Богатые тоже платят
На этот раз украинский режиссер не стал ограничивать себя рамками оригинального текста и предложил свою оригинальную версию. Перенес действие из XVIII в XXI век и довольно круто переписал сюжет.
Спектакль по одноименной пьесе Пьера Огюстена Карона де Бомарше в Киеве ждали еще в конце прошлого сезона. Но, во-первых, режиссер Юрий Одинокий всегда неторопливо работает с материалом, а во-вторых, грандиозная сценография, обилие костюмов, свет, звук, кордебалет и прочая неземная красота, видимо, потребовали изрядного дополнительного времени. После увиденного я вообще удивляюсь, как постановщик уложился в каких-то восемь месяцев. После увиденного я просто удивляюсь...
Свою «Женитьбу Фигаро, или Безумный день» Бомарше написал в 1784 году, за пять лет до Великой Французской революции. Главный герой пьесы — умный, веселый и находчивый слуга Фигаро — вступает в опасный поединок с графом Альмавивой, пытаясь всеми правдами и неправдами уберечь от похотливого господина свою невесту и не дать наставить себе рога.
Когда-то люди, подобные Фигаро, брали Бастилию и свергали монархию, а сегодня таких, как он, называют self-made man — «человек, сделавший себя сам». Он изучал химию, фармацевтику, хирургию, работал ветеринаром, парикмахером, журналистом и даже издателем, выпуская «Бесполезную газету». «Я все видел, всем занимался, все испытал. Оставалось только воровать...».
На этот раз украинский режиссер не стал ограничивать себя рамками оригинального текста и предложил свою оригинальную версию. Перенес действие из XVIII в XXI век и довольно круто переписал сюжет. Больше всего, конечно, досталось Фигаро. Вернее, не досталось...
Графский слуга, родившийся в результате длительных лабораторных опытов, меньше всего похож на обаятельного острослова и энергичного бунтаря и смахивает на морально подавленного Митрофанушку, в котором удачно сочетаются не столько ум с веселостью, сколько рубашка с брюками. К сожалению, остальных участников постановки тоже запоминаешь в основном по прикиду. По красным трусам — Керубино (Александр Печерица), по серенькому платьицу — Сюзанну (Наталия Ярошенко), по жутенькому костюму с отливом — графа Альмавиву (Алексей Богданович)... Но наиболее выразительными во всей модной коллекции вышли брюки Марселины (Ирина Дорошенко). А ведь ради этой героини можно было поставить отдельный трехчасовой спектакль.
«Если актриса, — писал Бомарше в своих ремарках, — сможет с подобающим достоинством подняться на ту моральную высоту, которой достигает Марселина, узнав в Фигаро своего сына...».
Интересно, на какую моральную высоту может подняться мадам, занимающаяся нефтяным бизнесом? Она и так уже на вершине. Режиссер вместо ключницы сделал Марселину крупной бизнес-леди, которая поначалу в силу капризной гнусности своей натуры пыталась Фигаро насильно на себе женить, а затем, идентифицировав в нем потерянного когда-то сынишку Эмануэля, духовно возродилась и подарила ему то ли замок, то ли виллу.
Богатые тоже платят... И за ошибки молодости, и за удовольствия зрелости, и за смелое новаторство режиссера. Нежданно-негаданно обретя родную мать-магнатшу, подчиненный графа Альмавивы в мгновение ока из найденыша бедного превратился в мальчика-мажора, а Бомарше еще раз перевернулся в гробу вместе со своими рудиментарными представлениями о свободе, чести и справедливости.
Режиссерская фантазия — опасная вещь, ибо в своей безудержности зачастую стремится объять необъятное. То же, что необходимо объять в первую очередь, изгоняется вначале на периферию, а затем и вовсе. Юрий Дмитриевич столько всего попытался впихнуть в свою постановку, так ничего не забыть, что после подобных масштабных зрелищ впору писать отчет о проделанной работе, а не статью. Тут и общественно-политический гротеск, и сатира на современную олигархию и на наш суд, самый продажный суд в мире, и нелепый мир звезд, и не менее карикатурный мир подзвездный...
Вообще, осовременивание классики — увлекательнейшая вещь на свете. Такое необозримое минное поле. И нужно быть поистине отважным человеком, чтобы разгуливать по этим просторам со своими мечтами и фантазиями. Как правило, в подобных экспериментах итоговых вариантов не много: либо пан, либо пропал. Либо ты рискуешь — и пьешь шампанское, либо рискуешь — и идешь курить на балкон второго яруса.
Одинокий рискнул — и Бомарше разметало, как взрывом. Расцвет капитализма, стерильный интерьер пентхауса, напоминающий реанимацию для vip-пациентов... Самодовольный зажравшийся буржуй Альмавива, его скучающая супруга Розина (Татьяна Олексенко), перепуганный финансовый директор Фигаро, который потерять работу и зарплату боится ничуть не меньше, чем любимую невесту... Зато любимая невеста ничего не боится, и не потому, что смелая, а потому, что, в принципе, не склонна к сильным эмоциональным реакциям... Туповатый и трусоватый Керубино, измученная половым созреванием Фаншетта (Ксения Баша) с чупа-чупсом во рту, манерный диджей (Дмитрий Рыбалевский) с ярко выраженным чувством собственного достоинства... Кстати, на мой взгляд, удачная находка — полностью изъять достоинство у Фигаро и отдать его диджею. Какое время на дворе, таков мессия?
Уцелевшие кусочки Бомарше режиссер так бережно и нежно, с такой любовью и почтением к зарубежному классику изрубил на салат оливье для современной буржуазии, что я даже не знаю, какой нужно иметь желудок, чтобы это переварить.
Судя по всему, Пьер Огюстен долго и мучительно агонизировал перед смертью на сцене Театра Франко, выделяя гигантские порции адреналина в кровь режиссера. Смесь получилась адской. Останки Бомарше, слоганы украинских политических партий вперемешку с цитатами выдающихся украинских политиков, качественное профессиональное сцендвижение, шутки искрометного юмора в духе всенародно любимой передачи «Аншлаг!», пиротехника, цветомузыка...
«Тут смешался глас рассудка с блеском легкой болтовни» — гласит эпиграф к пьесе Бомарше. Ну легкой болтовни тут действительно с избытком, а что касается гласа вопиющего французского драматурга, то в этом пентхаусе духа его практически не слышно. Кордебалет затоптал. С другой стороны, как говорил сластолюбивый граф Альмавива: «Мы же с вами не собираемся здесь читать»...

Лилия ПОДКОПАЕВА: «Людей, написавших жестокий сценарий и пытавшихся режиссировать шоу, я простила»
Бывший начальник Службы охраны первого президента России Бориса Ельцина Александр КОРЖАКОВ: «Ельцин чиркнул по моему запястью ножом, а потом испугался: хлынула кровища, залила простыни... «Нет, не могу так, — сказал, — давай теперь ты меня...». Что ж, я у него кожу на кисти надрезал, и мы смешали кровь»
Диброва избили в клубе, Газманов пострадал в ДТП
Актриса Милла Йовович показала дочь, а певица Галлина родила Софийку
У Анатолия Матвийчука украли песню
На фестивале «Мелодия для двух сердец» споют два Виталия Билоножко
Режиссер Джадд Апатов назван самым умным, а Линдсей Лохан — самой тупой в Голливуде
Хабенский увез жену на лечение в США
Шевченко улетит из «Челси» за океан?
Риз Уизерспун получает больше всех актрис
«Мы выбираем, нас выбирают...»
Актриса театра и кино Лариса МАЛЕВАННАЯ: «Кирилл Лавров боролся за меня с Олегом Борисовым... Победил Борисов»
Богатые тоже платят
На киевскую выставку Екатерина Рождественская не привезла свою самую скандальную картину — Ирину Аллегрову в эсэсовской форме
Джазмен Георгий ГАРАНЯН: «Когда Высоцкий выложил мне подписанный наряд на запись 24 песен, у меня челюсть отвисла. Думаю, за него замолвила словечко Марина Влади, которая была членом Французской компартии»
В Киеве Валерий Леонтьев лазил через забор, а Quest pistols показывал стриптиз
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги