Евгения МИРОШНИЧЕНКО: «Господи, за что меня так наказала судьба, что я родилась в такой неблагодарной стране? Я очень люблю свой народ, но почему же он такой бескультурный, почему меня при жизни закапывают?»
«Сейчас я уже научилась молчать, поняла, что правду говорить бесполезно»
— На сцене, Евгения Семеновна, вы прожили большую жизнь. Как удалось вам так себя сохранить, в чем он — секрет вашей красоты и очарования?
— Ну, прежде всего, я не считаю свои годы, а во-вторых, не люблю дни рождения, хотя это и повод встретиться с друзьями и посидеть за бокалом шампанского. Просто однажды я раз и навсегда решила для себя, что больше считать годы и отмечать эти дни не буду. И вообще, я очень не люблю слова «прожитое», «прошедшее», не люблю выражение «Вот мы уже 50 лет без войны». Такое впечатление, что мы эту войну ждем.
Я категорически против прошедшего времени, и хотя мы до сих пор в ожидании хорошей жизни, не хочется думать о том, что было, — хочется думать о том, что будет. Плюс ко всему — я ведь работаю с молодыми, а работая с молодыми, молодеешь и сам. Я профессор консерватории, у меня очень много студентов. Конечно, устаю с ними безумно, но очень люблю эту работу. Мне не все равно, что из моих выпускников получится.
— Каков же, интересно, ваш образ жизни?
— Самый обычный.
— Но ведь какой-то режим наверняка есть? Вы, наверное, в определенное время ложитесь спать и встаете, ходите в бассейн, посещаете, может быть, массажные кабинеты?
— О чем ты говоришь, Дима? Спроси лучше: «Евгения Семеновна, какой отдых запомнился вам больше?». Я отвечу: «За всю свою жизнь ездила к морю несколько раз, когда были маленькими дети». Все — дальше туда их возил отец. Я никогда не была в санаториях, на курортах...
— Но вам ведь хочется, наверное, побывать там сейчас, когда на хорошие курорты уже можно ездить?
— Да? Может, моя родная Украина позаботилась о том, чтобы я заработала себе на такую поездку? Увы! Мне стыдно об этом говорить, но я часто думаю: «Господи, за что меня так наказала судьба, что я родилась в такой неблагодарной стране?». Я очень люблю свой народ, но почему же он такой бескультурный, почему меня при жизни закапывают? Нигде в мире никого не интересуют паспортные данные артиста — актер работает столько, сколько он может. Боже, сколько возможностей имела я здесь не остаться! Сейчас я скажу жестокие вещи не потому, что плохо отношусь к своим коллегам, Боже упаси. Можешь этого не писать, но я иногда говорю себе: «Не знаю, где была бы Вишневская, если бы не было рядом с ней Ростроповича. Не знаю, где была бы Плисецкая, если бы не было Щедрина».
Я просто по-доброму завидую, что вот так улыбнулось им счастье иметь рядом с собой, тоже незаурядными личностями, таких мужей. У нас очень много талантливых людей просто погибло. Не только в искусстве — в науке, в спорте. Отношение в Украине к талантам было всегда особое. Я ездила по всем бывшим нашим республикам и видела: если у самых маленьких наций появлялся талантливый человек, они его на руках носили, показывали во всех уголках земли. А меня никто никуда не приглашал, не продавал, не предлагал, и все это, как ни прискорбно сознавать, зависело от людей, которые руководили нашим искусством.
— В 60-е и 70-е годы у вас были возможности остаться за границей? Поступали вообще предложения?
— Не то слово! Несколько раз я могла выйти замуж, жить и работать за рубежом. Что говорить! Сожалею, что в той же Москве не осталась.
![]() Гранды украинской и мировой оперы: Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко и Дмитрий Гнатюк Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
— Из Большого театра тоже предложения поступали?
— Множество. Когда я приезжала в Москву на концерты, директор Большого обязательно приходил за кулисы. Всякий раз я спрашивала его: «Почему вы здесь, Михаил Михайлович?». — «Пришел послушать вас», — следовал ответ.
Я не уехала в Москву потому, что люблю Украину, люблю свой народ, потому, наконец, что для меня с улицы на улицу переехать — проблема: я очень привыкаю к окружающей обстановке.
...Я никогда не задумывалась, что природа одарила меня уникальным голосом. Считала, что люди, в ведении которых я, так сказать, находилась, должны были сами меня оценить, пропагандировать.
— Но очень многое зависит ведь от самого человека, от того, как он может себя преподнести...
— Знаешь, никогда никаких неудачных выступлений в те считанные разы, что пела за границей, у меня не было, всегда мои концерты сопровождал огромный успех. Мало того, если мне говорили: «Женя, надо!», я поднималась, ехала и работала.
— Простите, Евгения Семеновна, но ходили слухи о вашей скандальности, о том, что сильные мира сего, которым вы слишком искренне резали в глаза правду-матку, не очень-то вас жаловали. Сыграло это свою роль?
— Конечно, сыграло. Конкретно мне никто ничего не говорил, но... Сейчас, Дима, я уже научилась молчать, и не потому даже, что так выгодно. Просто поняла, что правду говорить бесполезно — это глас вопиющего в пустыне.
«Перед моей фамилией всегда стоял знак вопроса»
— Но лично у вас случались конфликты с людьми, от которых зависело, скажем так, ваше продвижение в карьере, получение званий? В свое время говорили, например, о ссоре с Демичевым...
— Нет, с Демичевым у меня конфликтов не было, а вот на уровне нашего Министерства культуры и отдела культуры ЦК — сколько угодно.
— Что же имело место — зависть со стороны коллег или, может, какие-то местечковые распри?
— Многое, и то, что ты перечислил, тоже. Одно время параллельно со мной (или я с ней, как хочешь, у меня корона с головы не упадет) пела в нашем оперном театре Бэла Руденко. Мы были одного плана певицы, но и только — индивидуальность у нас была очень разная. Даже судя по тому, что Бэла давным-давно уже не поет, а я еще, слава Богу, на сцене.
Меня к тому же природа наградила более артистичными данными. Не скажу — более сильным голосом, но большим диапазоном, большими голосовыми возможностями. У Бэлы тоже была своя аудитория поклонников, она пела очень академично, классично, культурно... Певица была великолепная, но дело в другом: в поклонниках у Руденко числились власть имущие — и секретарь ЦК по идеологии Андрей Данилович Скаба, и завотделом культуры ЦК Юрий Юрьевич Кондуфор, а ее муж был в течение 16 лет сначала заведующим отделом культуры ЦК Компартии Украины, а потом — заместителем министра культуры. Этим все сказано.
Мне было очень обидно на одной из первых декад Украины в Москве, когда звания сыпались на всех щедрым дождем. Мы «шли» с Руденко параллельным курсом, и, скажем так, я не хуже ее пела, но звание народной артистки СССР дали лишь ей.
По окончании декады был, помню, прием. Выпивали, закусывали, пели, а у меня на душе кошки скребли — очень обидно было. Никита Сергеевич ко мне подходил, утешал.... Но зато было намного приятнее, когда потом, не к какому-то празднику, а просто так, я это звание получила. Я заработала его честно.
Одна моя очень близкая подруга, с которой дружим не один десяток лет, работала с зарубежными туристами. Часто она становилась невольной свидетельницей того, как иностранцы, слушая мое пение, удивлялись: «Эта певица должна была к нам приехать, даже реклама была. Но не приехала. Почему?».
...Тогда нами заведовал Госконцерт. Именно он подавал заявки в Министерство культуры, а я никогда не знала, куда меня и кто приглашал, потому что все решалось на этом уровне. И если меня приглашали, Бэла Андреевна через мужа делала так, что ехала не я, а она. Ее муж Владимир Николаевич Ефременко — царствие ему небесное! — все это потом мне рассказал. Знаешь, нет ведь ничего тайного, что потом не стало бы явным.
Когда Бэла уехала в Москву, мы с ним довольно часто встречались, и всякий раз он чувствовал себя неловко. Однажды в Ялте я сказала ему: «Владимир Николаевич, очень прошу вас: кто старое помянет — тому глаз вон. Все прошло, забыли». Он был счастлив... Честно говоря, я к нему очень хорошо отношусь, потому что знаю, как велика в таких случаях роль жены, знаю, как по ее милости давались за рубеж телеграммы: «Мирошниченко больна», «Мирошниченко занята в репертуаре»...
...Однажды, не помню, какой это был год, меня пригласили в Большой театр спеть в опере «Руслан и Людмила». Уж как соблазняли, но я не поехала, и тогда эту партию предложили Бэле. В то время она очень часто бывала в Москве на «Огоньках» и познакомилась там с Поладом Бюль-Бюль-оглы, поэтому очень легко от нас уехала.
![]() «Жизнь — моя школа, и я одинаково легко нахожу общий язык с человеком любого круга». С Иосифом Кобзоном |
— Она ведь родила от Полада?
— Да, у них есть общий ребенок.
— Рассказывали, что на радостях Бюль-Бюль-оглы с вертолета забросал родильный дом, где она лежала, цветами...
— Этого я не знаю, хотя на всех ее выступлениях действительно было много цветов от него. Наверное, в то время эту пару связывали очень искренние чувства и Бэла была в любви счастлива.
— А у вас были воздыхатели, которые задаривали не только цветами, но и дорогими подарками — шубами, бриллиантами, жемчугами?
— Нет, колец и ожерелий мне не преподносили, да и не уверена, что приняла бы их. Считаю, что дорогой подарок непременно к чему-то обязывает. В театре у меня всегда было много друзей, и я счастлива, что меня до сих пор встречают там искренними улыбками и с радостью. Вот главные ценности в жизни.
— Скажите, а у вас никогда не закрадывалась шальная мысль просто сбежать, где-нибудь за границей остаться? Примеры-то, в общем, были — Барышников, Нуреев, Вишневская, Ростропович: все они там неплохо устроились. У вас ведь было прекрасное ремесло, благодаря которому могли процветать. Только давайте отбросим сейчас патриотические чувства — я хотел бы получить откровенный ответ...
— Что ж, давай отбросим. Могла ли остаться? Могла! Более того, со многими бывшими «нашими» я поддерживала отношения, но меня очень сдерживало незнание языка. Если бы вышла замуж, было бы легче, а вот самой... Без мамы, без тети, без подруг, студентов, без собаки, без детей, наконец... Понимаешь, у каждого, кто бросал на Западе якорь, был какой-то свой стерженечек — кто-то брал их, так сказать, под крыло. У меня всего этого, увы, не было.
...В кои-то веки попав в Канаду, я узнала, что у знаменитого импресарио Cола Юрока была шахматка с записями, когда и кого приглашать. Перед моей фамилией всегда стоял знак вопроса — вот в чем ужас! Об этом, кстати, пишут в своих книгах Вишневская, Плисецкая — их тоже не выпускали...
Мне говорят: «Женя, напиши книгу». Да нечего уже писать! Я только повторю: счастье, что рядом с Майей и Галей шли по жизни столь неординарные личности, и если не считались с женщинами, то не могли не считаться с их мужьями.
«Я три раза была замужем и всегда очень полюбовно расставалась с мужьями»
— Евгения Семеновна, но вы ведь могли, наверное, сделать так, чтобы у вас тоже был муж, с которым считались, стенка, за которой можно было бы спрятаться?
— Знаешь, я в этом смысле — человек странный. В характере это, что ли... По натуре я лидер — и в семье тоже. Три раза была замужем и, кстати, всегда очень по-доброму, полюбовно расставалась с мужьями.
— Кем они были по профессии?
— Первый муж — военный. Юношеская любовь...
— Когда поженились, вы уже были известны?
— Нет, карьера лишь начиналась, хотя популярность уже была. Но... Видишь ли, настолько разные у нас были профессии... Между прочим, мы до сих пор встречаемся. У него тоже двое сыновей и внук уже есть, у нас прекрасные отношения...
Второй супруг — отец моих детей — очень известная личность в медицине, женский Бог, гинеколог Григорий Кириллович Школьный. Совершенно роскошный хирург, на счету которого множество спасенных жизней, но, опять-таки, в то время, когда на меня буквально сыпались награды и почести, когда пришло признание, медицина наша была, прямо скажем, низкооплачиваемой.
Гриша — умнейший человек, он понимал, что его работе цены нет, но где-то не мог справиться с раздражением. «Подумаешь, — говорил иногда мне, — ты вдруг на сцене не ту ноту возьмешь. От этого в зале никто не умрет, а у меня каждый день чья-то жизнь в руках».
По-человечески он прав был, конечно, но из-за этого мы расстались. Дети выросли, и, слава Богу, никто из них не был ущемлен в отцовской или материнской любви. Маленькими они спрашивали: «Мама, почему ты ушла?». Я отвечала: «Дети, давайте договоримся: когда вы чуть-чуть подрастете, поймете все сами, но на сегодняшний день ваш отец — лучший отец в мире. У него самая гуманная профессия — он спасает людей, но посмотрите: я постоянно в разъездах, а папе необходимо, чтобы жена была дома. Жена, которая вовремя накроет на стол, уберет, постирает. Видимо, я не создана быть хранительницей очага».
Третий мой муж — Владимир Владимирович Бегма — по профессии режиссер. Тоже считал себя где-то обойденным, обиженным, думал, что заслуживает большего. Мы прожили с ним 21 год. Может, не надо было столько терпеть, потому что две личности в одной семье, как правило, не уживаются, но я, если честно, была без претензий. Ко мне признание приходило естественным путем, а ему надо было утверждаться. Там и самолюбие обостренное, и гордость, и все что угодно. Впрочем, мы тоже расстались нормально.
— Вашим мужьям с вами тяжело приходилось?
— Если откровенно, то да. Как правило, семья у нас распадалась только по моей вине, исключением стал лишь третий супруг — режиссер Владимир Владимирович Бегма. Он очень хотел иметь детей, а я, перенеся внематочную беременность, больше попыток родить не предпринимала. В конце концов, он встретил женщину на 30 лет моложе, полюбил ее, и сейчас у него двое наследников.
...В свое время он из-за меня отсюда уехал, и все-таки я его вытащила, выцарапала в Киев — короче, сделала все, чтобы он вернулся к нам в оперный. Сейчас Бегма снова работает здесь, у нас с ним прекрасные отношения. Владимир Владимирович всей душой болеет за мои успехи, очень любит моих девочек. Уже три года подряд он режиссирует концерты моего класса.
— А ваши мужья никогда рядом с вами не комплексовали? Наверняка ведь слышали за спиной: «Видели, кто пошел? Муж Мирошниченко!»...
— Мне, если честно, присуще обостренное чувство такта и справедливости. Я понимала, что подобное недопустимо, и всеми силами избегала лобовых ситуаций, старалась, чтобы мои мужчины не ощущали в этом плане дискомфорта.
— При этом за вашей спиной никогда не было человека, который мог бы стать вашей движущей силой?
— Никогда, но я о том не жалею. Да и вообще мне подобное в голову не приходило... В моей жизни были только те мужчины, которых я очень любила, и если, как говорится, предлагала себя, то лишь тем, в кого была влюблена.
— Думаю, что вашего внимания и любви хотели добиться многие высокопоставленные мужчины...
— Да, это так, и если бы я дала им хотя бы малейший повод, все, наверное, в моей жизни сложилось бы иначе. Женщина ведь всегда тонко чувствует, кто на нее положил глаз.
— Так кто же положил глаз на вас? Вы ведь неоднократно выступали на правительственных концертах...
— (Смеется).Давай договоримся: имен называть не буду. Такие люди были, и сожалею, что что-то не склеилось. Знаешь, я верю в судьбу, верю в предначертание Господнее. Раз все сложилось, как сложилось, значит, такая судьба.
![]() «Я не считаю свои годы, не люблю дни рождения, хотя это и повод посидеть с друзьями за бокалом шампанского. И вообще я очень не люблю слова «прошедшее», «прожитое»... |
— Но мужчина вашей мечты встретился вам хоть однажды?
— Ох!.. (Вздыхает). Был такой — великолепный румынский певец Николае Херля. Господи, как он пел!..
— Бас?
— Баритон. Изумительный! Мой любимый тип голоса. У нас был очень трогательный, очень красивый роман. Херля гастролировал по всему миру, пел в «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардене». Мы очень любили друг друга, и с 1958 по семь-восемь раз в год я ездила в Румынию. Даже в Госконцерте знали о нашей почти 10-летней связи.
Когда я уже стала народной артисткой СССР, мы решили, что надо все-таки быть вместе. Я его сманивала сюда, он приглашал в Румынию. В то время я была замужем, у меня были дети, но он был готов на все. Поскольку Николае был секретарем парторганизации оперного театра в Бухаресте, он, естественно, должен был пойти к Чаушеску — посоветоваться (так мы были воспитаны). Да и я — народная артистка — не могла уехать так просто, это делалось с разрешения чуть ли не правительства.
Помню тот вечер, когда он приехал от Чаушеску ужасно расстроенный и кричал в сердцах: «Будь прокляты эти границы! Будь прокляты эти границы!». Не могу этого забыть...
...Это был удивительно возвышенный, чистый роман. Когда я приезжала в Румынию на гастроли, мы непременно пели в одних спектаклях, а потом поняли, что поезд уже ушел и нам никогда не быть вместе. Как-то Херля приехал в Киев с концертом. Ко мне пришел атташе по культуре румынского посольства и говорит: «Маэстро Херля очень просит, чтобы вы посетили концерт в филармонии». Мой муж не пошел, я отправилась с его сестрой. Мы повидались, поговорили... Вскоре он женился, но знаю, что не по любви. Потом родился сыночек Робертино. Сейчас мы не поддерживаем отношений. У него очень ревнивая жена, она может этого не понять. (Вздыхает). Знаешь, моя учительница когда-то мне говорила: «Если у актрисы удается творческая жизнь, в личной она обязательно будет несчастлива».
— Сейчас вы одна. О замужестве есть мысли?
— Никаких, абсолютно.
— А поклонники по-прежнему донимают?
— Да, в этом плане я, слава Богу, не обделена. Правда, очень боюсь с кем-то сходиться — иди знай, кто попадется... Мы ведь малокультурные люди. «Подумаешь, — скажет еще, — это тогда ты что-то из себя представляла, а кто ты сейчас?». У меня ведь тоже масса недостатков...
«Чтобы спасти длинные волосы и вывести вшей, мы, как мартышки, выискивали друг у друга гниды»
— Слышал от многих ваших коллег, что вы, Евгения Семеновна, в общении предельно естественны и откровенны, если что, можете и матом послать...
— У-у-у — только тронь! Все дело в том, что вышла я, так сказать, из низов. Сиротское детство — папа погиб, а в ремесленном училище, к сожалению, изящным манерам не обучали. Жизнь — моя школа, и все прожитое наложило, естественно, свой отпечаток. Поэтому, наверное, я одинаково легко нахожу общий язык с человеком любого круга.
— Если верить слухам, когда-то вы пришли к министру культуры то ли СССР, то ли Украины и спросили: «Где тут диван, на котором дают звания?».
— Боже упаси — это просто анекдот такой. Якобы одна певица явилась в театр к директору на собеседование. Он ее спрашивает: «Вы берете до?» — имея в виду диапазон, а та говорит: «И до, и после». Но это театральный юмор: сделать что-то подобное в жизни — нет, исключено, хотя, в общем-то, по характеру я хулиганка.
— А то, что вы пели для Сталина, тоже выдумка, миф?
— Нет, не выдумка — перед ним я действительно выступала три раза.
...Мне исполнилось 13 лет, когда были созданы «Трудовые резервы» — на эмблеме буквы ТР и шестеренки (теперь это называется, прости за прямоту, совершенно по-дурацки — система профтехобразования). Здесь обучали абсолютно всем рабочим профессиям, которые только требовались в промышленности, бытовом обслуживании.
Знаешь, Дима, я не могу сейчас плохо говорить о том времени, и не только потому, что мне повезло и моя семья не попала под репрессии... В 43-м году, после Курской дуги, только-только наметился перелом в этой жесточайшей войне. Мы начали набирать силу, хотя теперь я думаю, что всякого можно было ожидать, потому что наше село несколько раз переходило из рук в руки — то к нашим, то к немцам. В ноябре освободили Харьков — мой родной город — и сразу же стали собирать детей, у которых погибли отцы. Горком комсомола, горком партии специально отправляли людей по селам, где выискивали сирот, ребятишек из многодетных семей и предлагали им поступать в ремесленные училища.
— Страна заботилась о будущем?
— В том-то и дело. Так я попала в Харьковское специальное ремесленное училище номер пять. Учились там только девочки, возраст — от 16 до 18 лет. Контингент подобрался пестрый, были и такие, кто приходил в сапожках с финкой за голенищем.
Это время очень хорошо в фильме «Место встречи изменить нельзя» показано. И вот собирали по вокзалам и по всевозможным малинам беспризорников, малолетних воришек и всех свозили в ремесленные училища.
Чтобы обуздать эту вольницу, ввели у нас военную дисциплину: распределили всех по ротам и отрядам, назначили командиров, сшили одинаковую форму. Военруком в училище был бывший моряк, раненный в первых боях и по состоянию здоровья непригодный к военной службе.
Каждый день дежурные обязательно мыли полы — надо же было избавляться от вшей, от чесотки!
— Даже так?
— А как же! Чтобы спасти длинные волосы и вывести вшей, мы, точь-в-точь как мартышки в зоопарке, друг у друга выискивали, вытягивали эти жуткие гниды (ты, поди, и не знаешь, как выглядит волосок, облепленный их страшными личинками, и не приведи Господи!). А нет — значит, брили под машинку. С чесоткой боролись иначе. Каждую неделю в бане натирали тело жидкостью ядовитого яичного цвета, а пока мы купались, наша одежда проходила жаровочную, и выдавали нам ее уже прокаленной. Заботились о нас: кормили, одевали, учили...
— Там вы и начали петь?
— Да, но прежде — работать. К этому нас стали приучать очень рано. Первыми инструментами, которые я взяла в руки, были зубило и молоток. Потом уже в училище ввели радиодело, и буквально через полгода обучения мы вручную мотали детекторные катушки для приемников. Между прочим, из «Трудовых резервов» вышло много заметных людей: Герои Социалистического Труда, директора заводов, ученые, артисты, художники...
«Сталин меня спросил: «Наверное, станешь артисткой?»
— А как вы сподобились выступить перед Сталиным?
— Лучших из лучших, самых талантливых детей, выискивали по всей Украине, во всех городах, где были ремесленные училища. Смотрели, кто во что горазд: этот танцует, тот поет, третий стихи читает или в гимнастике ас. Всех их собирали в ансамбли, а потом свозили в Киев, где снова просеивали, как через сито. Таким образом создавался коллектив от каждой республики, а затем юные таланты отправлялись в Москву на смотр художественной самодеятельности. Это было грандиозное зрелище, которое проходило непременно на сцене Большого театра, и на нем обязательно присутствовали Сталин и правительство.
И вот представь: перед началом смотра все участники, в том числе и хор, где я была солисткой, выстраиваются на сцене. Нам говорят: слева — директорская ложа, а справа — правительственная, там сидит Сталин. Ни в коем случае туда не смотреть — только в зал! Естественно, когда открылся занавес, — так смешно это было наблюдать! — все лица, как подсолнухи за солнцем, повернулись в одну сторону.
...Как я пела — это отдельная история. Я же хвастунья была и вдобавок прекрасно знала, что пою так, как никто другой не сможет.
— Уже тогда знали?
— Еще бы! Я ведь рвалась танцевать, а меня силком петь отправили. Чуть ли не бойкот объявили в танцевальном кружке — просто не принимали, когда я приходила, в шею гнали: «Женя, твое место в хоре!». Мне ничего не оставалось, как согласиться.
В Большом я пела «Тихесенький вечiр» Стеценко, а там есть припев, в конце которого можно или ровно закончить, или высокую-высокую ноту взять. Зиновий Давыдович, мой первый учитель, предупредил: «Женя, пой так, как мы с тобой договорились», то есть без выкрутасов, попроще.
И вот выхожу я на сцену, а зал же полный! Боже, и Сталин, и правительство! Ну, думаю, я им покажу сейчас, какой у меня голос. Спрашивается, откуда у девчонки такой кураж? С мыслью о том, какую высокую ноту возьму в конце, начинаю петь и... выдаю вместо первого куплета третий. В голове тут же проносится спасительная мысль: «Ну и что? Подумаешь, кто эти слова знает? Спою потом второй куплет, а закончу первым — припев-то одинаковый». Так и сделала.
Успех был большой, но когда я ушла за кулисы, увидела безжизненное тело своего учителя, которому делали внутривенное вливание. «Зиновий Давыдович, — спрашиваю, — что с вами?», а он, бедный, прошептал: «Чертовка!» — и закрыл глаза. Ты же знаешь, какое это время было. Ну, допустим, я испугалась бы и убежала со сцены. Представляю, как бы это выглядело. Сталин бы сказал: «Это Украина? Пазавитэ художествэнного рукавадытэля!». И выдал бы ему по первое число: «Пачэму ви плохо падгатовили рэбенка? Ви панымаетэ, что в Маскве виступаетэ, в Балшом тэатрэ?». Кто знает, что после этого могло быть с бедным Зиновием Давыдовичем...
![]() «Я рвалась танцевать, а меня силком петь отправили. Чуть ли не бойкот объявили в танцевальном кружке, просто в шею гнали: «Женя, твое место в хоре!» |
Потом я пела Сталину в Кремле и даже беседовала с ним.
— О чем?
— Он спрашивал: «Кто твой отец? Где он? А как ты учишься? Наверное, станешь артисткой?».
— И каким генералиссимус показался вам вблизи?
— Таким, каким его описывали. Был очень улыбчив и особенно приветлив с детьми. Ну какая у него ласка была? Мог по голове ребенка погладить. Подходил, благодарил: «Спасибо! Молодцы, дети. Продолжайте так же, хорошо учитесь».
— А как потом складывались ваши взаимоотношения с властью? Пользуясь случаем, хочу спросить: правда ли, что одному из наших прославленных певцов — говорят, им был Дмитрий Михайлович Гнатюк — Хрущев присвоил звание народного артиста Советского Союза, минуя народного артиста Украины?
— Не только ему высшее звание дали сразу — в таком же положении оказались Елизавета Чавдар, Бэла Руденко. Но лично я прошла все ступеньки.
— Скажите, а чем вам запомнились встречи с Хрущевым, с Брежневым?
— Мы достаточно часто с ними встречались, но все было очень естественно, ничего этакого, из ряда вон выходящего, не происходило. Я просто понимала, что должна петь, должна доставлять удовольствие, нравиться.
— А что представляли собой приемы у первых руководителей страны? Сейчас многие артисты вспоминают, что это было ужасное зрелище. Вожди, дескать, пили и ели, даже не глядя на сцену, а артисты выступали, как обезьянки, причем сидели отдельно и довольствовались объедками с барского стола...
— Неправда! Кто это мог такое сказать? Приемы были разные, а угощение всегда щедрым и обильным. В Мариинском дворце столы устанавливали в общем круглом фойе. Для артистов накрывали такой же, но ближе к роялю. Другое дело, что до выступления я не могла ни есть, ни пить, но потом мы свое наверстывали — и пили, и закусывали.
— На одном из таких приемов, насколько я знаю, вы познакомились с Фиделем Кастро. Ходит множество слухов о том, что у вас был роман...
— Да никакого романа!
— А как все происходило на самом-то деле?
— Боюсь ошибиться, но был где-то 63-64 год. Когда мне сказали, что я должна петь на приеме в его честь, мы с подругой — редактором Укртелефильма Еленой Гапоненко — ночь напролет сидели и шили очень красивый наряд.
— Всю ночь?
— Да, и это не было чем-то непозволительным. Мой голос круглые сутки звучал, поэтому я не думала, что мне надо хорошо выспаться, дабы не осрамиться.
«Я бойко лопотала, мешая итальянские и русские слова, Фидель отвечал по-испански. Хорошая у нас тогда ночь получилась»
— Это был искренний порыв? Вам так хотелось увидеть Кастро?
— Что значит порыв? Конечно, я знала, какой он на фотографиях красивый, потрясающий мужчина, и, может, поэтому заранее придавала будущей встрече особое значение, но мое отношение к любым выступлениям было точно таким же, и я прививаю его своим девочкам. Каждый выход на сцену очень ответственен, к нему нужно готовиться. И внешний вид должен соответствовать — ты не можешь выйти так, как сейчас позволяют себе многие наши эстрадники.
— Ну а тогда кубинский гость оценил платье, сшитое за ночь?
— Дело в том, что Фидель в Киеве был проездом и, по-моему, со здоровьем у него было плохо. Он человек смугловатый, но лицо казалось довольно бледным, и за столом гость сидел, не поднимая глаз. Николай Викторович Подгорный, который приехал с ним, пытался его расшевелить. Одна за другой — речи, речи, речи... И Кастро, конечно же, дали слово, но он был будто в себя погружен.
— Зажат?
— Можно и так сказать. Ну а потом... Обычно после того, как делегации обсудили государственные дела, почетных гостей угощали таким, так сказать, десертом, как музыка. Вот и на правительственном приеме в Мариинском дворце присутствовала наша небольшая концертная бригада. Как всегда, посередине стояли столы для руководства, а чуть-чуть в стороне, отдельно, накрыли стол для артистов.
На торжественном ужине мы все отметили, что Фидель очень красивый, рослый, широкоплечий. В военной форме он вообще был неотразим — естественно, как он мог мне не понравиться?! Правда, я обратила внимание, что во время концерта Фидель ни на кого не смотрит (даже на Диму Гнатюка не взглянул). Сидит за столом, боком к роялю, слушает очень внимательно, но глаза все время опущены...
«Хорошенькое дело, — думаю. — Шила себе платье, ночь не спала, мучилась, и чтобы на меня внимание не обратили?!». Я даже не думала, как буду петь, — я всегда в этом плане в себе уверена, — но переживала: неужели он на меня не посмотрит? Я ведь хочу понравиться ему как женщина...
...Так уж повелось: правительственные концерты обычно завершала я. Вот и в тот раз подошла в конце к красивому белому роялю (он и сейчас, кстати, стоит в фойе Мариинского дворца на втором этаже) и загадала: «Буду петь только для него». И, едва начав петь, стала пристально гипнотизировать его взглядом.
— Что вы тогда пели?
— «Соловья» Алябьева, «Сказки Венского леса», «Сентиментальный вальс» Чайковского. В общем, заливаюсь соловьем, а сама глаз не свожу с Фиделя. «Если он на меня не посмотрит, — думаю, — больше ни на один прием не приду. Не может этого быть, он должен...». И вдруг у него голова дерг, дерг, а потом поворачивается. А как увидел меня (правильнее, конечно, сказать — услышал: че я, красавица, что ли?), всем корпусом развернулся да так и замер. Ну и я уж не подкачала, конечно.
Когда закончился концерт, все дружно встали из-за столов, тут же его обступили. А он высокий, выше всех, поэтому я и увидела, как сквозь толпу прорывается. «Фидель, — говорю коллегам, — Фидель к нам идет!». Дима Гнатюк там был, бандуристки, по-моему... А Фидель, как пловец в море, разгребает людские волны и прямо ко мне шагает. Тут же переводчик подскочил (такой парнишечка-блондинчик), за ним Подгорный Николай Викторович подошел, а Кастро что-то мне говорит, говорит. «Он просит подарить ему вашу пластинку», — объяснил переводчик.
А я ленивая была безумно и не любила записи. Это сейчас кусочками дописывают, а тогда была несовершенная аппаратура и приходилось петь раз, два, три, десять, и все без толку.
Я ведь вошла в историю в каком плане? Есть такая книжечка «Тайна человеческого голоса», где упоминается и украинская певица Мирошниченко. Мое пение наряду с вокалом Иммы Сумак и француженки Мадо Робен изучала специальная лаборатория, где подсчитывали, сколько у нас в голосах герц. Так вот, при записи передать эти самые герцы никак не удавалось. Как только вход наверх следовал, звук надо было уже микшировать, а на студии звукозаписи этого тогда не делали. Не было там в те годы ни аппаратуры, ни музыкальных операторов. От бесконечных повторов я страшно уставала и поэтому тогда еще не имела пластинок. В общем, я Фиделю так и говорю: «Нет пластинки», а Николай Викторович заволновался: «Не переводите. Будут, скажите, будут». В общем, мне пожимали руку, благодарили. Когда пришло время расходиться, мы уже спустились вниз и начали одеваться, вдруг подбегает Юрий Юрьевич Кондуфор, заведующий отделом культуры ЦК.
![]() Один из очередных праздников «Бульвара Гордона» во дворце «Украина». Роман Виктюк, Лариса Кадочникова и Евгения Мирошниченко Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
«Женя, — говорит, — Женечка, Фидель просит тебя остаться». Боже, как я перепугалась! Как сейчас помню: руки-ноги отнялись. «А почему, — спрашиваю, — я должна остаться? — «Не знаю, он попросил». — «Юрий Юрьевич, а если я не хочу?» — отнекиваюсь. — «Женя, что за разговоры? Так нужно».
— Партия сказала: надо!
— Ой, Дмитрий Ильич!
— А мысли какие у вас были?
— Я просто испугалась. Поди знай, зачем он меня оставляет. «Юрий Юрьевич, — наивно так спрашиваю, — а вы будете?». — «Ну разумеется». Но все они, конечно, слиняли.
Естественно, мы тогда не могли ослушаться. Осталась. Да, впрочем, и не противилась. Очень хороший у нас тогда получился вечер, даже не вечер — ночь.
В особняке, где остановился Фидель, был еще наш посол на Кубе (Алексеев, по-моему) с другом своим. Мы мило говорили, потягивая шампанское и вино... Сейчас я уже подзабыла итальянский язык, а незадолго до этого побывала в Италии, поэтому бойко лопотала, мешая итальянские и русские слова. Фидель отвечал по-испански. В общем, мы прекрасно понимали друг друга. Под утро, когда я уже собралась уходить, посол сказал: «Фидель просит, чтобы вы его проводили».
«Особо приближенным руководителям дружественных стран наши правители раздаривали все и вся, даже из Оружейной палаты подарки преподносили»
— Вы были тогда замужем?
— Конечно, да и при чем здесь я? Ну подумай: его будут провожать члены правительства — в каком качестве я бы там оказалась? Пришлось сослаться на то, что утром у меня репетиция. Попробую, мол, отпроситься и, если отпустят, приеду обязательно. В общем, перевели ему: Женю ждет коллектив, вечером спектакль... Конечно же, я никуда не поехала хотя бы потому, что пришла домой только под утро. Супруг знал, конечно, что правительственные приемы иной раз затягиваются, но не до такой же степени!
— Не побил вас?
— Нет, но всего я ему не рассказала. Да это было и необязательно.
...На прощание Фидель взял с меня слово, что я немедленно приеду на Кубу. Естественно, я сказала: «Буду счастлива! Героический народ, сказочная страна...». Наговорила, наговорила... Мы распрощались, а буквально через пару недель, когда наш театр гастролировал в Югославии, в Киев пришла телеграмма: меня приглашают на Кубу. Тут я уже перепугалась нешуточно. Думала, поговорили и на этом дело с концом, а оказалось...
Директором нашего театра был тогда Виктор Петрович Гонтарь, зять Никиты Сергеевича, муж его старшей дочери Юли от первого брака. «Виктор Петрович, — сказала ему, — поеду лишь в том случае, если отправите со мной концертную бригаду». — «Как это, Женя, он же хочет, чтобы ты одна приехала». — «Нет, одна не поеду».
— А что, какие-то мысли одолевали?
— Еще бы — очень простые. Я знала, что особо приближенным руководителям дружественных стран наши правители раздаривали в то время все и вся, даже из Оружейной палаты — сокровищницы государства — подарки преподносили. Да что там, запросто дарили корабли, лошадей. Не пытаются ли и меня подарить? Возомнила себе невесть что и подумала: «А вдруг я Фиделю понравилась, вдруг он хочет, чтобы осталась с ним на Кубе?».
— Но Кастро пришелся вам по душе как мужчина?
— Ну конечно, совершенно очаровательный человек! И наивный... У него очень красивые глаза... Огромный взрослый ребенок...
— Надо же — а такую революцию сделал...
— Да... Я же еще возьми и ляпни ему: «Боже, как я мечтаю побывать на Кубе!». Ну кто меня за язык тянул? Захотелось впечатление произвести, показаться грамотной, политически подкованной... Короче говоря, пошли мне навстречу. Театр вернулся из Югославии, и мы стали готовиться к отъезду на Кубу, да так быстро и скоропалительно, что я запаниковала. Когда до отъезда оставалась неделя и мне некуда было деваться, о своих страхах поведала мужу. Сказала, что не хочу ехать, боюсь, и он в спешном порядке положил меня в клинику. Тогда я уже была прикреплена к Четвертому управлению, но легла не туда, а в Октябрьскую больницу.
Григорий Кириллович позвонил Гонтарю: «У нее не совсем хорошо со здоровьем — почки пошаливают. Не знаю, смогу ли ее отпустить». Бедный директор! Встретив меня накануне в театре, он бросил сакраментальную фразу: «Заварила кашу — теперь сама и расхлебывай!». Почему он это сказал, не знаю, но его слова напугали меня окончательно.
— То есть Гонтарь был уверен, что у вас с Кастро что-то было?
— Естественно! Главный администратор театра и его зам по очереди приходили ко мне в клинику и уговаривали: «Надо срочно выезжать, осталось всего три дня». Но муж строго-настрого постановил: «Я с ними буду разговаривать сам».
— Он понимал, что дело может плохо закончиться?
— Не знаю, что он там думал: все-таки был членом партии, но когда последним пришел Гонтарь (а Виктор Петрович возглавлял эту бригаду), разразился жуткий скандал. Стоял такой крик! Дескать, по радио уже объявили, что едет бригада, и моя фамилия фигурировала в составе (а я тогда уже была очень заметным человеком)... В общем, директор оставил билет, а Григорий Кириллович пообещал ему: она прилетит, но позже.
Дать задний ход, коль всем заявили, что у меня больные почки, было уже нельзя. «А почему она лежит в этом отделении?» — допытывалось начальство. — «Потому что здесь я наблюдаю за всеми процедурами» — и так далее. На самом же деле я просто так лежала и, что интересно, была к тому времени уже полтора месяца беременна младшим сыном, но даже не подозревала об этом.
«Когда я рожала, вся клиника сбежалась посмотреть, кто же на свет появился»
— Представляю, какие разговоры могли пойти...
— Еще бы! Хотя до сих пор не понимаю, почему это дело получило такую огласку.
...Конечно же, я никуда не полетела. Балерина Валя Калиновская потом рассказывала мне подробности. Когда они прибыли, в аэропорту им сказали, что Фидель ждет артистов у себя на даче на берегу океана. И вот они приезжают прямо туда, смотрят: а хозяина нет. Оказывается, в том проливе в определенные часы плавают акулы, и только Фидель осмеливался далеко-далеко заплывать. «Сейчас будет, — им говорят, — ждите».
![]() Евгения Мирошниченко — Дмитрию Гордону: «Когда я пришла в театр, труппа состояла из очень интеллигентных людей и атмосфера там царила совсем другая. Сейчас культура очень упала...» Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
Наши подняли юбки и давай бродить босиком по прибою. Потом увидели у самого горизонта точку, которая увеличивалась. Это был Фидель. Вышел на берег (а он прекрасно сложен, Валя говорит: «Как Бог из моря появился»), пробежал по группе глазами: «А где Женья?». Ему попытались объяснить, что я нездорова, — бесполезно! Он даже слушать ничего не хотел, последовал взрыв дикой ярости. Может, это и сыграло какую-то роль в том, что концертный режим на Кубе был очень жестким. Ездили по казармам, рабочим поселкам и приехали оттуда, как высушенные селедки — черные, буквально зажаренные и очень худые. Больше они Фиделя не видели.
Когда все вернулись, я очень долго от Виктора Петровича пряталась, просто представить себе не могла, что будет, если попадусь ему на глаза. (Приходя, проскальзывала внутрь, как мышка, — в театре можно ухитриться не видеть директора). И вдруг, когда я была беременна моим младшеньким на восьмом месяце, Виктор Петрович меня вызывает. «Боже, — думаю, — зачем?». Открыла я дверь, встала на пороге — мы же так и не виделись с тех пор — и вся трясусь. «Здравствуйте, — говорю, — Виктор Петрович». Он, не поднимая головы, буркнул: «Слыхала? Фидель приехал». — «Слышала, — отвечаю. — И что?». Он поднял глаза: «Как что?» — и осекся. Я в слезы: «Ну куда я такая пойду? — и на свой живот показываю: — Ну спасите меня, помогите».
Что уж и как там было, не знаю. Не думаю, что второй приезд Фиделя в Киев был вызван какими-то чувствами, которые он мог питать ко мне. Допустим, я понравилась ему как певица, ну захотел еще раз услышать, как пою...
— Евгения Семеновна, вы явно скромничаете. Всем известно, сколько у вас было поклонников и как сотни мужчин сходили по вас с ума...
— Да ладно! (Смеется). Вот и все, понимаешь... Смешно, но когда я рожала, вся клиника сбежалась посмотреть, кто же на свет появится. Слава Богу, что мой Олеженька — копия отец. Копия!
...Конечно, я, наверное, правильно тогда сделала, что не поехала, но сейчас уже, с другой стороны, сожалею. Глупа была, молода и перепугалась чего-то. Я же знала, что наши вожди делали все, что хотели. Представь на минуточку, если бы Фидель пожелал, чтобы я осталась с ним на Кубе. А ведь такое могло быть! Я не из красавиц, но в молодости выглядела очень даже ничего. Вот, смотри, фотографии мне остались на память (той ночью мы фотографировались). Тогда для нас это диковинка была — фотоаппарат, который сам снимал, а Фидель устанавливал его и потом быстро ко мне бежал.
— Евгения Семеновна, театральные коллективы всегда считались самыми склочными. Театр обречен на интриги, зависть, мелкие и крупные пакости или вы видели в своей жизни труппы, где царили идеальные человеческие отношения?
— Когда я пришла в театр, там, очевидно, были какие-то подводные течения, но в то время труппа состояла из очень культурных, интеллигентных людей и атмосфера царила совсем другая. Тогда не было той простоты, которая неприятно режет ухо и глаз, а сейчас, увы, культура очень упала.
Я не представляю себе, как это можно прийти на репетицию, на урок, не уложив прическу, не позаботясь о макияже. Более того, сплошь и рядом в театр приходят в джинсах. Что с публики возьмешь? Может, люди не могут позволить потратиться хотя бы на одно платье (хотя, наверное, в их гардеробе, помимо джинсов, есть еще брюки из ткани), но когда небрежность позволяют себе артисты!..
Театр — это собор, храм, в котором ты ежедневно молишься. Тебя избрал Господь, подарил тебе голос, и уже потому ни войти в эти двери, ни выйти из них незамеченным, не тронув сердца слушателей, ты не имеешь права.
Я, в принципе, не против джинсов, но это ведь одежда рабочая, уместная разве что на операторе, которому приходится таскать аппаратуру, ползать на коленях, работать с техникой. Откуда она к нам пришла? С ферм! Фермерам удобно в этих штанах со скотом, навозом возиться, но если уж тебе посчастливилось стать артистом, окружающие должны это видеть, даже когда ты просто идешь по улице.







Доктор медицинских наук, известный украинский онколог Дмитрий МЯСОЕДОВ: «Пациент буквально плакал: «Выдайте справку, что я не заразен». Узнав, что у него рак желудка, невестка спрятала тарелки, чашки, ложки...»
Евгения МИРОШНИЧЕНКО: «Господи, за что меня так наказала судьба, что я родилась в такой неблагодарной стране? Я очень люблю свой народ, но почему же он такой бескультурный, почему меня при жизни закапывают?»
Владимир Машков вернулся к бывшей жене
Шон Пенн разводится
Украинская любовница режиссера Мела Гибсона ждет ребенка
Для Сары Джессики Паркер суррогатная мать вынашивает близняшек
Все, что тебя не касается
41-летняя Ольга Кабо вышла замуж
Не родись красивой
Между надеждой на лучшее и ожиданием худшего
Экс-солист ВИА «Синяя птица» Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ: «То, что произошло с Газмановым после ухода из «Синей птицы», он назвал одним словом: «Поперло»
Писатель Александр КАНЕВСКИЙ: «У вас болезнь, которой страдали Ильф и Петров, Олеша», — сказал мне Нагибин. «Меня, — ответил я, — эта палата устраивает»... Надо писать, пока сито моей памяти не превратилось в дуршлаг»
Не впаде нiколи рейтинг у Миколи!
Ребятам о зверятах
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги