В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Получи, артист, награду!

Люди гибнут за медал

Юлия ПЯТЕЦКАЯ 4 Апреля, 2006 00:00
Состоялось вручение премии "Киевская Пектораль"
Сезон выдался так себе. Человеку, любящему театр, не разгуляться. Нелюбящим, конечно, полегче. А попадаются ведь и такие, кто без театра просто жить не могут. Вот ужас, да?
Юлия ПЯТЕЦКАЯ

Вот если бы в этом году Виталию Линецкому дали "Пектораль" как лучшему артисту современности... Шучу, шучу. О лучших артистах современности при жизни лучше помалкивать. В смысле, при их жизни. А еще лучше делать вид, что их не существует. Что мы и делаем. Так вот. Если бы Линецкому дали "Пектораль" за Поприщина, я бы, наверное, впервые ушла с церемонии вручения единственной украинской театральной премии удовлетворенной. Как зритель. Но ему не дали. Поэтому нет в моей душе добродетели.

Сезон выдался так себе. Человеку, любящему театр, не разгуляться. Нелюбящим, конечно, полегче. А попадаются ведь и такие, кто без театра просто жить не могут. Вот ужас, да?

На самом деле, прошедший театральный год кое-чем порадовал. Во-первых, это "Ромео и Джульетта", поставленный Алексеем Лисовцом в Театре на Левом берегу. Во-вторых, Поприщин, которого сыграл Линецкий в моноспектакле Марка Нестантинера "Из мира аднаво в другой" по "Запискам сумасшедшего" Гоголя (Театральный центр Леся Курбаса). В-третьих... Ну тут уже все зависит от личных предпочтений. Мне, например, очень "Случайное танго" Владимира Борисюка понравилось в театре "Сузiр’я" с Анатолием Ященко и Татьяной Круликовской. В общем, было кого награждать. Но неудостоенных внимания, обойденных и обиженных было, как всегда, больше.

Дело в том, что "Пектораль" - это не просто вручение премий. Это еще и концертная программа, осложненная выступлениями различных творческих коллективов. Главным осложением нынешней программы стали номера-капустники. Капустник - жанр, к сожалению, вырождающийся. Он ведь должен быть изящным, талантливым, очень смешным и незлобным. А кто ж сегодня на такое способен? Другое дело - выйти и обхамить своих коллег под гитарный перезвон. Причем так, чтобы у всех создалось правильное ощущение - те, кто с гитарой, и есть самые достойные, а те, кто без, но с "Пекторалью" и букетом, - как раз нет.

"Мы все живем парадоксально, - выводил с легкой хрипотцой бард и артист Молодого театра Борис Георгиевский, - чего-то там... на вираже. Кого имели пекторально, тот не отмоется уже". Ну да, ну да... За 14 лет существования премии "пекторально" переимели почти весь цвет украинского театра.

А Борю Георгиевского я хорошо помню - страшно сказать сколько лет назад в подземном переходе на Майдане Незалежности он пользовался большой популярностью, заколачивая неплохие по тем временам деньги с группой товарищей-студентов театрального вуза: "Гоп-стоп! Тебе не мав нi я, нi вiн. Гоп-стоп! Кохала ти грошевий дзвiн...".

В те невыносимо прекрасные времена поющим поэтам в переходах подавали хорошо. Но времена изменились. Сегодня талантливым людям и в переходах, и на сценах подают плохо. Может, в этом все дело?


Виталия Линецкого, сыгравшего гоголевского сумасшедшего, на "Пектораль" отноминировали, но так ничего и не дали. Ну и ладно... Хорошему артисту премия только мешает
Я иногда думаю, что если бы у меня было много-премного денег и я была бы не жадной, то обязательно бы организовала какую-нибудь альтернативную театральную премию для тех, кто никогда никаких призов от жизни не получал: ни квартиры, ни машины, ни медальки железной... Причем не обидно бы как-нибудь вручала - получи, артист, награду, - а в торжественной, теплой и дружеской обстановке. Глядишь, и возникли бы у нас тогда, как говорил недомученный бандитами Шарапов, "полная любовь и взаимопонимание".

А вообще-то, добреть надо, добродии. Причем со страшной физиологической силой. А то нас с нашей провинциальной завистью и обидами никто в Европу не возьмет. Да и чему завидовать-то? Куску штампованного недрагметалла и тысяче гривен? Кстати, не факт, что там тысяча. Сумма премии держится в секрете.

Теперь серьезно. Хотя до этого я тоже не шутила. На этот раз четыре "Пекторали" взяли "Ромео и Джульетта": Ромео (Ахтем Сейтаблаев) - за лучшую мужскую роль, Джульетта (Ольга Лукьяненко) - за лучший актерский дебют и две - режиссер Алексей Лисовец - за лучший драматический спектакль и лучшую режиссуру. Что совершенно справедливо! Лисовец поразительно угадал с Ромео, нашел удивительную девочку-Джульетту, на редкость отвратительного папу Капулетти (Дмитрий Лукьянов), напустил на сцену горячего веронского воздуха, средневековых страстей и сделал почти невозможное - действительно поставил Шекспира. Даже те, кто не отличают Шекспира от Стивена Кинга, во время спектакля могут испытать просветление и потоньчать душой. Пусть всего на один вечер. Жизнь это запомнит.

Лучшим камерным спектаклем стало "Мое столетие" Театра на Подоле в постановке Виталия Малахова, а Галина Ткач, сыгравшая там главную роль, - лучшей актрисой. Две "Пекторали" достались и Театру Франко за женскую и мужскую роли второго плана: Лариса Руснак ("Solo-mea") и Петр Панчук ("Наталка-Полтавка"). "Фауст" в Национальной опере признали лучшим музыкальным спектаклем, а "Мою прекрасную Золушку" в "Сузiр’ї" - лучшим детским. За режиссерский дебют "Пектораль" получила Светлана Шкера ("Ключа нет", Театр "Ателье 16").

А Линецкому так ничего и не дали. Ну и Бог с ним. Может, и правильно... Он сыграл этого сумасшедшего Поприщина так, что даже хлопать не хотелось. Хотелось домой, в кровать, под одеяло. Накрыться с головой, свернуться клубочком и тихонько поплакать. Как несчастный титулярный советник Поприщин, возомнивший себя королем Испании: "Они не внемлют, не видят, не слушают меня! Они льют мне на голову холодную воду! Спасите меня! Возьмите меня! Дайте мне тройку быстрых, как вихрь, коней!.. И несите меня с этого света...".

Зато Театру русской драмы присудили (слово-то какое) "Пектораль" за "отстаивание чести". Странные премиальные... Как по мне, честь нужно отстаивать в суде. Или на дуэли. Или просто ее не терять.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось