В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
В гостях у сказки

Новые приключения папы Карло

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 28 Мая, 2009 00:00
В прокат вышел фильм «Ангелы и демоны», снятый по культовому роману Дэна Брауна
Анна ШЕСТАК

«Не учи ученого — поешь стекла толченого!» — вот так, коротко и ясно, можно изложить всю суть и мораль новой картины Рона Ховарда. Три года назад этот голливудский режиссер уже снял фильм по суперпопулярному роману Дэна Брауна «Код да Винчи» и, несмотря на то что во всем мире его творение признали главным разочарованием 2006 года, решил, что стоит поработать над продолжением. Или предисловием, ведь на самом деле «Ангелы и демоны» — первая книга Брауна о гарвардском профессоре Роберте Лэнгдоне, который так сильно интересовался всякими тайными обществами, что они не выдержали, развернулись и не на шутку заинтересовались им самим.

«НЕ ТЯНИ КОТА ЗА ВСЕ ПОДРОБНОСТИ!»

Тому, кто смотрел «Код да Винчи», на «Ангелов и демонов» можно со спокойной душой не ходить. Вы не потеряете ровным счетом ничего, потому что второй фильм почти клон первого. Тот же Том Хэнкс в главной роли, те же бесконечные ребусы-шарады и масонские символы, заложенные в основу произведений всех великих и знаменитых. Только вместо Леонардо у нас теперь фигурирует Галилей, причисленный к средневековому ордену иллюминатов — прогрессивных ученых, спасавшихся в подполье от преследований церкви.

Единственное, что удалось Ховарду в «Ангелах» по сравнению с «Кодом», — это ускорить ход событий. Предыдущий фильм оказался на редкость скучным и статичным — при том, что события во всех книгах Брауна развиваются с молниеносной быстротой! Сколько смотрела «Код», столько Гоцмана из «Ликвидации» вспоминала. Была у него коронная фраза: «Не тяни кота за все подробности!».

В «Ангелах и демонах» Роберту Лэнгдону кота тянуть некогда — на все про все отводится лишь один день. До полуночи профессор должен найти того, кто убил гениального ученого-физика, спасти четырех похищенных кардиналов, каждый из которых может стать новым Римским Папой, и предотвратить чудовищной силы взрыв в самом Ватикане. Ради такой важной миссии Тому Хэнксу пришлось вспомнить свои кроссы 15-летней давности в оскароносном фильме «Форрест Гамп» и хорошенько побегать, однако даже эти усилия не сделали актера сколько-нибудь похожим на главного героя книги Дэна Брауна.

«Хотя 45-летний Лэнгдон и не был красив в классическом понимании этого слова, у него, как выражались его сотрудницы, была внешность «эрудита»: седые пряди в густых каштановых волосах, пытливые проницательные голубые глаза, обворожительно-cочный низкий голос, уверенная беззаботная улыбка спортсмена из университетской команды». Уже почитав это, понимаешь: здесь должен быть кто угодно — Шон Бин, Клайв Оуэн, — но только не Том Хэнкс.

На «эрудита» 53-летний актер похож меньше всего, особенно если учесть, что всю жизнь успешно играл простаков-добряков — милых, трогательных, беззащитных и совершенно далеких от мысли во всем на свете видеть вмешательство масонов. Лэнгдон в книге — современный Индиана Джонс, «Харрисон Форд в твиде от Харриса», а в фильме — увы, постаревший, погрузневший и погрустневший Форрест Гамп, который бежит, не совсем понимая, куда и зачем.
УМБЕРТО ЭКО ДЛЯ БЕДНЫХ

Естественно, я не считаю Дэна Брауна живым классиком, чей текст изменять — кощунство. Браун просто модный писатель, всплывший на рубеже тысячелетий, этакий Умберто Эко для бедных, выучивший наизусть словари символов и одно, но главное правило: если хочешь, чтобы тебя читали все, пиши о том, кого все знают. В «Ангелах и демонах» это Папа Римский, в «Коде да Винчи» — берите выше! — Иисус Христос и Мария Магдалина. Но раз уж книги Брауна стали так популярны, что издаются миллионными тиражами, переписывать их, мягко говоря, нецелесообразно. На это режиссеру тоже стоило обратить внимание, чтобы ненароком не увлечься и не превратить мистический триллер в черную комедию.

В фильм не вошли самые захватывающие эпизоды книги — зрители так и не узнали, что у Папы Римского был сын, не увидели, как Лэнгдон борется с наемным убийцей в фонтане работы Лоренцо Бернини и как выпрыгивает из вертолета без парашюта, надеясь на Господа Бога и брезентовый чехол.

Без этих плодов неуемной фантазии Дэна Брауна фильм стал более правдоподобным, но вот без увлекательных историй о памятниках искусства, которыми богаты Рим и Ватикан, — пресным и схематичным. Лишь один рассказ показался режиссеру достаточно забавным, чтобы упомянуть о нем в картине. Папа Пий Девятый, опасаясь, что монахи, глядя на статуи обнаженных мужчин, думают не о том, о чем нужно, взял резец и безжалостно оттяпал этим самым статуям (хорошо, хоть не монахам!) гениталии. А впоследствии на их место приделали фиговые листки. Вот, пожалуй, и все из разряда «познавательное», что осталось от книги. Обидно. Ведь в отличие от «Кода да Винчи», после выхода которого Брауна обвинили в плагиате, над «Ангелами и демонами» писатель трудился самостоятельно. По крайней мере, этого пока никто не оспорил.

Если вы надеетесь увидеть, как хладнокровный Лэнгдон тает, словно льдинка, когда на него смотрят смоляные глаза итальянки Виттории Ветра, то надеетесь зря. Вместо темпераментной девушки, разгуливающей по Ватикану в шортах и вызывающей всеобщее негодование, вас ждет благоразумная дама в сдержанном черном платье (израильская актриса Аилит Зорор). Довольно привлекательная, но какая-то бледная и безжизненная. Похоже, этот персонаж понадобился Ховарду лишь для того, чтобы в кадре хоть иногда мелькала женская особь.

Даже убийца, который зверски расправился с кардиналами, получился бледным, как моль. В книге это арабский фанатик, помешанный на мести и прочно сидящий на гашише, в фильме — обычный наемник в очочках, который исчезает, раскланявшись перед Робертом и Витторией: «И вас бы я тоже того, но, извините, пока не заказывали».
«И ВСЕ ЗВЕЗДЫ ЕМУ ОТДАВАЛИ СВОЮ НЕЖНОСТЬ»

Более-менее в «Ангелах и демонах» впечатляет разве что верховный злодей. Мало того что он оказался в сутане, так еще и камерарием — правой рукой покойного Папы. Молодого священника Карло Вентреска (в миру актер Эван МакГрегор), не рукоположенного в кардиналы, все время ставили на место, а ему, наоборот, хотелось быть лидером. Вот он и придумал хитроумный план: уничтожить Папу, наиболее вероятных претендентов на его престол, оставить на них клейма ордена иллюминатов, а потом, в последний момент, спасти Ватикан от взрыва, который сам же и подстроил.

За три минуты до «бада-бума», о котором предупреждала героиня Миллы Йовович в похожем фильме, красавец Карло (кстати, неизвестно почему переименованный в Патрика) хватает капсулу с особо опасным шариком, садится в вертолет и взмывает в небо. А когда убеждается, что поднялся достаточно высоко, прыгает с парашютом. Летит, изо всех сил изображая ангела, а люди, затаив дыхание, смотрят и верят... Для полноты картины не хватает только песни: «И придумать не могла земля, как прожить ей без него, пока он летал, летал, и все звезды ему отдавали свою нежность».

Чтобы доказать, что на нежность способны не только звезды, кардиналы на радостях избрали Карло Папой. Вот только править летчику-залетчику выпало недолго — всего 17 минут. Именно столько понадобилось мощному интеллекту ученого Лэнгдона на полное и окончательное разоблачение.

Вот и сказочке конец. Зло, как и положено, наказано, добро смертельно устало, но все-таки торжествует... Остается добавить, что Ватикан, весьма болезненно воспринимающий творчество по-прежнему очень популярного Дэна Брауна, к «Ангелам и демонам» Рона Ховарда отнесся более чем снисходительно. Печатный орган Святого Престола назвал этот скучный фильм «увлекательным развлечением» и «абсолютно безвредной видеоигрой». Слово «бесполезная» клирики употреблять постеснялись.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось