В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Что наша жизнь? Игра...

Ада РОГОВЦЕВА: «Мой врач сказал: «Ну подтянете вы лицо, а маразм куда девать?»

Руслан МАЛИНОВСКИЙ. «Бульвар Гордона» 18 Сентября, 2009 00:00
После книги воспоминаний «Мой Костя», которую Ада Николаевна посвятила своему мужу Константину Степанкову, народная артистка СССР пишет новые мемуары — на этот раз посвященные закулисью.
Руслан МАЛИНОВСКИЙ
Народная артистка Украины и СССР принадлежит к числу тех женщин, которые меняются каждый день. Ее сложно увидеть дважды в таком же настроении, с такими же мыслями и желаниями — она всегда разная. И дело здесь даже не в издержках профессии... Роговцева такая в глубине души — то холодно-неприступная, то открытая и откровенная, иногда утонченно-прихотливая, а иногда — простодушная и деревенская. Вот и я шел к легендарной актрисе — возвышенной и далекой от мирских забот, а увидел ее молодой, ироничной, озорной.
«У МЕНЯ НА КУХНЕ ОДИН ПРИНЦИП - ОТСУТСТВИЕ ВСЯКИХ ПРИНЦИПОВ. ГОТОВЛЮ ВСЕ БЕЗ РЕЦЕПТА»

- Ада Николаевна, уже много лет Украина и Россия продолжают спорить за право называть вас своею. Вы еще не устали от того, что вас перетягивают, как канат?

- Нет, ведь я лично на эту тему никогда не дискутировала. Привыкла не обращать внимания на досужие разговоры и переделы. Скажу больше - мне кажется просто прекрасным тот факт, что я востребована в двух странах. Я и здесь, и там играю в театре и снимаюсь в кино, что может быть лучше? Впрочем, мне кажется, что в России меня ценят больше. Хотя в последнее время и в Украине не забывают, дают немало наград. Правда, не могу сказать, что умираю от радости, когда получаю их.

- Несмотря ни на что, вы остались жить в Украине.

- Да, потому что я - украинка. Ну почему должна куда-то ехать из дому? Здесь все мое, родное - народ, земля, традиции, литература, дети, внуки, родители. Так что я готова ответить «да» только на предложения о работе, а о переезде речи идти не может.

- У вас взрослые дети и подрастают внуки, они часто заходят в гости к бабушке?

- Да, особенно на праздники. Семейные торжества - это для нас святое. Мы в обязательном порядке собираемся в нашей квартире на Новый год, Рождество и Воскресенье Христово. Как и в любой семье, не обходится без накрытого стола с шампанским и вкусными блюдами. Раньше на праздники я обязана была отложить все дела и провести время с детьми, а нынче все изменилось с точностью до наоборот: они должны приехать ко мне и уделить время. 

Катя Квитко, «Когда поют соловьи», 1956 год

- Вы балуете домашних собственноручно приготовленными блюдами?

- Так оно и есть. Правда, для того, чтобы появилось желание что-то приготовить, у меня должно быть «кулинарное вдохновение» и абсолютная свобода от подготовки к новой роли или какой-то другой работы.

Иногда моя дочь Катя спрашивает: «Мама, какое у тебя настроение? Может, ты для нас приготовишь шарлотку?». Когда у меня есть соответствующий настрой, я ей отвечаю, что сегодня вечером обязательно сделаю. Но бывает, я не то чтобы отказываюсь, а просто переспрашиваю: «Шарлотку!?», и она сразу все понимает: «Не надо, мама, мы сами...». (Смеется).

Мне удаются также разнообразные мясные и рыбные блюда, но рецепт не спрашивай: даже если очень захочу, не расскажу. У меня на кухне есть один принцип - отсутствие любых принципов. Я готовлю все без рецепта. Если что-то не выходит, блюдо нужно «доработать» - то есть поскорее добавить еще чего-нибудь (хохочет).

Когда-то мама, наблюдая за тем, что я вытворяю на кухне, говорила: «Адочка, ну что же ты делаешь?». А потом, когда пробовала, не понимала, каким чудом получилось съедобно. Я не могу жить по правилам. Наверное, с ума бы сошла от скуки, если б нужно было что-то взвешивать, отмерять...

- А записывать рецепты не пробовали?

- Ты что, это еще тоскливее. Однажды я рассказывала знакомому о том, как мы любим варенье из арбуза, которое варим каждое лето. Он попросил рецепт. Я как на духу рассказала, что нужно взять корочки арбуза, срезать зеленую шкурку, сложить в миску и варить, добавив лимон и сахар, до тех пор, пока варенье не начнет густеть. Он попытался узнать, сколько точно нужно арбузных корок, а отвечала: «Столько, сколько есть!». - А сколько добавить лимонов и килограммов сахара?» - спрашивает. А я, не понимая вопроса, отрезала: «Вы сами увидите». - «А как долго варить?» - сделал последнюю попытку он. «Вы сами догадаетесь, что пора выключать», - говорю. «Ну что же, это тоже рецепт», - улыбнулся приятель. Мы от души насмеялись, но он понял, что в этом вся Роговцева...

«ЧАСЫ, КОТОРЫЕ КОСТЯ ЧИНИЛ ВСЮ ЖИЗНЬ, ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ НИ РАЗУ НЕ ОСТАНОВИЛИСЬ»

- Вы не любитель правил, но сторонник порядка. В вашей комнате царит идеальная чистота, а предметы и книги на полках расставлены «как по нотам». Вообще, любите приносить в дом всевозможные «нужности» и «ненужности»?

- Все предметы, которые есть у меня в доме, мне дороги и ценны. Я помню историю каждой безделушки, каждого горшочка и статуэтки, не забываю, кто подарил ее, по какому поводу, с какими словами.

Картина Иосифа Хейфица «Салют, Мария!» сделала Аду Роговцеву звездой советского экрана. 1970 год
Сама же я часто покупаю только книги: скорее откажу себе в куске хлеба, чем в литературной новинке. Предметы декора и памятные вещи приобретаю редко. Вот купила этот классический модерновый медный подсвечник, например, будучи на гастролях в Архангельске в антикварном магазине. Мне так понравилась форма и чистота линий, что попросила продавца позволить мне рассмотреть его поближе, а когда взяла в руки, то поняла, что уже не расстанусь с ним. Сейчас мне очень дорога эта вещь, поскольку напоминает о поездке.

А видишь большие напольные часы, которые принялись звонить, отбивая полный час? О таких не одно десятилетие мечтал Константин Петрович (народный артист СССР Константин Степанков - муж Ады Роговцевой, скончавшийся летом 2004 года. - Авт.). Я подарила ему эти деревянные резные «куранты» к 50-летию, но почему-то они очень плохо работали - то шли, то останавливались... Костя чинил их едва ли не всю жизнь. Из-за них стал настолько хорошо разбираться в часовых механизмах, что мог бы работать мастером в часовой мастерской. И вот в чем парадокс - с тех пор как Кость Петрович ушел на тот свет, они ни разу не остановились. Это настоящее чудо для всех домашних. Думаю, мистики тут нет никакой, просто это еще одно напоминание о Константине Петровиче. В этой квартире он везде - в часах, на десятках фото на стенах, в воздухе...

- Правда, что в последние дни Константина Петровича вы вели дневник, на основе которого позже написали книгу «Мой Костя»?

- Да, я почти всю жизнь веду дневник, но не постоянно, а только когда чувствую душевный порыв. Если бы не те записи, вспомнить, что мы делали, что думали в последние дни пребывания на этом свете мужа, было бы невозможно.

С Кириллом Лавровым в фильме «Укрощение огня», 1972 год

Когда Кость Петрович болел и умирал, я пережила кошмарные дни, следующие, после его смерти, были еще страшнее - будто от меня отрезали половину. Каждый, очутившись в подобной ситуации, справляется с горем по-своему: кто-то неделями пропадает на кладбище, кто-то ищет успокоения в храме... Но я - человек, никогда не живший по схемам, и нашла утешение в другом - села и написала книгу воспоминаний, историю любви и успеха. Это был мой способ вернуться к существованию и продолжать жить.

Мне хотелось показать Константина Степанкова не как актера, а как человека со своей судьбой, характером, любовью и отцовскими обязательствами. Я стремилась также, чтобы человек, который прочтет мой труд, понял: не стоит себя сковывать слишком уж строгими обязательствами и жить в рамках этих «оков». Нельзя заниматься самообманом и идеализировать свою жизнь, строя воздушные замки типа «счастливый брак» или «творческий союз».

- Сегодня вы пишете новую книгу, автобиографическую. Кто помогает в работе над ней?

- Дочь Екатерина. Мне кажется, у нее отличный литературный вкус, и я ей доверяю. Она в нашей семье, так сказать, мозговой центр. Книга будет посвящена киношному и театральному закулисью. Все людям, от великих режиссеров до костюмеров и технических работников сцены. Кто еще о них вспомнит, если не я?

- Кстати, не так давно вы снялись у режиссера Владимира Бортко в картине «Тарас Бульба», где сыграли жену Бульбы, мать Остапа и Андрия. Как вам работалось?

- Благодаря Бортко я как бы опять очутилась в атмосфере требовательности, присущей картинам былого времени. Зоркий глаз режиссера успевал отслеживать каждое движение на съемочной площадке, а работа над материалом была основательная и неспешная, чего так не хватает сегодняшним фильмам, а тем более сериалам. Кроме того, за Бортко на съемочной площадке неимоверно интересно наблюдать. Признаюсь, иногда исподтишка я следила за ним...

«ИНОГДА ТО, ЧТО НЕПРАВИЛЬНО, КАЖЕТСЯ МНЕ САМЫМ ВЕРНЫМ»

- В «Тарасе Бульбе» сыграл и ваш близкий друг актер Лесь Сердюк...

- Он меня поддерживал и помогал, поскольку в картине есть и кровавые сцены, и батальные - с участием сотен актеров массовки... Лесь был частым гостем в нашей квартире - мы с Костем дружили с ним с молодых лет. Он из тех людей, которых не нужно звать: когда тебе плохо, Лесь приходит сам. Когда умер Костя, Сердюк был на нашем пороге уже через 15 минут.

Сегодня мы видимся не так уж часто, но это вовсе не отдаляет нас. Как писал Андрей Платонов: «Совсем не обязательно владеть предметом своей любви, значительно важнее ощущать его постоянным жителем вашего сердца». Лесь Сердюк - тот человек, который всегда со мной, даже если его нет рядом. Он, кстати, еще и мой крестный отец.

Константин Степанков и Ада Роговцева с детьми Костей и Катей, 70-е годы

- Неужели? Как такое может быть?

- Это интересная история. Я окрестилась всего пять лет назад. До этого часто спрашивала родителей, крещенная ли я. Мама отвечала, что да, но у меня были большие сомнения по этому поводу. Я родилась в такое время, когда церковь была почти запрещена, а ее роль практически нивелирована, и считала, что это нужно исправить. Долго собиралась, а недавно созрела. Церемония прошла в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Кроме того, мне хотелось получить имя перед Богом, поскольку Ады нет в святцах.

- Какое имя вам дали при крещении?

- Анна - именно так звали мою маму, и именно это имя выпало по церковному календарю. Крестной матерью я взяла подругу, которая старше меня на пять лет, а роль крестного отца досталась Лесю Сердюку. Конечно, у меня были сомнения по этому поводу в первую очередь из-за того, что он моложе. Я даже спрашивала разрешения у святого отца. Тот ответил, что я могу брать кого угодно, лишь бы этот человек был для меня родным и я ему доверяла. Сам Лесь, между прочим, очень годится тем, что окрестил меня. 

«Когда Кость Петрович болел и умирал, я пережила кошмарные дни, но следующие, после его смерти, были еще страшнее — будто от меня отрезали половину»

- А что за история с тем, что у вас не две, а три бабушки?

- Люблю иногда пошутить на эту тему: мол, у меня три бабки - черная, белая и красная. Вот шутки и обросли домыслами. На самом деле, у меня, как и у всех, две бабушки и одна прабабушка Агафья Тихоновна. Разноцветными я стала называть их еще в детстве - баловницей была, понимаешь? У прабабушки совсем не было седины, поэтому для меня она стала черной. Другая - Дарья Константиновна была рыжеволосой - красной. А Федора Дмитриевна стала седой уже в 35 лет, за что от меня получила звание белой. Вслед за мной все внуки их так и называли - белая, черная и красная.

Они жили в небольших деревеньках в нынешних Сумской и Черниговской областях. Я часто к ним ездила и просто обожала за самобытность и иронию. Надеюсь, когда я покину этот мир, мои дети и внуки так же много смешного обо мне расскажут наследникам. Хотя бы потому, что у меня нестандартный взгляд на жизнь, для меня не существует категоричных «хорошо» и «плохо», иногда то, что неправильно, мне кажется самым верным.

«В 72 ГОДА ВОЗРАСТ ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ НА ТЕБЕ НЕ БЫЛО БИЖУТЕРИИ»

- Сейчас часто бываете в деревне?

- Да. У меня есть домик в Киевской области, где я очень люблю бывать. Даже когда времени катастрофически не хватает и вдруг выпадают два свободных дня, я бросаю все и мчусь в деревню. Когда переступаю порог хаты, то говорю: «Фу-у-ух, наконец-то я дома». Когда-то у меня здесь было целое хозяйство - шесть коз, 40 курочек и столько же кроликов, две свинки и кабан, а еще был большой огород.

С дочерью Катей. «Она в нашей семье мозговой центр, у нее отличный литературный вкус, и я ей доверяю». Екатерина Степанкова востребована как актриса, играет вместе с матерью в спектакле «Варшавская мелодия-2» и постановках Романа Виктюка, а с некоторых пор осваивает режиссуру. В ее первом спектакле на киевской сцене «Розовый мост» Аде Николаевне досталась одна из главных ролей
Однажды на бенефис мне подарили козлика, которого я назвала Беня Физ, - он также жил у меня. Я любила хлопотать по хозяйству, хотя в молодости и представить не могла, что крольчата и цыплята - это такое счастье! Константин Петрович тогда говорил: «Это же надо быть такой глупенькой - два дня чистить кроличьи какашки и уехать в Киев абсолютно счастливой». Но я не обижалась на такие слова и никогда его не слушала, потому что мне страшно нравилась деревенская жизнь.

На огороде у меня были и бобы, и картофель, и арбузы, и бог весть что. Тогда, между прочим, я играла в театре, но в выходные дни мчалась к своим грядкам. Позже стало меньше сил, времени и возможностей, поэтому и огород стал беднее - кроме летней зелени, на нем сейчас ничего и не растет.

- Как добираетесь в деревню?

- Меня отвозит водитель.

- Небось, на той машине, что подарил президент?

- Нет, что вы?! Та очень быстро разбилась. С тех пор я сменила уже два автомобиля. Не везет мне то ли с ними, то ли с водителями! Сама я никогда не водила и учиться не стала, поскольку авто очень поздно пришли в мою жизнь. Первый «четырехколесный друг» у меня появился в 60, и я не рискнула в таком возрасте садиться за руль: и нервы, и зрение уже не те. Один выход - нанимать водителей, а они мне уже третью машину разбили. Такая я невезучая!

- Рано вы, Ада Николаевна, себя в старушки записываете... Помню, как после одного их конкурсов красоты, где вы сидели в жюри, газеты написали, что самой стильной по праву можно назвать именно Роговцеву.

- Я помню эту публикацию. Очень приятно было ее прочесть. Хотя, признаюсь вам, тогда на мне был скромный сарафан, никаких драгоценностей - только нитка с кораллами, а дополнял «стильный» образ шарфик в красную полоску, который я на вечер одолжила у внука-подростка. 

В блокбастере Владимира Бортко «Тарас Бульба» Роговцева сыграла жену Бульбы, мать Остапа и Андрия. С Владимиром Вдовиченковым и Богданом Ступкой

- Ничего не скажешь, демократично...

- Вообще, не люблю выглядеть вычурно и, так сказать, «по-вечернему». В одежде ценю простоту, хотя если ситуация требует, то никуда не денешься. Но это, скорее, исключение - например, прием у Президента. Сегодня в моем шкафу есть разная одежда, но так было не всегда.

Помню, как было неприятно, когда в театральном гардеробе дамы кидали свои соболиные или норковые манто, а я скромно вешала тоненькое драповое пальтишко. Сегодня в моем шкафу уже висит норковая шуба, и я постепенно избавилась от этого женского комплекса.

- Если опять будет повод выйти в свет, сможете надеть «норочку»?

- Да, но, зная свой нрав, я, скорее, опять отдам предпочтение драповому пальтишку. Только с украшениями ситуация сложнее. В 72 года возраст требует, чтобы на тебе не было бижутерии. Но вовсе необязательно щеголять в бриллиантах, которым нет цены. Отложив бижутерию в сторону, я отдала предпочтение натуральным камням. Например, моим любимым кораллам.

- Сегодня очень модно омолаживание с помощью пластической хирургии или уколов ботокса. Думали об этом?

- Конечно, пластика для меня не табу. Я с большой радостью убрала бы несколько морщин, поскольку уверена, что старость не очень эстетична. Но, признаюсь, что мне не позволяет это сделать здоровье. У меня больные почки, а любая пластическая операция - это весьма сложная процедура с использованием наркоза. Если бы не это...

Есть и еще один аспект - психологический. По этому поводу прекрасно сказал мой врач: «Ну подтянете вы лицо - с этим, допустим, нет проблем. А маразм куда девать?!». И я согласна с ним. Тем более что всем нам известны дамочки, которые просто умом тронулись на стремлении быть молодыми. Вот они и делают по 30 пластических операций, а после этого ходят, как куклы.

Здесь очень тонкая грань, которую не стоит переступать. Еще надо не бояться видеть себя такой, как есть, - здесь и сейчас, в реальном времени.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось