В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Герои нашего времени

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 4 Августа, 2011 00:00
У каждого времени - собственные герои
Виталий КОРОТИЧ
Одной из самых дискуссионных тем последнего времени в Украине было обсуждение вопроса о том, можно ли присвоить звание Героя Украины Бандере и Шухевичу. Вначале считалось, что можно, а позже выяснилось, что нельзя.

За год-два до этого происходил чуть менее шумный спор об актерских почетных званиях - кто, когда и зачем их присваивает. Здесь тоже не было единодушного мнения, поскольку эти звания, как и титул Героя Украины, присваиваются указом Президента, и вполне естественно, что следующей темой для обсуждения стало выяснение вопроса о праве главы государства на собственное мнение, что запутало вопрос окончательно.

Мы с вами как-то уже говорили о наступлении безгеройской эпохи, то есть времени, когда авторитетов общенационального значения не существует. Несколько десятилетий назад кандидатуры героев тщательно отфильтровывались где следует и предъявлялись народу безальтернативно. Помню, космонавт Павел Попович вполне осознанно говорил, что не мог быть самым первым человеком в космосе, поскольку таковым должен был стать русский по национальности летчик Юрий Гагарин. По этой же причине чуваш Андриян Николаев тоже не мог стать вторым по порядку космонавтом.

Сегодня никакой определенности нет. Общенациональных героев не стало, радио, телевидение, другие СМИ вывели в первые ряды общественного внимания развеселых эстрадных звезд и футболистов, упирая в основном на то, сколько можно заработать, не особенно налегая на изучение школьных и разных прочих наук.

Когда недавно проводили опрос среди старшеклассников, имена не только Гагарина, но и Ленина знали далеко не все. На общенациональном телеконкурсе самым авторитетным украинцем всех времен был признан киевский князь Ярослав Мудрый, о подробностях жизни которого не только школьники, но и профессиональные историки знают совсем немного.

У каждого времени - собственные герои, но героев, пронизывающих времена и прошивающих национальное сознание, скрепляющих его, не оказалось. В предыдущем столетии Кобзарь укорял современников, что они «славних прадiдiв великих правнуки поганi», а грибоедовский Чацкий оглядывался в еще большей безнадежности, определяя, где же те «Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы»?

Впрочем, некогда были признаки, строго определявшие репутацию. Сегодня же, судя по всему, семь смертных грехов, калибровавшие авторитеты прежнего времени, ушли в прошлое. ХХ век простерся от героев, грабивших банки во имя революции, до героев, возглавивших банки в послереволюционное время. В том и другом случае определяющей была не мораль, а целесообразность поступков.

В процессе перемен выяснилось, что даже в недавнем ХХ веке у нас нет ни героев-солдат, ни героев полководцев, - все Щорсы с Пархоменками, Махно с Тютюнниками, Бандеры с Шухевичами враждуют, оставшись в несовместимых эпохах. Наша история не срастется, а значит, и народ, нация срастись в единое целое не могут.

Завидую американцам, у которых победители и побежденные в давней гражданской войне лежат на одних кладбищах, завидую испанцам, которые похоронили под общими крестами погибших в относительно недавней гражданской войне («Они любили Испанию и умерли за нее», - прочел я там на одном из памятников). У нас же не только герои-воины, но даже люди, бывшие Героями Труда (социалистического) в прежней стране, не почитаемы в государстве, где Героев капиталистического труда еще не придумали. Но страна-то одна. «Народ должен знать своих героев», - говорили когда-то. А ведь должен...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось