В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Эпоха

Узнав о трагической гибели сына, Павел КАДОЧНИКОВ сделал то, чего не позволял себе никогда: попросил принести ему прямо на съемочную площадку бутылку коньяка

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 2 Мая, 2013 00:00
Ровно 25 лет назад, 2 мая 1988 года, легендарный советский актер ушел из жизни
Людмила ГРАБЕНКО
Говорят, не существовало роли, которая Павлу Кадочникову была бы не под силу. В театрально-киношной среде до сих пор ходят легенды о том, как в спектакле по пьесе Евгения Шварца «Брат и сестра» он сыграл сразу восемь персонажей. При этом так мастерски пе­ревоплощался, что его не узнал даже родной отец. «Что же ты меня обманул, — пенял он сыну. — На сцену выходил и молоденький паренек, и старик, а тебя не было». А гениальный Сергей Эйзенштейн, у которого Кадочников снимался в фильме «Иван Грозный», подарил молодому актеру свою фотографию с надписью: «Дорогому Оборотню Павлу, с невероятной легкостью проходящему километры извилистых путей». Кадочникову были подвластны все жанры, он одинаково легко и талантливо играл героев («Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке», «Далеко от Москвы»), романтических персонажей («Укротительница тигров», «Медовый месяц»), благородных отцов («Не­оконченная пьеса для механического пианино»), комических стариков («Благочестивая Марта») и даже животных — работая в ленинградском ТЮЗе, очень убедительно изображал ужа. С 1948 по 1951 год Павел Петрович получил три Сталинские премии. Увы, за невероятную популярность и признание в первой половине жизни Кадочников сполна расплатился во второй. Хотя винить во всех его бедах лишь судьбу-злодейку было бы несправедливо: многими своими неприятностями артист был обязан банальной человеческой зависти. Самым трудным для него стал последний год жизни, не удивительно, что сердце не выдержало... О своем знаменитом дедушке рассказывает Наталья Кадочникова — актриса и художественный руководитель Продюсерского цент­ра «Династия» имени Павла Кадочникова.
«БАБУШКА НЕ ТОЛЬКО СОЗДАВАЛА ДЕДУ КОМФОРТ НА СЪЕМКАХ, НО И ОТСЕКАЛА ТЕХ, КТО ХОТЕЛ ВЫПИТЬ С АРТИСТОМ ЧАРКУ»

— Наталья, каким вы помните дедушку?

— Прежде всего очень добрым и открытым, он всех любил, всем старался помочь. Как-то привел домой мальчишку-беспризорника, которого поймал за руку, когда тот на улице вытащил у него из кармана кошелек. Другой бы сдал малолетнего воришку в милицию, а дедуля возился с ним — одел, обул, накормил, вел долгие воспитательные беседы, а потом пристроил в хороший интернат. Впоследствии тот мальчик стал летчиком и писал Павлу Петровичу письма — благодарил за то, что он так круто изменил его судьбу.

 

Бабушка, которая более критично смотрела на мир, пы­талась ему объяснить, что так нельзя, потому что есть люди, которые употребят твою доброту тебе же во зло, но он и слышать об этом не хотел. Считал, что нужно постараться войти в положение любого человека: возможно, он недобрый не от природы, а потому что так — негативно — сложились его обстоятельства. Дедушка очень любил цитировать Горького: «Если все время говорить человеку, что он свинья, то он действительно в конце концов захрюкает». Наверное, это был един­ственный момент, в котором дед с бабушкой не соглашался.

— У них была образцовая семья — вместе они прожили...

— ...53 года. Причем были знакомы с 15 лет. Они вместе поступили в художественную студию. В юности моя бабушка, Розалия Котович, была внешне очень интересной и пользовалась успехом у молодых людей, а в Павлиньку Кадочникова, кажется, были влюблены все девочки с их курса. Когда он, одетый в модную бархатную курточку-толстовку, входил в аудиторию, девичьи сердца замирали, а когда показывал этюды или пел, наоборот, начинали биться сильнее. Несмотря на явную симпатию с дедушкиной стороны, поначалу не обращала на него внимания как на потенциального кавалера.

— По-моему, это лучший способ привлечь мужское внимание!

— Думаю, тогда Роза Котович думала об этом меньше всего. Девушка серьезная, вдумчивая, она никогда не пропускала занятий и исправно посещала все комсомольские собрания. У нее был такой же примерный жених. А вот Кадочников, напротив, занятия иногда прогуливал, и комсомольская организация решила, что Котович должна взять над ним шефство.

Павлинька начал ухаживать за Розой, привозя ей из леса вместо цветов... еловые ветки. Когда на комсомольском собрании какая-то активистка потребовала, чтобы Кадочников объяснил, зачем это делает, он чистосердечно признался: «Хочу жениться, а она все никак не соглашается». Хотя в то время официального предложения еще не делал.

Окончательно их судьбу решил спектакль «Снегурочка», в котором Роза играла Купаву, а Павлик — Леля. На сцене кипели такие страсти, что они влюбились друг в друга бесповоротно, а спектакль имел невиданный успех, благодаря чему студенты Котович и Кадочников были приняты в московский ТЮЗ.

Внучка актера Наталья Кадочникова:«Он был очень добрым и открытым, всех любил, всем старался помочь»

Расписались влюбленные в 1934 году, свидетельство об их браке я храню как самую дорогую семейную реликвию. Интересно, что все подруги отговаривали Розу от брака: «Зачем тебе этот ловелас? Ты еще с ним наплачешься». А позже, когда Кадочников стал знаменитым, единодушно сказали: «Ты знала, за кого замуж выходить!».

Поначалу, как это часто бывало в то время, новоиспеченные супруги жили отдельно друг от друга: молодая жена — в общежитии, а ее муж — в коммуналке, в одной комнате с родителями, сестрой и семьей брата. Потом у моего прадеда лопнуло терпение, он отгородил для молодоженов угол в комнате ширмой, и Павлик привел Розу к себе домой — так началась их семейная жизнь.

— Ради Павла Петровича Розалия Ивановна навсегда оставила сцену. Никогда об этом не жалела?

— Возможно, в минуты слабости. Но вслух об этом не говорила и уж тем более не упрекала мужа: дескать, я жизнь на тебя положила, а ты неблагодарный! Дед неплохо зарабатывал, они могли нанять няню или помощницу по хозяйству, но бабушка любила все делать сама. У нас в доме всегда было уютно и вкусно пахло — она прекрасно готовила. Ездила с дедушкой и на съемки — создавала ему комфортные условия для жизни и работы и отсекала тех, кто хотел выпить с известным артистом чарку, а в таких людях, к сожалению, недостатка не было.

Конечно, за долгую семейную жизнь у них случалось всякое — и ссорились, и мирились. Но когда после очередной ссоры я спрашивала бабушку, почему они ругаются, она отвечала: «Если люди всю жизнь прожили, не поссорившись, значит, они друг другу совершенно безразличны». Причем бабушке, как правило, удавалось настоять на своем, но так ненавязчиво и незаметно, что дедушка был уверен: это он сам решил!

С женой Розалией Котович. «Павлинька начал ухаживать за Розой, привозя ей из леса вместо цветов еловые ветки»

Помню, как-то они ругались из-за того, куда после переезда поставить в новой квартире шкаф. Я ненадолго ушла к подруге, а когда вернулась, шкаф раздора стоял на том месте, которое нравилось бабушке. Дедушка же смотрел на него с удовольствием и удивлялся: «И чего Роза со мной спорила — он тут так хорошо смотрится!».

«В ДВЕРЬ НАШЕГО ДОМА НЕ РАЗ ЗВОНИЛИ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРЫЕ УВЕРЯЛИ, ЧТО РОДИЛИ РЕБЕНКА ОТ КАДОЧНИКОВА»

— У Павла Петровича были любимые картины с его участием?

— Когда ему задавали этот вопрос, он неизменно отвечал: «Лучший фильм — тот, в котором снимаюсь сейчас». Но, вообще-то, выделял особо «Подвиг разведчика». Для всех, кто пережил войну, это была не просто картина, слова из нее: «За победу! За нашу победу!» люди повторяли как заклинание. Кстати, это был любимый дедушкин тост, его поднимали у нас в доме на все праздники.

Еще одна очень важная для него роль — Мересьев в фильме «Повесть о настоящем человеке». Чтобы быть достоверным на экране, дед отказался от помощи дублеров и сам учился ходить на протезах, даже танцевал на них. Когда кто-то из киношного начальства сказал, что Кадочников «тяжеловато двигается», для него это было, наверное, самым большим комплиментом. А прототип главного героя, знаменитый летчик Маресьев, приглашенный консультантом в эту картину, был поражен его актерским мужеством. «Я, — говорил — всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползет уже несколько месяцев». Впоследствии он шутил, что дедуля был больше похож на героя-летчика, чем он сам: «Павел Петрович меня переиграл».

— Один из самых знаменитых фильмов Кадочникова — «Укротительница тигров». На площадке ему приходилось сталкиваться с хищниками или это были комбинированные съемки?

С Людмилой Целиковской в музыкальной комедии «Антон Иванович сердится», 1941 год

— Все актеры работали с животными бок о бок, и только Людмилу Касаткину в не­которых — не во всех! — эпизодах заменяла знаменитая дрессировщица Маргарита Назарова. Когда снимали сцену, где мотогонщик Ермолаев (его сыграл дедуля) держит руками дверь, на которую с другой стороны налегает тигр, она умоляла: «Павел Петрович, отклонитесь подальше, чтобы зверь вас не задел». Но оператор в свою очередь требовал: «Подвиньтесь поближе, мне нужен крупный план!». В кино красивый кадр часто гораздо важнее, чем здоровье, а иногда и жизнь актера.

— А какие отношения сложились у вашего дедушки с Людмилой Касаткиной? Говорят, она была женщиной с характером...

— Во время съемок группа жила в одной гостинице, и актриса Татьяна Панкова впоследствии вспоминала, что дедуля ухаживал за Людмилой Ивановной. А когда Татьяна Петровна напрямую у него спросила, не влюбился ли он, ответил: «Работая над картиной, я всегда немножко влюбляюсь в свою партнершу, а иначе как мне с ней играть? Закончатся съемки, пройдет и любовь».

— Наверное, сложнее всего в таких ситуациях приходилось Розалии Ивановне...

В роли князя Старицкого с Михаилом Кузнецовым (опричник Федор Басманов) и Николаем Черкасовым (Иван Грозный) в последней картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», 1944 год
— Ее выручала мудрость — она понимала, что иначе нельзя. «Никто не идет актером для того, чтобы остаться безвестным, — говорила бабушка. — Если актер играет героев, а в него никто не влюбляется, значит, он бездарен и ему надо искать другую работу». Поклонницы у деда были всегда, со времени его работы в ТЮЗе. Бабуля утверждала, что по ним можно сверять часы: эти особы появлялись у подъезда дома, когда нужно было выходить на спектакль — минута в минуту. «Ну вот, — шутила она, — «твои» пришли, значит, пора со­би­раться».

Ну а когда Кадочников стал известным на всю страну, количество поклонников увеличилось в разы. В Одессе их с актером Дружниковым однажды на руках донесли от гостиницы «Аркадия» до Одесской киностудии, а это несколько трамвайных остановок. Я уже не говорю о том, что в дверь нашего дома не раз звонили женщины, которые уверяли, что либо ждут, либо уже родили ребенка от Кадочникова.

— Розалия Ивановна им верила? 

— Она понимала, что все могло быть. Но, по ее словам, никогда не чувствовала себя обделенной его вниманием — стало быть, все остальное не имело значения. А этим женщинам говорила: «К сожалению, сейчас моего мужа нет дома, да и вы, как я вижу, не привели ребенка. Подходите вечером — соберемся вместе и все обсудим». Как правило, больше искательницы счастья не появлялись. Только теперь, спустя много лет, я понимаю, насколько тяжело эти сцены давались бабуле.

— Но внебрачные дети у Павла Петровича все-таки были?

За исполнение роли Алексея Мересьева в картине «Повесть о настоящем человеке» (1948 год) Павел Кадочников был удостоен Сталинской премии

— Это дедушкина тайна, о которой долгое время знали только близкие. До женитьбы у него, тогда еще студента театральной студии, случился роман с актрисой Татьяной Никитиной, которая была намного старше его. Узнав, что женщина беременна, он сразу сказал: «Ребенка не брошу, буду помогать!». Но обиженная любовница повела себя жестоко: не давала отцу видеться с сыном, не брала деньги, которые дед пытался передать на воспитание ребенка. А когда узнала, что дедуля женился на бабушке, потребовала алименты сразу за несколько лет.

Константин сам пришел к нам домой, когда ему исполнилось 14 лет. Чтобы понять, чей он сын, не нужно было ни слов, ни экспертиз: Костя оказался похож на своего отца как две капли воды. Надо отдать должное бабуле — она приняла его, как родного. А когда мой папа, который в то время был еще совсем маленьким, спросил: «Почему Костя называет моего папу папой?», честно все ему рассказала. Павел Петрович тогда очень переживал, что такие сведения негативно повлияют на детскую психику. Петруша проплакал весь день, но когда Костя снова пришел, бросился к нему с криком: «Я знаю, ты — мой брат!».

— В одном из интервью вы признались, что у Павла Петровича есть сын в Швеции...

— Я узнала об этом случайно — мне рассказала актриса из цыганского театра. Женщина, которая его родила, тоже цыганка — красавица-певица. Сына она назвала Виктором, но фамилия у него другая — дедушка не поддерживал с ними никаких отношений и не помогал им. Узнав, что дочь Виктора, Маша, которая приходится мне сводной двоюродной сестрой, сейчас живет в Лос-Анджелесе, я, приехав в США, хотела ее увидеть. Но, к сожалению, мы разминулись — в это время она куда-то уезжала. Возможно, когда-нибудь мы с ней встретимся, я бы с удовольствием пообщалась и с ней, и с моим дядей по дедушкиной линии.

«ДЕДУЛЯ НИКОГДА НЕ ЖАЛОВАЛСЯ НА ЗДОРОВЬЕ, ЗИМОЙ, ДАЖЕ В КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ, ПО УТРАМ КУПАЛСЯ В ПРОРУБИ»

— Если не ошибаюсь, и ваш отец, и его брат Константин продолжили семейную династию — стали актерами...

— Правда, к своей цели они шли разными путями. Если дядя Костя сразу решил, что будет актером, то папа, от природы скромный и застенчивый, этой профессией не интересовался. Окончив школу с золотой медалью, он поступил на физический факультет Политехнического института. И только получив диплом, решил поступать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на киноведение — там в отличие от актерского факультета можно было учиться заочно.

С Еленой Измайловой в культовой картине Бориса Барнета «Подвиг разведчика», 1947 год. В пользовавшемся огромной популярностью фильме Кадочников сыграл майора Алексея Федотова, чьим прообразом стал советский разведчик Николай Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера

Дяде Косте очень нравилось сниматься в кино, а отец отказывался — дедушке приходилось чуть ли не силком тянуть его на съемочную площадку. Папе больше нравилось работать дома, в кабинете, — помню, как они с мамой до поздней ночи печатали на машинке его сценарии. Но в кино он тоже снимался — в фильмах «Благочестивая Марта» и «Сильва» (в них, кстати, играл и Павел Кадочников). Дедушка очень любил младшего сына и гордился даже самыми скромными его достижениями. Ему, например, очень нравилось, что у моего папы золотые руки: он умел делать по дому абсолютно все — чинить, ремонтировать, гвозди забивать, у самого дедули к этому способностей не было.

— Но чем-то же в свободное от работы время Павел Петрович увлекался?

— У него было две страсти — охота и машины. Кстати, купив свой первый автомобиль, «Победу», известный артист понятия не имел, что для вождения транспортного средства нужны права, поэтому сразу же сел за руль и ездил по Ленинграду до тех пор, пока его не остановила милиция. Постовые объяснили Кадочникову, что к чему, после чего дед окончил автошколу и водил машину уже на законных основаниях.

С Эрастом Гариным и Любовью Орловой в «Русском сувенире», 1960 год

На охоте дедуля мог пропадать сутками, а потом с гордостью приносил домой подстреленную дичь, которую бабуля очень вкусно готовила. Ее главным секретом была подливка из брусники, которую удачливый охотник приносил из того же леса. Когда подрос сын, дедушка заразил любовью к охоте и его, с тех пор за добычей они отправлялись вместе.

— Павлу Петровичу жизнь приготовила страшное испытание — он пережил двух своих сыновей...

— Сначала погиб мой папа. Ему было всего 36 лет. Это случилось в 1981 году во время отдыха в Прибалтике — в Ингалине. В последний день отпуска мои родители с друзьями решили устроить пикник, на котором немного выпили и стали дурачиться. Папа решил «покататься» — он с детства любил взбираться на верхушку дерева, а потом по веткам скатывался вниз. Но по трагической случайности в тот день он выбрал не березу, как обычно, а сосну, что и привело к трагедии. Береза в таких случаях гнется, а сосна сломалась — папа с высоты рухнул вниз и разбился. С многочисленными переломами и черепно-мозговой травмой, без сознания его привезли на «скорой» в местную клинику. Через три дня, так и не придя в сознание, он умер.

«Кадочников был человеком прямым, называл вещи своими именами и в лицо говорил людям все, что о них думает»

От меня родные несколько месяцев скрывали папину смерть — никто не знал, как я отреагирую. И действительно, узнав, что его не стало, я кричала, металась и била посуду. Правда, этого почти не помню, поскольку в тот момент находилась в каком-то беспамятном состоянии, о моем поведении мне впоследствии рассказали мои близкие. Но тяжелее всего смерть папы переживала бабушка. Она почему-то решила, что это чуть не убийство, что папины друзья якобы все специально подстроили. А виновата во всем моя мама, которую бабушка всегда недолюбливала, — думаю, просто ревновала невестку к единственному сыну. Потом Розалия Ивановна замкнулась в себе, и мне иногда казалось, что она вообще ничего не видит и не слышит — все время находится наедине со своим горем. К счастью, дедушка беседами и уговорами постепенно вернул ее к жизни. 

С Людмилой Касаткиной и Леонидом Быковым в комедии «Укротительница тигров», 1954 год

— Хотя ему, наверное, было не легче?

— Страшное известие настигло его, когда он снимался в фильме-сказке Леонида Нечаева «Проданный смех». Узнав о гибели сына, дед сделал то, чего до этого не позволял себе никогда: попросил принести ему бутылку коньяка. О том, чтобы отменить съемку, и речи не было. Артист Кадочников не позволял себе поблажек, говорил: «Зритель заплатил деньги за билет, и ему неинтересно, какие у тебя проблемы. Он хочет посмотреть кино и имеет на это право». Единственное, чего ему не удалось сделать, — это скрыть боль и горечь в глазах. Если внимательно смотреть картину, этого нельзя не заметить.

— Через три года после смерти Петра Кадочникова не стало и вашего дяди Константина...

— Он умер на гастролях в Одессе — скоропостижно, от второго инфаркта, первый у него случился незадолго до папиной смерти. Казалось, семью Кадочниковых преследует злой рок. Я очень боялась, что дед не переживет этого известия: за одну ночь он постарел на 10 лет, превратившись из полного сил, еще молодого мужчины в седого старика.

С Сергеем Филипповым в «Снегурочке», 1968 год. В этой сказке Кадочников не только сыграл царя Берендея, но и снимал ее как режиссер по собственному сценарию

Не могу передать, как больно было видеть его таким. Дедуля никогда не жаловался на здоровье, всегда был бодрым, зимой, даже в крещенские морозы, по утрам купался в проруби. После 60 лет, когда появились проблемы со здоровьем, на реку Павел Петрович ходить перестал, но с ледяной водой не расстался — принимал холодные ванны. А тут вдруг осунулся и, казалось, потерял всяческий интерес к жизни.

— Тогда-то вы и уш­ли от мамы к бабушке и дедушке?

— До смерти моего отца мы жили одной семьей, а когда папа погиб, мама и бабушка не смогли ужиться вместе, и дедушка сделал нам отдельную квартиру. Вскоре мама снова вышла замуж, у нее началась новая жизнь, а дедуля с бабулей совсем осиротели. Я их очень любила и старалась проводить в их доме как можно больше времени, а потом решила и вовсе переехать к ним. Тем более что моя школа была ближе к их дому, чем к нашему, да и к поступлению в театральное училище мне было проще готовиться у них.

С Сергеем Шакуровым в картине «Две строчки мелким шрифтом», 1981 год

Мама вроде бы и не возражала, но когда я собрала чемодан, вдруг расплакалась. Думаю, в тот момент в наших отношениях возникла тонкая, почти незаметная трещина, которую нам так и не удалось склеить. Через несколько лет мама с моей младшей сестрой Юлей и отчимом эмигрировали в США, а я осталась в Питере. Справедливости ради надо сказать, что они меня с собой и не звали...

Сейчас мои родственники живут в Вашингтоне, очень хорошо устроены, работают, но я совсем не жалею, что все сложилось так, а не иначе. Дедушке я тогда была нужна больше, ведь его в то тяжелое время спасала только наша с бабушкой любовь и работа.

«РАБОЧИЙ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ ОБВИНИЛ ДЕДА В ТОМ, ЧТО ОН УКРАЛ У НЕГО СЦЕНАРИЙ»

— Кстати, о работе. Почему в конце 60-х — начале 70-х годов Павел Петрович так мало снимался?

Со своей единственной супругой Кадочников прожил 53 года. Ради Павла Петровича Розалия Ивановна оставила сцену, но мужа никогда в этом не упрекала
— У него в жизни было два периода вынужденного бездействия. Первый — в 50-х годах, во время так называемого малокартинья. После успеха конца 40-х — начала 50-х, когда всего за три года ему трижды присуждали Сталинскую премию, его отлучили от кино на долгих пять лет — на студиях страны был негласный запрет снимать Кадочникова. Чтобы прокормить семью, он мотался с выступлениями по всей стране — благо в желающих «живьем» посмотреть на звезду экрана недостатка не было. Из-за этого, собственно, и пострадал: дедушку обвинили в левых концертах, которые он якобы давал. Но, согласитесь, эта версия не выдерживает никакой критики: актер — человек творческий, его дело — выступить, а финансовыми вопросами занимались администраторы и бухгалтеры. Но эти доводы никто во внимание не принял.

Газета «Труд» даже опубликовала статью, где какой-то Герой Социалистического Труда осуждал известного актера за рвачество. На самом деле, как я теперь понимаю, после смерти Сталина было много желающих поквитаться с одним из любимцев вождя. Хотя опять-таки какое отношение актер мог иметь к политике? Он просто хорошо делал свое дело, за что и получал премии. Дедушка очень болезненно переживал опалу, поэтому дома на эту тему почти не говорили. 

С сыном Петей. Петр Кадочников пошел по стопам отца, а погиб в 36 лет во время отдыха в Прибалтике, упав с дерева

В начале 70-х у него снова случился творческий простой, из которого деда выдернул Никита Михалков — предложил ему роль Трилецкого в «Неоконченной пьесе для механического пианино», за что Павел Петрович всегда был благодарен Никите Сергеевичу. Если бы вы знали, какие это были удивительные съемки! У нас в доме перебывала вся съемочная группа, а на кофе запросто заходили Александр Калягин и дядя Юра Богатырев. После этого в творчестве Павла Петровича будто началась белая полоса — он сыграл еще почти в трех десятках картин.

— Кажется, с его последним фильмом «Серебряные струны» связана какая-то неприятная история...

— Картина, где Павел Кадочников был не только исполнителем одной из главных ролей, но автором сценария и режиссером, посвящена создателю первого в России оркестра народных инструментов Василию Андрееву, судьба которого очень интересовала деда. К тому времени Павел Петрович уже очень плохо видел — у него была глаукома, поэтому сценарий он диктовал рабочему съемочной группы Георгию Смирнову. Этот человек стал в нашем доме своим, мы все относились к нему, как к родному. Когда работа над сценарием завершилась, Смирнов забрал рукопись, чтобы отпечатать, но рукописный вариант почему-то не вернул. Дедушка, артистически неорганизованный и безалаберный, внимания на это не обратил. Он не ожидал от своего помощника ничего плохого, даже в титры его внес, а тот в свою очередь пришел в кассу за гонораром.

Внебрачный сын Кадочникова Константин скончался от инфаркта на гастролях в Одессе через три года после гибели Пети. «Я очень боялась, что дед не переживет этого известия, за одну ночь он постарел на 10 лет»

Каково же было наше удивление, когда после успешной премьеры фильма нам принесли повестку в суд: оказывается, Смирнов обвинил Кадочникова, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, в том, что тот украл у него сценарий. В качестве доказательства он предъявил надиктованную рукопись. Картину арестовали, а суд длился до самой дедушкиной смерти.

Павел Петрович, который всю жизнь этот замысел вынашивал, ужасно переживал, — для него это было таким ударом, будто убили его третьего ребенка. В то время в лице деда появилась какая-то растерянность, словно он хотел спросить: за что его предали?! Потом вроде бы взял себя в руки, даже над новым сценарием работать начал, но не выдержало сердце — его забрали в больницу с инфарктом.

— Говорят, человек умирает тогда, когда сам считает нужным.

— Именно так и случилось с дедом! Он все время повторял: «Наверное, мне уже пора», хотя ему было только 73 года. Думаю, у него просто не осталось сил жить дальше. Но мы-то с бабушкой надеялись, что все обойдется. 

2 мая 1988 года бабушка, как всегда, с утра проведала его в больнице. Прощаясь, дедушка сказал: «Надеюсь, завтра увидимся». Но стоило ей переступить порог дома, как раздался звонок из больницы: нам сообщили, что дедули больше нет — скончался от сердечной недостаточности.

Мы похоронили его на Серафимовском кладбище рядом с папой. Я прихожу к ним на все праздники и памятные даты, кроме дня его смерти.

— А чем закончилась история с авторскими правами на «Серебряные струны»?

— Смирнова не остановила даже смерть дедушки, он еще год судился с бабушкой. Правда, ни на одно заседание не пришел, его интересы представляли адвокаты, а потом и вовсе забрал свое заявление и исчез. Впоследствии я много думала над этой историей и поняла — она произошла не сама по себе, ее кто-то тщательно и продуманно организовал. Кадочников был человеком прямым, называл вещи своими именами и в лицо говорил людям, что о них думает. Видимо, в отместку кто-то решил сжить его со света и, как видите, весьма преуспел.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось