Смех. Да и только!
«ЗАРОНИЛ Я В ВАС ИСКРУ ИЛИ НЕТ?»
Близость Опискина и Гоголя - момент крайне любопытный. Считать Николая Васильевича прототипом все-таки не стоит, но в ханжеских и морализаторских проповедях, которые Фома Фомич обрушивает на головы домочадцев и обитателей Степанчикова, в его показном аскетизме и демонстративном благочестии действительно многое напоминает гоголевскую грустную пору, когда писатель всерьез озаботился судьбами мира и России, считая себя чуть ли не богочеловеком.
«Прежде вы кто были? - говорит, например, Фома, развалясь после сытного обеда в покойном кресле. - На кого похожи вы были до меня? А теперь я заронил в вас искру того небесного огня, который горит теперь в душе вашей? Заронил ли я в вас искру небесного огня или нет? Отвечайте: заронил я в вас искру или нет?».
Опискин Достоевского, как и гоголевский Башмачкин, тот самый униженный и оскорбленный маленький человек, над которым столько слез было пролито великой русской литературой. Просто в своей истории Федор Михайлович пошел намного дальше Гоголя, исчерпывающе показав, каким чудовищем, тираном и деспотом может оказаться маленький, если создать ему благоприятные условия.
Это я в основном к тому, что «Село Степанчиково» отнюдь не смешная и не веселая книжка, а все, что в ней есть пародийного и комедийного, из разряда обыденных кошмаров народной жизни. Поэтому жанр «эксцентрической комедии», в котором заявлена постановка Алексея Лисовца, несколько обескураживает.
«ПРЕЖДЕ ВАНЯ ОГОРОДЫ КОПАЛ, А НЫНЧЕ ВАНЯ В ВОЕВОДЫ ПОПАЛ»
Эксцентрика в принципе жанр цирковой, основанный на необычных приемах, резких звуковых и зрительных контрастах и тому подобных выкрутасах... То есть не самая подходящая форма для содержательного текста. Театр и так искусство визуальное, в котором зачастую прием заслоняет смысл, когда же на прием делается еще и дополнительный упор, содержание превращается в элементарный довесок к зрелищу. Очень досадно, что с Достоевским решили поступить именно так и именно на украинской сцене, где Федор Михайлович в последние годы не очень-то востребован.
Фома Фомич Опискин, бывший шут генерала Крахоткина, «плюгавенький человечек» с морщинистым лицом, горбатым носом и бородавкой на подбородке - после смерти генерала паразитом живет в доме полковника Ростанева, при этом все домочадцы воспринимают Опискина как властителя дум, праведного аскета и гениального мыслителя, обогнавшего время. Гениальному мыслителю повезло, он попал в приветливый дом, где, кроме полупомешанной вдовы-генеральши, немедленно узревшей в Фоме своего духовного лекаря и поводыря, обретается престарелая девица-интриганка, девица средних лет с придурью и наследством, нежная бесприданница Настасья, благородный полковник с душой ребенка, толпа всевозможных неудачников - от ученого Коровкина до ни капли неученого картежника Мизинчикова и разношерстная челядь - от кроткого слуги Гаврилы до полоумного лакея Видоплясова.
Подобный дом просто оазис для тщеславного карлика, верящего в свою миссию и предназначение, в свое избранничество, в свой особый путь. Особенно если карлик успел настрадаться и был многократно унижен предыдущей жизнью. Примеров, когда такое вот село холило, нежило и выпускало в мир ущербного пророка, одержимого лишь собственным величием и не отмеченного никакой более искрой Божьей, хватало во все времена, и не только в России, хотя Фома Фомич очень русский тип. Но если во времена Достоевского из таких Фомичей получались юродивые пастыри, то теперь из них получаются пастыри, дошедшие до степеней известных. Те, о ком лучше всего сказать словами еще одного героя повести Бахчеева: «Прежде Ваня огороды копал, а нынче Ваня в воеводы попал». В общем, актуальный персонаж.
Актуальный, но ни разу не смешной. Более того, у Достоевского Фома не только омерзителен, но местами и откровенно страшен. Как любой упырь, питающийся теплой человеческой кровью, и психический инвалид, решивший наконец отыграться за прежние унижения.
«Фому угнетали - и он тотчас же ощутил потребность сам угнетать, над ним ломались - и он сам стал над другими ломаться». А вот из чего здесь Театр на Левом берегу решил сломать очередную комедию, ума не приложу. Или в данном случае срабатывает вечный посыл, что высмеянное зло перестает быть страшным? Ну смотря как высмеивать. Если в формате КВНа, то не перестает. А если в формате КВНа под музыку Мишеля Леграна, то еще и удручает.
КОГДА СЕЛО ТЯНЕТ ИЗ ТЕБЯ ЖИЛЫ, ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ
Надо сказать, музыкальная тема «Шербурских зонтиков» далеко не единственный эксцентрический прием в спектакле... Тут и подчеркнуто фарсовая манера актерской игры, и художественное оформление сцены, намекающее на перевернутый и сбрендивший мир Степанчикова, в котором деревья растут на крыше, а за решеткой окна сразу начинается глухая стена... Но, пожалуй, самым эксцентрическим мне показался выбор исполнителя главной роли.
Лев Сомов - замечательный артист, звезда театра, постановщик сцендвижения и даже режиссер. Но где же здесь «плюгавенький человечек, который на всех зверей похож», вкрадчивый душегуб, мерзавец и паразит? Шут - да. Но Опискин ведь не просто шут. «Тянуть жилы была потребность Фомы, он говорил тихо, мерно, с каким-то величавым равнодушием и заигрывал со своей жертвой, как кошка с мышкой».
В Опискине Сомова - крепком, упитанном, румяном мужчине во цвете лет - никакого коварства, ни внешнего, ни внутреннего, не ощущается. Плюс очевидный фактурный прокол. У Достоевского тщедушие и плюгавость Фомы вовсе не рядовые детали портрета, а существенные, на которых держится весь образ ничтожества, захватившего власть в доме даже над бравым полковником. Для автора принципиально важно, что Опискин не только маленький, но и мелкий человек, которого Ростанев в момент душевного прозрения вышвырнет из дому, «как соломинку».
В спектакле же пара Ростанев - Опискин выглядит так, что непонятно, кто из них соломинка, а Фома Фомич больше напоминает издерганного и полусумасшедшего провинциального учителя в окружении осточертевших детей. Вместо того чтобы вещать с величественным равнодушием, он, наоборот, все время пребывает на грани истерики, и ближе к финалу создается впечатление, что это не Фома тянет жилы из обитателей села Степанчикова, а село из него. Когда село тянет из тебя жилы, это уже совсем другая история. Другая и получилась.
Вполне себе увлекательная и, как любая эксцентрическая комедия, претендующая на репертуарный хит. Поэтому не исключено, что музыка Мишеля Леграна в этом хите может оказаться весьма кстати. Я думаю, в таком хите весьма кстати может оказаться даже музыка Александра Розенбаума. «На ковре из желтых листьев, в платьице простом...». Главное, чтобы ковер висел на потолке, а платьице обязательно выстрелило в финале.

Наталья КУСТИНСКАЯ: «Сергей Михалков пришел днем в мой номер и лег на кровать. Я поинтересовалась: «Сергей Владимирович, вы что, считаете, что лучше моего мужа?». Он: «Нет, так не считаю». — «Тогда почему здесь лежите?». Он тут же встал, дошел до двери и сказал: «Если захочешь иметь любовника, позвони»
Главный тренер Национальной сборной Украины по футболу Михаил ФОМЕНКО: «Шансы есть даже тогда, когда шансов нет»
Один из величайших скульпторов ХХ века Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ: «Я очень мнителен, невероятно стесняюсь — например, своих шрамов, которыми изуродован (помню даже, когда вышел из госпиталя, в верхней одежде купался, потому что стеснялся раздеться). Слава Богу, я встретил женщину, которая как-то примирила с самим собой, — она так любила, что я понял: не настолько безобразен, как себе представляю»
Алина Кабаева родила второго ребенка от Путина?
Ксения Собчак вышла замуж за сына актера Эммануила Виторгана
Украинку Ирину Каптелову признали лучшей иностранной актрисой Китая
Московского гаишника, простившего поэту Илье Резнику нарушение ПДД, уволили
Не завидуйте богачам и больным
Тато — турок, мама — німка, а я — щира українка!
Виктор СУВОРОВ: «Дмитрию Гордону с его неуемной энергией удалось пробить стену равнодушия: действуя одновременно по всем фронтам, он таки вернул меня, пусть пока только виртуально, в Украину, куда вход мне заказан»
Смех. Да и только!
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги