Народная артистка Украины Валентина СТЕПОВА: "Всесильный режиссер закрыл дверь и наполнил граненый стакан самогоном почти до краев. "Выпьешь со мной!" - приказал. По глоточку я влила в себя эту конскую дозу и вырвалась силой. По сцене передвигалась с одной мыслью: только бы не упасть!"
"СЕЙЧАС В КИЕВСКОЙ ОПЕРЕ ГРОМКИЕ ИМЕНА НЕ НУЖНЫ - С НИМИ МНОГО ПРОБЛЕМ И ХЛОПОТ"
- Согласись, Валя: опера - искусство элитарное. Когда я был маленьким, в Киевском театре оперы и балета всегда наблюдался аншлаг - я проникал туда через служебный ход и стоял на галерке. К сожалению, сегодня в зале, который помнит столько триумфов, заполняется нередко лишь два-три ряда партера. Я уже не говорю о других городах - Днепропетровске, Донецке, Харькове, где на оперные спектакли почти не ходят. Почему?
- Не думаю, что мне удастся на этот вопрос ответить, но я согласна: действительно, когда-то классическое, академическое искусство в обществе было востребовано, уважалось и властью, и простыми людьми. Я еще застала те времена, я росла на творчестве корифеев, а это очень серьезная школа, ведь опера - прежде всего имена исполнителей.
В Киевскую консерваторию я поступила в начале 80-х и бывала практически на всех спектаклях, в которых пела моя наставница Евгения Семеновна Мирошниченко. Счастлива, что у нее училась, и очень многое пыталась взять из ее школы - не только вокальной, но и жизненной.
Когда эта непревзойденная, блестящая певица и актриса стояла на сцене нашей Национальной оперы, зал был всегда переполнен, народ просто свисал с балконов. Когда же в спектакле пела другая певица, тоже очень знаменитая...
- Может, фамилию назовем?
- Ни в коем случае - я человек мирный... Так вот, тогда почему-то в зале сидело три с половиной калеки...
- Это ведь тоже была народная артистка...
-...причем Советского Союза! Я недоумевала, не могла понять, почему так происходит.
Кстати, когда Евгения Семеновна пела, я не могла досидеть до конца спектакля - уже в середине первого действия рыдала от восторга навзрыд. Мирошниченко для меня (не хочу сказать "была", потому что она есть и всегда будет) - совершенство, высшая ступень мастерства, мой кумир! То, что она на сцене делала, ее тембр голоса действовали на меня так сильно, что я не могла сдержать эмоций - после спектакля приходила к ней в гримерную и плакала в голос.
Евгения Семеновна умилялась: "Посмотрите, ребенок рыдает!", а я падала ей на плечо, захлебываясь в слезах, и она меня успокаивала.
Увы, когда другие певицы пели тот же репертуар, ничего подробного со мной не случалось. Иногда было не просто неинтересно - даже неприятно. На сцене исполнитель должен не просто отбывать номер, а раскрывать с помощью своего голоса душу, заражать слушателей искусством. Если подобного не происходит, какой бы сильный и красивый голос ты не имел, этого мало, чтобы стать всеми любимой звездой.
- В начале 80-х годов в Киевской опере творили блестящие мастера - Анатолий Соловьяненко и Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк и Анатолий Мокренко, Анатолий Кочерга и Василий Третьяк, Галина Туфтина и Гизелла Ципола... Публика их обожала, в прямом и переносном смысле носила на руках. А что сейчас - корифеев совсем нет?
- Некоторые остались, но, к сожалению, с годами их все меньше и меньше. Мне повезло: я слышала, как Анатолий Борисович с Евгенией Семеновной пели "Лючию ди Ламмермур" Доницетти. И опять-таки, когда партнером Мирошниченко был не Соловьяненко, а другой артист, после знаменитой сцены безумия уходило сразу ползала, а то и больше. Люди просто считали, что главное они уже услышали.
Думаю, звезды есть и сейчас, и хотя кто-то, возможно, разъехался, в Украине прекрасных исполнителей много. Жаль, сейчас в театре такая политика (так говорят в кулуарах), что громкие имена не нужны, потому что с ними много проблем и хлопот. Проще работать с молодыми да начинающими. Многого они не требуют - главное, чтобы дали выйти на сцену. Когда же певец имеет имя, с ним, наверное, нужно носиться...
-...и больше платить...
- Ну, теперь певцам платят неплохо (правда, на уровне Украины), так что обижаться они не могут.
- Люди, в опере понимающие, говорили мне, что сейчас у нас нет такой яркой школы, которая была когда-то. Профессор Мирошниченко - корифей не только вокала, но и педагогики. Трудно ли было у нее учиться, ведь у Евгении Семеновны, я знаю, весьма крутой нрав?
- Возможно, и трудно, но с детства я фанатично любила музыку и твердо знала: стану певицей. Именно это всегда оставалось для меня главным, поэтому на сложности внимания я не обращала.
Помню, дежурный академконцерт. Кто-то спел хуже, кто-то лучше... Евгения Семеновна пришла в класс расстроенная: "Я с вами столько работаю, а вы не можете себя показать, еще и обижаетесь, что строго учу". Я как раз вышла к роялю для распевки и сказала: "Евгения Семеновна, вы меня хоть убейте, но петь научите - все остальное не так важно". Я уже знала: если что-то Евгении Семеновне не нравилось, она могла накричать так, что мало никому не казалось...
"МИРОШНИЧЕНКО СНЯЛА БОСОНОЖКУ И С КРИКОМ: "СВОЛОЧЬ!" ШВЫРНУЛА ЕЕ В СТУДЕНТКУ"
- А это правда, что под горячую руку чем-нибудь в учениц запускала?
- Могла, могла...
- Чем?
- Да просто босоножку снимала... Помню, как-то летом одна из девушек пела, и Мирошниченко ей закричала: "Открой рот, я тебе сказала!". Нужно было брать верхние ноты - козырь Евгении Семеновны, в ее исполнении они звучат потрясающе. Все ученицы школы Мирошниченко владеют этим очень качественно...
-...равно как и великолепной дикцией, правда?
- Да, дикции она добивалась блестящей. А тут девочка все никак не могла раскрыть рот как нужно (в конце концов все у нее получилось). Тогда Мирошниченко сняла босоножку и просто швырнула в студентку. Бедняжка отпрянула, хотя туфелька пролетела, конечно, мимо - Евгения Семеновна специально в нее не целилась.
- Слава Богу!
- Она еще и крикнула: "Cволочь!". Мы замерли: "А-а-а, как это Евгения Семеновна такое сказала!". Мирошниченко посмотрела на нас и выговорила нежным голосом: "Моя дорогая сволочь!". Естественно, мы расхохотались.
Евгения Семеновна - человек уникальный. Кстати, очень придирчиво она относилась к нашей дикции не только когда мы пели, но и когда говорили. Поступив в консерваторию и впервые придя к ней, я ужасно волновалась. Это сейчас уже такая храбрая, а в начале карьеры просто дрожала (хотя и теперь волнуюсь, но умею это скрывать - профессионализм!). Раньше же, не дай Бог, если кто-то меня прослушивал или телекамера снимала... В общем, все не могла привыкнуть, что я в классе у самой Евгении Мирошниченко - это было для меня чем-то непостижимым!
Когда я ее впервые увидела, отнялись мышцы вокруг губ, рот просто не открывался. Евгения Семеновна обратилась ко мне со своей восхитительной улыбкой: "Здравствуй, деточка, как тебя зовут?". Я хотела сказать: "Валя Стельмах", но почувствовала, что не выговорю ни звука, буквально онемела. Она переспросила: "Что-что?". И пошла наука...
С тех пор, если прихожу к ней с какой-то проблемой и прошу: "Евгения Семеновна, помогите", она не слушает, о чем я говорю, а требует: "Повтори еще раз! Ка-а-аждое слово. Четко!". Временами ловлю себя на том, что копирую ее интонацию. Семь лет (я же еще занималась на подготовительном курсе консерватории и на год брала академотпуск, когда родился Артем) не прошли даром, и теперь, услышав меня, все сразу определяют, кто моя наставница...
Прежде чем задавать вопрос или отвечать, Мирошниченко учила думать и четко выражать свою мысль. Вот и слежу теперь за каждым своим словом.
- Думаю, для учениц такой суперзвезды все дороги были открыты. Интересно, ты могла подойти к ней перед выпуском из консерватории и сказать: "Евгения Семеновна, пожалуйста, похлопочите, чтобы меня взяли в Киевский оперный"?
- Так (улыбается) и было, ты прав...
- Да?
- Ну а как же! Я ведь оказалась в Киеве, что называется, гол как сокол - ни связей, ни тетей-дядей... Наивная девочка из райцентра Полонное Хмельницкой области (городок маленький - около 40 тысяч жителей, но ему больше тысячи лет)...
Когда я уже стала более-менее известной, журналисты спрашивали: "А вы не боялись потеряться в столице? Вы же приехали с периферии (я очень не люблю это слово. - В. С.), а здесь множество певиц со своими контактами и покровителями". Тогда впервые пришлось задуматься: почему же таких вопросов я себе никогда не задавала? Просто видела цель, шла к ней (и до сих пор иду), и мне безразлично, сколько на пути конкурентов. Да хоть миллион!
- Как же ты попросила Евгению Семеновну о помощи?
- Просто пришла к ней домой, принесла коробочку конфет "Вечерний Киев"...
-...это святое...
-...позанималась с ней, спела какую-то арию (у нее дома старинный рояль), а после этого решилась: "Евгения Семеновна, очень прошу вас помочь. Меня должны прослушивать в нашем театре, и мне нужна ваша поддержка. Да, я понимаю, что все зависит от того, как спою, но все же ваше слово может быть решающим". Она медленно закрыла крышку рояля (я не могла отвести взгляда от ее шикарных рук)...
-...сняла босоножку...
![]() "Евгения Семёновна – человек уникальный. Прежде чем задавать вопрос или отвечать, Мирошниченко учила думать и чётко выражать свою мысль" |
- (Смеется)...нет, ничего не снимала... Задумалась и очень серьезно сказала мне: "Деточка, лучше если ты в этой жизни все будешь делать сама". Господи, как слезы мне сжали горло. "Почему же сама? - я подумала. - Это же так трудно!".
Разумеется, я на Мирошниченко обиделась, но виду не подала - сказала, что буду пытаться...
Теперь, спустя много лет, испытав столько трудностей и справившись с ними, я ее очень хорошо понимаю: действительно, человек должен надеяться только на себя. Если ты сильная, пусть тебя бьют - в прямом и переносном смысле: ты, как верба или береза, должна гнуться, но ни в коем случае не ломаться. Восточные мудрецы советуют: склонись - потом опять выпрямишься. Я этому научилась.
"ПРОСТО ТАК, ХОРОШО СПЕВ, ПОПАСТЬ В НАШ ТЕАТР БЫЛО ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО"
- Многие очень известные певицы - и оперные, и эстрадные - рассказывали мне, что без мужчин они никогда не стали бы ни знаменитыми, ни даже просто популярными. Так это или нет, возможно ли чисто теоретически пробиться одной?
- Теоретически все возможно, а практически... Сложно, конечно... В принципе, я пытаюсь идти по жизни самостоятельно, но...
- А что, интересно, по этому поводу Евгения Семеновна говорила?
- (Смеется). Откровенно беседовать на эту тему она не хотела, но деликатно намекала: "Валечка, будь ты хоть семи пядей во лбу, но если у тебя не будет хорошего покровителя, вряд ли сможешь добиться того, к чему стремишься". Ну а поскольку сразу после перестройки министры культуры менялись каждые полгода, я, шутя, возражала: "Евгения Семеновна, хорошо, что вы начинали...".
-...при двух или трех министрах?
- Вот-вот. "Когда министр занимает свой пост долгое время, к нему еще можно привыкнуть, а если они мелькают, как в калейдоскопе, меня же просто на всех не хватит!". К сожалению, певицам все время приходится выруливать как-то так (смеется).
- Скажи, а бывали в театре или на эстраде случаи, когда мужчины, от которых многое зависело, намекали или просто прямым текстом говорили тебе, что нужно делать?
- Безусловно, хотя я никогда об этом не рассказывала...
- Как это происходило?
- Ой, я уже все забыла, пережила, переболела... Знаешь, когда карьера в Киеве начиналась и в творчестве я только вставала на ноги, один известный, всесильный режиссер (не буду называть фамилию)...
-...очень известный?..
- О-о-очень... Он не скрывал, что я ему страшно нравлюсь, и прямым текстом предлагал мне "теплые отношения". На людях я деликатно косила под дурочку, но однажды, когда поздравляла его с праздником, зашла к нему в кабинет с бутылкой коньячка (так делал каждый артист, это абсолютно нормально)... В тот вечер я должна была петь на сцене дворца "Украина", и у него в кабинете по громкоговорителю шла радиотрансляция уже начавшегося представления.
Режиссер закрыл дверь, мы сели за стол, и он предложил приказным тоном: "Выпьешь со мной!". Я посмотрела на него, как крольчонок на удава: "Да, конечно". Думала, он мне винца нальет, а он взял граненый стакан (наш, советский) и наполнил его почти до краев: "Мне как раз самогоночку привезли...".
Я растерялась: если он хочет угостить хрупкую молодую женщину, зачем предлагает такой крепкий напиток, мне ведь еще на сцену выходить? Сидела перепуганная и отнекивалась: "Я вообще самогон не пью". Знала, что в нем даже не 40 градусов, а все 60!
Благо на столе лежали нарезанные хлеб и сало - было чем закусить. Я только думала: "Нужно этот стакан помаленечку пить, тянуть время, чтобы не дошла очередь до другого... Он все равно отпустит - мне же еще петь". Даже представить не могла, что со мной после стакана самогона будет, - для меня это просто конская доза (смеется).
По глоточку я влила в себя весь стакан и сказала ему: "Мне уже нужно идти, вы же слышите - музыка...". Мы встали, он провел меня до двери и уже там начал обнимать и все такое прочее... Я почувствовала, что миром ничего не смогу сделать - вырвалась силой, смущенная и взволнованная.
Он разозлился: "Раз так, ни на какие концерты вообще никогда не буду тебя приглашать и друзьям запрещу!". Я ему ничего не ответила, но подумала: "Если пробиваться нужно только таким путем, пусть лучше вообще певицей не стану - на все Божья воля". Прибежала в гримерную, разрыдалась (такой стресс!) и услышала по трансляции, что пора на сцену, - один номер до моего оставался. Умылась...
-...слезами?
- В буквальном смысле, и только появилась из-за кулис, сразу почувствовала, как меня после тех 200 граммов самогоночки разобрало! Передвигалась по сцене с одной мыслью: только бы не упасть! Уж и не знаю, как выглядела... Фанеры тогда не было - только живое звучание, но я выдержала, все честно пропела.
- После этого воздыхатель приглашал тебя на концерты?
- Сначала в наших отношениях был очень сильный холод, но благодаря организаторам представлений, которые уважали меня как певицу и заявляли: "Мы хотим, чтобы Степова принимала участие", тот режиссер вынужден был сменить гнев на милость.
- О своем поражении он когда-нибудь вспоминал?
- Никогда, правда, первое время, увидев меня, сразу краснел, гневался. Потом мы даже поддерживали нормальные человеческие отношения, но такого расположения больше не было, осталась прохлада...
- Ну и фантазия - налить молодой певице самогона и угощать бутербродами с салом...
- Надеялся, очевидно, что девочка расслабится и потом совершенно не вспомнит о происходившем...
- Подобные случаи в Оперном бывали?
- Чтобы в театре меня так спаивали? Нет, я ведь уже взрослой была, битой... Поступали, правда, конкретные предложения от еще одного режиссера (и его фамилию называть не буду). Когда только пришла в театр, он тоже явно давал мне понять, чего хочет: где-нибудь на лестнице, в темном углу, прижимался, шептал: "Зайди"...
- Он был молод?
- Намного старше. Когда понял, что от меня нечего ожидать, сказал: "Была бы умнее - имела бы все!", после чего совсем ко мне охладел.
- Что он имел в виду под словом "все"?
- (Смеется). Смотря чего бы я пожелала. Главное для меня прежде всего сцена, так что "все" - это ведущие роли, наверное, негласная должность примы...
- Судя по всему, между тобой и театром (или между театром и тобой) что-то произошло: Степову перестали задействовать в спектаклях, после чего ты вообще из Оперного ушла...
- (Вздыхает). Трудно об этом говорить, горько... Впрочем, на ситуацию я смотрю со своей колокольни - у руководства иные есть доводы. Я, между прочим, и сама удивлена, как оказалась в труппе, - в театр ведь просто так, хорошо спев, попасть было практически невозможно.
"ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ МНЕ СРАЗУ ЖЕ ПЕРЕКРЫЛИ ШЛАГБАУМОМ"
- Неужели, даже если человек талантлив, но не имеет никаких связей, пробиться нельзя?
- Разве что безмерно талантлив или этот голос дефицитен, как, например - шикарный тенор...
- Ты считаешь себя безмерно талантливой певицей?
![]() |
- Мне на этот вопрос отвечать нескромно... По-моему, ценность голоса не в его силе. Мой голос не сильный, но очень теплый, и я абсолютно убеждена, что могу передать им состояние своей души, содержание произведения, которое исполняю. Знаю, что зажгу сердца слушателей, потому что существует некая магия звука. После моего первого сольного концерта в Вене австрийские критики написали: "Степова имеет особенное влияние на публику...".
...Когда я попала в Киевскую оперу, сначала для меня была зеленая улица: хотите спектакль - пожалуйста! Ну а потом - вакуум...
Понимаешь, у меня прекрасная интуиция, мне можно ничего даже не говорить - я тонко людей чувствую. Просто тогда была намного моложе и не могла понять, что происходит. С некоторых пор я начала упираться в стену - стены были со всех сторон! Пыталась осознать: почему все было нормально, но буквально за неделю-две стали происходить странные вещи? Минуло ведь слишком мало времени, в коллективе оценить мою работу еще не могли. Ладно бы я (прости за нелитературное слово) облажалась раз, второй, третий, но этого не было. Примерно через полгода можно было бы делать какие-то выводы, но неприятности начались практически сразу.
Сейчас понимаю, в чем дело. Когда я попала в театр, где были свои кланы, каждый сначала вычислял, кто за мной стоит. Потом узнали, что я сама по себе, облегченно вздохнули...
-...и набросились...
- Нет, просто зеленую улицу сразу же перекрыли шлагбаумом.
Я человек деликатный и терпеливый, поэтому не ходила по кабинетам начальства, не стучала кулаком по столу, требуя своего. Честно ждала, понимая, что есть, как минимум, три певицы, претендующие на главную роль: сегодня одна спела, через месяц - другая, а потом уже моя очередь. Когда же, наконец, дождалась своего спектакля, за день до премьеры мне позвонили: "Валентина, пришла певица с именем - народная артистка - поэтому петь будет она". Такое повторялось все 10 лет, которые я работала в Опере...
![]() "Муж знает, что при мне не должен себя вести так, чтобы поставить меня в неловкое положение, и я тоже не позволю себе при нём ничего лишнего" |
...В театре есть закон: если исполнитель спел в дебютной постановке, ему дают возможность и в следующий раз выйти в этом спектакле на сцену, потому что роль должна закрепиться, улечься в памяти. Мне же ни разу такого права не дали, я всегда пела в дебютном спектакле единожды.
Вообще, приходилось постоянно быть на подхвате - могли позвонить рано утром и сказать, например: "Сегодня вы выходите в "Травиате". Мне не давали ее исполнять два года, а спектакль непростой, и конечно, я от него отвыкала... Наверное, это была моя недоработка, ведь, кроме работы в театре, я еще и гастролировала, выходила на эстраду. Может, нужно было сидеть в четырех театральных стенах, ежедневно повторять только "Травиату"...
-...и терпеливо ждать...
-...целую вечность, но я этого делать не стала...
Чуть раньше был еще один случай, связанный с этой оперой. Точно так же мне позвонили, а я была страшно больна: ангина, бронхит, насморк, температура под 38...
Заведующий режиссерским управлением сказал: "Валентина, сегодня вечером вы поете "Травиату". Должны были давать "Лючию ди Ламмермур", но у певицы что-то случилось с глазом, и она выйти на сцену не может". Пыталась возражать: "Да я не то что петь - даже говорить не могу". - "Спасайте спектакль! Не важно, что нет голоса, вы только выйдите...". Сегодня, я, конечно, сказала бы: "Простите, но это исключено, потому что больна".
- Так ведь можно совсем потерять голос!
![]() Солдат танцует, мама поёт, служба идёт |
- Конечно, но это только одна сторона медали... Я сделала огромную ошибку, когда пошла на поводу у дирекции! Ну как могла тогда спеть Виолетту? Прошептала эту партию, прошелестела - с лихорадкой и больными голосовыми связками. Разве это было пение, тем более со сцены прославленного театра?! После того случая на мне поставили крест: мол, у нее вообще голоса нет. Никто и не вспомнил, что меня просили спасти театр!
"МИЛЛИОНЕРЫ ГОВОРИЛИ: "ВАЛЕНТИНА, ОСТАВАЙСЯ, БУДЕШЬ ИМЕТЬ ВСЕ, ЧЕГО ХОЧЕШЬ КАК ПЕВИЦА, КАК ЖЕНЩИНА..."
- Много твоих коллег рассказывали мне о непростой закулисной жизни в Киевском театре оперы и балета. Владимир Гришко, например, признавался, что стакан с водой он никогда за кулисами не оставит: могут, мол, яду подсыпать...
- Володя сказал образно - я с ним тоже на эту тему беседовала...
- Но это так?
- Я не хотела бы говорить только о нашем театре - подобные отношения присущи театральной жизни в целом.
- Особенность актеров?
- Наверное... Грустно осознавать, что артисты так поступают, - они же несут зрителям высокое искусство. Звучит, может, нескромно, но я абсолютно другой человек и всех своих коллег уважаю...
...Не знаю, почему люди такие завистливые - возможно, звездная болезнь проявляется, когда каждый считает себя звездой, думает только о собственном "я".
- Когда певица голосистая - это замечательно, но если она еще и красивая, это, я думаю, непременно отражается на ее женской судьбе. Как складывается личная жизнь Валентины Степовой, как вообще живется ее супругу, ведь вокруг тебя столько интересных мужчин?
- Мы с мужем давно вместе - познакомились, когда нам было по 17 лет.
- Он тоже пел?
- Слава Богу, нет - учился в ПТУ на плиточника-облицовщика: очень прибыльная была профессия...
Я занималась в Хмельницком музыкальном училище, а через год после того, как мы познакомились, он пошел в армию. Служил аж под Саратовом, и я два года его ждала - мы писали друг другу письма.
- Удивительный случай...
![]() "Артём у меня экстримный мальчик. Очень хотел быть десантником, ни о чём другом даже слышать не желал" |
- Да, такое не часто случается, но мы себя испытали, по крайней мере, я успела понять, настолько Игорь мне близок (даже трудно объяснить чем). Хотя ребята ко мне просто липли - девушка молодая, незамужняя. Отбоя от ухажеров не было, многие были настроены очень серьезно, но достаточно было минут 15-20 пообщаться с очередным претендентом, как я чувствовала: "Не то, не мое, абсолютно! С Игорем же у нас много общего.
- Ну хорошо, ты уехала в Киев, поступила в консерваторию, а как же он?
- Вернулся из армии и сразу предложил: "Давай поженимся". Я согласилась: "Хорошо, но где же мы будем жить?". - "Ты - в Киеве, а я - у родителей в Хмельницком". Мне идея категорически не понравилась: "Нет, дорогой, это не жизнь! Если хочешь, чтобы мы были вместе, приезжай в Киев, устраивайся на работу".
- Какое же дело он в столице нашел?
- Настоящее мужское - пошел в "Метрострой" и 10 лет махал отбойным молотком под землей. Он с гордостью вспоминает, что был проходчиком-отбойником пятого (высшего!) разряда.
- Насколько я знаю, тогда за такую работу очень хорошо платили...
- В то время это были не ахти какие большие деньги, но вполне нормальные. Правда, не знаю, куда они у нас девались, - родители помогали оплачивать аренду жилья, покупали даже какую-то одежду, а мы с мужем ничего не скопили. Непрактичные были...
- Где обитала молодая семья?
- Шесть лет снимали квартиру, там наш сынок родился. Потом "Метрострой" приютил в общежитии, кстати, девичьем. В крохотной комнатенке столько всего было... Когда, получив трехкомнатную квартиру, при переезде мы выносили из общежития вещи, никак не могли взять в толк: как же это все у нас помещалось?
- В женском общежитии муж на девушек не заглядывался?
- Может, и случалось такое, не знаю, но у нас всегда были очень деликатные отношения. Он знает, что при мне не должен себя вести так, чтобы поставить меня в неловкое положение, и я тоже не позволяю себе при нем ничего лишнего. Игорь неизменно был за меня спокоен и чувствовал себя абсолютно уверенно...
- Встречались ли вам очень влиятельные, состоятельные и знаменитые поклонники, которые хотели от Валентины Степовой особенных отношений?
- Ну что скрывать - были... Да и сейчас попадаются...
Я часто бываю за рубежом, и случалось, богатые люди - миллионеры - говорили: "Валентина, не собирайся домой, ты никуда не поедешь. Оставайся здесь прямо сейчас, мы сделаем тебе постоянную визу, будешь иметь все, чего хочешь как певица, как женщина...".
- И что Валентина?
- А я всякий раз возвращалась домой (смеется). У меня было несколько серьезных предложений, и особа, которая думает о славе и деньгах, их бы наверняка приняла - бросила бы семью и, Господи Боже мой... Я не смогла...
"СНИМАЮ ТРУБКУ, А СЫН КРИЧИТ: "МАМА, Я ЛЕЧУ! СЕЙЧАС ДО ЗЕМЛИ, НАВЕРНОЕ, МЕТРОВ 300"
- С мужем вы воспитали сына, который, несмотря на то что его мать - народная артистка Украины, решил пойти в армию. Причем не просто в военный оркестр, а в воздушно-десантные войска...
- (Вздыхает). В разведроту! Артем очень хотел быть десантником. Потом, может, и пожалел, когда огляделся, а сначала и слышать ни о чем другом не желал. Он у меня экстримный такой мальчик (вернее, уже парень)!
- А ты его не отговаривала: мол, не нужно тебе, сынок, в армию? Другая на твоем месте отмазала бы...
- У нас не было выхода - на третьем курсе эстрадно-циркового колледжа он вдруг заявил: "Все, больше учиться не буду". Ну а если молодой человек не студент, в 18 лет он должен идти в армию... Конечно, я могла бы использовать свои связи и не отпустить его, но что дальше?
- Но это же единственный ребенок!
- Мне показалось, ему нужно было попасть в армию, чтобы почувствовать себя мужчиной...
- И что, он даже с парашютом прыгал?
- Ну а как же! Артем ведь туда пошел почему? Сказал: "Там с парашютом можно бесплатно прыгать". Даже заявление написал, что не будет бояться, - только тогда его направили в ВДВ. Конечно, я сыном горжусь, хотя сама совсем не экстремалка - острых ощущений мне хватает на сцене.
После первого прыжка сын позвонил домой и сказал: "Было страшно, я даже закрыл глаза и не видел, куда лечу".
Когда же он прыгал во второй раз, при себе у него был мобильный телефон, и представляешь, ребенок набрался наглости набрать мой номер. Снимаю трубку, а Артем кричит: "Мама, я лечу! Сейчас до земли, наверное, метров 300". Я ему: "Ну ты и нахал! Ты приземлись сначала - потом звони". - "Да нет, все отлично... Ой, подожди, договорим позже - тут подо мной какая-то будка. Наверное, сейчас на нее упаду: нужно сгруппироваться...". Я поняла, что сын у меня - нормальный мужик. Теперь он по-мужски уверен в себе, а до армии был немножко боязливый - где-нибудь в переходе у него могли запросто отобрать деньги. Сейчас часто бывает, что к подростку подходят три лоботряса... Теперь он хорошо знает, как ответить обидчику...
- Истории советского искусства известны случаи, когда прекрасные оперные певцы обретали себя на эстраде - Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Ринат Ибрагимов... Ты тоже облюбовала эстраду и достаточно уверенно там себя чувствуешь. Есть ощущение, что это действительно твое?
![]() "Я пытаюсь объединить эстрадную лёгкость с оперной глубиной и получаю от этого удовольствие". С Дмитрием Гордоном |
- Даже не в ощущении дело - уже столько лет что-то толкает меня именно туда, причем уверенно. Для себя я решила: наверное, это моя дорога. Другие двери мне приходилось открывать с колоссальным трудом, буквально лбом, а здесь я так комфортно себя чувствую...
- Евгения Семеновна Мирошниченко не считает, что ты предала оперу?
- В лицо она мне этого не говорила, но добрые люди рассказывали, что она гневалась и называла меня предательницей. Надеюсь, она уже привыкла и сейчас спокойно к этому относится. Я ничего и никого не предавала, просто пытаюсь объединить эстрадную легкость с оперной глубиной и получаю от этого удовольствие...
- А как же верность традициям?
- Надо идти вперед - классическое искусство не может оставаться статичным. Оно, к сожалению, будет постепенно отмирать, это не секрет, хотя такие тенденции не афишируют. Во всем мире интерес к опере потихоньку уменьшается, в век интернета и телевидения большинство людей предпочитает мюзиклы. Поэтому мы и обязаны делать все для того, чтобы классика не исчезла.
- Сегодня Валентина Степова - зажиточная или богатая женщина?
- (Смеется). Богатство я понимаю не буквально, но, по крайней мере, заходя в магазин, не задумываюсь: по карману ли мне те или иные продукты. Многие хотят что-либо приобрести, но не могут себе позволить, а я покупаю все, что хочу съесть, и считаю, что это нормально.
Настоящее богатство для меня - душевное равновесие, гармония и мой маленький мир, в который я далеко не каждого хочу впускать. Все очень просто...
- Певица должна беречь не только голос, но и фигуру - у тебя, я вижу, это хорошо получается...
- Ой, столько еще нужно над собой работать!
- Совсем не ешь или позволяешь себе все, что угодно?
- Специально для фигуры на диете не сижу, но могу легко отказаться от того, что вредит здоровью, - от жирной и острой пищи, солений...
- Голос нужно специально беречь, а как же, скажем, мороженое?
- Главное - не комплексовать. Если будешь его есть и думать: "Ой, сейчас, кажется, я заболею", так и произойдет.
Человеку важно победить свои страхи - тогда станешь свободным и сильным. Я избавилась от ожидания внезапного недуга, хотя раньше перед спектаклем всегда тряслась: "Хоть бы не расклеиться!". Как назло, в самый ответственный момент обязательно чувствовала себя плохо, а потом меня "переклинило" - теперь просто не привлекаю к себе неприятности и не опасаюсь за свой голос...
Я вообще стараюсь в жизни не унывать, а когда подступает тоска, вспоминаю самую первую песню, которой научила меня мама (поет):
Якби я мала крила орлинi,
Якби я вмiла лiтати,
Я б полетiла на Україну,
Свого милого шукати.
Лечу я нiчку, лечу я другу,
Свого милого не бачу.
Ой, сяду-сяду в вишневiм саду,
Сяду та й гiрко заплачу.







Павел ЗИБРОВ: "В Ходосеевке под Киевом, где я живу, произошла экологическая катастрофа. Вода отравлена, вся гладь нашего пруда усеяна рыбьими трупами, погибли даже жабы, выдры и черепахи..."
Кайли Миноуг позволила увидеть свои фото после онкологической операции
Князь Монако Альберт II добрался до Северного полюса на собачьей упряжке
Двойня Анджелины Джоли и Брэда Питта появится на свет в Намибии?
Жанна Фриске чуть не сгорела на пожаре в древнем замке
От пластических операций у Тома Джонса может лопнуть лицо
Тина Кароль заказала декорации у Дэвида Копперфилда
Стивен Спилберг и Чжан Имоу сделают из Олимпиады незабываемое зрелище
У Тома Круза и Кэти Холмс родилась принцесса
Елена Яковлева покрылась сыпью из-за чужого кактуса
Нелли Уварова беременна?
Почему и как заканчиваются войны?
Ада РОГОВЦЕВА: "Может, у Костя Петровича на стороне были еще какие-то романы, но я написала все, о чем знала"
Чернобыльская Жанна д’Арк Галина ТРЯНОВА: "Может, Пугачева видела во мне конкурентку? До сих пор не могу понять, откуда в ней, великой актрисе, эти комплексы"
Народная артистка Украины Валентина СТЕПОВА: "Всесильный режиссер закрыл дверь и наполнил граненый стакан самогоном почти до краев. "Выпьешь со мной!" - приказал. По глоточку я влила в себя эту конскую дозу и вырвалась силой. По сцене передвигалась с одной мыслью: только бы не упасть!"
Иосиф КОБЗОН: "Ваше счастье, - сказал мне Басаев, - что вы гость, а то застрелил бы"
Артемий ТРОИЦКИЙ: "Юлия Тимошенко - это уровень Мадонны. Путин - Димы Билана..."
Владимир Гришко поссорился с Николаем Басковым из-за Монтсеррат Кабалье
Этот рок у нас песней зовется
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги