Между надеждой на лучшее и ожиданием худшего
В трудные времена всякое бывает. В стрессовых, катастрофических ситуациях люди ведут себя очень по-разному и далеко не все уподобляются киногероям, которым все нипочем. Нередка паническая реакция, когда человек суетится, хватается за все подряд, говорит бессвязно, не знает, на чем остановить взгляды и мысли.
Бывает и вовсе паралитическая реакция, когда человек каменеет, глядит перед собой в одну точку, не в состоянии сдвинуться с места. В такие времена, как сейчас, политологи, психологи изучают состояние общества заинтересованно, прогнозируя события нынешние и грядущие не только по положению звезд, как многозначительные астрологи, но и по категориям объективным. Учащаются опросы общественного мнения, медицинские обзоры, позволяющие вывести будущие события из сфер тревожной загадочности.
Сейчас специалисты-реалисты утверждают: пока что три четверти нашего населения так или иначе адаптируются к реальности, ожидая хоть каких-нибудь изменений к лучшему. Но уже сейчас 10-15 процентов не хотят замечать негатива или, напротив, впадают в ступор, не ожидая никаких перемен к лучшему. Похоже, что экономика перестала быть кабинетной наукой, так как даже в автобусах можно слышать дискуссии о валютных курсах, биржевых котировках и о том, почему правительство ничего в этом не смыслит. В то же время обычное для нас мышление по системе «вот приедет барин» внушает многим, что правительство все-таки додумается до чего-нибудь полезного не только для себя самого, с работы поувольняют исключительно всех тех, кто и раньше был в тягость, а справедливость скоро восторжествует.
Можно сказать, что почти уже лет 100, со времен петроградского большевистского переворота, нам вместе с предками внушали убежденность, что справедливость обязательно воцарится. Обидно, что мы никак ее не дождемся. Впрочем, надо сказать, что за эти же годы у нас выработалась уникальная привычка, помогающая переживать кризисы, — предчувствие того, что может быть еще хуже. Так, между надеждой на лучшее и ожиданием худшего, мы живем довольно давно.
При этом специалисты, изучающие общественные процессы, утверждают, что всенародные настроения, даже при нашей придавленности советским опытом, — динамичны. Какое-то время люди, переживающие трудности, еще верят, что их защитят, а справедливость восторжествует. В этот период возможны мирные демонстрации с призывами к правительству, с умеренными профсоюзными лозунгами. Но постепенно негативные новости доминируют, уверенность уходит, общественная активность спадает и люди начинают искать защиту в «ближнем круге» — среди друзей, в семье. Кстати, в такие периоды семьи не столько распадаются, сколько, бывает, даже восстанавливаются, сжимаются для самозащиты.
Если дружеский и семейный щиты больше не защищают, может нарастать агрессивность — до уличных и семейных драк (по статистике, и матери намного чаще избивают детей в трудные времена). Уволенные люди становятся воинственны по отношению к бывшей фирме, даже ко вчерашним коллегам, которые сохранили должности. Мы читали в газетах об уволенном почтальоне, расстрелявшем недавних сослуживцев, или школьнике с пистолетом, мстящем за исключение всем подряд. Именно в такие эпохи часто формируется тип сильной личности — спасителя нации. Это может быть Рузвельт, де Голль или Черчилль, но может быть Муссолини или Сталин с Гитлером...
Как всегда, у нас впереди разнообразные перспективы. Надо бы нам доверчивее и внимательнее читать научные исследования, обобщающие человеческий опыт. Многое — почти все — уже было, и бесславное это дело — несколько раз подряд наступать на те же грабли.

Доктор медицинских наук, известный украинский онколог Дмитрий МЯСОЕДОВ: «Пациент буквально плакал: «Выдайте справку, что я не заразен». Узнав, что у него рак желудка, невестка спрятала тарелки, чашки, ложки...»
Евгения МИРОШНИЧЕНКО: «Господи, за что меня так наказала судьба, что я родилась в такой неблагодарной стране? Я очень люблю свой народ, но почему же он такой бескультурный, почему меня при жизни закапывают?»
Владимир Машков вернулся к бывшей жене
Шон Пенн разводится
Украинская любовница режиссера Мела Гибсона ждет ребенка
Для Сары Джессики Паркер суррогатная мать вынашивает близняшек
Все, что тебя не касается
41-летняя Ольга Кабо вышла замуж
Не родись красивой
Между надеждой на лучшее и ожиданием худшего
Экс-солист ВИА «Синяя птица» Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ: «То, что произошло с Газмановым после ухода из «Синей птицы», он назвал одним словом: «Поперло»
Писатель Александр КАНЕВСКИЙ: «У вас болезнь, которой страдали Ильф и Петров, Олеша», — сказал мне Нагибин. «Меня, — ответил я, — эта палата устраивает»... Надо писать, пока сито моей памяти не превратилось в дуршлаг»
Не впаде нiколи рейтинг у Миколи!
Ребятам о зверятах
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги