданин набрасывается на тебя и за фалды хватает: «Эй! Я тебя узнал». - «Ну, блин! - думаю. - Вот черт!». Прошу: «Уйди отсюда», а он: «Да я же... Я тебя знаю...». Бросается наперерез, дергает за рукава, идти не дает - и это в аллее, в парке, где никого вокруг нет.
Как-то я разозлился и так одному врезал, что он улетел далеко - метра на три от меня. Сразу же протрезвел, посмотрел на меня пристально, развернулся и ушел восвояси, но меня еще долго трясло. Это какой-то строитель подвыпивший был - моего роста, седоватый немножко. Я его потом снова увидел и все ему высказал, а он: «Я не такой, я другой...».
- Один известный артист, работавший когда-то с Аркадием Райкиным, рассказывал мне, что «Миша Светин был чересчур непосредственным, упрямым и даже наглым» - якобы такое себе с Аркадием Исааковичем позволял, за что любого другого давно бы уже к чертовой бабушке выкинули. Это не выдумки?
- Дима, меня иногда, повторяю, несет и заносит, увы, не туда. Реально не ощущаю, что происходит, - немножко, видно, с головой не в порядке бывает, потому что невозможно было у Райкина не понять, с кем ты имеешь дело, и вести себя так, как вел я. Он же взял меня в свой театр, пробив в Министерстве культуры штатную единицу - «ученик Райкина».
- Так вы ему пришлись по душе?
- Я по душе пришелся?! Сначала он со мной даже разговаривать не хотел, но я применил мамин прием и таки заставил.
- За грудки, что ли, схватили?
- Почти - я ему пройти не давал: «Минуточку, ну послушайте!». Это в гостинице «Москва» было, которую снесли и опять сейчас строят - я преследовал его там целых шесть дней. Я сказал себе: «Меня ни в этот не приняли институт, ни в тот, а я все равно буду артистом! Пойду к Райкину» - и его в результате добил.
Понимаешь, у меня такое чувство возникло: пан или пропал, и оно вспыхивало с новой силой, когда я звонил к нему в гостиничный номер. Во-первых, я даже не понимал, что позвонить можно и с городского телефона (у родственников в подвале, где я жил, телефон был) - я каждый раз приезжал в вестибюль «Москвы», набирал внутренний номер и говорил: «Да, Руфь Марковна, это опять я». - «Ну, и чего вы хотите?» - вопрошала она. «Мне бы два слова Аркадию Исааковичу сказать». - «Он не может сейчас взять трубку, его нет». - «Хорошо, а когда будет?». - «Позвоните завтра», и на следующее утро все повторялось.
![]() |
| С Ниной Гребешковой в комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация», 1990 год |
Шесть дней я с ней так разговаривал, и в последний раз она вдруг спросила: «Ой, а вы где?». - «Как всегда, в вестибюле», - ответил. «Ловите, Аркадий Исаакович спускается», и вот я вижу - живой Райкин... Я тогда знал практически одного такого артиста - его голос звучал постоянно по радио, уже с триумфом прошел фильм «Мы с вами где-то встречались», я обожал все его маски. Для меня это был второй Чаплин, и когда я радостно к нему бросился, он произнес обреченно: «Чего вы хотите?».
Увы, так его добиваясь, я и сам не знал, что же мне, собственно, нужно. «Хочу, - выпалил, - у вас в театре работать!». Аркадий Исаакович - человек умный, он увидел, что с идиотом имеет дело, и стал на этом уровне со мной разговаривать. Его текст помню дословно: «Взять не могу, будь вы хоть трижды талантливы - у нас 12 единиц штата». - «Ладно, не надо меня брать, - я был согласен на все, - но послушать хоть три минуты можете?». Он кивнул: «Хорошо, приходите в час дня» - и ушел. Я, помню, еще подумал: «Как, не подал даже руки? Что это такое?», во мне самолюбие заговорило.
...Они в Театре Маяковского тогда играли - гастроли в Москве длились у них по три-пять месяцев.
«Я СЕБЕ СКАЗАЛ: «И ЭТО АКТЕРЫ РАЙКИНА? И ЭТО ОНИ ТАК ИГРАЮТ? ДА Я ВАМ СЕЙЧАС ПОКАЖУ, КАК НАДО!». ВСЕ, МЕНЯ ПОНЕСЛО...»
- Как я понимаю, в Театр Маяковского вы пришли...
- ...задолго до назначенного часа. Стою у служебного входа, и тут на своей «победе» с водителем Сережей подъезжает Райкин. Выходит, руку мне подает, а она такая большая, широкая, теплая... Говорит вахтеру: «Это со мной» - и ко мне обращается: «Идите на сцену». Ушел, а я в растерянности стою - я всего лишь второй раз в жизни в театре. Забрел куда-то в подвал, наткнулся на щит: «Осторожно, убьет!». «Ну, - думаю, - еще пострадаю»... Дальше уже с мерами предосторожности пробирался, пока не попал на подмостки. Смотрю, идет репетиция - актеры миниатюры какие-то показывают, а Аркадий Исаакович в зале сидит.
- То, что они изображали, было смешно?
- Совсем не смешно. Понимаешь, Райкин и его артисты - это несовместимо: они играли, как обычные эстрадники, плюс еще без реакции зала.
Стоя тогда за кулисами, я сказал себе то, что запомнил на всю жизнь: «И это актеры Райкина? И это они так играют? Да я вам сейчас покажу, как надо!». Все, меня понесло, и тут уже никакие преграды не были мне страшны.
![]() |
| Михаил Светин в антрепризе «Дон Педро». «Я никогда не мог выдавить из себя слезы, и когда в «Доне Педро» мне нужно в одной сцене плакать, всегда отворачиваюсь спиной к зрителю» |
В перерыве они все пошли - точнее, побежали смотреть на меня в зал. Райкин (он где-то в ряду шестом сидел) позвал: «Эй, товарищ!». - «Я здесь!» - откликнулся. Он: «Пожалуйста, начинайте!». Я огляделся: «Аркадий Исаакович, я так не могу - мне надо, чтобы закрыли занавес». - «Дайте, пожалуйста, занавес!». Я скрылся от всех и потом появился, как обычно эстрадные артисты выходят - приоткрыв тяжелый бархат, и начал читать Чехова.
Я для экзаменов в институте «Оратора» выучил: «В одно прекрасное утро хоронили коллежского асессора Кирилла Ивановича Вавилонова, умершего от двух болезней, столь распространенных в нашем отечестве: от злой жены и от алкоголизма». Первую фразу как врезал - Райкин: «Пчхи!». Я остановился: «Ну?». Он: «Продолжайте, продолжайте!». - «Рассмешил, - думаю, - прыснул». Все, я был уже на коне и усилил нажим, чтобы он уже открыто смеялся. Закончил. Пауза. Аркадий Исаакович спросил: «У вас еще что-нибудь есть?». - «А как же. Басня Крылова «Троеженец». Прочел басню. Он опять: «А еще что-нибудь?». Хм...
- Понравилось...
- Естественно - как могло не понравиться?
- Настоящее искусство!..
- Я понимаю, ты шутишь, но нельзя же так зло. Я объявил: «Михалков».
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
40 лет прошло, а до сих пор помню все, будто недавно было. Снова повисла пауза. Райкин спросил: «Вы можете немножечко подождать?». - «Аркадий Исаакович, я специально приехал - что вы, ей-Богу?». (А я же еще в армии тогда служил - это у меня отпуск был). Он: «Погодите, сейчас».
Выхожу в коридор, и тут подходит ко мне женщина: «Я завлит». Улыбается: «Вы Аркадию Исааковичу глянулись, он может в театр вас взять». Я ничуть не удивился: «Ну, это понятно, понятно, а как тут у вас платят актерам?». Клянусь тебе! - ты смеешься, а я на полном серьезе. Она: «За сыгранный спектакль гонорар начисляют плюс у каждого своя ставка». - «Вы знаете, - говорю, - без квартиры я не пойду». Она посмотрела на меня выразительно: «Ну, Аркадий Исаакович еще вас не взял, подождите...».
![]() |
| С супругой — актрисой Брониславой Проскурниной — Михаил Светин познакомился, когда ей было 17, а ему 27. «Если бы ты видел Проскурнину тогда...» |
Так небрежно я выясняю, какие тут условия для работы, а в это время, хромая, подходит какой-то рабочий и спрашивает: «А вы где-нибудь играли?». Я с чувством достоинства: «Шмагу еще в музыкальном училище» (персонажа в пьесе Островского «Без вины виноватые» - Д. Г.). Поворачиваюсь опять к ней и продолжаю беседу: «Так вот... Вы, значит...». Он опять пытается вклиниться, и я возмутился: «В чем дело? Вы видите, я с завлитом беседую. Извините!» - и он пошкандыбал восвояси. Спрашиваю ее: «Какой-то ваш рабочий, наверное?». Она: «Это Зиновий Ефимович Гердт». Я потянулся за ним, но было поздно, - оказалось, они с Райкиным в зале сидели и вместе меня слушали.
После этого выходит Сам в коридор: «Вы можете нам еще раз почитать?». - «Аркадий Исаакович, - говорю, - да ради Бога. Садитесь, я сейчас быстро...». Взлетел на сцену, опять выдал весь свой набор, но читал уже так плохо...
- Почему?
- Ох, так давил, так наигрывал: мол, что это никто не смеется? Слишком старался, а знаешь, когда чересчур начинаешь усердствовать, уходит все. В общем, когда я снова повторил: Чехова, Крылова и Михалкова, Райкин попросил: «Подойдите к нам, пожалуйста, в зал».
Спускаюсь вниз, он с Гердтом сидит - я уже знал, кто это такой. Они с Аркадием Исааковичем очень дружили - видно, Зиновий Ефимович с масками ему помогал (долгое время Гердт был актером Центрального театра кукол под руководством Образцова. - Д. Г.). Стою, за спинку стула, помню, уцепился, а он объявляет: «Вы человек, безусловно, способный - я хотел бы взять вас в театр учеником». Короче, он мне пробил в министерстве штатную единицу - «ученик Райкина». Мало того, они специально пригласили мне преподавателя по мастерству и по гриму, а мое дело пока было - на репетициях только сидеть и смотреть, впитывать.
«ПЕРВЫЙ МОЙ ВРАГ БЫЛ - ЖЕНА РАЙКИНА РУФЬ МАРКОВНА, РОМА: МЫ С НЕЙ ПОЧТИ ДРАЛИСЬ»
- За это еще и деньги платили?
- И весьма неплохие! Как солдату срочной (я еще службу заканчивал) мне полагалось командировочных три рубля раз в месяц плюс махорка бесплатно, а тут за каждый спектакль - по 55 целковых. Это самая низкая ставка, но у меня были полные карманы денег - я их напихивал, напихивал... Естественно, сразу нашел там себе друга, Витю Меркушева - он сейчас в Питере живет, и... (щелкает себя по горлу).
![]() |
| С единственной дочерью Светочкой. Сейчас Светлана с мужем и дочками живет в Америке. «Вырывается иногда сюда, чтобы мы обнялись не по скайпу» |
- Да?
- Да, Дима, вот не поверишь: как начали мы пить да как пошли девочки и бессонные ночи!.. Утром в гостиницу возвращаюсь - какая в 11 дня репетиция?
- Это и было искусство?
- Я никогда и никуда совершенно не успевал. Мало того, мы жили в одном большом номере с водителем Райкина Сережей, я приходил в пять утра после девочек с бутылкой и говорил: «Садись, сейчас выпьем. Ты понимаешь, Аркадий Исаакович хорошо этот кусок играет, но тут он не прав, нельзя так» - и в лицах показывал, как надо играть...
- Вы хоть Райкину этого не объясняли?
- Думаю, что Сережа впечатлениями с ним делился - не может такого быть, чтобы он молчал, ну а я учил Аркадия Исааковича и воочию. Я же к нему прилип, как банный лист к мокрой... ну, ты понимаешь... он от меня отделаться уже не мог - только в туалет я за ним не заходил, а так сопровождал повсюду. Он пришел, гримируется - я рядом сижу. Учусь, я же ученик! «Аркадий Исаакович, этот водевиль вы хорошо, в общем, играете, здорово, но уход вот у вас неправильный». Райкин всегда отвечал: «Миша, это режиссер - не я, а он так поставил, понимаешь?». Короче, житья от меня никому не было, и первый мой враг был - его жена Руфь Марковна, Рома.
- Вы, говорят, с ней дрались...
- Почти - я же не уступлю! Мне плевать: жена - не жена...
- Кошмар!
- Понесло меня - будь здоров! Помню, мы с ней по поводу того, почему в определенном месте аплодисменты идут, сцепились. Этого наверняка ты не помнишь - была такая программа «Времена года», и Аркадий Исаакович пел там песенку. В первом отделении он играл жениха - водевиль такой, и в «Людях и манекенах» тоже потом была эта песенка, такой куплет (напевает):
Того бы следовало высечь,Кто, размахнувшись сгоряча,
Заломил 15 тысяч
За ширпотреб, за «москвича».
Товарищи министры, замы,
Избавьте от подобных цен.
Я говорю об этом прямо.
Я не боюсь, я манекен.
Это 56-й год, оттепель. Та-ра-ра-рам!
![]() |
| «Моя жена не только актриса хорошая, но и правильно кормит меня, следит за диетой, ухаживает. Я у нее допытывался: «Чего ты ко мне прицепилась?» |
- Смело!
- Зал замирал, возникала пауза, и потом начинались бешеные аплодисменты. Рома доказывала мне, что аплодируют, потому что он поет: «И заломил 15 тысяч за ширпотреб, за «москвича». - «Нет, Руфь Марковна, - я возражал, - аплодисменты потому, что «Я не боюсь...
- ...я манекен»...
- ...понимаете?» - «Миша, нет!». Доходило до перепалки: «Вы не понимаете!». - «А вы не умеете!». - «Я... я!..». - «А вы бы вообще молчали. Не соображаете ничего!». - «Да я вам!..». Ну, покричали раз, два, а потом захожу к одному актеру (Улиссов, по-моему, его фамилия): «Как вы вообще гримируетесь?». Он: «Нас, Миша, так в институте учили», а я фыркнул: «Говно этот ваш институт» - и ушел.
Последней каплей стал конфликт, который разразился во время спектакля «Времена года». Аркадий Исаакович в костюмчике с розочкой стоял у портала и ждал выхода. Уже музыка началась: тара-ра-рим, тара-ра-рим, пам-пам... и он напевал: «Тара-ра-рим», - уже весь в образе жениха. В это время подходит ученик Миша...
- Светин...
- ...в смокинге актера Теренкова, который из театра ушел, и говорит: «Аркадий Исаакович, дайте мне розочку - я вам сейчас покажу... Посмотрите, как это сыграю». Без комментариев... Аркадий Исаакович вежливо мне ответил: «Мишенька, слушай. У нас в зале чехословацкая делегация сидит, понимаешь, поэтому сегодня не надо, а потом мы подумаем».
- Нервы стальные...
- Ну до чего интеллигентный, до чего выдержанный был человек! Это же надо мне было додуматься попросить у него: «Дайте мне розочку!»... Он просто образец был терпения...
- Вас после этого выгнали из театра, да?
- Подожди, не сразу - у него еще припадок сердечный из-за меня случился.
- Да вы что?!
- Да, когда я хлопнул перед его носом дверью и сказал: «Ну ладно, меня здесь не понимают, не ценят... Все!».
![]() |
| Михаил Семенович с супругой Брониславой, дочерью Светланой и старшей внучкой Анной. «Внучки растут. Одна будет точно актрисой — в меня. Так танцует, такие выдает хохмы — рот не закрывается. Аня (ей 22 года) рисует, в академии учится, картины ее на выставках экспонируют... Откуда это, не знаю. Это не мое, я рисовать совсем не умею, а вот на малую, на 10-летнюю Сашку, имею надежды» |
- Страшный вы человек...
- Тихонтовский, директор Театра миниатюр, схватил меня, бросил на диван и воскликнул: «Что же ты делаешь, что себе позволяешь? У него из-за тебя припадок!». Мне принесли бумагу: «Подпиши заявление, что увольняешься», но я не хотел, отказывался: «А вот и не подпишу». Вообще, в театре уже, как я понимаю, среди актеров сложилось обо мне мнение. Им же только дай пищу: «Такой сумасшедший Миша... Куда ни придет - сразу скандал... Опять Миша...» (крутит у виска пальцем).
Иногда, когда я попадал изредка на репетиции и их смотрел, доходило вообще до смешного. Там была, например, актриса Малоземова, и, помню, играли сцену, где ей нужно было плакать. У нее не получалось, Райкин сердился: «Ну что ты?..». Она тихонько ко мне подошла: «Миша, а как бы ты сыграл, чтобы плакать?». Я ей: «Удерживайтесь, старайтесь не заплакать, а наоборот». Через пару минут Райкин ей посоветовал: «Надо удерживать себя от слез, вот как будто нельзя плакать - тогда все получится».
«Я СДЕЛАЛ БОЛЬШУЮ ГЛУПОСТЬ, ОБИДЕЛ ГАЙДАЯ... ВИНОВАТ И ОЧЕНЬ ОБ ЭТОМ ЖАЛЕЮ!»
- Перед публикой вам заплакать легко?
- Тяжело - я никогда не могу выдавить слезы. Когда в «Доне Педро» мне нужно в одной сцене плакать, отворачиваюсь спиной к зрителю и делаю так (слюнит палец и размазывает под глазами).
- Райкин вас выгнал, и что было дальше?
- Пошел на актерскую биржу - она в это время проходила в Москве. Туда изо всех маленьких городков Союза понаехали директора провинциальных театров...
- ...и вы отправились по городам и весям?
- К первому, кто меня пригласил, и поехал - не спрашивая, что да как. Взял подъемные, оставил в залог свой диплом музыкального училища...
- ...и оказались в захолустном Камышине?
- Точно.
- С Райкиным вы после этого виделись?
- Впервые году в 74-м.
- Вы были уже популярным?
- Нет, еще вообще не снимался - первый мой фильм в 75-м вышел, а в 70-м я только в Питер приехал и начал играть в Малом драматическом.
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Честно тебе скажу, Дима, с открытой душой к людям иду» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Как же вы с Райкиным встретились?
- Просто - я к нему сам пришел. У нас в Питере рядом с Мариинским театром есть такой Дворец Первой пятилетки, где всегда проходили чьи-то гастроли. Я давно к Райкину собирался - какой-то осадок у меня был, и тут, наконец, решился: «Зайду!». Только служебный ход миновал, актеры меня увидели: «О, Миша! Слушай, сейчас Аркадий Исаакович читает свой монолог». Он уже с одним большим монологом выходил - весь седой, очень худой, сгорбленный. Когда у него работал, у него только прядь седая была, а тут побелел резко.
Потирая руки, актеры мне говорят: «Сейчас он после монолога придет, а мы ему скажем: «Корреспондент». Все собрались, предвкушая сцену, я тоже стою... Входит Аркадий Исаакович, увидел меня: «О, Миша! Ну, как у вас в Киеве? Как мама?». Видел бы ты разочарованные лица окружающих! Я подошел, мы пообщались... Он все помнил - про Киев, про маму. Тогда она у меня болела, и я рассказывал ему, когда приезжал из дома, что у меня делается. Он же весь в проблемах моих был - просто я тебя подробностями не нагружаю, и я ему рассказал, какие играю роли: мы очень серьезно поговорили. Прошло помутнение, детство ушло полностью...
- Вы же еще, знаю, отказали самому Гайдаю - и это после того, как он дважды вас снял...
- Я сделал большую глупость, обидел Леонида Иовича... Виноват и очень об этом жалею!
- Что хоть за фильм был?
- «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди». Я в Москве находился - меня предупредили, что буду сниматься, но когда принесли сценарий, прочел его и тут же позвонил Гайдаю: «Леонид Иович, эту роль я играть не буду». - «Почему, Миша?». - «А потому что, когда в «Частном детективе, или Операции «Кооперация» дочка спрашивает моего героя: «Папа, что будем делать?», я говорю: «Прощаться», а тут главный мафиози говорит: «Нам пора...», - и Кац подсказывает...
- ... «...сдаваться»...
- Да, - ну как это можно? Гайдай вздохнул: «Хорошо, Миша, а что бы ты хотел сыграть?», и Миша вместо того, чтобы сказать: «Я быстренько посмотрю» или «Простите, я сейчас не готов», брякнул: «Надо подумать». Это его разозлило...
- ...и в результате Каца сыграл Джигарханян...
- Конечно, причем сниматься поехал в Америку. Вот ты говоришь: ребенок... Я даже не знал, что в Штатах съемки, а Джигарханян, я тебе скажу, 21 день там сидел: быстренько, за три съемочных дня с ролью справился - и гуляй... После этого с Гайдаем мы встретились на «Мосфильме». «Ну, как дела, Миша?» - спросил он. «Ничего, - я ответил, - все хорошо».
Ты понимаешь, я же имел еще глупость его упрекнуть... (В сердцах). Дима, какой идиот Светин! Говорю же, что надо быть во (крутит у виска пальцем), чтобы спросить: «А почему, Леонид Иович, вы не сказали, что съемки в Америке? Я, может, и согласился бы». Он вспылил: «А, Миша, так это твоя принципиальность такая?».
«ЕДЕМ ИЗ АЭРОПОРТА, Я ЧТО-ТО РАССКАЗЫВАЮ, И ВДРУГ ИГОРЬ ДМИТРИЕВ НАЧИНАЕТ МАТЕРИТЬСЯ СО СТРАШНОЙ СИЛОЙ. «ИГОРЬ, - ДЕЛАЮ ЕМУ ЗАМЕЧАНИЕ, - ПЕРЕСТАНЬ, НЕУДОБНО...». - «ПОШЕЛ ТЫ НА ...» - РАЗДАЕТСЯ ОТВЕТ, И ОН НАРОЧНО ЗАГНУЛ ТРЕХЭТАЖНЫМ»
- Вы же, знаю, со многими ссорились... Покойный прекрасный актер Игорь Дмитриев, тоже ленинградец, санкт-петербуржец, рассказывал мне несколько лет назад, что вы жутко с ним разругались...
- Ты хочешь спросить, почему? Знаешь, есть такой анекдот? Один мужик говорит: «Вася, идем ко мне, посидим, выпьем». Тот насторожился: «А что скажут дома?». - «Да не переживай, все в порядке». Пришли, сели за стол, хозяин командует: «Маруся, быстренько бутылку и закусон! Только в темпе, чтобы я ни секунды не ждал». Как забегали все вокруг: бедная жена бутылку несет, теща тащит закуску... Вася не верит своим глазам: «Слушай, как ты это все так устроил?», а приятель его говорит: «Ты понимаешь, у меня есть кот...». - «Ну?». - «Однажды он кусочек мяса стащил со стола, и я его предупредил раз. Когда он стащил колбасу на кухне, предупредил два, но когда стащил кусок рыбы прямо у меня из тарелки, я сказал: «Три!» - и выбросил его с 11 этажа. У тещи уже два предупреждения, у жены одно»...
То же самое получилось у меня и с Игорем Борисовичем. Вот у кого был характер! Он обидел меня раз, обидел второй, и когда это случилось в третий раз...
Впервые это произошло на репетиции «Дона Педро», куда пришла моя доченька. Я спросил Казакову, нашего худрука: «Можно Света посидит?» - мы еще только читали слова и просто вставали, ходили немножко... Та: «Конечно, Михал Семеныч». Дочь тогда еще маленькой была, но Игорь немножко забывал текст и злился, злился (он, кстати, был потом у моей дочери на свадьбе, мы близко дружили), а в конце произнес: «Татьяна Сергеевна, чтобы больше в репетиционном зале посторонних не было!» - и ушел. Естественно, я обиделся.
Во второй раз... Сейчас вспомню, что же там было... А-а-а, он дважды сорвал спектакль, причем первый - на выезде - устроил дикий скандал, дебош. Когда у него юбилей был, я сказал: «Не буду у тебя выступать». Это стало второй ссорой, но мы еще разговаривали, а последний раз в Самару с «Доном Педро» приехали. Сели в машину - пикапчик такой, едем из аэропорта, я что-то ему, сидя вполоборота спиной, рассказываю, и вдруг он начинает материться со страшной силой.
- Интеллигент Дмитриев?
- Да, и такой дикий, отборный мат, а там женщины, которые нас встречали, посторонние... «Игорь, - делаю ему замечание, - перестань, неудобно...». - «Пошел ты на... - раздается ответ, - я всех... мне все... я...». - «Что ты делаешь? - увещеваю его. - Это же люди, мне стыдно». - «Да я...» - и нарочно загнул трехэтажным.
- Может, он выпил?
- Ни грамма - мы вместе летели, и он был совершенно трезвый. Просто нашло на него, и когда мы зашли в лифт, сказал ему: «Игорь, больше с тобой разговаривать я не буду». Он, выходя, хмыкнул: «Не будешь? А с кем ты играть собираешься?». Думал, это так, шуточки, но я оскорблен был до глубины души, поэтому ответил: «И играть не буду с тобой - все!». Потом он пытался наладить со мной отношения: «Миша, привет!», но я отворачивался. Вот такой я - меня хоть убей, но от слова своего не отступлюсь.
- Спустя несколько лет у него жесточайший случился инсульт, практически отнялась речь, он так перед смертью мучился...
- Я знаю...
- Вам в тот момент было его жаль?
- Конечно.
- Вы бы пошли на его похороны?
- Ты что? Обязательно! Я очень переживал, терзался, что в Питере тогда не был, и сейчас думаю: «А может, это я не прав? Может, надо было поступить по-другому?». Впрочем, а как иначе? - он был очень неспр... ну, занозистым таким человеком, хотя и разносторонним.
- В одном из интервью вы сказали: «В Советском Союзе был душевный человеческий театр, а теперь трюки, схемы и голые бабы»...
- Сейчас со сцены уходят последние наши Актеры, и театр все больше становится придуманным головой, а не пропущенным через душу и сердце. Ставится так, играется так... Безусловно, каким-то зрителям это нравится, но большинству - нет. Я, например, смотрел поставленный у нас в Театре комедии «Ревизор» (дергается, как марионетка) - эту схоластику не люблю. Ну как объяснить? Мне глубину подавай, характеры...
- ...и индивидуальности, правда?
- Вот именно! Мы - я и тебя, Дима, имею в виду! - любили Актеров. В детстве я бегал за Свердлиным, за Охлопковым, а ради Алейникова готов был на что угодно. И ради Андреева - слава Богу, здесь, в Киеве, мне посчастливилось быть его партнером.
- Ничего себе!
- Да, мы с ним в картине «Сапоги всмятку» по чеховским рассказам снимались - я играл Муркина.
Если ты помнишь, в гостинице, когда перепутали сапоги. «Фортепьянный настройщик Муркин, бритый человек с желтым лицом, табачным носом и с ватой в ушах вышел из своего номера в коридор и дребезжащим голосом закричал: «Семен! Коридорный!». Ой, там такая история, а Андреев играл Блистанова и за мной гонялся...
- Да, были актеры!
- Ну! Сила! Мощь!
- Энергетика!
- Интеллект - как это ни странно, несовместимо!.. Харизма, талант, безумное обаяние - все то, чего не хватает нашим артистам сейчас. С сильнейшим обаянием были и Мордвинов, и Алейников, и Меркурьев - все они очаровывали в первую очередь неповторимой индивидуальностью.
- В актере она либо есть, либо ее нет...
- Они с этим рождены были, им было дано от Бога, а сейчас артисты много придумывают. Смотрю иногда: ну да, хорошо работает, молодец, здорово, - но в него не влюбляюсь.
- Меньшиков, Маковецкий, Миронов, Машков - хорошие, на ваш взгляд, актеры?
- Очень, но они все-таки как бы замыкают еще предыдущее поколение. Это уже не молодые артисты, а среднего возраста, а молодежь только и умеет, что прыгать, танцевать, стоять синхронно на голове, раздеваться и шокировать зрителя. Сразу ажиотаж: «Ой, какой ужас! Такое там делалось - они были голые». - «Мужики голые? Что ты говоришь! Надо немедленно посмотреть» - и таких людей в зале много.
Настоящая интеллигенция ходит на какие-то определенные спектакли, на конкретные имена - вот почему у Табакова театр все-таки остался театром? Там есть, разумеется, современные какие-то детали, решения, но все равно Московский художественный остается человеческим. Главное там - человек: не декорации, не действие...
- ...не музыка и спецэффекты...
- Поэтому там все классно.
«НА ЖЕНЩИНУ Я МОГУ ВСЕ ПОЛОЖИТЬ - НЕ ТОЛЬКО ГЛАЗ»
- В свое время вы сыграли в картине «Любимая женщина механика Гаврилова», а любимая женщина актера Светина - актриса Бронислава Проскурнина, с которой вы вместе уже много лет. Вы полюбили ее, когда ей было всего 17, - она работала с вами в Камышинском драмтеатре...
- Да, мы встретились, было дело... (Смеется). Как муж говорю...
- Она была выше вас на две головы?
- Не на две, а приблизительно на одну. Или чуть-чуть выше... Она крупнее.
- Сколько вам было лет?
- Мне 27, а ей - 17 с половиной, по-моему. Мы расписываться пошли...
- Сразу же в загс рванули?
- Не сразу, потому что... хотя вообще-то, конечно, сразу, да. Мы пришли, а нам: «Ребята, давайте-ка через полгода. Невесте еще 18 нет, мы не имеем права...». Я: «Ну что вы, мы ведь уже...» - и все равно поженились.
- Чем со своим ростом и вроде неказистой внешностью вы взяли девушку в 17 годков?
- Если бы ты увидел Проскурнину тогда, не задавал бы такой глупый вопрос: с чего да почему я на ней, так сказать...
- Нет, почему вы на ней женились, понятно, но она что в вас нашла?
- Знаешь, эта загадка меня самого мучает - не понимаю до сих пор. Я у нее допытывался: «Чего ты ко мне прицепилась?..
- ...что звонишь мне, в конце концов, бесконечно?..».
- В конце-то концов! Без... без перерыва! Вот только-только... Нет, это невозможно! Она в Малом драматическом работает, у Додина, откуда я в свое время к Фоменко ушел - тот меня пригласил в Театр комедии. Моя жена не только актриса хорошая, но и правильно кормит меня, следит за диетой, ухаживает.
- Женщины всю жизнь вас атаковали - почему?
- Не знаю, чего они ко мне постоянно цеплялись. Женщины у меня были, и много - в молодости я был в этом смысле бандитом, просто хулиганьем. Несколько случаев настоящей любви помню, а так - гулянка... Время послевоенное, голодное - стакан водки, кружка пива - и пошли куролесить.
- А огурец?
- Даже огурца не было - кусочком хлеба с солью порой закусывали. Когда я служил в Умани в армии, мы с моим другом, тоже Мишей, заходили к одной бабке, давали по пять рублей... Она наливала стакан первака и давала кусочек черного хлеба, посыпанный солью. Мы фуражечки набекрень - и по бабам. Вытворяли такое - ну невозможно: меня же удерживать надо.
- Геройские были ребята...
- Самогон я, пожалуй, люблю до сих пор и несколько лет назад где-то на свадьбе украинской здесь в Петривцях с большим удовольствием его пил.
- Недавно вы мне признались, что жена до сих пор вас ревнует, потому что еще можете положить на женщину глаз...
- На женщину я могу все положить - не только глаз.
- И кладете?
- А как же, но что ты у меня самое сокровенное выпытываешь? Да я еще как-то так... Дамы ко мне действительно хорошо почему-то относятся - считают, что я медвежонок такой, стараются приголубить.
- Обманчивое впечатление: после стакана водки вы, мне кажется, непредсказуемы...
- Очень обманчивое! Во мне, конечно, и это, и то есть - как в любом человеке, и, естественно, мы ревнуем. Когда после спектакля подходят женщины, цветочки всякие дарят, целуют и ручку захватывают: «Дайте я вас!..», «Можно вас!..» (тычет в щеку пальцем), думаю иной раз: «Вы что, с ума сошли, что ли?», но вслух говорю: «Ну, давайте, давайте!..». О, я с каждой могу разговаривать и для всех нужные слова нахожу. Люблю пообщаться с уборщицей, с продавщицей - с кем угодно, лишь бы она меня слушала.
«КАК БЫЛ Я МАЛЬЧИШКОЙ, ТАК ИМ ФАКТИЧЕСКИ И ОСТАЛСЯ»
- Ваша единственная дочь Света живет с дочками и мужем в Америке - по ним скучаете...
- Скучаю, Дима, не то слово - вот сейчас она всего на пять дней прилетит... Вырывается иногда сюда, чтобы мы обнялись не по скайпу.
- Это правда, что вы, особенно когда тоскливо, часами можете играть дома на синтезаторе, пианино, аккордеоне?
- Да, эти инструменты у меня есть, кроме пианино, - на нем иногда упражняюсь в других местах. Еще могу петь, но что-то в последнее время разленился.
- В шахматы сами с собой не играете?
- Ой, в них перестал - я ведь увлекался ими с трехлетнего возраста. Помню, сидел где-то (вокруг стояла толпа), фигуры передвигал и у кого-то выигрывал: клянусь, меня фотокорреспондент даже снимал. Вспышка магния, и я: «А!» (поднимает вверх обе руки). Таким в газете и поместили. Тогда во дворах, где мы жили, были форпосты, где собирались жильцы, в шахматы играли.
- У вас, Михаил Семенович, есть то, чего не купишь ни за какие деньги, - не вдолбленная в сознание, а настоящая, от сердца идущая, народная, если одним словом, любовь. Я же вижу, как люди буквально распахивают вам навстречу сердца, потому что, увидев вас, невозможно не улыбнуться, не сказать что-то доброе...
- Я в этом смысле счастливый и удачу свою ценю. На улице, например, каждый навстречу идущий обязательно улыбается, и даже на похоронах, где иной раз бываю, человек посмотрит на меня и вдруг улыбнется. Мне неловко становится, но и приятно - ведь не дежурная это улыбка, а хорошая, добрая.
- Скорбь по покойнику, значит, неискренняя...
- Ну, если с этой зайти стороны, очевидно. Нет, ни о чем в прожитой жизни я не жалею и с удовольствием готов еще играть, сниматься, танцевать, прыгать... Я рад, что люди хохочут и хлопают, - для меня выше кайфа на сцене нет, а это происходит постоянно. Когда аплодисменты идут - о-о-о! Из-за того, что остальные актеры, вышедшие на поклоны, стоят ждут, я вынужден задом ретироваться. «Спасибо!» - кричу публике, а за спиной уже слышу: «Миша, больше не выходи!».
Очень приятно, что зритель ко мне так относится, и я, вот честно тебе скажу, Дима, с открытый душой к людям иду. Купить и продать меня можно в два счета, если со мной по-доброму, и, к сожалению, не всегда близкие это понимают. Увы, на многих могу накричать, а потом сокрушаться: «Зачем же я этого человека обидел? - лучше спросил бы: «А как вы живете, о чем думаете?» - меня начинают грызть сожаления...
Жизнь - она интересная, разнообразная, и чем дольше человек живет, тем больше начинает ценить каждый день. Вот сейчас мне много предлагают сниматься, а я: «Нет-нет!» - неохота мне с ними, что-то не нравится, нехочу. Мне говорят: «Миша, ты уже можешь все бросить и отдыхать», и я из духа противоречия опять начинаю работать. Буквально подряд в двух фильмах довольно приличных снялся: куда-то бы ни за что, а вот в Киев всегда с большим удовольствием приезжаю.
От многих приходится слышать: «Киев мы обожаем!», но куда им до меня! Вот я действительно его люблю, потому что никто до сих пор лучше меня не знает здесь каждый камушек, и когда звонят из моего родного города, я сразу таю: «Киев? Будем разговаривать», и начинается. Уже предвкушаю, как сюда полечу...
- Сейчас, Михаил Семенович, мы с вами выпьем где-нибудь по стакану водки, хлебом-солью закусим и пойдем по центру гулять...
- Пойдем, Дмитрий Ильич, пойдем, только наденем очочки - не будем внимание на себя обращать. Ты знаешь: когда я хочу, никто меня не узнает - я ухожу от взгляда вот так (наклоняет голову, прикрывается рукой) - и все.
Вообще, скажу тебе напоследок... Как был я мальчишкой, так им фактически и остался. Да, накопил опыт, да, за спиной годы, но все равно остаюсь взрослым ребенком. Некоторые удивляются, но мне хорошо, поэтому, если бы суждено было вторую прожить жизнь, я ничего бы не стал в ней менять. Опять торговать на рынке? Да запросто, потому что мне это все было тогда интересно, поэтому, дай Бог мне здоровья и подольше пожить.
Внучки вот у меня растут... Одна будет точно актрисой - в меня. Так танцует, такие выдает хохмы - рот не закрывается.
- Ну нет, это не в вас...
- Хотя да (смеется), ты прав - я мало разговариваю... Смотрю, что она выделывает: танцы показывает, что-то говорит беспрерывно, - и думаю: «Надо бы мне научиться иногда слушать партнеров, понимаешь? Не только самому языком молоть».
Старшая внучка Аня (ей 22 года) рисует, в академии учится... Ее единственную такой юной туда приняли - она еще школу заканчивала. Картины ее на выставках экспонируют - ты представляешь? Откуда это, не знаю. Это вот не мое, я совершенно рисовать не умею, разве что две точки и носик, а на малую, на 10-летнюю Сашку, имею надежды. Красивая, и обаяние смертельное: улыбнется - и все!
Поэтому, Дима, будем радоваться, видя чьи-то чужие улыбки, и улыбаться сами. Может, удастся сделать жизнь веселее? Надо обязательно постараться, чтобы на земле больше человечности было, чтобы люди друг друга любили!










Народный артист России Альберт ФИЛОЗОВ: «Я не знаю, ревновала ли меня к Любе Полищук жена, но отношения у них были непростые...»
Народный артист России Михаил СВЕТИН: «Даже на похоронах, где иной раз бываю, человек посмотрит на меня и вдруг... улыбнется»
Писатель Фредерик БЕГБЕДЕР: «Когда выпадает возможность расслабиться, расслабляюсь так, что напрягаются другие»
Скончался легендарный рок-блюз-музыкант Гари Мур
Волочкова раскритиковала и обматерила партию Путина «Единая Россия»
«Недосконалiсть свiту заї...ла»
Жанне Эппле наконец попался мужчина «не сво...»
Бориса Моисеева выписывают
Эдуард ХАНОК: «Какое открытие последних лет считаю самым важным? Волну мою, конечно!»
«Ради практических нужд государства»
«I як напишеш, так уже i буде...»
Директор Института геологических наук НАН Украины академик Петр ГОЖИК: «Для Украины разработка сланцевого газа — реальная перспектива на ближайшие 10-20 лет. Просто государству нужно повернуться лицом к нефтегазовой отрасли»
Виталий КОРОТИЧ. Уходящая натура, или Двадцать лет спустя
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги