В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Черным по белому

Борис НЕМЦОВ: «То, что делает Дмитрий Гордон, трудно переоценить — это народная дипломатия в действии»

21 Мая, 2010 00:00
Вышла в свет новая книга Дмитрия Гордона «Высота одиночества», одно из предисловий к которой написал известный российский политик.
Вы, уважаемый читатель, не ошиблись, выбрав для чтения именно эту книгу, написанную молодым литератором и журналистом Дмитрием Гордоном. Надеюсь, за такое представление он не в претензии - меня вон до сих пор нет-нет да и назовут «молодым реформатором». С одной стороны, это вызывает улыбку - недавно мне исполнилось 50, а с другой - придает бодрости, оптимизма: значит, ты еще в хорошей физической и творческой форме, остро ощущаешь победы и неудачи, тебе не приелось твое занятие, есть азарт...

Годы рождения у нас с Дмитрием разные, а вот интерес к политике и понимание того, что «написанное пером не вырубишь топором», общие. Я ведь тоже литературных трудов не чужд - в свое время даже издал три книги воспоминаний, однако под давлением обстоятельств перешел к жесткой публицистике (хотя времена политического романтизма для меня безвозвратно прошли, не теряю надежды, что из нее, как из «Искры», разгорится пламя).

Недавно увидела свет очередная моя книжка «Лужков. Итоги». О чем она? Если в двух словах - о московской коррупции, о том, как жена градоначальника Лужкова Елена Батурина за 17 лет его правления из мелкого предпринимателя превратилась в долларового миллиардера, как по распоряжению мужа завладела территорией в тысячу 300 гектаров и как из бюджета города выделялись огромные суммы, чтобы выкупать эти лакомые куски столичной земли назад. Эта книга об огромных проблемах Москвы - социальных, экономических, транспортных...

На встречах с читателями меня часто спрашивают: не рискованно ли издавать сегодня такие вещи? Отвечаю: в России вообще жить рискованно, но это наша Родина, которую не выбирают. Я, например, готов и к тому, что могут последовать судебные разбирательства, даже заранее показал текст своему адвокату... Впрочем, как стало уже очевидно, чиновники мэрии постараются заслонить Лужкова собой, дабы лишний раз в неприглядном контексте не звучала его фамилия, и подавать иски, скорее всего, будут от ведомств, названия которых я даже не упоминал.

Должен сказать, что даже моя третья книга воспоминаний «Исповедь бунтаря, или Политика без блядства», которая вышла в 2007 году и буквально за месяц была распродана, не вызвала такого ажиотажа, как аналитический труд «Лужков. Итоги». Мы издали его тиражом 200 тысяч, но вскоре пришлось допечатать еще 100 тысяч экземпляров. Распространяется он бесплатно у станций московского метро - уходит где-то по 12-13 тысяч в день...

Сегодня мое рабочее место там - беру стол, стул и раздаю автографы. Милиция пытается всячески помешать, но трогать меня не решается - боится, по-видимому, резонанса, а вот двух студентов, которые раздавали эту книжку около станции метро «Рязанский проспект», недавно арестовали (выпустили поздно ночью только после вмешательства адвоката). Думаю, активисты движения «Солидарность», которые несут печатное слово в массы, действительно подвергают свою жизнь определенной опасности, поскольку московский коррупционно-воровской режим жутко боится, что москвичи узнают о нем правду. Чиновники, его столпы, смирились уже с тем, что оппозиции все известно, однако при таких тиражах истина дойдет и до остальных горожан - вот что для бюрократов смерти подобно.

У жителей Украины тоже есть возможность эту книгу прочесть - она размещена в интернете на моем персональном сайте и в «живом журнале», есть и на сайте движения «Солидарность». Отмечу, что у меня с Украиной любовь взаимная: я обожаю эту страну, и многие украинцы отвечают мне тем же - такая гармония встречается редко.

С гордостью подчеркну: теплое, дружеское отношение ко мне возникло еще со времен «оранжевой революции», когда я стоял на Майдане, но и Дмитрий Гордон сыграл, безусловно, важную роль, подогрев этот интерес на телевидении и в прессе. На сайте «Одноклассники» есть моя личная страница - на ней много обращений из Украины, да и звонков из ближнего зарубежья огромное количество, - просто огромное! - а после публикации наших с Дмитрием диалогов их число существенно увеличилось.

В России я, напротив, нахожусь нынче в информационном вакууме - мое имя не упоминается в телеэфире, его напрочь забыли газеты, но происходит это не потому, что нет пророка в своем Отечестве, а в результате жесточайшей цензуры: я включен в так называемые «черные списки» Путина, куда занесены и другие запрещенные к публикации оппозиционеры. В частности, туда входят чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, бывший премьер-министр путинского правительства Михаил Касьянов, бывший советник Путина экономист Андрей Илларионов, экс-депутат Госдумы Владимир Рыжков, мой коллега по «Солидарности» и соавтор Владимир Милов - то есть представители демократической оппозиции и те, кто говорят о коррупционном режиме правду.

Российская власть действует абсолютно трусливо, но сознательно и преднамеренно, и я очень благодарен Дмитрию Гордону за то, что он дал мне возможность выйти на широкую аудиторию. Тем более что миллионы россиян ездят в Украину в гости, на отдых и смотрят там телевидение, читают газеты, то есть получают информацию, практически недоступную дома.

Меня не удивляло, что в последние пять лет отношения между нашими странами осложнились. Две большие славянские страны выбрали абсолютно разные стратегии развития. Путин сделал ставку на коррупционно-византийскую модель: авторитаризм, монополия, криминал, а Украине оказался ближе вектор демократический, хотя и движется она в этом направлении с гигантскими проблемами - со скандалами, зигзагами, воровством. В принципе, ее путь на Запад напоминает мне ухабистую, разбитую и залитую весенней распутицей проселочную дорогу - это не хайвей, по которому организованно и размеренно пролетают автомобили.

Тяжело, конечно, находить общий язык, когда стратегии так отличались, но суть-то на самом деле в том, что Путин верит только в авторитарную власть и имперские замашки, а Украина хочет стать частью объединенной Европы. Кремль это ужасно раздражало, а властям Украины, в свою очередь, действовало на нервы то, что из Москвы им что-то диктуют. Они уже наслушались оттуда всяких команд и больше отдавать под козырек не хотят, поэтому проблема взаимного недоверия глубокая и долгосрочная.

Лично я отнюдь не предлагаю кому-либо смириться и принимать все как должное. Если отдать собственную судьбу в руки политиков, она превратится в полный кошмар, потому что они движимы в основном амбициями, корыстными интересами и им, извините, на все наплевать, поэтому то, что делает Дмитрий, трудно переоценить. Во-первых, это независимый и объективный источник информации, а во-вторых, народная дипломатия в действии, ведь львиная доля Диминых героев - известные россияне: элита культуры, искусства, науки, спорта... Он является очевидным мостом между гражданскими обществами России и Украины, и это предельно важно на фоне той ненависти и недоверия, которые еще недавно существовали между Банковой и Кремлем.

Обычно предисловия «старших товарищей» заканчиваются пожеланиями и советами, но это, по-моему, не тот случай. Дмитрий Гордон - умный парень, знает нашу реальность не хуже меня, и хотя здесь, в России, не живет, пристально наблюдает за происходящим. Дима в отличной форме, у него ясная голова, и делает он благородное дело, более того, Гордон - один из немногих бизнесменов, которые тратят на это свои деньги, во всяком случае, я таких альтруистов почти не встречал. Что еще очень важно, он не превратился в закоренелого циника, хотя вращается в сферах, где оставаться сентиментальным интеллигентом практически невозможно, - здесь, на суровых ветрах, требуется определенная закалка и кожа потолще. Вот почему ничего, кроме бодрости и здоровья, желать автору этой книги не буду. Он все делает правильно, а вот читателям хочется пожелать на прощание, чтобы с ухабистой дороги, по которой Украина сейчас идет, она поскорее выбралась на хайвей.




Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось