В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
На пыльных тропинках далеких планет

Летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ: «Фамилию виновника гибели Гагарина меня попросили не называть. Он жив, ему уже за 90, в 88-м году Героем Советского Союза стал...»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона»
Часть II

(Продолжение. Начало в № 11)

«УЖЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ С ПАШЕЙ БЕЛЯЕВЫМ НА ЗЕМЛЮ ВЕРНУЛИСЬ, КОРОЛЕВ СКАЗАЛ: «ЗНАЕТЕ, РЕБЯТА, КОГДА ВАС ЗАПУСТИЛИ, МЕНЯ ВОПРОС МУЧИЛ: КУДА Я МАЛЬЧИШЕК ПОСЛАЛ? ДУМАЛ: «ЕСЛИ У НИХ НЕ ПОЛУЧИТСЯ, ЖИЗНЬ МОЯ КОНЧИТСЯ»

— Судьба, Алексей Архипович, вас хранила — вы ведь должны были через несколько лет на «Союзе-11» лететь, который Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погубил...

— После первого полета снова в космос я рвался и через два года к подготовке по программе «Луна» приступил — руководителем лунной программы и командиром первого лунного экипажа являлся. Бортинженером Олег Макаров у меня был, а второй экипаж — Валера Быковский и бортинженер Коля Рукавишников: мы должны были Луну облететь. Шесть кораблей Л1 или «Зонд», как мы их называли, без экипажа летали, и все вернулись, и каждый раз вопрос стоял: ну давайте! Нет, отвечали нам, еще один старт, контрольный. Сергея Павловича Королева уже не было, на место главного новый товарищ (заместитель Королева Василий Мишин. Д. Г.) пришел...

Риска все боялись всегда, но без него идти вперед невозможно. Уже после того, как мы с Пашей Беляевым на Землю вернулись, Сергей Павлович Королев сказал: «Знаете, ребята, когда вас запустили, я на стартовом столе остался, и меня вопрос мучил: куда я мальчишек послал? Страшно переживал, а еще больше себя бичевал, когда у вас отказ автоматической системы управления посадкой случился. Думал: «А если единственным шансом они не воспользуются?» — и сам себе отвечал: «Если у них не получится, жизнь моя кончится». Вот такие у него рассуждения были...

— Совестливый был человек...

— Очень совестливый и умеющий рисковать, а у его преемника этого не было. Я уже с письмом в Политбюро обращался: надо лететь! Готовность очень высокая была, мы с Макаровым три месяца на старте электрические испытания проводили (тренажеров же не было — на живом корабле все это делалось). Нам говорили: «Нет, давайте еще один корабль запустим». Шес­той с 95-й стартовой площадки взлетел, Луну облетел и в 600 метрах от старта сел — без людей! Сейчас вот — когда время прошло! — говорят, что это рискованно было, что носитель «Протон» был ненадежный, но, простите, шесть полетов состоялись.


Алексей Леонов, австрийский парашютист, получивший всемирную известность благодаря прыжкам особой сложности, Феликс Баумгартнер и легендарный «луноход» Нил Армстронг. «Мы сами победу им уступили — имея на 100 процентов все, чтобы первыми Луну облететь»

Алексей Леонов, австрийский парашютист, получивший всемирную известность благодаря прыжкам особой сложности, Феликс Баумгартнер и легендарный «луноход» Нил Армстронг. «Мы сами победу им уступили — имея на 100 процентов все, чтобы первыми Луну облететь»


— То есть вы на Луну полетели бы?

— Нет, мы ее облететь планировали — два, даже три экипажа, а потом из трех один для посадки должны были выбрать, то есть работа над облетом Луны и посадкой на нее шла параллельно.

— Когда американцы Армстронг и Олдрин там высадились, что вы почувствовали?

— Я уже знал, что мы это раньше сделать не можем, но когда Фрэнк Борман Луну облетел, просто досадно мне было: мы его на полгода опередить могли.

— Когда американский флаг на лунной поверхности установили, слезы у вас были?

— Вы знаете, только две страны в мире ни облет Луны, ни посадку на ней не транслировали — это Советский Союз и Китай, но на Комсомольском проспекте воинская часть 32103 — до сих пор номер помню! — предвестник нашего ЦУПа (Центра управления полетами) была, где любые телевизионные сигналы принимали, и мы с экипажем как специалисты смотрели, как запуск «Аполлона-11» и посадка на Луну происходят (ее благодаря наружным телекамерам на посадочном модуле хорошо было видно). Клянусь перед Богом, что я сидел и пальцы крестом держал...


Астронавты и космонавты Дональд Слейтон, Вэнс Бранд, Томас Стаффорд, Валерий Кубасов и Алексей Леонов сидят на макетах космических кораблей «Аполлон» и «Союз» в Космическом центре Джонсона НАСА, Хьюстон, США, 1975 год

Астронавты и космонавты Дональд Слейтон, Вэнс Бранд, Томас Стаффорд, Валерий Кубасов и Алексей Леонов сидят на макетах космических кораблей «Аполлон» и «Союз» в Космическом центре Джонсона НАСА, Хьюстон, США, 1975 год


— ...чтобы им все удалось?

— Чтобы удалось — я лучше, чем кто-либо, понимал, что это такое, и знал: проигрывать надо честно. Мы сами победу им уступили — имея на 100 процентов все, чтобы первыми Луну облететь, шансом своим не воспользовались.

— Сегодня весьма популярна версия, что американцы на Луне не были, что все это постановка, трюк...

— Это неправда! — программа «Аполлон» выполнена была на удивление безукоризненно, грамотно, честно. Все корабли отработали отлично — кроме «Аполлона-13», где, как инженер я считаю, небольшая авария произошла: один из пяти топливных элементов служебного модуля взорвался. Он, правда, с внешней стороны корабля находится, не повредил ничего, но астронавты этим случаем свой народ всколыхнули — вся Америка в церковь ходила и  Бога молила, чтобы ребята вернулись.

Командир «Аполлона-17» Юджин Сернан, по происхождению словак, — последний человек, на поверхности Луны стоявший, выполнил задачу блестяще, и последний «Аполлон», который в совместном советско-американском пилотируемом полете участвовал, мне достался. Я знаю, как все было, знаю, какой это корабль, — у нас лишь два человека на нем летали.

«КОГДА В СЕМЬЮ К ДОБРОВОЛЬСКИМ ПОШЕЛ, ЖУТКО БЫЛО НА ВСЕ ЭТИ РЫДАНИЯ СМОТРЕТЬ. ДЕТИ ЕГО МЕНЯ УПРЕКАЛИ: «ЭТО ЖЕ ТВОЙ КОРАБЛЬ — ПАПА-ТО ВМЕСТО ТЕБЯ ПОГИБ»

— ...Когда лунную программу свернули, работа над станцией «Салют» началась. Я командиром ведущего экипажа был, в который бортинженер Валерий Кубасов и военный инженер Петя Колодин, артиллерист, входили, и вот за трое суток до старта у Кубасова затемнение в легких, самое настоящее, обнаружили. Определить, в чем дело, специалисты не могли, то есть полмесяца назад этого не было, а тут появилось, и решение было одно: бортинженера надо менять.

— А значит, и весь экипаж?

— Нет, вначале мне Владислава Волкова дали, и я с ним позаниматься решил. «Слушай, — предложил, — давай хотя бы программу пройдем»... Смотрю, он не тянет. Я ему строго как командир вопрос задал: «Что делать собираешься? Ты понимаешь, что мы на испытание новой системы идем?». — «Алексей, я-то рассчитывал, что еще два месяца у нас впереди, — этого времени мне с головой бы хватило». Вроде бы так, но он к главному конструктору побежал и сказал: «Леонов на меня давит — если мы с ним полетим, не сработаемся».


Летчики-космонавты Юрий Гагарин, Борис Волынов и Алексей Леонов на пикнике с друзьями в Долгопрудном, август 1963 года

Летчики-космонавты Юрий Гагарин, Борис Волынов и Алексей Леонов на пикнике с друзьями в Долгопрудном, август 1963 года


— По сути, он вас спас...

— Да, и за 11 часов до старта госкомиссия полностью экипаж поменяла. Считаю, что правильно, хотя страшно обидно было...

— Они просто притерлись уже...

— Да, но дело еще в том, что причина, которая затемнение легких у Кубасова вызвала, была неизвестна, а мы с ним в одной комнате жили, вместе питались, из одного стакана пили. Вдруг что-то вирусное или туберкулез? Потом врачи разобрались — оказалось, у него эозинофильный инфильтрат легких аллергического происхождения возник. На космодроме растения химией опрыскивали, которая такую реакцию вызвала, — аллергия самая настоящая: его в Москву увезли, и через три дня все симптомы пропали.

— Итак, они втроем полетели...

— Да, Добровольский, Волков и Пацаев...

— Свои эмоции, когда они погибли, вы помните?

— Конечно — это же все на моих глазах было (в смысле, как они падали, я не видел, но в ЦУПе в этот момент находился). Штатно разделились, штатное приземление произошло, открыли их, а дальше — молчание. Прямо никто ничего не говорил — все боялись...

При отделении орбитального отсека от спускаемого аппарата разгерметизация корабля произошла. Дыхательные клапана, сделанные с использованием дюраля, вскрылись — там пружина, тарелки из этого сплава. Не буду конструкцию их описывать (это шариковые клапана), скажу только, что под нагрузкой дюраль течет и при вакууме особенно, поэтому пружины расслабились, и когда орбитальный отсек отошел, клапан рассыпался... Сразу, напрямую дыхательная смесь ушла, среда внутри корабля с наружной сравнялась. Витя Пацаев начал было силовой кран закрывать, но не тот, кроме того, чтобы закрыть, 55 секунд надо, а они все через 20 уже сознание потеряли. Через 80 секунд последнее сердечное сокращение у Волкова было, через 100 — у Пацаева и через 120 — у Жоры Добровольского...

Они приземлились, наши люди спускаемый модуль открыли — лежат теплые, но бездыханные. Вытащили, искусственное дыхание начали делать, однако никакая реанимация не помогала, потому что полностью все нарушено было. Разгерметизация на высоте около 100 тысяч метров произошла — вот так...

Конечно, я чувствовал себя виноватым — особенно, когда домой прилетел и в семью к Добровольским пошел (их дети вмес­те с моими учились). Жутко было на все эти рыдания смотреть, и потом они же все меня упрекали: «Это же твой корабль, ты должен там быть — папа-то вместо тебя погиб».


Юрий Гагарин и Алексей Леонов на вечеринке в Звездном через месяц после того, как Леонов совершил выход в открытый космос, 1965 год

Юрий Гагарин и Алексей Леонов на вечеринке в Звездном через месяц после того, как Леонов совершил выход в открытый космос, 1965 год


— Так говорили?

— Ну да — дети же не понимают, хотя для меня это такая была трагедия, что отдал бы все, только чтобы на месте Георгия оказаться. Да, Дмитрий, все отдал бы, а там, кто бы ни был, это произошло бы. Во время войны на самолетах Ил-2 дренажные клапаны в баках были, и вдруг баки взрываться начали. Массу людей за вредительство постреляли, а потом один толковый человек нашелся, который предложил: «А давайте клапаны этой серии, которые на складе лежат, посмотрим», и оказалось, что проблему такое явление, как текучесть дюраля под воздействием нагрузки, породило. Если шайба три миллиметра толщиной, она растекалась и до двух миллиметров усыхала, а если пружина 30 миллиметров, считайте, 30 процентов от нее нет.

«В 43-М МАМА ГАГАРИНА В ХОМУТ ЗАПРЯГЛАСЬ, СТАРШАЯ СЕСТРА СПРАВА, СТАРШИЙ БРАТ СЛЕВА, А ЮРА, ДЕВЯТИЛЕТНИЙ МАЛЬЧИК, ЗА СОШКОЙ ВСТАЛ. С ГОЛОДУ ПУХЛИ, НО ВСПАХАЛИ, ПОСЕЯЛИ И УРОЖАЙ СОБРАЛИ»

— Когда трое ребят, которых вы хорошо знали, погибли, дальше космонавтикой заниматься не расхотелось?

— Нет, работу по той же программе я продолжал, следующим командиром на этой экспедиции стал.

— То есть страха не было?

— Нет, да и разве первый раз мы с таким явлением сталкивались? — это на моих глазах довольно часто случалось, такая профессия. Я сразу к полету на вторую станцию «Салют» (а экипаж «Союза-11» при возвращении с первой погиб) пошел готовиться, мне другого бортинженера — Колю Рукавишникова — выделили, и мы с ним работать стали, но уже скафандры нам дали. К сожалению, проект — уже третий, где командиром я был! — не пошел, и когда программа «Союз» — «Аполлон» началась, в ВПК (Государственной комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР, где все вопросы, связанные с космосом, решались. — Д. Г.) решили, что хватит эксперименты надо мной проводить. Как такому  уже опытному, дальше некуда, программу «Союз» — «Аполлон» предложили возглавить.


Георгий Шонин, Юрий Гагарин и Алексей Леонов в коридоре Центра подготовки космонавтов, 1964 год

Георгий Шонин, Юрий Гагарин и Алексей Леонов в коридоре Центра подготовки космонавтов, 1964 год


— Смелым себя вы считаете?

— По-моему, я ничего (улыбается) — смелый...

— Не могу о замечательном русском парне Юрии Гагарине вас не спросить, с которым к полетам в первом отряде космонавтов вы вместе готовились. Почему первым Гагарин полетел, ведь втайне, я думаю, каждый из вас об этом мечтал? Он действительно самым достойным был?

— В первый отряд космонавтов из трех тысяч летчиков-истребителей 20 самых-самых здоровых в нашей стране отобрали (предельный возраст — 30 лет, но подобрались в основном 25-летние). Это были асы, летавшие на последней технике, во всех условиях — как главнокомандующий Военно-воздушными силами маршал Вершинин сказал: «Вы лучшая часть ВВС. Мне жалко вас отдавать, но вы должны дальше нести флаг». Ну и поскольку все 20 готовиться не могут, очень просто решили: в первую группу те, кто ниже 170 сантиметров, вошли — остальных на второй план задвинули. У меня 174, я из этой игры выскочил, но инструктором на корабле «Восток» вместе с Пашей Беляевым и Володей Комаровым остался — это очень помогло в подготовке.

— С Комаровым, тоже впоследствии погибшим...

— Да. Итак, шесть человек стали к полету готовиться.

— Гагарин, Титов, Николаев, Попович...

— ...Быковский, и еще Валентин Карпов был — парень, который потом сам от назначения в отряд отказался, уже после получения допуска... Начали с ними тренировки проводить, и у всех, в общем-то, получалось, а полеты на годы вперед были расписаны — мы, инструкторы, это понимали. В 62-м году, не помню, до или после полета Терешковой, нас в ОКБ-1 пригласили, Сергей Павлович Королев новый корабль «Восход» нам показал, и вот здесь знаменитые слова произнес: «Как моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане, так и космонавт, находящийся на борту корабля или станции, должен уметь плавать в открытом космосе».


«Учится в ремеслухе — отлично, в техникум идет — отлично, параллельно в аэроклубе летает — отлично, летное училище оканчивает — отлично: вот вам и вся характеристика Гагарина»

«Учится в ремеслухе — отлично, в техникум идет — отлично, параллельно в аэроклубе летает — отлично, летное училище оканчивает — отлично: вот вам и вся характеристика Гагарина»


— Почему же из этой шестерки первым Гагарин стал?

— Думаю, он к этому времени больше, чем кто-либо, состоялся как личность — со своими плюсами, минусами, со своим характером. Это ведь ребенок войны, который в оккупации два года жил. Только одна картинка...

В 43-м, когда Гжатск освободили, фашистов из деревни Клушино, где Гагарины жили, выбили, и председатель колхоза к Анне Тимофеевне, Юриной маме, два мешка зерна принес: «Аня, война вперед ушла, но армию и народ кормить надо, а у нас еще вся Украина немцем занята. Вот тебе пшеница — осенью 20 мешков хлеба должна сдать». Она охнула: «Как же я землю вспашу? — в хозяйстве и захудалой коровенки нет». — «Аня, у тебя дети есть», и представляете, Анна Тимофеевна в хомут запряглась, старшая дочь справа, старший сын слева, а Юра, девятилетний мальчик, за сошкой встал. Помните картину Перова «Тройка»: два мальчика и девочка на салазках бочку с водой тащат? Вот так и Гагарины — с голоду пухли, но вспахали, посеяли, урожай собрали и 20 мешков хлеба государству отдали. Тогда, в самом детстве, в Юрии уважение к труду, к матери заложено было.

Уже более 40 лет 9 марта, в день его рождения, я отовсюду в город Гагарин людей привлекаю — трое суток идет конференция, и вы знаете, каждый год все новые и новые интересные открытия происходят. Мы по блесточкам штрихи к Юриному портрету собираем, и гагаринский характер вырисовывается. Да, он необычный был человек: своим трудолюбием, гипертрофированной обязательностью выделялся...


Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Алексей Леонов

Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Алексей Леонов


— ...улыбкой...

— Ну, улыбка — это хорошо, конечно, но за ней мозги должны быть, и всем улыбаться не стоит. В музее — а там каждый документ мною прочитан, изучен! — ни одной нет бумажки, которая бы мои слова не подтверждала... Когда Смоленщину освободили, Юрий в третий класс сразу пошел. Оценки в его школьных табелях только отличные, но живется семье тяжело — отец старенький, мать тоже. Юра понимает, что свой хлеб зарабатывать надо, и после шестого класса в ремесленное училище уходит. Учится в ремеслухе — отлично, в техникум идет — отлично, параллельно в аэро­клубе летает — отлично, летное училище оканчивает — отлично: вот вам и вся характеристика Гагарина.

«РЕВНОСТЬ К ГАГАРИНУ СО СТОРОНЫ ТИТОВА БЫЛА, И КОГДА 10-ЛЕТИЕ ЮРИНОГО ПОЛЕТА МЫ ОТМЕЧАЛИ, ГЕРМАН СКАЗАЛ: «ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОМ, НО ДЛЯ МЕНЯ ЭТО ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕНЬ»

— Алексей Архипович, я вам неудобный теперь задам вопрос — о космонавте номер два Германе Титове...

— Пожалуйста.

— Бытует версия, что когда советскому лидеру Никите Сергеевичу Хрущеву список тех принесли, кто может первопроходцем космоса стать, он сказал: «Ну что Герман? Имя нерусское, тем более мы с немцами воевали», поэтому Титов дублером остался. Насколько я слышал, из-за того, что первым космонавтом не стал, он переживал до конца жизни...

— Не думаю, что это так было — так не было! Никита Сергеевич знал, что выбор уже сделан, Сергей Павлович Королев ему докладывал: «У нас уже все готово, полет совершит космонавт Гагарин». Хрущев на это ответил: «Давай делом своим занимайся», и это было настолько для главного конструктора здорово! — он мощный карт-бланш получил и мог спокойно работать.

Юру Королев сразу выделил, с первой же встречи с отрядом космонавтов, которая осенью 60-го года на территории Института авиационной и космической медицины состоялась. Он туда к нам приехал — мы по такому случаю даже в форме были. Зашел — все встали. «Садитесь, орелики (так он нас называл. А. А.), поговорим про жизнь». У него на столе «простыня» с перечнем фамилий лежала, где было написано, кто и что... Поднимаются по порядку: Аникеев, Быковский, Волынов, о себе что-то рассказывают. Следующая по алфавиту буква «г»: «Старший лейтенант Юрий Гагарин»... Королев посмотрел так внимательно: «А по отцу?». — «Юрий Алексеевич». — «Ну, Юрий Алексеевич, давай рассказывай!». Какой-то контакт установился...


С супругой Юрия Гагарина Валентиной

С супругой Юрия Гагарина Валентиной


— Почувствовал, значит, что-то...

— И пошла беседа — казалось, Сергей Павлович обо всех остальных, кто там присутствовал, забыл. Наконец, кивнул: «Садись, Юрий Алексеевич». Когда он уехал, я к Гагарину подошел: «Юр, ты знаешь, выбор пал». — «Да ладно, Леша, не надо». Ситуация полностью в 62-м повторилась, когда в сборочном цехе, где будущий корабль «Восход-2» мы увидели, на котором выход в открытый космос должен был отрабатываться, Королев мне сказал: «А ты, орел, скафандр надевай, нужно испытания провести. Через два часа заседание техруководства будет — доложишь». Чуть позже уже Юрий ко мне подошел: «Леша, это не случайно все — твой час настал».

...На следующий день после знакомства с будущими космонавтами Сергей Павлович большое совещание проводил. «Я вчера с ореликами встречался, — воскликнул, — как они все мне понравились! Энергичные, молодые, летчики-истребители первого класса, на всех типах самолетов днем и ночью летают... Ну до чего ж хороши ребята, а один из них такой симпатичный... Открытое лицо, голубоглазый — настоящий русак!».

Мы и на заводе, где ракеты и космические корабли собирали, работали, и в КБ — нас специалисты там окружали, которые к каждому присматривались. С учетом их мнения и было решение выработано, более того, даже нас самих спрашивали: «Ну а ты, Алексей, как считаешь?». — «Думаю, выбор правильный». — «А тебе полететь не хочется?». — «Хочется, но давайте смотреть объективно. Всех мы в корабль «Восток» не посадим, но Юра Гагарин, на мой взгляд, справится» — и так не один я ответил.


Во время тренировки на качелях Хилова, январь 1965 года

Во время тренировки на качелях Хилова, январь 1965 года


— Отношения космонавтов номер один и номер два были нормальные, ровные или ревность со стороны Титова все же присутствовала?

(После паузы). Была ревность, была... Герман очень самолюбивым был — ну, он один среди нас интеллигент. Отец его — сельский учитель, удивительно культурный человек: на всех инструментах играл (и Герман, кстати, тоже на гармошке умел), а еще рисовал, стихи и песни писал, — он у нас в отряде космонавтов библиотекой одно время заведовал. Конечно, Герману быть первым очень хотелось — когда 10-летие полета Гагарина мы отмечали, он даже сказал: «Ну что ж, праздник праздником, но для меня это печальный день». Его слова, не чьи-то...


Космонавты в Звездном (первый ряд): Владимир Комаров, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Константин Феоктистов, Павел Беляев. Во втором ряду: Алексей Леонов, Герман Титов, Валерий Быковский, Борис Егоров, Павел Попович, 1965 год

Космонавты в Звездном (первый ряд): Владимир Комаров, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Константин Феоктистов, Павел Беляев. Во втором ряду: Алексей Леонов, Герман Титов, Валерий Быковский, Борис Егоров, Павел Попович, 1965 год


— И по-человечески его понять можно...

— Да. Так потом и пошло. Титов — хотя ему тогда «Союз» и лунную программу предлагали! — в летчики-испытатели ушел, а там не очень-то летать давали, потому что ответственности (особенно после гибели Гагарина) боялись. Герман в Военную академию Генштаба поступил и совершенно другой дорогой пошел — род войск сменил. И вроде доволен был, но, конечно, горький осадок у него остался...

«ГАГАРИНА ПО ФРАГМЕНТУ ТЕЛА С РОДИНКОЙ ОПРЕДЕЛИЛИ — Я ЕЕ НА ШЕЕ У ЮРЫ НАКАНУНЕ, КОГДА МЫ У ПАРИКМАХЕРА БЫЛИ, ВИДЕЛ...»

— Вокруг гибели Гагарина до сих пор много инсинуаций. Как человек, возглавивший после смерти Юрия Алексеевича отряд космонавтов, как специалист, хорошо знающий обстоятельства этой трагедии, скажите: что стало причиной?

— Для расследования госкомиссия была создана, которую Дмитрий Федорович Устинов возглавил (на тот момент секретарь ЦК КПСС), а замом главком ВВС маршал Кутахов был. Из семи человек, входивших в нее, только два сегодня остались: я и Степан Микоян...


С Владимиром Комаровым перед прыжком с парашютом

С Владимиром Комаровым перед прыжком с парашютом


— ...летчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации и, кстати, сын сталинского наркома Анастаса Ивановича Микояна...

— Мы были к расследованию как специалисты привлечены. По итогам работы было очень странное заявление сделано: якобы учебный Миг-15, пилотируемый Гагариным, резкий маневр совершил, связанный с отворотом от посторонних объектов: стаи гусей, предположим, воздушного шара-зонда — и в штопор сорвался. В результате столкнулся с землей и экипаж погиб, но как эксперт я категорически с этим был не согласен.

— Ух ты!

— И аргументы привел. В момент катаст­рофы я со своей «лунной» группой прыжки с парашютами рядом, в Киржаче, отрабатывал. Мы взрыв и сверхзвук услышали — раздались они практически одновременно — и направление определили, откуда это пришло. Позднее обломки самолета там и нашли.


С Юрием Гагариным. «Улыбка — это, конечно, хорошо, но за ней мозги должны быть, и всем улыбаться не стоит»

С Юрием Гагариным. «Улыбка — это, конечно, хорошо, но за ней мозги должны быть, и всем улыбаться не стоит»


— Вы и на место гибели прибыли?

— Были там к ночи.

— То есть останки ребят видели?

— Конечно.

— Там, простите, что-то от Гагарина и летчика-инструктора Серегина осталось?

— Нет. Ну как? Определить, что это они, можно было. По одежде — фиолетовую демисезонную куртку Серегина нашли, по фрагменту тела с родинкой — я ее на шее у Юры накануне, когда мы у парикмахера были, видел. (Вздыхает). Это такое страшное воспоминание... Я с тремя крестьянами беседовал, которые указали, что низко летящий самолет видели (во время следственного эксперимента они независимо друг от друга среди 10 макетов в полноразмерном масштабе Су-15 опознали). По их словам, из хвоста у него сначала пошел дым, потом огонь и он взмыл в облака — ясно, что это не самолет Гагарина.

Мы знаем, что в тот день, 27 марта 1968 года, Гагарин и Серегин должны были на высоте до 10 тысяч метров летать, а выше испытания Су-15, взлетевшего с экспериментального аэродрома ЛИИ МАП (Летно-исследовательский институт Министерства авиапромышленности в Жуковском. — Д. Г.) проходили. Если коротко, пилот этого истребителя-перехватчика режим нарушил: спустился под облака, на пейзажи посмотрел — так часто делают, потом форсаж включил, и в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его, на сверх­звуковой скорости 1200 прошел.


С президентом США Джеральдом Фордом (крайний слева) во время визита в США в рамках программы экспериментального полета «Союз» — «Аполлон», июль 1976 года

С президентом США Джеральдом Фордом (крайний слева) во время визита в США в рамках программы экспериментального полета «Союз» — «Аполлон», июль 1976 года


— «Спарка», таким образом, в спутный след попала...

— Возмущенным потоком Су-15 учебный Миг-15 перевернул, в глубокую спираль загнал. Последний доклад Гагарина на высоте 4200 метров был сделан: «Я, 625-й, задание в РИПе (РИП — это район ис­пытательных полетов. Д. Г.) выполнил, иду на рубеж» (рубеж — это линия снижения.  Д. Г.). Через 55 секунд самолет был в земле...

Я считал, что никакой критики официальная версия не выдерживает, но мне сказали тогда: здесь серьезные экспертизы — не возникай, полковник. Все равно с заключением госкомиссии я не согласился и, как потом выяснилось, был прав — ос­тальные все врали.

В 1991 году, когда 30-летие первого полета человека в космос отмечалось, о гибели Гагарина рассуждали все, кому не лень, и версии самые абсурдные выдвигали: что летчики якобы пьяные были, что они охотились... Вынести это невозможно было, и мы к руководству страны с просьбой собранные комиссией документы открыть и заново расследование провести обратились. Нам разрешили. После этого, используя со­временную вычислительную технику, аэродинамическую трубу, академик Сергей Михайлович Белоцерковский все проверил.

Расчеты подтвердили: самолет, летевший на скорости 750, мог спуститься за 55 секунд с высоты 4200 метров до нуля, только войдя в глубокую спираль. Только одна трасса возможна — одна! — другие в эти данные просто не вписываются.

Кстати, среди документов о расследовании катастрофы свой акт я нашел — он кем-то полностью был переписан, и интервал между свехзвуком и взрывом с полутора-двух секунд до 15-20 был увеличен: это должно было означать, что расстояние между самолетами 50 километров было и Су-15 не виноват.

Сергей Михайлович из жизни уже ушел, я один остался, но продолжал с летчиками ЛИИ МАП бороться, которые доказывали: «Ты не прав, ты неопытный человек, мы утверждаем, что этого быть не может». Оказалось, может... В 2013-м я к Путину обратился: «Владимир Владимирович! 45 лет прошло с тех пор, как Юрий Гагарин погиб...


Алексей Леонов наблюдает за медицинскими испытаниями Валерия Кубасова на велоэргометре

Алексей Леонов наблюдает за медицинскими испытаниями Валерия Кубасова на велоэргометре


— ...документы откройте»...

— Открыли. Все, как я сказал: несанкционированный самолет рядом со «спаркой» прошел, перевернул ее, а дальше меня попросили фамилию этого летчика-испытателя, который сейчас в тяжелом состоянии, не называть...

— Он жив?

— Да, ему уже за 90. В 88-м году Героем Советского Союза он стал...

— Да вы что!

— Оказалось, что руководитель подготовки космонавтов Каманин об этом знал, авиаконструктор Туполев знал, но когда письмо товарищей, которые мою версию подтверждали, к первому заместителю председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР Николаю Строеву попало (с 1954 по 1966 год начальник ЛИИ МАП. Д. Г.), тот распорядился: «Вопрос этот не поднимайте — погубите летчика. Он это неумышленно сделал». Вот что на самом деле произошло, и я в издательство «Машиностроение» рукопись с чертежами и фотографиями сдал, где все это изложил.

«КОГДА СТАФФОРД БРЕЖНЕВУ ЧАСЫ ПОДАРИЛ, ЛЕОНИД ИЛЬИЧ КО МНЕ ОБРАТИЛСЯ: «АЛЕКСЕЙ, А ЧАСЫ-ТО ХОРОШИЕ?». Я ПАЛЬЦЕМ ПО СВОИМ ПОСТУЧАЛ: «У МЕНЯ ТАКИЕ ЖЕ»

— В 1975 году вы с Валерием Кубасовым — снова впервые в мире! — стыковку с американским кораблем в рамках космической программы «Союз» — «Аполлон» совершили. Говорят, при подготовке полета вас крепко поразило, что среди астронавтов могут быть негры, — вы этого не предполагали?

— Ну, фотографии-то видел, а в общем, все они простого происхождения — графов и князей там нет. Отбор среди летчиков там по заслугам проводится — точно так же, как и у нас. Заслуживаешь? Давай работай.


Участники космического проекта «Союз» — «Аполлон» Валерий Кубасов, Алексей Леонов, Томас Стаффорд и Вэнс Бранд на пресс-конференции, посвященной 35-й годовщине совместного полета. «Мне и Валере тогда после  полета по 15 тысяч рублей заплатили, плюс государство по автомобилю ГАЗ-24 — «Волга» нам подарило... Американцам согласно контракту по 150 тысяч долларов выплатили»

Участники космического проекта «Союз» — «Аполлон» Валерий Кубасов, Алексей Леонов, Томас Стаффорд и Вэнс Бранд на пресс-конференции, посвященной 35-й годовщине совместного полета. «Мне и Валере тогда после  полета по 15 тысяч рублей заплатили, плюс государство по автомобилю ГАЗ-24 — «Волга» нам подарило... Американцам согласно контракту по 150 тысяч долларов выплатили»


— В какую же сумму ваши и американцев заслуги оценены были?

— Абсолютно до копеечки отвечаю: мне и Валере по 15 тысяч рублей заплатили, плюс государство по автомобилю ГАЗ-24 — «Волга» нам подарило... Себестоимость ее 2200 рублей была — вот это наше вознаграждение...

— ..и еще по одной звезде Героя Советского Союза дали...

— Ну, конечно! — и по ордену Ленина в придачу. Американцам согласно контракту по 150 тысяч долларов выплатили. Далее... Они эксперименты по заказу ряда компаний проводили: концентрацию атомарного кислорода и атомарного азота в космосе измеряли, солнечную корону фотографировали — совместный эксперимент был, влияние условий невесомости на образование кристаллов изучали, — и каждая фирма по контракту эту работу им оп­ла­тила.

Когда мы вернулись, в порядок пришли, надо было успех отпраздновать. Для всех, кто в этом проекте участвовал, прием был устроен, и у нас сразу на это дело по восемь тысяч рублей вычли...

— Вы серьезно?

— Абсолютно. 16 тысяч, больше половины считай, мы заплатили, чтобы хвалебные речи в свой адрес послушать и узнать, как хорошо мы работали, — ну, таков у летного состава обычай. Все-таки никто до нас столько не получал, вот и решили: делитесь! Мы очень большой прием в Зеркальном зале Звездного городка устроили — с приглашением друзей, сотрудников смежных организаций.

— Я уникальную хронику видел: на этих кадрах запечатлено, как Леонид Ильич Брежнев с американскими коллегами вас принимал — все счастливые, радостные... По-моему, вы ему тогда пачку сигарет «Союз» — «Аполлон» подарили...

— Нет, это по-другому выглядело. Он всем нам свои именные часы «Полет» вручил, мы тут же сообразили, что хорошо бы ответить... Том Стаффорд шепнул: «Давай тоже Леониду Ильичу часы подарим», а мы со швейцарскими «Оmega» летали. У меня трое их было: на одних московское время, на других — хьюстонское и на третьих — время полета...


Алексей Леонов, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, Валерий Быковский и первый космонавт ГДР Зигмунд Йен, совершивший с Быковским экспедицию на орбитальную станцию «Салют-6», после вручения наград в Кремле. Москва, 12 сентября 1978 года

Алексей Леонов, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, Валерий Быковский и первый космонавт ГДР Зигмунд Йен, совершивший с Быковским экспедицию на орбитальную станцию «Салют-6», после вручения наград в Кремле. Москва, 12 сентября 1978 года


— Да, вы, Алексей Архипович, крутым были...

(Смеется). Том тут же с руки снял: «Вот вам, господин Брежнев, от нашего экипажа совместного», а я рядом с Леонидом Ильичом сижу. Он подарок берет, рассматривает, потом ко мне обращается: «Алексей, а часы-то хорошие?». Я пальцем по своим постучал: «У меня такие же — на сегодняшний день лучше нет, в космосе нормально работают». Он кивнул, и на том все закончилось, а дальше все, как в анекдоте. Кто-то из больших начальников по телевизору такую картинку увидел: Леонид Ильич что-то говорит (в это время дикторский текст идет), потом я ему на часы показываю, он кивает, и телерепортаж прекращается.

Целая кампания началась: что со стороны Леонова за хамство? — нагрубил, любимого Леонида Ильича прервал. Команда поступила: разобраться! — партийная организация готовилась меня наказать вплоть до исключения, в протоколе уже строгий выговор записали. Я главкому Кутахову объяснить пытался: «Павел Степанович, не было ничего подобного — это режиссерский монтаж такой», а он и слушать не желает: «Что ты мне тут рассказываешь?! Я вместе с Гречко, министром обороны, видел, как ты себя повел».

Господи, ну как же быть? Я тогда к Мстиславу Всеволодовичу Келдышу приехал...

— ...президенту Академии наук СССР...

— ...он же свидетелем был... «Мстислав Всеволодович, — говорю, — такая вот ситуация, от беззакония спасите: вот что эти угодники делают». Он телефонную трубку берет и Кутахова при мне набирает: «Я в Кремле был и все видел — Алексей сказал, что у него часы такие же, как у Тома». Кстати, когда в прямом эфире встречу с Брежневым показывали, там беседа еще продолжалась, а Кутахов с Гречко вечером сокращенный выпуск смотрели. «Ну ладно, — примирительно главком произнес, — а то мы уже расправиться с ним хотели».


Дмитрий Гордон, главный редактор интернет-издания «ГОРДОН» Алеся Бацман и Алексей Леонов. «Алексей Архипович, смелым себя считаете?». — «По-моему, я ничего, смелый...»

Дмитрий Гордон, главный редактор интернет-издания «ГОРДОН» Алеся Бацман и Алексей Леонов. «Алексей Архипович, смелым себя считаете?». — «По-моему, я ничего, смелый...»


— Брежнев, я знаю, космос и космонавтов очень любил, а вообще, клас­сным он был мужиком?

— Леонид Ильич очень добрым был, мягким. Часто экипажи на награды я представлял: по протоколу он заходил — мы вставали. Брежнев говорил: «Садитесь», и пока он, пожилой человек, речь читал, мы, здоровые мужики, сидели. Выглядело это не­красиво, и в последний раз я своим ребятам сказал: «Слушайте, что-то не то мы делаем. Повторяйте за мной».

(Окончание в следующем номере)  



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось