Наталья КУСТИНСКАЯ: «Сергей Михалков пришел днем в мой номер и лег на кровать. Я поинтересовалась: «Сергей Владимирович, вы что, считаете, что лучше моего мужа?». Он: «Нет, так не считаю». — «Тогда почему здесь лежите?». Он тут же встал, дошел до двери и сказал: «Если захочешь иметь любовника, позвони»
«ПАПА КРЮЧКОВУ СКАЗАЛ: «КОЛЬ, ТЫ С УМА, ЧТО ЛИ, СОШЕЛ? ТЕБЕ ЖЕ СТОЛЬКО ЛЕТ, КАК МНЕ, И ПОТОМ, НАТАША ЗАМУЖЕМ, У НЕЕ ЕСТЬ ЧУЛЮКИН!»
- Одним из наиболее настойчивых ваших поклонников был легенда и символ советского кино Николай Афанасьевич Крючков - он был старше вас на 28 лет и пришел, насколько я знаю, просить вашей руки к вашему папе...
- Было такое (улыбается).
- И что папа?
- Они были знакомы, и он воскликнул: «Коль, ты с ума, что ли, сошел? Тебе же столько лет, как мне, и потом, она замужем, у нее есть Чулюкин!» - на этом все и закончилось.
- Крючков, тем не менее, как мужчина вам нравился?
- Не-е-ет. Я очень его уважала, знала с детства, привыкла видеть в кино...
- ...но не до такой степени...
![]() |
| Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
- Ну, разумеется!
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Я начала сниматься совсем девчонкой - на втором курсе ВГИКа. Помню, на пробах в фильм «Хмурое утро» кто-то сказал:
- Да ее же снимать нельзя - все приборы в глазах отражаются.
Я испугалась:
- Отражаются? Почему?
Режиссер Григорий Рошаль улыбнулся:
- Глаза слишком большие. Господи, какая же ты смешная - совсем ребенок!
Съемки шли в Краснодаре. Я была очень домашней, выросла в интеллигентной и благополучной московской семье (папа - куплетист-чечеточник, в концертах вместе с Мироновой и Менакером выступал, мама - певица), занималась музыкой (окончила школу-десятилетку имени Гнесиных). Мои партнеры по фильму Борис Андреев и Николай Гриценко меня опекали, а по вечерам после съемок вели в ресторан. Говорили: «Исключительно «для красоты» - поскольку компании в смысле выпивки составить им я не могла: не пила даже пива.
![]() |
| Одним из самых настойчивых поклонников Кустинской был легендарный советский актер Николай Крючков, просивший ее руки и сердца, несмотря на 28-летнюю разницу в возрасте |
Однажды за соседним столом мы увидели съемочную группу картины «Отчий дом». Коллеги были уже сильно навеселе, и на моих глазах Лев Кулиджанов налил Люде Марченко стакан водки, а она, не моргнув глазом, его выпила. Господи, Люда же на два года моложе меня! Ждала, что Марченко рухнет под стол, но та сидела как ни в чем не бывало, смеялась. «Видала, как пить надо? - шепнул мне Гриценко. - А ты - «не могу», «не буду»...
Я была растерянна. К нам в дом приходили артисты - Райкин, Утесов, Шульженко, Русланова и другие знаменитости, но все было чинно-благородно - люди пели, танцевали, играли в карты «по маленькой». Никто не напивался и в соседней комнате с чужой половиной не закрывался, а здесь это было в порядке вещей.
Я тогда с Нонной Мордюковой сдружилась: она в «Хмуром утре» играла и параллельно - в «Отчем доме»: там и закрутила роман с актером Валентином Зубковым. Оба они были несвободны, но ни от кого не скрывались, а жили мы все в одной гостинице, и однажды Нонна звонит: «Наташ, зайди, пожалуйста». Поднимаюсь к ней в номер, а там Зубков в кровати лежит. Мордюкова, запахивая халатик, просит: «Наташ, сходи в магазинчик, возьми бутылочку, нам с Валей не хватило», и отказать ей я не смогла, хотя в Москве, конечно, за бутылками никогда не бегала.
«Любовная лихорадка» не миновала даже народных и заслуженных - на Гриценко, к примеру, положила глаз Нифонтова, игравшая в «Хождении по мукам» Катю.
![]() |
| С партнером по фильму «Хмурое утро» Борисом Андреевым, 1959 год |
Николаю Олимпиевичу Руфина не нравилась - в жизни от своего роскошного экранного образа Нифонтова была далека: конопатая, косолапая и довольно неуклюжая. Гриценко симпатизировал мне, но прямо об этом сказать не решался (может, потому, что был старше на 26 лет). После смены он сразу бежал в мой номер: «Ну, что сегодня вечером будем делать? Куда пойдем?». Андреев, наблюдая за нами, посмеивался: «Наташка, выходи замуж за Кольку - мужик он хороший. Я буду к вам в гости ходить, а ты - наливать нам по рюмочке: красота!».
На фильме «Годы девичьи» влюбился в меня Николай Крючков. Снимали в Киеве, я жила вместе с актрисой Леной Корниловой, которая ухитрялась крутить романы сразу с двумя - актером Георгием Тонунцем и украинским писателем Иваном Стаднюком.
Однажды Стаднюк вывез нас с Ленкой на пикник на берег Днепра: там он выпил и закатил Корниловой сцену - как-то узнал про Тонунца. Схватил прут и давай ее хлестать по рукам, по ногам, по спине... Она визжит, я кричу: «Прекратите!» - а он не останавливается, еще больше звереет. Наконец, бросил прут и ушел. Ленка вся в крови, плачет. Спрашиваю:
![]() |
| С кинорежиссером Григорием Александровым и кубинской актрисой Люс Марией Кольясо на V Московском международном кинофестивале, 1967 год |
- Как ты можешь с ним жить?
- А почему бы и нет? Он обо мне заботится, покупает все, что попрошу.
- Ради тряпок ты готова такие терпеть издевательства?!
- Хорошо тебе говорить... Чулюкин из-за границы шмотки привозит - у меня такого мужа нет!
Я опешила, но спорить не стала - ее всю трясло.
На следующий день Стаднюк позвонил, Лена тут же начала собираться: «Он мне туфли купил, австрийские! Две пары!» - и убежала радостная.
Бог миловал, я никогда себя не продавала, не заводила романов с начальством, за что более расчетливые и ловкие девушки меня презирали. Наташа Фатеева как-то сказала моей маме: «Странная у вас дочка - ждет, что ей все принесут на блюдечке с голубой каемочкой, но так ничего не добьется. Я целыми днями ношусь, как голодная волчица, - налаживаю связи, с нужными встречаюсь людьми».
![]() |
Наташу волчья хватка действительно отличала, но у меня такой не было. Я не умела выгрызать зубами перспективные роли, выгодные поездки и звания, однако они почему-то сами меня «находили» - в то время я была любимицей удачи.
Крючков между тем за мной и Корниловой наблюдал и сказал как-то: «Не нравится мне твоя Лена, не к лицу тебе такая подруга. Я сначала подумал, что ты тоже гулящая, а потом понял - нет, ты другая, и вообще, такой наивняк! (он меня потом так и звал - «Наивняк», говорил, что слишком добрая и доверчивая). - Тебе надо быть осмотрительнее: я вот Мишке Ульянову доверял, в дом приглашал, а он меня предал - увел жену. Была вот семья - и нет, а я так любил Аллочку, и все это сделал мой друг».
Я видела, что он сильно переживает, поэтому после съемок, уже в Москве, когда Крючков пригласил в ресторан, отказываться не стала. Провожая, Николай Афанасьевич вдруг сказал: «Мне к вам надо зайти - с Колей, папой твоим, пообщаться».
На следующий день приходит, мамы не было, Чулюкина тоже. Сели за стол втроем - папа, Николай Афанасьевич и я.
- Коль, - говорит Крючков, - уж очень твоя дочка мне нравится, хочу я на ней жениться.
Папа ко мне поворачивается:
![]() |
| «Магомаева я любила. Он был добрый безумно, красивый, элегантный» |
- Ты что надумала?! Забыла, что замужем? Дала Николаю Афанасьевичу повод надеяться?!
- Да ничего она не давала, - вспыхнул Крючков. - Вела себя достойно, и я как человек порядочный ничего себе не позволил. Пойми, Коля, Наташа просто очень мне нравится.
- Ну, значит, с ума ты сошел! - рассердился папа. - Сколько тебе лет? Ты ж мой ровесник!
- И что? - обиженно спросил Крючков. - В 50 жениться нельзя?
- Можно, только не на девчонке вдвое моложе тебя!
Расстались они врагами, Николай Афанасьевич и на меня обиделся. При встрече намеренно не замечал или говорил гадости: «Ой, что это ты так плохо выглядишь? Болеешь, что ли?». Никогда не подумала бы, что Крючков, игравший открытых, симпатичных героев, окажется таким злопамятным!
Чулюкин, конечно, услышал про «сватовство» от моего отца, и это еще больше подогрело его ревность. Помню, приехал в Новый Свет, где в картине «Три плюс два» я снималась. Была уже осень, Юра привез мне теплые вещи и «посылку» для Наташи Фатеевой от Басова, который тогда еще не ушел от нее к Титовой, - это было кожаное пальто на меху. Чулюкин собрался это пальто нести, но я его остановила:
- Лучше сама.
![]() |
| «Со Смоктуновским у меня ничего не было — он не нравился мне вообще» |
- Почему?
- Понимаешь, она не одна живет... С Андреем Мироновым.
Юра чуть с ума не сошел от возмущения:
- Какая наглость! Володька бегал, пальто доставал, потом специально ко мне ехал, просил передать, а она с мальчишкой на глазах у всех кувыркается! Все расскажу Басову!
- Не надо, Юра, - стала умолять я, - не вмешивайся в чужие дела, разберутся сами.
С трудом успокоила».
«НАТАШ, - СПРОСИЛ АЙМАНОВ, - В ПАРИЖ ХОЧЕШЬ?». - «ДА ЭТО ГОЛУБАЯ МЕЧТА ДЕТСТВА!»
- А что за история с Сергеем Владимировичем Михалковым была?
- В Риге, в павильоне мы «Три плюс два» снимали - это же его сценарий, и он пришел днем ко мне в номер и лег на кровать, на спину. Я поинтересовалась: «Сергей Владимирович, вы что, считаете, что лучше моего мужа?». Он: «Нет, я так не считаю». - «Тогда почему здесь лежите?». Он тут же встал, дошел до двери и сказал (копирует Михалкова): «Если захочешь иметь любовника, позвони».
![]() |
| «Алексей Баталов оказался ничуть не благороднее других, действовавших по принципу «ты мне — я тебе» |
Потом мы летали в Алжир - с ним и совершенно чудесным Шакеном Аймановым.
- Знаменитым казахским киноактером...
- ...и режиссером (студия «Казахфильм» до сих пор его имя носит) - вот нас втроем и послали. Ну, сидим мы там в ресторане, и Шакен говорит: «Сереж, такая девочка у тебя снималась - как же ты ее упустил?», а Михалков ответил: «Да я собрался поухаживать, но она не хотела - что же я, бегать за ней буду?». На этом все поползновения и закончились.
- Не мстил?
- Нет.
- Добрый, говорят, был человек...
- Да, вы знаете, хороший, но получилось очень смешно. Каждый день он говорил в Алжире о том, что скоро съезд Союза писателей РСФСР, который он тогда возглавлял, что мы должны вовремя вернуться в Москву («Мне дадут орден Ленина, а потом обязательно надо в Париж, потому что там моя книга выходит»), а нам телеграммы все время слали - то в Марокко перелетайте, то в Тунис, то в Иорданию... «Никуда я не полечу!» - твердил Сергей Владимирович.
В Тунис последняя поездка была, лететь до него от Алжира 40 минут, но Михалков сказал: «Не выходите из самолета!» - и мы даже погулять не вышли.
![]() |
| «Меньшов сулил золотые горы, дышал перегаром, хватал за коленки» |
Вернулись в Москву, в аэропорту нас встречают и спрашивают: «Почему вы не полетели в Тунис?», а Сергей Владимирович: «Не-е-ет, ни в какой Тунис я не собирался, у меня съезд Союза писателей, и потом, подумайте, что мне надо еще в Париж съездить - деньги за книгу получить!». Очень смешной был - они оба были смешные!
Поездка тяжелой выдалась, потому что с Алжиром отношения были неважные - нас останавливали, проверяли все сумки... Устали мы, одним словом, и вот нас с Шакеном ставят в известность: «Завтра вы летите в Тунис», а мы месяц по Алжиру болтались, в песчаную бурю попали... Я просила: «Пожалуйста, не отправляйте нас, я так устала!». - «Ну, раз устали, больше вообще никуда не поедете. Не валяйте дурака, в Тунисе Неделя советского фильма назначена - завтра же через Париж летите. Прибудете в «Ле Бурже», переедете в «Орли» - и в Тунис».
Полетели мы, короче, с Шакеном - а что делать? До места назначения добрались - никто не встречает, я недоумеваю: «Что такое? Обычно делегация стоит, репортеров масса...». Позвонили в посольство: «Здравствуйте, мы на Неделю советского фильма приехали...». - «А мы ее отменили. Вы же вовремя не явились, мы узнали, что вы Алжир покинули, - и все, вас не ждали».
Дальше произошло вот что. В Египте у нас были потрясающие номера в гостинице, в Алжире тоже, а тут везут в какой-то полуподвал, денег нет ни копейки, никто из посольства не приезжает... День проходит, второй - хорошо, что Шакен какую-то еду с собой прихватил, а на третий день он разозлился: «Поехали в посольство!».
Приезжаем, и он послу говорит: «Это что за безобразие?! Я - депутат Верховного Совета, народный артист СССР, лауреат нескольких премий, что за наглость такая, почему с нами так поступают?».
![]() |
| «Таню Конюхову Стриженов обидел. Они ездили за город встречать Новый год, Олег за что-то на нее в пути обозлился, остановил машину в лесу и сказал: «А теперь давай сама». Она еле в туфельках доковыляла до какой-то деревни» |
Тот сразу занервничал, стал в Москву звонить - в международный отдел ЦК КПСС. Там на попятную: «Ой, извините, мы не знали, что фестиваля не будет... Подождите секундочку, Шакен Кенжетаевич. Вы не хотели бы в Париж полететь?». - «Я - нет, - он ответил, - я там раз 20 уже был» (а я еще не была ни разу). «Наташ, - спросил Айманов, - в Париж хочешь?». Я: «Да это голубая мечта детства!». - «Вот, для Наташи это темно-зеленая мечта детства - летим!».
- Несчастные советские актеры...
- Отправились мы в Париж, там нас прекрасно встретили, на совершенно другом уровне, а потом в Москве иду как-то из театра, и навстречу Сергей Михалков. Ничего он тогда, как выяснилось, не получил, а мы в Париже пришли 7 ноября на прием, к Шакену подходит посол и говорит: «Поздравляю, вам орден Ленина дали!». Спрашиваю: «Шакен, а что ж вы молчали?». - «Да я и не знал, что дадут, - никого не просил...», и вот встречаю я Сергея Владимировича - идет он, такой веселый, по улице. «Здравствуйте!» - говорю. «А, Наташка! Здравствуй-здравствуй». - «Ну вот, не полетели вы с нами в Тунис, а Шакен и орден Ленина получил, и в Париже из-за Туниса этого побывал». - «Да знаю я, знаю...».
«МАГОМАЕВ ОДНАЖДЫ ПРИЗНАЛСЯ: «Я И В ИТАЛИИ БЫЛ, И КРАСИВЕЕ ТЕБЯ ВИДЕЛ ЖЕНЩИН, НО НЕ ПОЙМУ, В ЧЕМ ДЕЛО: НЕ МОГУ ОТ ТЕБЯ ОТОРВАТЬСЯ!»
- Миллионы советских женщин мечтали о Муслиме Магомаеве, а он, слышал, мечтал о вас...
- ...да...
- ...и два года изо дня в день звонил и добивался руки и сердца...
- Это правда.
![]() |
| «Олег Стриженов был слишком женщинами избалован и вел себя с ними по-хамски, но ко мне очень хорошо относился» |
- Мне посчастливилось с ним дружить - великий певец был и потрясающий человек...
- ...очаровательный!
- Почему же у вас с ним не сложилось?
- Потому что, когда я рассталась с Чулюкиным и вышла замуж за Олега Волкова (второй муж актрисы, дипломат. - Д. Г.), в его семье произошла большая трагедия. Отец Волкова был авиаконструктором в микояновском КБ, очень уважаемый человек, безумно любил первую жену сына и своего внука, и когда семья Олега распалась, повесился...
Олег, надо заметить, был очень к папе привязан. Он окончил МГИМО, знает языки, интеллигентный, талантливый, но в первый год не поступил и устроился у отца простым рабочим, то есть со всех сторон его знал. Потом сказал мне: «Я потерял папу, и теперь самое главное для меня в жизни - ты, потому что больше ничего не осталось: не бросай меня никогда!».
- И вас чувство долга удерживало?
- Конечно.
- Магомаева вы любили?
- Любила, хотя, вы знаете, близких отношений у нас не было.
- Как это?
![]() |
| Наталья Кустинская с третьим мужем Борисом Егоровым и друзьями семьи (крайний слева— дважды Герой Советского Союза космонавт Виталий Севастьянов), 70-е |
- Так.
- То есть это платоническая любовь какая-то была?
- Да. Ну, конечно, он меня целовал, однако дальше не заходило, но мне тоже было с ним так интересно! Муслим был добрый безумно...
- ...щедрый - восточный человек...
- ...красивый, элегантный! Мы встретились в Минске - я приехала туда на концерты, и у него там были гастроли: так и познакомились. У меня было три музыканта, у него - огромнейший оркестр (ну, вы в курсе), и у Муслима гастроли заканчивались, а у меня только начались. Уставала невероятно: по три-четыре выступления в день, в разных точках, хотя я же не Магомаев, на меня народ так не шел - такой славы, как у него, никогда ни у кого не было, даже у Егорова. Может, только у Гагарина - я не знаю, знакома с ним не была, а с Муслимом, видите, повстречались.
Ну и вечером музыканты мои звонят: «Наташа, спустись с ресторан - Магомаев заказал ужин и очень просит, чтобы ты пришла». - «Нет, - говорю, - я уже устала, волосы на бигуди накрутила, сижу в креме...».
![]() |
| С Натальей Фатеевой в картине «Три плюс два», 1963 год |
В общем, раз они позвонили, два, три, пока не сдалась: «Ну, хорошо, сейчас». У меня был очень смешной пианист, который недоумевал: «Ты что? Как ты себя ведешь, Наташа? Это же молодой миллионэр!» (он армянин был, пианист этот). Я плечами пожала: «Ну и что?». - «Да он же все заказал, он ждет!». Спускаюсь - сидит целый стол, масса народа - и такие банкеты он каждый день устраивал...
- ...причем везде!
- Да, всех поил и кормил. Я пришла - около Муслима свободное место. Всем «здрасьте» сказала, ему тоже и села рядом. Он спросил: «А чего это вы со мной, как со швейцаром, здороваетесь?». - «В каком это смысле?». - «Ну, еле-еле кивнули...». - «А как еще я должна здороваться? Нормально». В общем, кончилось все тем, что он стал гастроли свои отменять - у него дальше были по плану Эстония, Литва, Латвия... Сказал: «Я не поеду» - и находился в Минске, потому что там была я.
- И ничего не было?
- Нет, хотя каждый день до четырех, до пяти утра мы сидели.
- Как же вы устояли?
- Даже не знаю! Сама удивляюсь, потому что, во-первых, он мне почти каждый день новые песни писал.
![]() |
| «Семина выпила лишнего и начала приставать при всех к Мюллер-Шталю. Я не выдержала: «Тамар, это же мужчина Фатеевой». — «А я его проверяла!» |
Мы с ним и в четыре руки играли, и он сам солировал - он ведь блестящим был пианистом. Садился за рояль, пел мне... На банкетах его всегда много народу было, но все уходили раньше, а мне он говорил: «Прошу тебя, Наташа, останься!». Однажды признался: «Ты знаешь, я ведь и в Италии был, и красивее тебя видел женщин, но не пойму, в чем дело: не могу от тебя оторваться!» - и мы засиживались до утра, люди на работу уже уходили! Я просила: «Муслим, я стесняюсь мимо дежурной идти - пожалуйста, проводи», а он говорил: «Я тоже стесняюсь!». Ну, чудный...
- ...потрясающий, таких больше нет...
- Согласна - нету. Как-то его музыканты к моим подошли и взмолились: «Слушайте, уберите свою Кустинскую - мы же не работаем, нам деньги нужны!», а Муслим услышал и воскликнул: «У вас денег нет? У меня в письменном столе, в верхнем ящике, лежат - берите, кому сколько надо».
Из публикации в журнале «Караван историй».
«После расставания с Юрой я недолго была одна - встретила Олега Волкова. Отношения к кино он не имел, работал в конъюнктурном институте при Внешторге. Мы начали жить вместе, и я была уверена, что нашла свое счастье, но тут Бог послал мне испытание в лице Муслима Магомаева.
Я с удивлением почувствовала, что им очарована, - Муслим был не просто красив, но и безумно обаятелен, я видела, что нравлюсь ему, и сама начала терять голову.
Женщины при виде Магомаева визжали, отрывали пуговицы от его рубашек. Он признавался:
- Как я это ненавижу! - хочу дом, семью. Ты, очевидно, думаешь, что я всю жизнь проведу в гостиницах? Что мне некуда привести жену? Поэтому и держишь на расстоянии?
- Да ни о чем таком я не думаю!
- Тогда скажи, что любишь и выйдешь за меня замуж. Не молчи!
![]() |
| С Дмитрием Гордоном. «Машин у нас с Егоровым всегда было много, причем разных, поэтому я так «шикарно» сейчас живу, понимаете? А вот бриллиантами не увлекалась — это Боря любил мне их дарить (самое главное, где они теперь, не знаю)...» Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА |
А я молчала, не могла бросить Олега. Из-за меня он развелся с женой, потом случилась трагедия с его отцом - он повесился, не оставив записки, и мать этой утраты не пережила. Олег остался совсем один, без меня он бы пропал, но верность Волкову я сохраняла с трудом. Олег был далеко, а Муслим - рядом и смотрел на меня такими глазами!
- Наташа, я не знаю, что со мной - это безумие. Я встречал женщин красивее, но от тебя не могу оторваться - не могу, и все...
Запретить себе любить нельзя, и один раз мы все-таки были близки, но, думаю, ни одна женщина на моем месте перед этим мужчиной не устояла бы. Когда прощались, Магомаев воскликнул: «Я тебя не оставлю. Твой Олег - не муж, а всего лишь жених: я тоже могу быть женихом».
Муслим звонил на протяжении двух лет - до того дня, когда я призналась, что жду ребенка. Потом понял, что шансов у него больше нет».
«СМОКТУНОВСКИЙ ПОКАЗУШНИКОМ БЫЛ - В РУБАШКЕ НАРАСПАШКУ ХОДИЛ, С ОГРОМНЫМ КРЕСТОМ НА ГОЛОЙ ГРУДИ...»
- Со Смоктуновским, Меньшовым и Баталовым тоже близких отношений у вас не было?
- С Баталовым были.
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Борис любил меня до безумия, но не ревновал - ему нравилось, что я пользовалась у мужчин успехом. Наверное, понимал, что с ним мало кто может сравниться, но когда появился серьезный соперник, он это сразу почувствовал...
С Алексеем Баталовым я познакомилась еще до Егорова - в Харькове выступала с концертами, а он снимался в каком-то фильме. Алексей Владимирович подошел ко мне за кулисами:
- Наташа, вы не будете возражать, если пару замечаний вам выскажу?
Я Баталова просто боготворила, поэтому согласилась:
- Конечно, конечно!
На следующий концерт Алексей Владимирович опять пришел. Я сыграла, как он советовал, и Баталов был в восторге. Пригласил в ресторан, потом мы долго гуляли по городу, часа в три ночи вернулись в гостиницу. Собралась прилечь - звонит:
- Наташа, я сейчас зайду.
- Зачем?
- Мне нужно увидеть тебя такой, какая ты есть. Без косметики, без прически - как в постели.
- Алексей Владимирович, мне неловко - ни к чему это.
- Даю честное слово - только посмотрю и уйду.
Я согласилась.
Он пришел, стал целовать руки, говорить комплименты, а утром у меня самолет. Сказала, что надо собираться. Он понял: «Все, все, ухожу, но ты такая, какой я тебя и представлял».
Внимание такого артиста мне, конечно, польстило. Уже в Москве звонит, зовет покататься на машине - мы ездим по городу, все очень мило, интеллигентно. Проходит какое-то время, и он опять назначает свидание. Сидим в машине, и вдруг говорит:
- Я очень хочу быть с тобой.
- Это невозможно - я замужем.
- Мы могли бы встречаться.
- Нет, я так не могу.
Вскоре пригласил на новогодний вечер в «Современнике», но я представила, с какими глазами буду сидеть в обществе Ефремова, Евстигнеева и других артистов (все будут думать, что я - любовница Баталова), и отказалась, после чего общаться мы перестали.
Прошло время, я уже с Борей жила, и однажды Баталов опять позвонил: «Я начинаю снимать на «Ленфильме» фильм «Игрок» и хотел бы, чтобы ты играла у меня француженку, - приезжай».
Егоров проводил меня на вокзал, мы расцеловались, и я уехала.
Утром на студии вижу Алексея Владимировича - необыкновенно оживленного и элегантного:
- Надо сыграть сцену на французском языке.
- Французского я не знаю.
- Сейчас вызовем переводчицу - она поможет.
Сцена проходит блестяще, Баталов очень доволен, рассказывает, какую снимет картину и как я там засверкаю новыми гранями своего таланта. Голова у меня кружится, я слушаю и со всем соглашаюсь, как под гипнозом, а он говорит: «Сегодня вечером мы должны поужинать, и все равно где: в ресторане, на крыше, в подвале, - но ты будешь моей».
Я у тети Лены остановилась - говорю, что поеду к ней переодеться. Алексей Владимирович очень строго спрашивает: «Но мы ведь договорились?». Я киваю - и правда, собираюсь с ним пойти.
И что же? Приезжаю к тете Лене, а у нее Борис!
- Без тебя стало так плохо, что первым же самолетом я прилетел.
Тут звонит телефон. Я вздрагиваю, а Егоров спрашивает:
- Что с тобой?
- Ничего - наверное, это Баталов, мы договорились поужинать.
- Ах, поужинать? Значит, вовремя я приехал!
Прошу тетю Лену: «Скажите Алексею Владимировичу, что меня срочно вызвали в Минск на съемки». Тот удивляется: «Странно - она никуда ведь не собиралась».
В фильм Баталова я не попала - Алексей Владимирович оказался ничуть не благороднее других режиссеров, действовавших по принципу «ты мне - я тебе»: «Дала - будешь сниматься. Не дала - нет».
Больше судьба меня не искушала, а я еще сильнее стала беречь то, что имела.
...С кино как-то не складывалось, и вот однажды вызвал меня на «Мосфильм» Владимир Меньшов - предложил роль Раисы Захаровны в своем новом фильме «Любовь и голуби». Володю я видела в первый раз - с улыбкой протянула руку:
- Здравствуйте.
Меньшов пожал ее и замер. Наконец, произнес:
- Какая вы красивая! - повисла пауза. - А мы можем встретиться с вами сегодня вечером?
- Нет, все вечера я провожу с мужем.
Пробы прошли хорошо, я была утверждена худсоветом и дирекцией «Мосфильма», а Меньшов вдруг попросил помочь ему выбрать машину:
- У тебя хороший вкус, а я плохо понимаю в расцветках.
- Ну ладно, поехали, - согласилась я.
Нас шофер на мосфильмовской машине повез, в пути Меньшов безостановочно пил виски. Выбрали «Волгу», оплатили, и Володя стал толкать меня за руль:
- Садись, поедем ко мне - я выпил, вести не могу.
- Да ты что, «Волгу» я никогда не водила - разобью.
- Садись, говорят! - побагровел он. - Разобьешь - и черт с ней, другую куплю.
Водитель наблюдал эту сцену с тревогой и наконец не выдержал:
- Владимир Валентинович, давайте я вас отвезу на «Волге», а завтра приеду и служебную заберу машину.
Меньшов нехотя согласился. Пока ехали, сулил золотые горы: «Ты будешь сниматься у меня во всех фильмах, я тебя не отпущу. Скоро поедем на юг - и поработаем, и потрясающе проведем время». Дышал перегаром, хватал за коленки -держалась я из последних сил.
Звоню через несколько дней на студию, а мне говорят: «Группа уже уехала - вместо вас снимается Гурченко».
Расстроилась жутко - предложений в кино практически нет, а потом стала себя успокаивать: «Может, это и к лучшему? Он бы меня замучил».
Прошло несколько месяцев, Меньшов фильм закончил, но на экран его не выпускают, а Митька наш снялся в то время у Быкова в «Чучеле» в роли мальчика, в которого героиня Кристины Орбакайте влюблена. Эту картину тоже положили на полку, и я попросила Юлиана Семенова, друга Егорова, помочь. У Юлика были большие связи на самом «верху», и Семенов быковский фильм «протолкнул». Потом смеялся: «Кустинская, что ты наделала? Теперь мне весь Союз кинематографистов звонит, всем моя помощь нужна».
Тут вот как раз Меньшов объявляется:
- Хочу кассету фильма «Любовь и голуби» тебе дать. Его не выпускают - можешь помочь?
- А ты ничего не забыл? Обманул и просишь о помощи?
- Ну не видел я тебя в этой роли! Ты - западная женщина, какая из тебя месткомовская деятельница, да еще и провинциальная? Согласись, Раиса Захаровна - это не твое.
- Нет, не соглашусь. И помогать не буду, - отрезала я. - Давай как-нибудь сам...».
Со Смоктуновским у меня ничего не было.
- Но он ухаживал?
- Да, бегал тут все по Бронной, но не нравился мне вообще.
- Холодный был?
- Нет, показушник - в рубашке нараспашку ходил, с огромным крестом на голой груди... Я ему даже говорила: «Так нельзя, не принято!». Мы с ним в Австралию должны были лететь, однако вместо меня полетела Володина, и все как-то так закончилось - мягко.
Только потом я встретилась с ним в большом концерте «Поет товарищ кино» в Куйбышеве (ныне - Самаре), и он выступал очень плохо: показывал кусок из «Гамлета», а потом рассказывал, как там снимался. Это так скучно было! - а я среди публики сидела, потому что во втором отделении выходила. Зашла за кулисы, он: «О-о-о, здравствуй, как давно мы, Наташа, не виделись! Слушай, как-то нелепо у нас все распалось - давай все сначала начнем?», а тут Кириенко Зина рядом стояла. Она рассмеялась: «А зачем ты ей нужен? - она вышла замуж за космонавта Егорова!».
Тогда Смоктуновский спросил: «Наташа, как я выступал?». Я не смолчала: «Очень плохо - такой позор! Ты показываешь глыбу кинематографа - «Гамлет», а потом рассказываешь, как там снимался, на кого смотрел...», и, вы знаете, он улетел - в вечернем концерте его уже не было (Смеется). Ну что о Смоктуновском говорить? - лучше о Магомаеве еще расскажу.
«ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ СКАЗАТЬ: «МУСЛИМ, ЗДРАВСТВУЙ, ПОЗНАКОМЬСЯ, ЭТО МОЙ МУЖ», Я ПРОСТО КИВНУЛА ЕМУ, КАК ШВЕЙЦАРУ»
- Много лет мы не виделись, он на Тамаре Синявской женился, а тогда мало у кого видеомагнитофоны были. В частности, у Севастьянова - он кассетами с нами менялся, и вот однажды очередную принес, и я спросила: «А где ты ее взял?». Он ответил: «У Магомаева». Я посмотрела, вернула, а спустя какое-то время снова тот же фильм попросила - забыла, как называется, американский, с этой чудесной английской актрисой...
Ага, «Унесенные ветром» с Вивьен Ли... В конце концов, Муслим поинтересовался у Севастьянова: «А для кого ты эту картину все время берешь?». - «Наташе Кустинской очень нравится». Муслим попросил: «Подари ей - больше не надо мне отдавать», но мы не виделись и он не звонил: у меня уже другие телефоны были, да и жизнь другая.
...Как-то Боря слетал в Якутию, и ему потом постоянно присылали оттуда рыбу, строганину...
- ...лучше бы алмазы...
- ...и шкурки еще. Ну, не ему - он, конечно, все мне отдавал, а однажды позвонили: «Борис Борисович, это из Внуково, из депутатской комнаты. Приезжайте, вам рыбу из Якутска прислали». Он: «Хорошо, сейчас», и мы сели в машину - машин, кстати, у нас всегда было много, четыре-пять, причем разных. Каких только не было: и «форд мустанг», и спортивные автомобили, поэтому я так «шикарно» сейчас живу, понимаете? А вот бриллиантами не увлекалась - это Боря любил мне их дарить (самое главное, где они теперь, не знаю)...
- Зато чувство юмора есть...
- Ну, это обязательно - без него как? И вот входим мы в депутатскую комнату, а посреди нее Муслим стоит - Мусик наш: высокий, в коротенькой дубленочке... Я так растерялась, когда его увидела! Просто когда мы стали с Борисом жить, он мне сразу сказал: «Наташа, давай, чтобы в дальнейшем друг с другом у нас недоразумений и неприятностей не было, расскажем, у кого какие были романы...».
- Опасный момент!
- Ну, он мне тоже много интересного рассказал...
Я, короче, вместо того чтобы подойти и сказать: «Муслим, здравствуй, познакомься, это мой муж» (еще неизвестно, между прочим, что Борис бы ответил!), просто кивнула ему, как швейцару (как он тогда в ресторане сказал), и к столу направилась, где подавали рыбу.
Получили мы эту рыбу, идем обратно - Муслима в комнате нет, а там, когда к выходу уже следуешь, с левой стороны комнатка есть с экраном, и я вижу, что там, в полной темноте, он сидит. Вышла такая расстроенная... Борис спросил: «Что с тобой?». - «Ну как что? Вместо того чтобы подойти к человеку и сказать, как рада его видеть (он же мне только хорошее делал - ничего плохого), я просто мимо прошла». Он выслушал и говорит: «Да не было там никакого Муслима, Наташа!». Я удивилась: «Как? Я же его видела, поздоровалась с ним - кое-как. Он слишком заметная фигура, чтобы его не увидеть!». Приехали мы домой, сели эту рыбу есть...
- ...и тут раздается звонок...
- Нет, звонка не было. Какого-то вина выпили, и вдруг Борис говорит: «Слушай, какой потрясающий этот Муслим мужик! - чтобы тебя не смущать, спрятался. Почувствовал, что ты не так как-то себя ведешь, и ушел: не каждый бы так поступил».
«СТРИЖЕНОВ ТОЛЬКО НАД ТЕМИ ИЗДЕВАЛСЯ, КТО ЕГО ЛЮБИЛ, БЕГАЛ ЗА НИМ»
- Я слышал, у вас были близкие отношения с секс-символом советского кино Олегом Стриженовым...
- Нет, никогда!
- Он, тем не менее, был, говорят, по отношению к женщинам хамом...
- Да, это правда. Стриженов пытался за мной ухаживать, и он безумно нравился мне на экране, однако никогда не нравился в жизни. Ко мне он очень хорошо относился - потому, наверное, что я к нему никакого отношения не имела: он только над теми издевался, кто его любил, бегал за ним. Конюхову вон оставил под Новый год в лесу в туфельках - завез туда, в машину сел и уехал.
- Изнасиловал и бросил?
- Нет, там он ее не насиловал - раньше уже, наверное, но, во всяком случае, в лесу оставил.
- Бездушный, да?
- Но талантливый. Художник хороший.
Из публикации в журнале «Караван историй».
«Скирда с юности была безумно в Олега Стриженова влюблена - одно время они встречались, но он буквально ноги об нее вытирал. Линка рассказывала мне, что раз Олег в ресторане ВТО напился и стал цепляться: «Что ты так вырядилась? Дура провинциальная! Не умеешь себя вести - смотреть тошно...», а потом схватил тарелку и плеснул ей в лицо борщом. Вскоре они расстались...
Стриженов был слишком женщинами избалован и вел себя с ними по-хамски. Однажды в автобусе по дороге на концерт дал Наде Румянцевой зонтом по голове, в другой раз Таню Конюхову обидел. Они вместе ездили за город встречать Новый год, в пути Олег за что-то на нее обозлился, остановил машину в лесу и сказал: «А теперь давай сама», и Таня в туфельках еле доковыляла до какой-то деревни.
И вот сижу я с подругой Линой Шатровой и ее мужем Германом в ресторане Дома кино, и к нам подсаживается Стриженов. На экране он мне нравился, а в жизни Олег блекленький такой, конопатый... Когда перешли в зал смотреть кино, Стриженов сел сзади и в какой-то момент нагнулся и поцеловал меня в спину - у меня было платье открытое. Так нежно! - я даже не сразу поняла, что это было, но повернулась и строго сказала: «Олег, пожалуйста, так больше не делайте».
Очевидцы, наверное, рассказали об этом эпизоде тогдашней жене Стриженова Марине, и через пару месяцев совершенно дикая случилась история. Я тогда только забеременела, приехала на «Мосфильм» на пробы, сижу гримируюсь и слышу в соседней комнате голос Стриженовой: «Эта нахалка каждую ночь обрывает нам телефон, прохода моему мужу не дает!». Я и не думала, что речь обо мне, но тут вдруг Марина появляется за моей спиной и, глядя на меня в зеркало, говорит: «Еще раз позвонишь, сучка, я тебе устрою!» - и матом на всю студию. Я вскочила, расплакалась и убежала, даже пробоваться не стала.
Приехала домой совершенно разбитая, а ночью пришлось вызывать «скорую» - ребенка я потеряла...
Несколько дней спустя звонит Клара Лучко - в Театре-студии киноактера, где мы все работали, она председателем месткома была.
- Наташа, Марина Стриженова написала на вас заявление - якобы вы им с Олегом житья не даете, постоянно звоните.
- Да я даже номера их не знаю!
- Хорошо, но вы должны прийти на собрание - будем разбирать заявление Марины и поведение Олега: на него тоже жалуются Румянцева и Конюхова.
- Клара Степановна, я болею, не могу.
- Если не придете, все подумают, что испугались.
Пришлось поехать.
Народу было много: сначала меня спросили, звонила я или нет, потом «допрашивать» стали Стриженова. Он сказал, что Кустинская ему никогда не звонила и вообще у нас с ним ничего не было, после чего в отношении меня разбирательства прекратились.
Дожидаться конца собрания я не стала, тут же ушла. Приехала домой и расплакалась: «Господи, за что? Из-за ревности глупой и склочной бабы лишилась ребенка. Мы с Юрой так его ждали, а если детей у нас больше не будет?».
Когда поженились, рожать не хотела: карьера только начиналась, и обе мамы - и моя, и Юрина, - как ни странно, меня поддерживали. Свекровь вообще рассмеялась, когда я на первый аборт собралась и призналась, что боюсь последствий: «Глупости! У нас балерины по 40 «чисток» делают - и ничего!». Юрина мама работала режиссером в Большом театре, и говорили, что Юра не сын Степана Чулюкина. Не знаю, но Юра был очень похож на знаменитого актера Михаила Астангова, у которого училась моя свекровь в ГИТИСе. Однажды мы с Юрой зашли в магазин «Армения» на Тверском бульваре и встретили Михаила Федоровича - Чулюкин замер и долго-долго на него смотрел. Одно лицо! Но со мной Юра и свекровь никогда на эту тему не говорили, она была закрыта...
Внезапно Юра заболел, отказали почки. Сказал, что почки ему отбили в юности в тюрьме, - приятелей, мол, подозревали в убийстве, а сам он, конечно, замешан ни в чем не был, но под следствием посидеть пришлось. Над интеллигентным мальчиком издевались там уголовники: связывали, подвешивали на крюк и били палкой по спине. Родителям все-таки удалось Юру вытащить, но здоровье его было подорвано.
С мужем я, как с ребенком, возилась и поставила его на ноги, а тут как раз предложили с делегацией съездить в Египет. Думаю: здорово, отдохну немного, и вдруг узнаю, что вместо меня едет Фатеева.
Когда она позвонила, спрашиваю:
- Это правда?
Наташа выкручиваться начала:
- Меня вызвали, сказали, Чулюкин тяжело болен, ты поехать не сможешь, - и наконец не выдерживает: - Ну что обижаешься? Ты моложе, у тебя муж режиссер, а я одна, и мне золото и кожа нужны!
Услышав это, я просто потеряла дар речи.
У Фатеевой тогда вспыхнул очередной роман - с немецким актером Армином Мюллер-Шталем, и Наташа просто помешалась, мечтала уехать в Германию. О Неделе советского кино в Берлине она грезила несколько месяцев, но в Госкино решили послать нас с Тамарой Семиной.
Фатеева сначала упрашивала Семину уступить ей свое место, но Тамара не согласилась: за границу хочется всем, и тогда она стала уговаривать меня:
- Возьми бюллетень! Откажись! Ты знаешь, как мне нужна Германия!
Обычно просьбам я уступаю, но тут на принцип пошла:
- Ты съездила вместо меня в Египет? А теперь поеду я - по-моему, это справедливо.
Фатеева разозлилась и подарки для Армина попросила передать Семину - золотые часы, икру и водку. Приезжаем в Берлин, Мюллер-Шталь нас встречает... Вечером на банкете Семина выпила лишнего и начала к нему приставать, прямо при всех, а потом ушла с Армином на второй этаж и вернулась не скоро. Я не выдержала:
- Тамар, что ты делаешь? - это же мужчина Фатеевой.
- А я его проверяла! - рассмеялась Семина.
Член делегации режиссер Роман Тихомиров рассказал в Госкино, что Семина крутила роман с Армином, Наташа все узнала. Очень переживала, мне было ее жалко - так и помирились.
Обиды меня учили прощать, няня моя, Маруся, говорила: «Тебя обидели, Натка, а ты не держи зла, пойди в церковь и свечку поставь - за здравие обидчика». Я много раз так делала - за ту же Фатееву не единожды свечку ставила, но люди очень часто за добро платят злом.
Вот и Чулюкин... Как я мучилась, чтобы поставить его на ноги, а он, едва поправившись, пошел в разгул. Однажды завалился спать пьяным - ночью просыпаюсь и вижу его над собой. В одной руке у Юры нож, а второй он поглаживает меня по голой спине и с жутковатой улыбкой шепчет: «Какая у тебя прелестная лопаточка, так и хочется «финкой» ее пощекотать». От моего крика он словно очнулся - все перевел в шутку, сказал, что репетировал сцену из будущего фильма, но я стала его бояться: а вдруг к тому давнему убийству все-таки Юра причастен?
Через какое-то время приехала навестить его на съемках, а в гостинице дежурная по этажу прошептала: «Наташа, а к вашему мужу блондинка ходит. Вашего типа».
Ужасно расстроилась. И из-за этой бабы, и из-за того, что у Юры в номере повсюду были бутылки. Я его столько лечила, столько прошла с ним - и все напрасно: он меня предал и себя убивал. Я сказала, что нам надо расстаться, мы разъехались, но все, в том числе и Юра, думали, что это несерьезно: какая актриса в здравом уме бросит мужа-режиссера? Впрочем, я уже все решила.
Без меня Чулюкин как-то зачах - снимал, и довольно много, но картины успеха не имели. 7 марта 1987 года его нашли в шахте лифта в отеле города Мапуту, в Мозамбике. Юра ездил на Неделю советского кино вместе с Ирой Шевчук - в тот день они выступали на телевидении, потом посидели в ресторане и пошли каждый в свой номер. До сих пор неизвестно, что с ним случилось, - основной версией было самоубийство».
Киев - Москва - Киев
(Окончание следует)
















Наталья КУСТИНСКАЯ: «Сергей Михалков пришел днем в мой номер и лег на кровать. Я поинтересовалась: «Сергей Владимирович, вы что, считаете, что лучше моего мужа?». Он: «Нет, так не считаю». — «Тогда почему здесь лежите?». Он тут же встал, дошел до двери и сказал: «Если захочешь иметь любовника, позвони»
Главный тренер Национальной сборной Украины по футболу Михаил ФОМЕНКО: «Шансы есть даже тогда, когда шансов нет»
Один из величайших скульпторов ХХ века Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ: «Я очень мнителен, невероятно стесняюсь — например, своих шрамов, которыми изуродован (помню даже, когда вышел из госпиталя, в верхней одежде купался, потому что стеснялся раздеться). Слава Богу, я встретил женщину, которая как-то примирила с самим собой, — она так любила, что я понял: не настолько безобразен, как себе представляю»
Алина Кабаева родила второго ребенка от Путина?
Ксения Собчак вышла замуж за сына актера Эммануила Виторгана
Украинку Ирину Каптелову признали лучшей иностранной актрисой Китая
Московского гаишника, простившего поэту Илье Резнику нарушение ПДД, уволили
Не завидуйте богачам и больным
Тато — турок, мама — німка, а я — щира українка!
Виктор СУВОРОВ: «Дмитрию Гордону с его неуемной энергией удалось пробить стену равнодушия: действуя одновременно по всем фронтам, он таки вернул меня, пусть пока только виртуально, в Украину, куда вход мне заказан»
Смех. Да и только!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги