Иван ПОПОВИЧ: «Твои западенские песни на хрен никому не нужны! — говорил чиновник из Минкульта, — вот начнешь по-русски петь — народным артистом УССР станешь»
«ТАЛАНТ ТАЛАНТОМ, НО УЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО»
— Иван Дмитриевич, перед Новым годом вы грозились на концерт юбилейный позвать, а теперь вот смотрю — и афиш не вижу...
— Передумал. Не звать — концерт проводить. Я зимой у себя дома, под Киевом, снял программу «Різдвяний вертеп в гостях у Івана Поповича», где поучаствовали все украинские артисты, от заслуженных до народных и простонародных. Три дня подряд ее показывал Первый Национальный, потом повторяли: рейтинг высокий, люди, говорят, с интересом смотрели. И кстати, думали почему-то, что это в Карпатах снимали, что где-то в горах эта сцена, елочки... Даже неудобно как-то разочаровывать, что в 20 километрах от центра столицы (улыбается). В общем, и съемки, и результат так меня воодушевили, что я подумал: «А зачем мне концертный зал? Приглашу гостей домой, проведу и сниму юбилей там».
Спонсоров нашел, с финансированием все было нормально, но из-за ситуации в стране все-таки решил от этой идеи отказаться. Людям не до концертов, самые популярные передачи даже не блоки новостей, а прямые включения с мест событий на «5 канале», на «Громадському»... Народу это нужнее — знать, что и как в Украине происходит, и вполне понятно, почему телеэфиры заняты такими программами. Так что поеду-ка я на день рождения в Закарпатье и отмечу его без телекамер — в кругу самых близких друзей.
![]() |
| С Вахтангом Кикабидзе и Людмилой Гурченко. «Иногда перед концертом, когда чувствуешь, что голос не будет звучать как надо, можно в чашку чая с лимоном капнуть чуть-чуть коньяку» |
— Как они обычно вас поздравляют?
— Знают, что раз пришли, нужно что-то спеть. А я, наоборот, стараюсь не петь, слушаю и гостей, и цыган, которых часто приглашаю, потому что какой же закарпатский праздник без цыганской музыки?
— Эту цифру — 65 — вы как-то ощущаете?
— Если бы знакомые не напоминали, сколько мне исполняется, и сам в паспорт не заглядывал, возраста не чувствовал бы вообще. Да и окружающие — пококетничаю немного — не дают мне столько лет. Недавно с гаишником на дороге спорил. Что-то нарушил, он меня остановил и давай выговаривать: «Вы думаете, раз народный артист — значит, все можно, да?». А я ему: «Слушай, я уже дед старый, мне 65 скоро, чего ты мне мораль читаешь?». Он на меня пристально так посмотрел: «Ну, я, вообще-то, в курсе, что вы, артисты, брехать обучены... 65, как же!». — «Да вот, — говорю, — паспорт, смотри: родился 22 апреля 1949 года. Выпиши себе, если хочешь, и посчитай, сколько получится, если от 2014 отнять 1949. Только давай уже без меня это делай, я спешу...».
— Он не спрашивал совета, как до 65 дожить и так хорошо выглядеть?
— Тьфу-тьфу, постучу по твердому, здоровьем я обязан Господу Богу, родителям своим — царство им небесное! — и тому краю, откуда я родом, — Закарпатью. Помню, в горах снег еще лежит, но кое-где, полянками такими, уже растаял, и из-под него травка молоденькая, зеленая...
Так мы, будучи детьми, друг с другом соревновались: кто быстрее босиком по снегу от одной такой полянки до другой добежит. И это была, наверное, та закалка, благодаря которой мне не нужно спать в носках и я, слава Богу, не знаю, что это такое, когда болит горло. Ну и голос, конечно, хоть и от природы данный, но если бы не кричали мы в детстве с горы на гору...
— Так вот, оказывается, как вы связки тренировали...
— Потом, конечно, по-другому с голосом работал — когда учился в Дрогобычском пединституте и позже, уже во Львовской консерватории.
— Скажите, важно для певца учиться петь? Последние годы телевидение нам такое мнение навязывает, посредством своих талант-шоу, что вроде бы и необязательно...
— Я много лет проработал завкафедрой эстрадного пения в Академии эстрадно-циркового искусства и могу сказать, что знаю множество прекрасных голосистых исполнителей, которые из лор-кабинета не вылезают. И именно потому, что поют, как Бог на душу положит, не знают, что можно, чего нельзя, как работают голосовые связки и что они из себя представляют, и в результате наживают такие проблемы с горлом, что лечатся месяцами. Поэтому талант талантом, но учиться правильно петь обязательно надо.
— Чего певцу в первую очередь нельзя?
— Крепких алкогольных напитков: водки, коньяка, виски... Некоторые, по молодости особенно, думают: «А, прокатит» — и пьют. Ну, с кем проходит этот номер без последствий, как с придурком, который напротив тебя сидит (смеется), а с кем и не проходит, и потом надо либо работать под фонограмму, либо не работать вообще.
Алкоголь, грубо говоря, съедает голос: связки ведь смазаны, а рюмочка коньячку или водочки (или больше, чем рюмочка, потому что музыканты обычно мелкой посуды с собой не возят) их сушит. Поэтому, если на пьяное горло попоешь, ощущение такое, будто по тому горлу трактор проехал. И вот, кстати, почему люди часто говорят: «Ой, вчера на свадьбе был, так напелся, что аж охрип...».
Иногда, правда, когда перед концертом чувствуешь, что у тебя несмыкание связок и голос не будет звучать как надо, можно в чашку теплого чая с лимоном капнуть чуть-чуть коньяку, но только при условии, что и завтра, и послезавтра будешь молчать. А если и сегодня после коньяка работать, и завтра, и каждый день — сразу иди к фониатру.
— Вы ведь из простой семьи, почему решили в консерваторию поступать, кто надоумил?
— Я сперва окончил Хустское культпросветучилище и думал, что после него не возьмут меня во Львов, слишком высокая планка. Поэтому поступил в Дрогобыч на музпед. Но поскольку это километрах в 80-ти от Львова, каждую неделю ездил в консерваторию на консультации — к легендарному профессору Николаю Колессе. И доездился до того, что после второго курса института Николай Филаретович забрал меня к себе — сразу на второй курс Львовской консерватории. Папа рассказывал, как они с мамой читали мое письмо о переводе. «Мамко моя дорогенька! — писал я. — Я вже не в Дрогобичі, а в консерваторії львівській, тож якщо зберетеся їхати, розкажу, як...». Мама в слезы: не знал же никто в селе, что это такое — консерватория!
А соседка заглянула и спрашивает: «Чого, Олено, ревеш?». — «Та, бачиш, Іванко вчився на співака в Дрогобичі, а тепер подався до Львова та в якусь конзерваторію втрапив...». — «То не реви, нащо вони, ті співи? Буде тепер у вас удоста конзервів!». (Смеется).
А уже на третьем курсе, в 73-м году, я привез золотую медаль 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. Заранее сообщил: «Мамо й тату, мене тоді-то будуть по телевізору показувати...». И смотрели не только они, но и все село, весь наш Иршавский район и все Закарпатье: это же «Останкино», как было не смотреть, если, по сути, больше нечего?
После этого стал ездить в Москву на ЦТ — и в «Шире круг», и в «Мой адрес — Советский Союз». А в 80-е годы у меня появилась своя передача на УТ-1: легендарный работник украинского телевидения Наталья Абрамова, которая музыкальной редакцией руководила, пригласила меня в Киев вести программу «Здравствуй, песня!». И одними из первых моих гостей были Володя Быстряков и Валера Леонтьев, который тогда работал в Ворошиловградской филармонии, ныне Луганской.
«АНДЖЕЛА ДЭВИС ПОДОШЛА КО МНЕ И ВРУЧИЛА ЦВЕТОК: «ПУСТЬ ЭТА ГВОЗДИКА СТАНЕТ ТВОИМ ТАЛИСМАНОМ...»
— Красная гвоздика в кармане пиджака у вас когда появилась?
— Еще в Берлине. Мне ее подарила американская правозащитница Анджела Дэвис на приеме по окончании фестиваля, когда я, победитель, спел пару песен. Подошла и вручила цветок: «Пусть эта гвоздика станет твоим талисманом — на счастье...».
— И стала?
— Стала, но об этом дальше расскажу, сейчас хочу о приеме закончить. Гости были высочайшего уровня, и если бы кто-то в родном селе сказал, что я с этими людьми встречусь и своими глазами увижу, как Хонеккер пляшет «Калинку-малинку», я бы, наверное, у виска покрутил: «Ти, парєнь, з дурдому вийшов?». Но я все это видел, потому что меня в зале усадили рядом с Юрием Васильевичем Силантьевым, знаменитым дирижером. А за столом, где президиум, из артистов был, по-моему, только Кобзон, остальные представители советской делегации — «Песняры», Надя Чепрага и другие — находились в другой комнате, выходили оттуда, пели — и уходили.
В перерывах между номерами звучала легкая музыка, и гости танцевали. Я сидел и широко раскрытыми глазами на них смотрел, пока Силантьев не поинтересовался: «Ваня, а какого черта ты сидишь? Пригласи кого-нибудь. Видишь, женщина красивая скучает...». Женщина оказалась Валентиной Терешковой, и я на трясущихся ногах пошел ее приглашать: ну, такого человека все-таки... Валентина, к моему удивлению, танцевать со мной, студентом, пошла, и это придало мне уверенности. Ну, я не танцор-бальник, я привык, как в селе: прижал, закружил...
— И что, прижали?
— Попытался (смеется), но она мягко так, интеллигентно, меня отстранила: нечего, мол, хлопец, космонавтов тискать... А Дэвис уже потом подошла, в конце, и с ней танцевать не довелось. Но гвоздика свою роль сыграла.
Со временем все мои товарищи, с которыми в одно время начинали: Ротару, Зинкевич, Яремчук, — стали народными, а я все никак. Набрался однажды смелости и спросил у чиновника из Минкульта:
![]() |
| Иван Дмитриевич с супругой Марией. «Если бы не напоминали, сколько мне исполняется, и сам в паспорт не заглядывал, возраста не чувствовал бы вообще» |
«Слушай, а чем это я перед вами провинился, что до сих пор заслуженный? Уже и Соня, и Вася, и Назар...». — «Ну так у Сони обширный русскоязычный репертуар, Вася поет: «Березы, русские березы», Назарий: «Я рисую, я тебя рисую». А ты — западенские песни, которые на хрен никому не нужны! Вот начнешь по-русски петь — станешь народным УССР». Это, кстати, к вопросу о том, как притесняют в Украине русский язык...
Ну, думаю, ладно. Позвонил во Львов знакомой поэтессе, попросил написать стихи к годовщине Октябрьской революции — и вышел в праздничном концерте во дворце «Украина» (поет): «Сияет над миром весны синева, и Ленин, как знамя, и песня жива...». В первом ряду сидел Щербицкий со всем Политбюро, на сцене я в белом костюме, с коммунистически красной, как говорили потом, гвоздикой... В общем, назавтра я уже был народным артистом.
«АРТИСТИ, ШВИДШЕ — ПУБЛІКА ЗАСИНАЄ!»
— Видите, о чем надо было петь...
— И меня как повело после этого на патриотическую песню! Приехал в Закарпатье и другу своему, поэту Ивану Петровскому, говорю: «Іванку, давай щось патріотичне, але вже по-нашому». И он выдал шедевр, одно название чего стоило — «Комсомольці Карпат»!
— А такі існували?
— Слухай уже! От баби... Начало было такое:
Можна в космос
із Говерли стартувати...
— ...не сомневаюсь...
— ...Бо Говерла — височінь і краса,
А іще про дні буремні у Карпатах
Вам Говерла могла б розказать.
И припев, совершенно уникальный:
Стрічали братів зі Сходу,
вітали нове життя,
За нашу й за вашу свободу
ішли до нових звитяг...
І гори сурові чули,
як братові мовив брат:
«Ми — онуки опришків, гуцули,
Ми — сини комуністів,
комсомольці Карпат!».
Когда я это для партийной элиты спел, подошел Леонид Макарович Кравчук, главный идеолог ЦК Компартии Украины, уроженец Черновцов, и спросил: «Ваня, а ты, часом, не сдурел? Где это в Карпатах были комсомольцы?». (Хохочет).
— Одно время вы выступали с Оксаной Билозир, тоже народной артисткой и экс-министром культуры, даже в Австралии вместе были...
— ...гастролировал с ней и ее нынешним мужем Романом Недзельским, и тоже смешной случай могу рассказать. Организаторы концертов попросили нас выступить в доме престарелых — для наших же эмигрантов: «Нужно попеть, пока старики обедают, потому что потом они уснут и не добудишься... Много не заплатим, но по 50 австралийских долларов получите». — «Ладно, — говорим, — согласны».
Захотелось порадовать этих девочек от 80-ти до 100 и таких же мальчиков (там один гуцул сидел — 104 года!) украинской песней. А аккомпанировать оказалось не на чем. Было пианино, но в школе неподалеку, и прежде чем выступать, нам с Романом пришлось тащить его в дом престарелых, а оно английское, старое, тяжелющее, еще и без ножки одной — кто-то спер... Тянем-тянем, а организатор подгоняет: «Артисти, швидше — публіка засинає!». (Смеется). А как швидше, если оно из такого дерева, из которого корабли строят, «Украина» отечественная в два раза легче? В общем, встали-таки передохнуть, и я у Недзельского спрашиваю: «Романе, а який сьогодні день?». — «Субота». — «О, у нас, мабуть, уже ранок, і Віктор Герасимов у програмі «Від суботи до суботи» розказує, як успішно проходять австралійські гастролі Оксани Білозір та Івана Поповича... Ти, головне, тягни, Романе, тягни, бо 50 доларів не дадуть!».



Лидер группы «Скрябін», писатель, продюсер, телеведущий Андрей КУЗЬМЕНКО: «Целый год над людьми в районной поликлинике на Львовщине я издевался. Моих пациентов издалека было видно: с перекошенными ртами ходили, потому что пломбы были высокие и рты не закрывались»
Актер Анатолий КУЗНЕЦОВ: «В нашем гареме текучесть кадров была»
Михаил СААКАШВИЛИ: «Когда в 90-е годы в Америку я приехал, с полуподвала начинал, с того, что у нас денег на еду не было, и сейчас я там тоже практически с нуля начинаю — в метро езжу, в супермаркет хожу, в экономклассе летаю...»
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: «Смертельная схватка Януковича с шариковой ручкой, безусловно, войдет в анналы комического»
Ключи от квартиры, где деньги лежат
Иван ПОПОВИЧ: «Твои западенские песни на хрен никому не нужны! — говорил чиновник из Минкульта, — вот начнешь по-русски петь — народным артистом УССР станешь»
Тренер, воспитатель футбольных звезд Александр ЛЫСЕНКО: «Нападающий — это дикий зверь, который, впервые попробовав вкус крови, будет жаждать ее снова и снова. Роман Зозуля именно такой»
Гангстер №1
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги