В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Мысли по поводу

Как это делал сеньор Бернабеу

Валерий МИРСКИЙ 17 Ноября, 2004 00:00
Ажиотаж, вызванный недавним приездом в Киев на матч Лиги чемпионов мадридского "Реала", затмил все известное по этой части нынешним болельщикам.
Валерий МИРСКИЙ
Ажиотаж, вызванный недавним приездом в Киев на матч Лиги чемпионов мадридского "Реала", затмил все известное по этой части нынешним болельщикам. Но и тех, кто хорошо помнит обстоятельства встречи динамовцев с обладателем Кубка европейских чемпионов 1967 года шотландским "Селтиком", удивило, что перекупщики просили за билет на игру с "Реалом" всего лишь 150 долларов США. Советская власть за обладание такой суммой вражеской валюты была способна посадить человека в тюрьму на всю оставшуюся жизнь, поэтому билет на "Селтик" приходилось обменивать у спекулянтов на модные плащи "Болонья". Ну а если говорить об истинной цене случая поглазеть на королевский клуб из столицы Испании с его сказочным прошлым и завидным настоящим, то это зрелище в одном ряду с теми, о которых сказано на всех наречиях мира - увидеть и умереть.

ШАПКИ-УШАНКИ НЕ ПРОШЛИ

Представляю, как я выглядел, когда в числе сотрудников Укрсовета "Динамо" встречал команду "Реала" во главе с ее хозяином и идолом Сантьяго Бернабеу. Над Одессой занималась весна 1973 года, мартовское солнце, не предупредив и не спросясь, пробуждало томительный интерес к запахам моря и добродушным местным барышням, а тут еще такая оказия.

Мне, выходцу из золотушного детства лихой военной поры, не могло привидеться в самых сладких снах, что когда-нибудь наши пути пересекутся - мой и легендарного клуба с величайшими заслугами перед футболом сверкающего мира наслаждений. Хоть мы и жили за каменной стеной забот компартии о чистоте пролетарских нравов, но и нам, сиромахам, было ведомо, что мадридский "Реал" на протяжении пяти первых розыгрышей не выпускал из рук Кубка европейских чемпионов и что эти успехи, немыслимые для нашего принципиально любительского футбола, добыты созвездием лучших в мире игроков, скупаемых сеньором Бернабеу по всему земному шару с незатруднительностью хозяйки, выбирающей в овощном ряду укроп и редиску.

Конечно же, острые ощущения доставляли советским людям и воспоминания о том, что в этом клубе нашел прибежище беглец из придунайского филиала социалистического рая Ференц Пушкаш, сильнейший бомбардир венгерского футбола за всю его историю и по совместительству майор славной армии Венгерской Народной Республики. Почему динамовцы принимали "Реал" в четвертьфинале Кубка европейских чемпионов 1972-1973 годов в Одессе, уже не припоминается, кажется, это было связано с ремонтом футбольного поля на Центральном стадионе в Киеве. Стерлись из памяти и картинки игры, проходившей в жесткой силовой борьбе и завершившейся вничью 0:0. Зато запечатлелись на долгие годы два эпизода с участием сеньора Бернабеу.

Мне было поручено наблюдать за порядком обслуживания гостей, и, следуя диспозиции, я околачивался порою в гостиничном ресторане, где кормили испанскую команду. Во время завтрака вошел в помещение сеньор Бернабеу. С энтузиазмом насыщавшиеся футболисты и тренеры вскочили, вытянулись почти как по команде "Смирно!", с иных столов попадали на пол ножи и вилки, но никто и не подумал поднимать упавшие принадлежности, пока президент клуба не покинул трапезную. Мне с моим опытом службы в авиационном полку Советской Армии такая выучка гражданских личностей показалась излишней.

Как водится, наша сторона приготовила арбитрам матча (тоже ведь гости!) стандартный набор сувениров - по меховой шапке и банке черной икры. А сеньор Бернабеу вынул из кармана три пары часов-луковиц откровенно желтого цвета с откидными крышками на пружинках и малиновыми переливами мелодии какого-то европейского шлягера времен крестовых походов. Судьи, как дети, все слушали и слушали эту давно вышедшую из моды мелодию, открывая и закрывая крышки часов, так что наши шапки-ушанки с провизией пришлось чуть ли не впихивать им в руки. Потом, по ходу матча, стало совершенно очевидным, что эти ребята ничего не смыслят ни в зимних головных уборах, ни в закуске.

Глядя на кучерского покроя плащ-палатку президента "Реала", на его лицо без малейших признаков наследственного аристократизма и грузную фигуру моряка, давно не лазившего на реи, я проникался недружелюбием к отечественной пропаганде, плохо подготовившей меня к встречам с похитителями прибавочной стоимости в особо крупных размерах.

Сеньор Бернабеу все больше и больше нравился мне. Он явно был похож на моего дядю-экспедитора, иногда приносившего в наш послевоенный нетопленый дом всякие вкусности. Разве что дядюшкин нос был, пожалуй, немного розовее. А плотно опекавший президента "Реала" глава федерации футбола УССР рассказал мне о простецких манерах высокого гостя. В частности, когда бодрящие запахи оттаявшего моря достали и сеньора Бернабеу, он без обиняков заявил своему официально приставленному спутнику, что является мужчиной в самом соку. А прочитав в глазах собеседника немой вопрос, заметил, что если у уважаемого сеньора имеется сестра и она соблаговолит прийти к нему, Сантьяго Бернабеу, в гости, то сможет засвидетельствовать, что он не бахвалился, говоря о себе такие ответственные слова.

Сестра представителя хозяев поля жила в другом городе.

Время и нравы не позволили мне представиться сеньору Бернабеу в качестве журналиста, о чем я глубоко сожалею. Иначе уже тогда мне наверняка стало бы известно, что адвокат Сантьяго Бернабеу в молодости играл за "Реал", был капитаном команды, потом тренером, секретарем и, наконец, в 1942 году стал президентом клуба, когда он и его "Реал" были стеснены в средствах. Во время гражданской войны в Испании клубный стадион был разрушен, Бернабеу объявил о сборе пожертвований по подписке и сумел собрать 41 миллион песет, которых хватило на покупку земли и оплату первого этапа строительства.

Новый стадион с трибунами на 75 тысяч мест открылся в декабре 1947 года, это положило начало финансовому благополучию. А в 50-е годы клуб заработал приличные деньги успешными выступлениями в Кубке европейских чемпионов, и вместимость стадиона возросла до 125 тысяч мест. Тогда же в клубе укоренилась страсть к собирательству звезд мирового футбола. Один за другим появились в клубной команде аргентинский центрфорвард Альфредо Ди Стефано, венгр Ференц Пушкаш, француз Раймон Копа, уругваец Хосе Сантамария, бразилец Диди. Многие в Испании и в испаноговорящих странах до сих пор полагают, что лавры лучшего футболиста всех времен и народов больше подходят Ди Стефано, тем самым отказывая в этих почестях Пеле. Не нам участвовать в подобных спорах, мы в то время за железным занавесом и под охраной докапывались до счастья. А вот о том, как Ди Стефано очутился в "Реале", сеньор Бернабеу мог бы рассказать поучительную историю.
ДАЙ БОГ КАЖДОМУ ФУТБОЛУ ТАКОГО "НЕМЦА"

Альфредо Ди Стефано по прозвищу Эль Алеман ("немец"), за которое он обязан своим светлым волосам, получил первые уроки футбола на пустырях и в переулках Барракаса, бедного предместья Буэнос-Айреса, играл за "Ривер Плейт" и сборную Аргентины, а когда аргентинские футболисты-профессионалы устроили забастовку и локаут хозяев клубов выбросил их на улицу, Альфредо в составе колумбийского "Мильонариоса" совершил турне по Европе, где и был замечен селекционерами непримиримых антагонистов - мадридского "Реала" и "Барселоны". Враждующие стороны не поделили блондинистую звезду, в дело вмешался испанский футбольный суд и принял решение, затмившее мудрость первого юриста древности Соломона: один сезон Ди Стефано должен играть за "Реал", а другой - за "Барселону", и так, надо полагать, до истертости коленок. В футболке "Барселоны" игра у "немца" почему-то не заладилась, и каталонцы с легким сердцем продали свою долю прав на его персону "Реалу". А через четыре дня после этой сделки "Реал" разгромил "Барсу" со счетом 5:0, и три гола забил Ди Стефано. Как часто наше счастье зависит от чьей-то опрометчивости.

Между прочим, в 1962 году президент "Реала" намеревался прикупить и Пеле, ради этого приобретения был продан в "Ювентус" Дель Соль, заменивший в свое время в составе "Реала" не кого-нибудь, а лучшего игрока чемпионата мира 1958 года бразильца Диди. Но сделка не состоялась. Вероятно, 22-летний Пеле был не по карману даже "Реалу". А может быть, все дело в том, что вместе с Пеле надо было покупать Бразилию.
"РЕАЛ" УЗНАВАЕМ, НЕУЗНАВАЕМО "ДИНАМО"

На рубеже прошлого и нынешнего века традиции мадридского "Реала" собирать под своими знаменами сильнейших футболистов и побеждать всех-всех получили новый импульс. В 1998 году "Реал" вновь стал первой командой Европы, затем, дважды установив мировые рекорды трансферных сумм (35 миллионов фунтов - за Луиша Фигу и 45 миллионов - за Зинедина Зидана), выигрывает Лигу чемпионов в 2000-м и 2002 году. Два года назад приобретен сильнейший бразильский форвард Роналдо, в прошлом году - кумир английской публики Дэвид Бэкхем, а в нынешнем сезоне - еще один яркий представитель родоначальников футбола Майкл Оуэн. Разговоры о том, что королевский клуб уже "не тот", просто злопыхательство. Все его повадки, сильнейшие стороны экономической и спортивной деятельности при нем, возрожденном из пепла войны умом и силой воли Сантьяго Бернабеу на деньги испанского народа.

И с таким клубом команда киевского "Динамо", поклонники которой только учатся выговаривать имена новобранцев из Африки, Азии и Латинской Америки, нынешней осенью дважды сыграла на равных. Удивительное, непостижимое явление, если учесть, что еще каких-то два месяца назад достаточно серьезные эксперты склонялись к мысли о том, что команда динамовцев Киева как тактическая единица еще не сформировалась, не имеет ярко выраженных достоинств.

Все дело во вкусах нового тренера - Йожефа Сабо. Он открыл дорогу в основной состав команды футболистам, придавшим черты завершенности моделям организации обороны и атаки в рамках очень привлекательных стратегических схем. Это прежде всего форварды Верпаковский и Клебер, полузащитник Юссуф, защитники Каддури и Родолфо. Удачно уточнены тактические функции полузащитников Белькевича, Ринкона, Гусева, защитников Гавранчича, Гиоане.

Скорее всего, это иллюзия, будто под рукой у Сабо два равноценных состава одинаково высокой квалификации. В промежутке между матчами Лиги чемпионов в игре чемпионата Украины против киевского "Арсенала" участвовали футболисты, в последнее время чаще всего остающиеся на скамейке запасных, когда надо биться за победу с европейской элитой. И сразу стала заметна разница, особенно в настроении, в желании и умении отдавать все силы каждому игровому эпизоду, как это получается у 25-летнего латыша Верпаковского или у 21-летнего бразильца Клебера.

В итоге потеря турнирных очков и некоторая туманность перспектив кадрового маневрирования в условиях жестких переплетений международного и внутреннего календарей игр. В киевском "Динамо" вдруг обозначились футболисты, рассчитывающие на главные роли без необходимого морального обеспечения этой своей претензии, а в отдельных случаях и без предъявления надлежащего мастерства. Думается, под рукой у Сабо такие игроки не задержатся.

Меньше граней у наметившегося затухания пробивной атакующей мощи донецкого "Шахтера" и особенно днепропетровского "Днепра". Как определил в своем комментарии на страницах газеты "Команда" заслуженный тренер Украины Сергей Морозов, у "Шахтера" наступил функциональный спад, и с этим хочется согласиться, все признаки налицо. Что до "Днепра", теряющего турнирные очки в четвертом подряд матче чемпионата страны, то тут давно не существует никаких загадок: эта команда и не создавалась для успешных выступлений на внутреннем и международном фронтах, она не обладает должным кадровым потенциалом даже для крупного успеха в чемпионате Украины. Мажет быть, только теперь самодеятельность тренера Евгения Кучеревского и его двужильных футболистов, упорно идущих к высокой цели в Кубке УЕФА, послужит толчком для настоящей работы по созданию в Днепропетровске команды международного класса.
УМНЫЙ В ЯМУ НЕ ПОЙДЕТ

Пока же, за два тура до окончания первого круга чемпионата страны, можно утверждать без риска ошибиться, что "Днепру" не светит вклиниться в группу команд, борющихся за место в так называемой зоне УЕФА. В осенние месяцы команда обессилела на турнирной дистанции: набрано 7 очков из 21 возможного, на этом отрезке имеют более высокие результаты киевское "Динамо" (19 очков), донецкий "Металлург" (16), "Шахтер" и "Волынь" (по 15), "Черноморец" (13), "Кривбасс" (12), "Металлист" (10), "Ильичевец" (9), "Арсенал" (8). Больше половины участников высшей лиги играют во внутреннем чемпионате успешнее "Днепра" - команды, исправно повышающей рейтинг украинского футбола в розыгрыше Кубка УЕФА.

Если учесть, что и "Шахтер" в осенние месяцы недобрал 29 процентов до своего летнего показателя набора очков, то возникает вопрос: а не могли бы мы за счет определенных организационных мер "подложить соломку" под эти вызванные объективными причинами спады психофизического состояния у наших участников клубных евротурниров? Приведу пример. На недавнем совещании в ПФЛ во время обсуждения календаря игр второго круга выяснилось, что представители киевского "Динамо" не согласны с представленным проектом, который, по их мнению, наверняка отнимет силы у команды, если она наряду с достижением поставленных целей во внутренних соревнованиях продвинется дальше 1/8 финала Лиги чемпионов или Кубка УЕФА, куда она уже точно попадет.

Было решено рассмотреть динамовские предложения по календарю и лишь потом приступить к утверждению расписания игр второго круга.

Динамовский клуб уже представил свою версию календаря. Ее квинтэссенция в невмешательстве в периодичность матчей участников чемпионата, не отвлекающихся на выступления в международных турнирах. Они проводят календарные игры чемпионата страны через шесть дней на седьмой, естественно, без учета перерывов на выступления национальных сборных, то есть действуют в методически идеальном режиме чередования нагрузок и отдыха. Одновременно разгружены для наших участников еврокубков узкие места, где международный календарь буквально наезжает на расписание игр чемпионата и Кубка Украины, вынуждая футболистов выходить на ответственнейшие встречи каждый третий день. Разгрузка достигается за счет резервных дней, назначенных на даты, не нарушающие режима подготовки других участников первенства страны. Все сделано так, чтобы занятость сильнейших клубов в параллельных евротурнирах никаким образом не затрагивала методическую размеренность игр и подготовки коллег по высшей лиге.

Знаете, чем плох такой календарь игр, в принципе устраивающий команды любых задач? Тем, что он отличается от расписания игр в чемпионатах Англии, Италии, Испании, Франции, Германии наличием резервных дней. Наших ортодоксов, слепо копирующих западноевропейские календари, сильно смущает сам факт такого наличия. У них такого нет - и у нас не должно быть.

Не хочется комментировать такую аргументацию, потому что рвутся наружу слова, вряд ли приемлемые для нашего юного, но уже демократического общества.

Площадно ругаться умеют все, но похваляются этим уже только нарциссики, одуревшие от "Тройного одеколона" популярности. Для меня стало неприятной неожиданностью, что дешевизной известности такого рода соблазнились уважаемые мною личности из нашего тренерского корпуса. В последнее время редкая послематчевая пресс-конференция обходится без выпадов футбольных полководцев в сторону арбитров, и, увы, все чаще стилистика этих эскапад обнажает навыки жизни на дне.
АРБИТР - "ПИ", ТРЕНЕР - "МУ", А КТО ТАКИЕ МЫ, ЕСЛИ БЕЗРОПОТНО ПОТРЕБЛЯЕМ ЭТО "ГЭ"?

Спору нет, придонное существование было уделом каждого, кто оказался под пятой диктатуры пролетариата. Любая душа, хоть генсека, хоть дамы, высланной на 101-й километр от места прописки, загибалась в клетке тотальных запретов на самостоятельные мысли и порывы, таким же тотальным был дефицит всего материального, и наверное, потому мат стоял столбом на всех этажах социальной лестницы. Передел собственности и затеянный ради него политический переворот лишь обострили догадки большинства о своей безнадежности, ибо доступ к участию в грабежах стандартной поры накопления первоначального капитала получили немногие. А обилие крови и порнографии прямо во дворе и на экране телевизора вогнало эти подозрения в обойму дальнейшей деградации.

Но всему приходит конец. Настали дни повышения окладов и пенсий, вежливых просьб не проходить мимо избирательных урн. Чем не жизнь?! Общество обустраивается на европейский лад, а тамошнее бытие отличается высокой культурой социальных отношений, общежития в самом широком смысле этого слова. Пора и нам вылезать из щелей, стряхнуть с себя лагерный смрад советской эпохи и прах нелепых надежд первых лет независимости, оздоравливаться морально. Даешь высокий стиль во всем - мечтах, одежде, отношениях!

И вдруг, откуда ни возьмись, футбольные тренеры с их публичными заявлениями о безоговорочной поддержке мнения публики, орущей на стадионе "Судья - пи..!".

Это самое "пи" с тремя точками взято из газет, что именно прозвучало на пресс-конференции, остается догадываться, но не хочется. Нечего мерять миллиметровой линейкой еле заметный порог нравов, демонстрируемых нашими не самыми успешными тренерами на послематчевых пресс-конференциях. Обладая не меньшим запасом матерных выражений, чем любой из них, я тем не менее должен сказать, что меня тошнит от такой борьбы за неподкупность судейства, когда якобы ради вящей убедительности на головы окружающих вываливаются ранящие атмосферу словесные отбросы.

И это вместо того, чтобы культурно собраться всем заинтересованным лицам и заключить джентльменское соглашение: впредь арбитрам денег не даем, а кто не в состоянии остановиться - вон из чемпионата. Но это, ясное дело, требует иных авторитета и мироощущений, нежели дирижирование "пикающей" капеллой.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось