В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Чтобы помнили

Даже в хосписе Анна Самохина до последнего дня делала себе маникюр

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 26 Марта, 2010 00:00
40 дней назад не стало одной из самых красивых актрис российского кино.
Людмила ГРАБЕНКО
Среди невосполнимых потерь последнего времени, эта — одна из самых болезненных и внезапных. С того момента, когда пресса сообщила, что Анна Самохина неизлечимо больна, до смерти актрисы прошло чуть больше двух недель. Уход молодого, красивого и талантливого человека всегда противоестествен и наводит на мысль, что в этом мире что-то очень неправильно устроено. Разве можно забыть ее вальс в фильме Юрия Кары «Воры в законе»: черная челка, надменная улыбка, дерзкий взгляд? Такую женщину невозможно было представить в традиционных декорациях советского кино — в интерьере хрущевки, на стройке или в коровнике. Она, как говорил один из героев Островского, была создана для роскоши. Увы, Анна Самохина разделила судьбу всех актеров, попавших в кинематографическое безвременье: занималась совсем не тем, для чего была предназначена. Но достоинство, с которым Анна прожила свою недолгую жизнь, сослужило ей добрую службу: в 80-х уберегло от звездной болезни, в 90-х помешало скатиться в пропасть отчаяния. К сожалению, актриса так и не сыграла самую главную в жизни роль. Не успела.
КИНОРЕЖИССЕР ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: «А КОГО ЭТА КРАСАВИЦА ИГРАЛА В СПЕКТАКЛЕ?» - СПРОСИЛ Я АССИСТЕНТА. «БАБУ-ЯГУ», - ОТВЕТИЛ ОН»

Для Анны Самохиной знаменитый режиссер стал крестным отцом в творчестве - именно Юнгвальд-Хилькевич открыл ее для кино, сняв никому не известную дебютантку в роли Мерседес в своем фильме «Узник замка Иф».

- Георгий Эмильевич, где вы нашли будущую звезду?

- В ростовском ТЮЗе. Туда случайно забрел мой ассистент Саша Поросянов, который ездил по провинциальным городам. Из той командировки он привез мне больше 100 фотографий актрис на любой вкус. Карточка Ани Самохиной оказалась самой плохой по качеству, но, несмотря на это, было видно, что девушка очень красива - просто картинка. Я спросил, сколько ей лет, Саша ответил: «25». - «Почему же ее до сих пор никто не снимал?» - удивился я.

Потом выяснилось, что Анну приглашали в кино, но все время что-то мешало - то она накануне съемок свалилась с воспалением легких, то режиссер решил, что актриса слишком молода для роли. Как будто провидение берегло ее именно для нашей картины. «А кого она играла в спектакле, в котором ты ее видел?» - спросил я у Саши. «Бабу-ягу», - ответил он.

Когда Аню привезли на пробы, я только посмотрел на нее и понял: Мерседес мы нашли. Она была какая-то легкая, солнечная, с обворожительной улыбкой, с локонами черных волос - тогда таких актрис у нас в кино просто не было. И пробы получились хорошие. Казалось бы, бери и снимай. Но тут возникла проблема с исполнителем главной мужской роли - Витей Авиловым.

- Самохина ему не понравилась?

Юнгвальд-Хилькевич нашел Анну в ростовском ТЮЗе

- У Вити, как и у Ани, это была первая роль в кино, поэтому парень очень серьезно к ней отнесся. Своим характерным, чуть хрипловатым голосом он попросил меня: «Нельзя ли нам с Аней вместе попробоваться - вдруг она мне не подойдет? И тогда вы замените либо ее, либо меня». Я согласился, потому что понимал: это не блажь, для него как для человека театрального вопрос актерского ансамбля был первостепенным.

Пришлось нам еще раз вызвать Аню на пробы. Она тогда ужасно разволновалась: «Что случилось?!», и я решил ее немного обмануть: «Понимаешь, Анечка, у тебя лицо очень уж специфическое. Так-то ничего особенного не видно, а на пленке может проступить. Мы бы хотели заранее посмотреть, каким планом тебя лучше брать, какой свет выставлять».

В общем, сняли мы ту двойную пробу, о чем я впоследствии много раз жалел, - на съемках мне потом уже не удалось добиться такого азарта, куража и трепета, который Витя с Аней продемонстрировали, когда еще не были окончательно утверждены. Мы добивались нужного эффекта другими режиссерскими хитростями - крупными планами, музыкой.

- Как вам с ней работалось?

- Замечательно, она обладала легким характером, хорошо понимала, что мне как режиссеру от нее нужно. У нас сложились очень теплые отношения, и я даже порекомендовал ее своему другу Юрию Каре в его картину «Воры в законе».

Поначалу у них там с гримом возникли проблемы. Я как раз был в Москве, Аня приехала ко мне в гостиницу при «Мосфильме», и я «нарисовал» ей лицо так, как ей шло, как мы нашли во время наших съемок. В этом гриме она была утверждена у Кары, а когда на экран вышли обе картины (случилось это практически одновременно), Самохина стала знаменитой.

Роль Мерседес в картине «Узник замка Иф» стала первой киноработой Анны Самохиной, 1988 год

- После этого вы потеряли ее из виду?

- Мы всю жизнь поддерживали отношения, хотя общались нечасто - наша профессия такова, что вне работы не дает такой возможности.

Помню, когда я уже жил в Москве, в Сокольниках, Аня как-то заехала ко мне, а у меня как раз гостила крестная моей дочери Женя Крюкова. Так она до сих пор не может забыть ту встречу. Когда Аня вошла, все вокруг будто осветилось теплотой и легкостью, она все время хохотала, острила. В то время Самохина была на пике славы, а потому чувствовала себя очень счастливой.

- Почему вы ее больше не снимали?

- Потому что мне не везло: я звал ее, в том числе и в «Возвращение мушкетеров», но она была занята в других проектах. Последний наш с ней такой разговор состоялся года два назад. Аня мне тогда сказала: «Вы мне как второй отец, поэтому я не могу вас обманывать. Любому другому режиссеру я бы сказала «да», а вам говорю «нет».

- Как-то нелогично получается, вы не находите?

- Наоборот - она боялась меня подвести. Ну а следующий разговор у меня был уже не с ней, а с ее первым мужем Сашей - он сообщил мне новость, которая повергла меня в ужас.

- Как вы думаете, почему в последнее время так часто из жизни уходят талантливые и по-настоящему любимые нами актеры?

- На моей памяти уже вторая такая полоса, первая была в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века, когда один за другим безвременно ушли Даль, Высоцкий, Луспекаев, Богатырев, Каморный. Как будто кто-то выкосил самых лучших актеров.

- С чем это может быть связано?

- Думаю, все дело в профессии, которая изначально является греховной. Лицедеи, согласно Священному писанию, неугодны Богу. Актеры об этом знают, но все равно рискуют: желание играть оказывается сильнее, чем страх наказания. Видимо, мы имеем дело с такой вот своеобразной платой за мужество.

- А в чем грех актерской профессии?

- Наверное, в том, что эти люди берут на себя миссию Бога - они начинают создавать виртуальные души. Но еще хуже, что происходит подлог - публика любит не актера, а образ, который он создал. А может, Господь забирает актеров к себе, чтобы изучать, как они это делают.

ПОДРУГА АКТРИСЫ ПЕВИЦА АФИНА: «АНЯ БЫЛА СЛИШКОМ ХОРОША ДЛЯ МУЖЧИН - ЯРКАЯ, КРАСИВАЯ, УМНАЯ, ТАЛАНТЛИВАЯ. РЯДОМ С ТАКОЙ КОРОЛЕВОЙ КАЖДЫЙ ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ПАЖОМ»

Со знаменитой санкт-петербургской ресторанной певицей Афиной Анну Самохину связывали годы дружбы. Они даже внешне были чем-то похожи - хрупкие и красивые женщины с сильным мужским характером.

- Афина, вы ведь с Анной были подругами...

Певица Афина: «Считается, что рак — болезнь кармическая и никого не настигает просто так»

- Мы познакомились и подружились несколько лет назад, когда Аня занялась ресторанным бизнесом. Она слышала, что есть такая ресторанная певица (а я по тем временам считалась в этом смысле лучшей), узнала, что я ушла с прежнего места работы, и пригласила меня к себе. В общей сложности мы с ней сотрудничали лет семь и очень хорошо раскрутили ее ресторанчик - у меня был круг своих клиентов, все они стали ходить к Самохиной. Аня в своих ресторанах просто пропадала - дневала там и ночевала. Мы всегда вместе встречали Новый год.

Сейчас, после ее смерти, многие пишут, что она была замкнутой, скрытной. Большей несправедливости по отношению к Ане я даже представить себе не могу! От своей работы моя подруга получала огромное удовольствие. Хрупкая, миниатюрная, - всего метр 64 сантиметра! - она на своих высоких каблучках везде поспевала. В ресторане умудрялась подойти буквально к каждому - и к сотрудникам, и к посетителям, и для каждого находила доброе слово. Вот сейчас говорю о ней в прошедшем времени, а у самой мурашки по коже...

Вы даже не представляете себе, какой она была доброй, открытой, домашней, уютной, светлой. У нее было очень редкое качество - она была настроена на других людей, умела сочувствовать их горестям и радоваться их удачам. Если могла хоть чем-то помочь, обязательно помогала.

- Ваша подруга много времени и внимания уделяла внешности?

- Я бы не сказала, что Аня пропадала в салонах красоты: ей это было и не нужно - она была очень красива от природы. Кроме того, ей некогда было такими вещами заниматься - Самохина очень много работала. Только однажды, пару лет назад, обратилась к пластическим хирургам - сделала себе глазки. От чего она не могла отказаться, так это от бани - Аня говорила, что для женщины очень важно ходить туда хотя бы изредка.

Ну и никогда не скупилась на одежду и путешествия. Всегда считала, что мы работаем не ради денег, а ради того, чтобы тратить их и получать от этого удовольствие. Помню, как она говорила мне: «Ничего не надо откладывать на завтра. Нужно жить здесь и сейчас, ездить по миру, путешествовать».

После фильма Юрия Кары «Воры в законе» к Самохиной пришла всесоюзная известность, 1988 год

- Почему такая красивая женщина в последнее время была одна?

- Я сама всегда поражалась, что ей достойный спутник так и не попался - первый муж, второй, третий... Хотя, если честно, у меня точно такая же история. К сожалению, мужик, который мог бы сделать нас счастливыми, просто вымер. Мне кажется, все дело в том, что она была слишком хороша для мужчин - яркая, красивая, умная, талантливая. Рядом с такой королевой каждый мужчина чувствовал себя всего лишь пажом и не мог с этим смириться.

Моя подруга очень тяжело переживала свою неустроенность в личной жизни. Она вообще все принимала очень близко к сердцу - и размолвки с учредителями своих ресторанов, и необходимость увольнять обслуживающий персонал, и свою невостребованность в театре и кино. Ну как такую красавицу можно было не снимать по нескольку лет кряду?! А она, как любой актер, была амбициозна и страдала из-за этого.

Плюс прибавились события, связанные со строительством дома в Стрельне, в которое она вложила все свои деньги, в том числе и вырученные от продажи собственной квартиры. Думаю, в результате всех этих переживаний Аня и заболела. А настоящего мужчины, который бы оградил ее и защитил от неприятностей, рядом не оказалось.

- Неужели Анна даже не подозревала, что тяжело больна?

- Она ничего не знала вплоть до конца осени. Помню, 20 ноября мы с ней встретились в японском ресторане. До этого Аня все никак не могла выкроить время - постоянно была на гастролях с антрепризой, а тут вдруг сама позвонила: «Лови меня быстрее, потому что у меня в запасе только час!».

В тот раз мы устроили себе настоящий праздник живота. Анечка любила вкусно покушать и готовила хорошо. Для своих ресторанов «Граф СуворовЪ» и «Поручик Ржевский» где только могла собирала рецепты, а иногда сама придумывала новые блюда. Обязательно сначала приносила мне попробовать и спрашивала: «Ну как?». Почти всегда это было безумно вкусно: Аня знала толк в пище, умела правильно сочетать продукты.

Дочь Анны Самохиной Александра тоже стала актрисой

- А как же диеты, на которых, если верить прессе, она постоянно сидела?

- Кто из нас, женщин, посмотрев на себя в зеркало, не говорил: «Все, сажусь на диету!». Но длилось это максимум несколько дней. Если срочно нужно было сбросить несколько килограммов, она ограничивала себя, сидела только на кофе, но, поверьте, это не было правилом. Каждый вечер после банкетов, которые могли длиться и до двух-трех часов ночи, мы с ней со спокойной душой заказывали себе что-нибудь вкусненькое, кушали и не боялись поправиться.

- Говорят, у смертельно больного человека его диагноз написан на лице...

- Ничего не предвещало беды. Анечка в тот день выглядела красивой, как никогда. Но меньше чем через неделю, 26 ноября, в клинике, где она обследовалась, ей объявили страшный диагноз - рак, да еще и неоперабельный, в последней стадии. У меня это до сих пор не укладывается в голове.

Считается, что рак - болезнь кармическая, он никого не настигает просто так. Но за что это Ане?! А самое обидное, что именно в последнее время все в ее жизни стало налаживаться. Антреприза шла с большим успехом - со спектаклями Самохина объездила не только всю Россию, но и страны СНГ, ей снова стали предлагать роли в кино и сериалах. Деньги, вложенные в строительство дома в Стрельне, вернули. Казалось бы, теперь жить да жить! Это так несправедливо, что невозможно передать словами.

- По слухам, она очень мужественно встретила известие о том, что жить ей осталось от силы несколько месяцев: дескать, двум смертям не бывать, одной не миновать. Как вы думаете, откуда в этой хрупкой женщине было столько душевных сил?

- Жизнь заставляет нас быть такими. Мы же все время боремся за свое существование, и нет никого, кто б взял на свои плечи хотя бы часть наших проблем. Вот и Ане ничего в этой жизни не давалось легко, ей все время приходилось преодолевать трудности. Но в отличие от многих она при этом не теряла человеческий облик. Еще в субботу, накануне смерти, говорила нашей общей подруге Гале, которая ухаживала за ней в хосписе: «Спешите делать добро. А еще - любите жизнь и радуйтесь ей каждую минуту, каждую секунду». Она была удивительно спокойна. И даже в хосписе тщательно ухаживала за собой - до последнего дня делала маникюр!

Сергей Кошонин: «Аня часто повторяла, что в искусстве ей не хватает потрясения и очищения»

- В последние месяцы жизни вы с ней общались?

- Общались... Она ведь не подходила к телефону, не брала мобильный. Я буквально засыпала ее SMS-ками, в которых писала все, что могла: как я ее люблю, как мне ее не хватает, как мечтаю быть с ней рядышком. Аня не отвечала, и тогда я в отчаянии сказала ей на автоответчик: «Возьми, пожалуйста, трубку, потому что я не могу ни есть, ни спать, я просто схожу с ума!».

Только тогда она подошла к телефону, это было перед самым Новым годом. Голосок у нее был бодрый. «Афинушка, - сказала, - у меня все хорошо. После Нового года я уже начну выходить из дома, и мы с тобой обязательно встретимся». Но после Нового года ее перевезли в хоспис, а оттуда - все это понимали - обратной дороги уже не было.

Я позвонила ей перед самой смертью, 6 февраля, и сказала: «Хочешь ты этого или нет, но в понедельник я к тебе приеду!». А у меня в воскресенье был серьезный сольный концерт. И так меня вдруг к ней потянуло, думаю: «Надо, не откладывая, ехать сейчас!». Уже почти собралась, но потом все-таки решила подождать, как договорились, понедельника.

Я пошла в церковь Ксении Петербуржской - святой, которую Аня очень любила, долго молилась, плакала, просила за нее. На следующий день, в воскресенье, у меня все время щемило сердце, и я думала: «Только бы не опоздать!». Концерт закончился около 12-ти. Я приехала домой и до трех не могла уснуть - меня жутко ломило! Обычно за выступление я так устаю и выматываюсь, что падаю и тут же засыпаю, а тут просто места себе не находила. Как потом оказалось, именно в это время Ани не стало. Так мы с ней и не попрощались...

Мы похоронили Анечку на кладбище около храма ее любимой Ксении Петербуржской. Похороны помню как в тумане. Она лежала в гробу такая маленькая, миниатюрная, нежная, хрупкая. Казалось, что просто спит. Что стоит подойти, сказать: «Анечка, милая, вставай!» - и она откроет глаза.

АКТЕР СЕРГЕЙ КОШОНИН: «У АНИ БЫЛО РЕДКОЕ СОЧЕТАНИЕ КРАСОТЫ, ОБАЯНИЯ И УМА»

С актером Сергеем Кошониным, которого зрители знают по роли Виригина в «Убойной силе», Анна Самохина в последние несколько лет играла в антрепризном спектакле «Падшая жена инженера Мамбретти».

- Сергей Анатольевич, какой вы ее запомнили?

- Когда я говорю об Ане, мне чаще всего вспоминается один эпизод. В Нижнем Новгороде после спектакля, который, как всегда, отыграли на ура, мы ужинали в небольшом ресторанчике. В нем не было никого, кроме нас и семьи, сидевшей в углу, - мужа, жены и дочери. И вдруг к нашему столику подходит официант и протягивает Ане охапку белых роз - штук 300 наверное. «От кого?» - удивленно спрашивает она, и тот отвечает: «От соседнего столика». Аня недоуменно на этих людей посмотрела, и тогда мужчина подошел, чтобы все объяснить: «Понимаете, сегодня вечером мы были в театре, а завтра в три часа дня должны были развестись, но после вашего спектакля решили этого не делать. Спасибо вам большое!».

Первый супруг Анны Александр Самохин с дочерью Сашей на похоронах

В гостиницу мы ехали в машине, и Аня мне сказала: «Сережа, а ведь ради таких мгновений стоит жить и заниматься этой профессией. Даже одна спасенная семья дороже всех гонораров, всех званий, наград и статей в прессе». В этом была вся Аня.

Она не любила, когда люди перед ней строили из себя больших начальников или бизнесменов, - таких осаживала очень быстро, зато с простыми людьми общалась много и с удовольствием. Могла разговориться с уборщицей в театре, с продавцом в магазине. Аня сама никогда не фальшивила и любила все настоящее. Мы с ней часто сидели в одной гримерке. В спектакле играли мужа и жену, и она всегда говорила: «Сереж, иди ко мне, здесь теплее, чем у тебя, чего мы будем церемонии разводить?». Всегда перед выходом на сцену крестилась.

У нее было редкое сочетание красоты, обаяния и ума, недаром Юрий Кара назвал Самохину Мэрилин Монро российского кино. В кинематограф она ворвалась внезапно и свела с ума всех мужчин тогда еще Советского Союза.

Возможно, незаменимых в нашей профессии нет, но есть неповторимые... Аня Самохина была как раз такой в своей партнерской надежности, в редкой женственности, в умении все лишнее оставлять за порогом театра. Что бы у нее ни случилось, она всегда придет, ножки вытрет, и никто никогда не догадается, что у нее неприятности. Просто не хотела, чтобы кто-то переживал из-за нее. Даже если спрашивали, отвечала: «Это мои проблемы, я справлюсь».

Мы много говорили о жизни, об искусстве... Аня очень хотела сыграть святую блаженную Ксению Петербуржскую и часто повторяла, что ей не хватает в искусстве потрясения и очищения: «Сереженька, нужен катарсис!». Мне кажется, что, вспоминая Аню, я становлюсь чище и добрее.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось