Актриса театра и кино Лариса МАЛЕВАННАЯ: «Кирилл Лавров боролся за меня с Олегом Борисовым... Победил Борисов»
«В ДЕТСТВЕ МНЕ ВДАЛБЛИВАЛИ, ЧТО С ТАКОЙ СТРАШНЕНЬКОЙ ВНЕШНОСТЬЮ АРТИСТКОЙ НЕ СТАНЕШЬ»
— Фамилия у вас красивая — Малеванная. Если немного по-украински пофантазировать, то перевести можно как «писаная красавица».
— Ой, что вы! (Смущенно улыбается). Всю жизнь я с этой фамилией мучилась — думала, грубая она, неуклюжая. Лучше бы я, как мама, Еремеевой была. А так... Ну какая из меня красавица? Мама умерла рано — в 43 года, осиротив четверых детей. Да и как могло быть иначе, если отец пил по-черному? Пил, потом бил. Один раз замахнулся на меня табуреткой. Если бы не сестра, которая вовремя руку подставила, наверняка покалечил бы. А еще купил как-то бутылку вина и давай нас с девочками угощать. Они потом плакали, не понимали, что с ними происходит, что за состояние такое дурацкое, неуправляемое. Словом, всем доставалось.
С тех пор много лет прошло, и умные люди мне совет дали: «Надо отца простить и теперь самой просить у него прощения за свое былое отношение». По большому счету, его таким сделала среда, в которой он вырос и жил. Многие окрестные мужики так себя вели.
— Как близкие отнеслись к вашему решению уехать в большой город учиться на артистку?
— Никто в мои фантазии не верил. Тогда считалось, что в артисты можно попасть либо за большие деньги, либо по блату, либо потому, что ты раскрасавица. Мне же родня постоянно внушала, что я очень некрасива. Бабушка вечно твердила: «Что это ты, Лара, надумала? Посмотри на Ангелиночку (мою младшую сестру) — чистый ангел. Вот ей бы артисткой стать! А ты себя в зеркале когда последний раз видела?». Бабушке усердно подъелдыкивали мои подруги: «Ты тихая, незаметная, серенькая. Кому в городе такая нужна?».
— Обычно от таких «добрых» напутствий в неокрепших детских душах вырастает масса комплексов.
— Так оно и было. Потом педагогам стоило больших усилий избавить меня от этих «тараканов». Я не только по поводу внешности комплексовала — вся была угловатой, зажатой, неуверенной, но истово верила, что все в себе можно исправить, побороть.
К примеру, в детстве я сильно болела, слыла доходягой. Когда мне исполнилось 13 лет, семья переехала из Ростовской области в Краснодар. И там я сама решила искоренить свои болячки. Как ни было тяжело, начала активно заниматься спортом. Меня словно магнитом тянуло на баскетбольную площадку, где я становилась такой, какой видела себя в детских несбыточных мечтах, — быстрой, ловкой, бесстрашной — и очень себе нравилась. Оказывается, очень многое зависит от того, что человек сам о себе думает. Мысль, она ведь материализуется.
![]() «Как бы пафосно это ни звучало — ради денег я никогда не снималась» |
— Вы, кажется, рано вышли замуж?
— Ну как рано? В 23 года. Вот сын мой, тот явно поспешил — в 20 лет, и уже женатый человек. (Смеется). Мы с первым мужем Геннадием Опорковым вместе учились. Я ведь сразу не рискнула поступать в театральный, выбрала историко-филологический факультет Краснодарского пединститута. Но незадолго до получения диплома забрала я документы и поехала в Ленинград. Но лет-то мне было уже не 18, а 21. Боялась, что из-за возраста не возьмут на актерский.
Подала документы в ЛГИТМиК на режиссерский и была принята. Там на курсе мы с Геной и познакомились. Молодые были, идейные, преисполненные энтузиазма. Чуть ли не в победу коммунизма верили! (Смеется). Лично меня после окончания вуза пригласили в Театр имени Комиссаржевской, но я заманчивое предложение отвергла, рванула с мужем в Красноярск. На такой подвиг нас подбил некий авантюрист. Если бы вы слышали, с каким вдохновением он врал о великолепном здании сибирского театра, который станет нам домом родным: мол, и квартиры вам сразу же дадут, и зарплаты назначат огромные, и роли будете сами выбирать, и спектакли ставить...
Представьте наше состояние, когда мы узнали, что театр не только не построен — даже в планах города не стоит. В обычном дворце культуры нам выделили три дня в неделю, якобы для репетиций. И дома никакого не было — всех поселили в страшненькое общежитие с чудовищными условиями. А у нас на то время уже был ребенок.
— Такой экстрим долго продолжался?
— Три с половиной года. По каким-то непонятным разнарядкам эта затея должна была называться ТЮЗом, но мы категорически воспротивились, потому что спектакли ставили недетские: «Жаворонок», «Сорок первый» Лавренева, «Глоток свободы» Окуджавы.
— Верили, что со временем все наладится, что в Красноярске построят театр?
— Я не из тех, кто чего-то усиленно добивается, доказывает, рвет жилы, — просто играла в свое удовольствие. Кстати, в Красноярске мы познакомились с вашим прекрасным актером Николаем Олялиным, вместе работали, охотно общались. Потом мы с мужем вернулись в Ленинград, поступили в Театр Ленсовета к Игорю Владимирову. Вскоре Гене предложили должность главного режиссера Театра имени Ленинского комсомола, а передо мной стала серьезная дилемма: либо принять приглашение Георгия Александровича Товстоногова и стать актрисой БДТ, либо работать вместе с мужем. Я выбрала второй вариант.
«КАК РУССКАЯ ЖЕНЩИНА, Я БЕЗ ОСТАТКА ОТДАЮ СЕБЯ ТЕМ, КОГО ЛЮБЛЮ, А ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ»
— Логично, хотя вряд ли актрисы «Ленкома» этому обрадовались. Как правило, жена главного автоматически становится хозяйкой театра...
— Я всегда была далека от интриг, а на досужие разговоры внимания не обращала. Не до того было — много играла, как режиссер ставила спектакли. Не сочтите за хвастовство, но когда мою работу увидел известный режиссер Андре Варсак, он сказал известному театральному критику: «Думаю, такая актриса украсила бы труппу любого европейского театра». Об этой фразе тут же узнали и в Ленкоме, и в БДТ.
— Обрадовались?
— Еще и как! (Улыбается).
Из досье «Бульвара Гордона». Лариса Ивановна не хотела говорить об истинных причинах развода с Геннадием Опорковым, с которым они прожили 12 лет. Оказывается, после назначения супруга главрежем к нему начали проявлять недвусмысленное внимание молоденькие актрисы, мечтающие о главных ролях. Обычно мужчине сложно устоять под таким напором. Когда Малеванная поняла, что ситуация зашла слишком далеко, ушла и от мужа, и из театра, приняв повторное приглашение в БДТ лично от Георгия Товстоногова.
— Как вам работалось в БДТ с признанными мэтрами — Евгением Лебедевым, Кириллом Лавровым, Вячеславом Стржельчиком, Олегом Борисовым?
![]() Лариса Малеванная и Евгений Ганелин в фильме «Городской пейзаж» |
— Не скрою: поначалу у меня мало что получалось. Я страшно переживала по этому поводу. Помог мне Олег Борисов. Он был замкнутым, неразговорчивым человеком, из тех, кто весь в себе, но оказался замечательным учителем, неназойливым, никогда ничего не навязывавшим. Удивительно, как в его характере уживались жесткость, колючесть и деликатность. Я, кстати, часто играла жену Олега Ивановича — в фильме «Рафферти», в спектаклях «Тихий Дон» и «Эмигрант из Брисбона», еще где-то, уже и не помню... А вот Кирилл Юрьевич Лавров то ли в шутку, то ли всерьез с ним за меня боролся. Как за партнершу, естественно. Он тоже хотел, чтобы в «Эмигранте из Брисбона» я сыграла его супругу, но Борисов победил. (Улыбается).
— Недавно Кирилла Юрьевича не стало. Как труппа БДТ перенесла такую потерю?
— В целом о театре сказать не могу, а я пережила очень тяжело. Лавров и руководителем был замечательным, и человеком скромным, тактичным. Представляете, за годы своего руководства он никого не уволил из театра: ни одного старичка, даже не играющего в эпизодах, не сократил, не подвел изощренно к увольнению по собственному желанию. Время-то было страшное — 90-е годы: всеобщая нищета, невостребованность, неопределенность. Кирилл Юрьевич часто повторял, что уволить в таких условиях артиста — все равно что выбросить человека на помойку, оставить умирать от голода.
Знаете, он был замечательным партнером: не выпячивался, не тянул одеяло на себя, коллег не топил — уважал. Если на сцене возникал форс-мажор, подстраховывал.
На похоронах я не проронила ни слезинки — сил не было. Подошла к гробу, положила цветы, а вот на Кирилла Юрьевича не взглянула — не смогла видеть его неживым.
— В начале 90-х и в вашей жизни был нелегкий период.
— Эта безысходность продолжалась три года. С ума можно было сойти, ей-богу! Мы с моими выпускниками создали свой театр. (Лариса Малеванная преподает в ЛГИТМиКе, занимается режиссурой. — Авт.). Признаюсь, эта затея оказалась моей грандиозной ошибкой. Я как истинно русская женщина всю себя без остатка отдаю тем, кого люблю, а этого делать нельзя. В первую очередь собой надо заниматься, самореализовываться. Тем более не я — ученики захотели создать свой театр.
Ради них я была готова в лепешку расшибиться, так их любила. Ребята привыкли находиться за моей спиной, каждый мечтал играть большие роли. Меня же они видели исключительно завхозом, мамкой, которая все достанет, в зубах принесет, решит любые бытовые вопросы. На место уходивших из театра приходили другие, мы бесконечно латали дыры. Сейчас об этом даже вспоминать не хочется. Впрочем, я ребят не виню: время тяжелое, всем надо семьи кормить, а в театре они получали копейки.
«ПОСЛЕ «ИНТЕРДЕВОЧКИ»НА МЕНЯ ЗЛОБНО ШИПЕЛИ: «КТО ВЫ ТАКАЯ, ЧТОБЫ ПРОСТИТУТОК ОПРАВДЫВАТЬ?
— Когда на экраны вышла картина Петра Тодоровского «Интердевочка», она вызвала бурю эмоций — от резкого неприятия до восторга. Одни приветствовали тот факт, что отечественный кинематограф наконец-то заговорил о проблемах проституции, о сексе и наркомании, которых в СССР отродясь «не было», другие плевались... Вы сыграли положительную роль — маму главной героини, но такие разговоры рикошетом ударили и по вас.
— На творческих встречах мне задавали много нелицеприятных вопросов. Как только я начинала говорить о сочувствии к таким девочкам, в ответ поднималась волна злости, ненависти, полного отторжения: «Да кто вы такая, чтобы проституток оправдывать? Их уничтожать нужно, отстреливать, а не слюни да сопли распускать!». Я отвечала, что до встречи с режиссером Тодоровским думала так же, а потом поняла, что есть на свете такие не самые плохие чувства, как жалость, сострадание к падшим.
Мне рассказывали, что известный кинодеятель встретил однажды около кинотеатра после просмотра «Интердевочки» рыдающую взахлеб валютную проститутку. С ней случилась истерика. Значит, сумел Петр Тодоровский достучаться. Может, эта девочка всерьез задумается о себе и попытается что-то в своей жизни изменить. Ведь в ее изломанной судьбе во многом виновата страна, которая по отношению ко всем нам вела себя не как мать, а как поганая, злобная мачеха.
Лично я после этого фильма и работы с Тодоровским стала намного мягче и лояльнее к людям, терпимее. Обожаю этого режиссера, который смотрит на актеров восхищенными, влюбленными глазами, ждет от нас чуда. Каждая его картина — а я снималась также в «Анкор, еще анкор» — пронизана добром, теплом, сердечностью. Мой самый любимый на свете фильм — «Военно-полевой роман». Что бы мне Петр Ефимович ни предложил, пусть самый малюсенький, незаметный эпизодик, соглашусь у него сниматься без колебаний.
— У вас была весьма заметная, яркая работа в сериале «Черный ворон».
— Спасибо! В нем я как могла высказала свою «любовь» к партийным дамам, с которыми в свое время имела массу малоприятных встреч. По секрету скажу, что я физически не выдерживаю работы в длительных сериалах. Поэтому на «Черном вороне» сама попросила режиссера, чтобы он мою героиню либо убил, либо отправил куда-нибудь подальше, в другую страну. Обычно-то долгоиграющую жвачку обхожу десятой дорогой, но не всегда получается.
— Да и деньги нужны.
— Как бы пафосно это ни звучало, ради денег я никогда не снимаюсь. Знаете, как мне работу частенько предлагают? «Ролька никудышная, к тому же денег мало. Зато всего один съемочный день». Я таких сразу отшиваю. Нельзя опускаться ниже плинтуса, марать доброе имя! Потом не отмоешься.
— Вы больше замуж не выходили?
— Выходила. И опять пришлось терпеть. Прожили мы со вторым мужем 20 лет. Я долго не разводилась — срабатывал женский инстинкт самосохранения: «А что люди скажут, а что обо мне подумают?». Ну а когда поняла, что отношения исчерпаны до дна и нас больше ничего не связывает, вновь ушла.
Cейчас одна. Сын — он у меня программист — со своим семейством живет рядом. Эти люди — самые главные, самые любимые в моей жизни. Часто друг к другу в гости приходим, лето проводим на даче. Внуки — их у меня трое — растут талантливые: поют, на гитаре играют, стихи читают, но такой тяги к театру, как у бабушки, у них нет.
— Вы продолжаете служить в БДТ?
— В августе подала заявление об уходе. Я отдала этому театру 30 лет. Хватит. Мне ведь в течение последних 14 лет не дали ни одной роли.
— В театре вам не предложили подумать, не горячиться, забрать заявление?
— Заявление я подала во время отпуска нашей замдиректора. Она тут же позвонила новому главному режиссеру, который попросил передать, что он против. Против, ну и что дальше? Тимур Чхеидзе — уважаемый мною человек, но нельзя цепляться за прошлое. Я люблю этот театр, но, судя по всему, мой жизненный этап в нем закончен.
P. S. Редакция «Бульвара Гордона» выражает благодарность телекомпании FILM.UA за помощь в организации интервью.



Лилия ПОДКОПАЕВА: «Людей, написавших жестокий сценарий и пытавшихся режиссировать шоу, я простила»
Бывший начальник Службы охраны первого президента России Бориса Ельцина Александр КОРЖАКОВ: «Ельцин чиркнул по моему запястью ножом, а потом испугался: хлынула кровища, залила простыни... «Нет, не могу так, — сказал, — давай теперь ты меня...». Что ж, я у него кожу на кисти надрезал, и мы смешали кровь»
Диброва избили в клубе, Газманов пострадал в ДТП
Актриса Милла Йовович показала дочь, а певица Галлина родила Софийку
У Анатолия Матвийчука украли песню
На фестивале «Мелодия для двух сердец» споют два Виталия Билоножко
Режиссер Джадд Апатов назван самым умным, а Линдсей Лохан — самой тупой в Голливуде
Хабенский увез жену на лечение в США
Шевченко улетит из «Челси» за океан?
Риз Уизерспун получает больше всех актрис
«Мы выбираем, нас выбирают...»
Актриса театра и кино Лариса МАЛЕВАННАЯ: «Кирилл Лавров боролся за меня с Олегом Борисовым... Победил Борисов»
Богатые тоже платят
На киевскую выставку Екатерина Рождественская не привезла свою самую скандальную картину — Ирину Аллегрову в эсэсовской форме
Джазмен Георгий ГАРАНЯН: «Когда Высоцкий выложил мне подписанный наряд на запись 24 песен, у меня челюсть отвисла. Думаю, за него замолвила словечко Марина Влади, которая была членом Французской компартии»
В Киеве Валерий Леонтьев лазил через забор, а Quest pistols показывал стриптиз
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги