Сам себе режиссер
Ежи ГОФФМАН: "Я не верю в дружбу народов и не снимаю кино для остолопов. У остолопов полный за...б на историческом моменте"
Ярослава ЛЮБИНСКАЯ. «Бульвар» 15 Марта, 2005 00:00
Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар» 15 Марта, 2005 00:00
Подойдя к Ежи Гоффману, чтобы договориться об интервью, мы решили сделать пану приятное и обратились к нему на его родном языке. Польский режиссер сильно удивился.
"СНЯТЬ КАРТИНУ МЕНЯ ВДОХНОВИЛА КНИГА КУЧМЫ "УКРАИНА - НЕ РОССИЯ"
- Пан Ежи, сейчас вы работаете над документальным фильмом об истории Украины. Откуда взялась такая идея?
- Снять картину меня вдохновила книга Леонида Кучмы "Украина - не Россия". Признаюсь, она очень удивила меня: например, я никогда не сомневался в том, что Украина - не Россия. Хотелось бы, чтобы в этом не сомневались и другие.
- Думаете, вам удастся этот ликбез?
- Не знаю, но буду счастлив, если этим фильмом сумею, как Чарли Чаплин, тронуть сердца и интеллектуалов, и кухарок. Мой друг рассказал историю, произошедшую с ним не так давно.
Он повредил позвоночник, и ему делал массаж украинец из Донецка, бывший инженер, прекрасный мануальщик. Ежи его спросил, кем тот себя ощущает - украинцем или русским? "Какой же я украинец? Конечно, русский". - "А вы знаете, кто такой Сергей Бубка?". - "Понятное дело, знаю". - "Так вот, он себя считает украинцем!". - "Как? Бубка говорит, что он украинец? Никогда бы не подумал! Впрочем, у меня ведь мать - украинка, отец, правда, русский. Но раз Бубка - украинец, то и я тоже!".
В этом есть что-то очень существенное. Я хочу снять такую картину, после просмотра которой люди, живущие здесь, говорили бы с гордостью: "Мы - украинцы". А те, кто никогда ничего не слышал об Украине, узнали бы, что есть такая страна.
- А человека, который вдохновил вас на труд, вы увековечите в своей картине? Мы имеем в виду Леонида Даниловича.
- Ну, во-первых, фильм не является экранизацией его книги. Она для меня послужила лишь импульсом к работе. И кстати, напомнила высказывание Бальзака о том, что после создания государства нужно формировать нацию. А это гораздо более сложный и длительный процесс.
Что же касается вашего вопроса, то мы со съемочной группой пришли к выводу, что лучше не привлекать к работе правительство - ни польское, ни украинское. Тогда я как режиссер буду чувствовать себя свободным и смогу выразить свои мысли.
Другое дело, что я был бы рад, если бы удалось снять трех участников исторической встречи в Беловежской Пуще, чтобы из первых рук узнать о том, как три человека решили прекратить существование СССР. Однако хотелось бы соблюсти меру, чтобы картина получилась живой, интересной, поэтому мы не можем предоставить "говорящим головам" слишком много времени.
- Интересно, а фольклор, отражающий менталитет украинцев, вроде поговорок "Моя хата скраю", "Якщо не з’їм, то хоч понадкусую", найдет свое место в картине?
- Нет. Я не собираюсь экранизировать анекдоты, хотя, согласен, что они в какой-то мере (сильно преувеличенной) отражают особенности национального характера. История Украины очень богата и драматична, дай Бог все это уместить в картине. Я хочу сделать картину из трех частей: первая - история от древних времен до восстания Богдана Хмельницкого, вторая - от Переяславской рады по Первую Раду, третья - от Гражданской войны до сегодняшних дней. Уже представляю, как буду снимать Крещение Руси: с помощью компьютерной техники уберу с панорамы Киева современные здания, покажу его таким, каким он был 10 веков назад.
- Чтобы снять два своих последних фильма - "Огнем и мечом" и "Когда Солнце было богом", вы и ваш друг и продюсер Ежи Михайлюк заложили все свое имущество польскому "Кредит-Банку". Сможете ли вы повторить этот подвиг ради съемок фильма об Украине?
- Ой! Мы с Ежи дали друг другу честное слово, что больше не будем этого делать. Правда, Бог троицу любит... И вообще, никогда не говори никогда. Но, думаю, все-таки не стоит искушать судьбу. Что касается фильма об Украине, у нас есть средства, чтобы начать съемки. Надеемся, их хватит и чтобы закончить. Короче говоря, бюджет у нас, что называется, "плавающий", но идея вызывает интерес, так что спонсоры, вероятнее всего, найдутся.
"Я БЫЛ ПЕРВЫМ, КТО ПОЛУЧИЛ КРЕДИТ ПОЛЬСКОГО БАНКА ПОСЛЕ 1939 ГОДА"
- При социализме съемки кино полностью финансировало государство. Теперь же режиссерам приходится добывать деньги самостоятельно. В создавшейся ситуации кем вы больше себя ощущаете: режиссером или бизнесменом?
- И тем, и другим. За камерой я режиссер. Но до того как попаду на съемочную площадку, должен где-то раздобыть деньги. Вот раньше в этом смысле действительно было намного проще: если уж цензура давала добро, то государство автоматически раскошеливалось. Сейчас нет цензуры и с деньгами намного труднее.
Но кинематограф в Польше все-таки существует, и даже молодые режиссеры появляются, не только старики, которые выезжают на былых заслугах. Они для начала снимают дешевое кино, так называемое оффовое, где и актеры, и группа нередко работают без денег, рассчитывая, что затраты окупятся после выхода картины на экран.
Поскольку сегодня деньги добываются с большим трудом, нужно снимать такие фильмы, чтобы зритель захотел их посмотреть. Если ты мнишь себя великим художником, занимайся творчеством для избранных. А если считаешь, что творчество - твоя профессия, и хочешь, чтобы плоды твоих трудов увидели миллионы, это уже другое дело. Я знаю режиссеров, которые искренне полагают, будто в своих фильмах затрагивают какие-то философские проблемы. Но ведь для того, чтобы снять глубокий фильм, нужно самому обладать такой глубиной. А им в большинстве своем и сказать-то нечего, поэтому аурой непонятности они прикрывают отсутствие мысли.
Существует два вида продюсеров. Одни не беспокоятся о том, появится ли когда-нибудь фильм на экране, ведь они свое уже урвали во время его производства. Такие продюсеры мне неинтересны в принципе. Другие же стремятся заработать на прокате, поэтому создают режиссерам наилучшие условия для работы.
- Поделитесь секретом, как вам на сравнительно небольшие деньги удается создавать такие масштабные проекты?
- Многие голливудские режиссеры тоже этому сильно удивляются. Они не могут поверить, что "Старинная легенда" обошлась всего-то в три миллиона долларов! Дескать, мы на те же эффекты затратили бы миллионов 38-40. А я умею экономить, и на качестве это не сказывается.
- Почему вас притягивает история, а не современность?
- Потому что я давно не молодой человек и уже не совсем понимаю язык и проблемы молодежи. Проблема отцов и детей все-таки существует, и каждая моя попытка сделать фильм о современной молодежи оказывалась неудачной. А история - мое хобби. Если бы не стал режиссером, стал бы историком.
Вообще-то я начинал с документального кино. До своей первой художественной картины успел сделать 27 документальных лент. Так что в каком-то смысле документалистика - моя первая любовь. Снимал на самые актуальные, запретные в те годы темы - бандитизм, алкоголизм родителей, из-за которого страдали дети...
Первые мои игровые картины также были посвящены современности. Но сегодня я не могу заниматься проблемами молодежи, ибо буду выглядеть брюзжащим ментором. Меня интересует тема, которая не утрачивает актуальности, начиная с детей Адама и Евы. Это тема человеческой страсти: любовь, ненависть, жажда власти. И если вы находите в моих картинах нечто созвучное вашей жизни, это случается потому, что человечество переживает все те же страсти. И ничего нового мы не придумаем.
- Пан Гоффман, у нас в Украине если на кино из бюджета и выделяются деньги, то исключительно под исторические фильмы. А как обстоят дела в Польше?
- В Польше исторические фильмы не занимают значительного места. В основном режиссеры снимают современность. Лучше - хуже, но картин на сегодняшнем материале больше. Кстати, именно их поощряет критика. Такие же фильмы, как "Огнем и мечом", "Пан Тадеуш", "Quo Vadis", требуют много затрат не только на производство, но и на рекламу. Мы живем в рыночной системе, поэтому государство не всегда может позволить себе профинансировать столь масштабные проекты. Я с "Огнем и мечом" был первым, кто получил кредит польского банка, - последний раз его выдавали в 1939 году. Так вот, чтобы вернуть деньги, нужно много зрителей, а для того, чтобы завлечь их в залы, - хорошая реклама.
- Когда-то вы плохо отозвались об украинских фильмах на историческую тематику, назвав их лубком. Может, вы своим документальным фильмом об Украине научите наших режиссеров, как это надо делать?
- Во-первых, я никого не собираюсь поучать - как показывает практика, это неблагодарное занятие. Во-вторых, не все ваши фильмы плохи. Украинское кино знавало и хорошие времена - скажем, параджановский период.
Я не кинокритик и не даю оценок чужим фильмам. Потому что воспринимаю их как зритель. И поэтому никогда не скажу, хорошо это или плохо. Могу только признаться, нравится мне картина или нет. А потом я прекрасно помню высказывания великих идеологов, которые объясняли, что такое правда, а что такое - правденка.
- Некоторые украинские режиссеры восприняли ваш проект как личное оскорбление: мол, раз поляк снимает фильм об Украине, тогда, может быть, им стоит вплотную заняться польским кино...
- Знаете, существует странный парадокс: лучший словарь польского языка написан немцем, а книга об истории Польши - Норманом Дэвисом, который, как вы понимаете, тоже далеко не поляк. В этом смысле у меня больше преимуществ перед украинскими режиссерами: я не принадлежу ни к одной политической партии или этнической группе Украины. То есть могу быть абсолютно непредвзятым.
"Я ЖИВУ НА ТОЙ ШИРОТЕ И ДОЛГОТЕ, ГДЕ ХУДОЖНИКА НЕ УБИВАЮТ ЗА ЕГО МЫСЛИ"
- "Абсолютно непредвзято" вы снимали и фильм "Огнем и мечом". Тем не менее многие наши соотечественники сочли его антиукраинским...
- Я вам больше скажу: значительная часть поляков назвала его антипольским! Но при этом большинство моих соотечественников его все-таки посмотрело. Слава Богу, я живу на той широте и долготе, где художника не убивают за его мысли. А потом ведь в истории абсолютной объективности не бывает!
Возьмем такой пример: попросим 20 телеоператоров снимать на одной улице в течение часа. Казалось бы, большего объективизма быть не может. И все равно мы получим разное кино: во-первых, снимать будут с нескольких точек, во-вторых, этот материал смонтируют по своему вкусу... Так и в истории: каждый факт может быть истолкован по-разному.
И вообще, я не снимаю фильмов для остолопов. Поясню, кто это такие. Остолоп - человек, у которого полный за...б на каком-нибудь историческом моменте. Меня же интересуют нормальные люди, а политическими бреднями не увлекаюсь. Я не верю в дружбу народов. Я верю в дружбу человека с человеком и любовь мужчины и женщины.
- Получается, вы сняли одновременно (по мнению некоторых критиков) антиукраинский и антипольский фильм. И кем вы после этого себя считаете?
- Скажу честно, чтобы не было никаких недомолвок: я еврей! Я сохраняю уважение к своим предкам, которые, кстати, начиная с конца XVI века были раввинами в Джоксе. Но одновременно я и польский художник, выросший на истории и культуре Польши.
Что касается фильма "Огнем и мечом", то о его создании даже появился анекдот. Во времена массовой дружбы народов социалистического лагеря в Польшу приехала на какой-то фестиваль делегация украинских кинематографистов. Когда зашел разговор о творческих планах, кто-то из братьев-хохлов ляпнул, что очень хочет снять фильм "Тарас Бульба". Тут братья-поляки занервничали: "Тогда мы снимем "Огнем и мечом"!". Обстановка резко накалилась. Положение спас ваш покорный слуга: "Ну, таки я все понял! Справа от дороги будут висеть украинцы, слева - поляки, а бедным евреям опять деревьев не достанется. Они будут лежать прямо в грязи!".
Иногда меня спрашивают, почему на главную роль в фильме "Огнем и мечом" я пригласил именно Богдана Ступку. Наверное, нашим польским национал-патриотам я ответил бы так: если в картине, затрагивающей тему непростых отношений украинцев и поляков в ХVII веке, кто-то должен сыграть отрицательную роль, то пусть это сделает не польский, а украинский актер. Наверняка им такой ответ пришелся бы по душе.
- Но я всегда отвечал так, как на самом деле думаю: если есть шекспировский актер, который блистательно играет короля Лира и Тевье-молочника, комедию и драму, зачем мне искать другого? К тому же к своим актерам я привыкаю и чертовски их люблю.
- Говорят, Богдан Сильвестрович знает польский...
- Ступка очень хорошо знает этот язык, ведь он вырос во Львове, воспитывался вместе с польскими детьми. Ему всего лишь надо было избавиться от своего мягкого напевного акцента, характерного для людей с востока. Кстати, во время съемок мы обучили польскому языку Александра Домогарова и Марину Александрову.
- А как вам работалось с Даниэлем Ольбрыхским?
- Даниэль - это отдельная история. Еще студентом первого курса он играл в фильме "Раненый в лесу". Постановщиком был мой близкий друг, который заскучал на съемках и попросил нас с женой Валентиной приехать и развеселить его.
Мы поехали, и там Валентина обратила внимание на талантливого студента. А спустя полгода к нам пришел Анджей Вайда: "У меня проблема. Не могу найти молодого актера на роль в "Пепле".
Мы рассказали ему про Ольбрыхского, и Даниэль сыграл у Вайды. А потом и у меня в "Пане Володыевском". Я снимал трилогию Сенкевича от конца к началу, а в фильме "Огнем и мечом" Ольбрыхский сыграл отца героя, которого он играл в "Пане Володыевском".
Что такое кинозвезда? Можно быть блестящим, гениальным актером - и никогда не стать знаменитостью. И можно быть никаким артистом и стать звездой. Это зависит в первую очередь от индивидуальности человека и рекламы, которая на него работает.
Вот, например, наш Тадеуш Ломницкий. Крупнейший польский актер за последние полвека. Он совершенно непревзойденный в театре, и, играя Шекспира, становился гигантом. А в кино, сыграв более чем в 50 фильмах, оставался неузнаваемым для зрителей. И я чувствовал, что из-за этого в нем чувствовалась какая-то ущербность. И когда он снялся в "Пане Володыевском", то в один день стал героем всей страны.
Так вот, во всем мире значение звезд понимают, приглашают их и платят безумные гонорары, потому что благодаря им на фильм пойдут зрители. В Польше же почему-то иная тенденция: если актер "растиражирован", его любит публика, то нужно искать другого, не столь "затасканного". И это делается якобы из высокохудожественных соображений! Я же так не хочу! Мне нравится снимать моих любимых актеров, а на критиков я не обращаю внимания.
"НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОЛЬКО ГОСПОДЬ БОГ, ХОТЯ ЕГО РЕШЕНИЯ ЧАСТО НАМ НЕПОНЯТНЫ"
- А как получилось, что трилогию Сенкевича вы снимали с конца?
- Судьба! В 1940 году нашу семью выслали в Сибирь, и туда отец прислал мне с войны книги Сенкевича. И тоже в обратном порядке - сначала "Пана Володыевского", потом "Потоп", а "Огнем и мечом" тогда не пропустила цензура. Эту часть я прочел, уже вернувшись в Польшу. Я столько раз перечитывал эти книги, что выучил их наизусть. К тому же то, что я прочитал в Сибири, наложилось в моем сознании на великолепные пейзажи тайги.
Это потрясающие картины, их надо было снимать. Но, увы, о том, чтобы снять первую часть - "Огнем и мечом", нельзя было и мечтать в те времена. Вторую часть - "Потоп" - собирался ставить режиссер Александер Форт. Он тогда был человеком, который вершил судьбами польского кино. То есть на мою долю оставалась лишь третья часть - "Пан Володыевский". Потом Форт уехал из Польши, и я взялся за "Потоп". А вот шанса снять "Огнем и мечом" пришлось ждать много лет.
- Когда вы экранизируете литературное произведение, не боитесь, что ваша интерпретация не совпадет с авторской идеей?
- Не ошибается только Господь Бог, хотя его решения часто нам непонятны. Был прекрасный педагог и теоретик кино, любимец Лодзинской киношколы. Но когда он встал за камеру, оказалось, что он не может ничего снять. Потому что он знал все о кино, и как только что-то приходило ему в голову, он сразу понимал - это уже было. Все было! Ведь и в отношениях между мужчиной и женщиной есть определенное количество возможностей. И что?..
- Когда вы в последний раз плакали в кино? Если, конечно, вообще на такое способны...
- Честно признаться, давно. Какое кино способно вызвать во мне такие чувства? Ну, например, самый мой любимый фильм Феллини - "Дорога".
- А самый любимый вообще в истории кино?
- Трудно сказать... Наверное, абсолютным образцом, что называется, идеалом творца по своей гуманности, по необъятной человечности для меня является Чарли Чаплин. Потому, что на его фильмах смеялись и плакали все, независимо от интеллектуального уровня - "от Эйнштейна до кухарки", как когда-то говорил сам Чаплин. Но не благодаря тому, что он в своих картинах нес некую философию, у него было сердце. Вот это самое главное, по-моему, в любом произведении.
Из творчества Феллини очень ценю "Амаркорд", которому в свое время я с картиной "Потоп" проиграл "Оскара". Но все-таки больше всего люблю "Дорогу" с Джульеттой Мазиной. Я - художник, который в первую очередь дорожит своими чувствами. И никогда бы не взялся за экранизацию Достоевского. Моя покойная жена Валентина, которой я очень многим обязан, говорила: "В тебе нет комплексов. Значит, ты не сможешь сделать по-настоящему глубокий фильм". Да, у меня нет комплексов, и я прихожу в кино как зритель - с радостью смеюсь, с радостью плачу. Пустой зал - мое режиссерское фиаско.
- Вы всегда очень тепло вспоминаете о вашей супруге. Что в Валентине было такого, что отличало ее от других женщин?
- Валька могла быть абсолютно сумасшедшей. Настоящая хулиганка. А когда она первый раз приехала в Штаты, причем со своей "краснокожей паспортиной" (у нее было советское гражданство), американцы буквально сходили с ума от нее не только как от женщины, но и как от личности. Перед ней открывались абсолютно все двери: и вашей белой аристократии в Париже, и Романовых, и лордов Англии, и всюду.
К тому же она имела неимоверное чутье и на людей, и на актеров - могла с первого же взгляда определить и сказать: "Будем делать запись, и не обращай внимания на то, что он такой грубый. Все будет хорошо". Она чувствовала малейшую фальшь в сценарии и умела ненавязчиво заставить меня менять свои решения.
- Ваша жена была киевлянкой, у вас здесь много родственников. Приезжая в Киев, вы живете у них?
- Я обожаю принимать гостей у себя и очень не люблю сам быть гостем. Конечно же, если я приезжаю в частном порядке, то останавливаюсь у родственников. Но если я здесь в качестве гостя, скажем, фестиваля, то живу в гостинице, при этом вечера стараюсь проводить с близкими. И мы любим друг друга, может быть, потому, что не надоедаем друг другу.
Время бежит чертовски быстро, все чаще люди моего возраста встречаются с друзьями уже на похоронах, и если есть у нас возможность лишний раз увидеться, пока мы еще живы, посмотреть друг другу в глаза, то эту возможность необходимо использовать.
- Вы умеете прощать?
- Мне все время приходилось учиться терпимости и после всего того, что я пережил, у меня есть определенный принцип в жизни. Я прощаю буквально все, кроме одного - добровольной подлости. Не знаю, как себя повел бы, если бы мне вырывали ногти - кого бы я предал и выдал, но если кто-то делает гадость сознательно, по своей воле, этого я не принимаю. И еще не буду терпеть неуважение к труду других. Как-то очень мной любимый актер пришел на съемку пьяным, съемку пришлось перенести. На следующий день он у меня уже не работал.
- Чего еще может желать человек, который подобно вам имеет деньги, славу?
- Главное, и, пожалуй, единственное желание - как можно дольше сохранить здоровье и жить так долго, пока сможешь себя обслуживать, не завися ни от чьей опеки. Чего и всем желаю. Я человек верующий, хотя не хожу ни в синагогу, ни в церковь, ни в костел. И считаю, что жизнь надо прожить так, чтобы чаще говорить: "Слава Богу!" - вместо: "Не дай Боже!".

Графиня де Монсоро, миллионерша Гладьева из "Ундины" актриса Габриэлла МАРИАНИ: "Только через 15 лет я узнала, что это Вовка Машков спер в общаге мою сковородку с котлетами"
Руководитель группы "Кобза" Евгений КОВАЛЕНКО: "Россияне давали понять конкретно: "Вы - провинция и хохлы. Мы - столица и богема"
Прославленная гимнастка Людмила ТУРИЩЕВА: "За что я полюбила Борзова? За честность, спокойствие, уверенность в своих силах и... голубые глаза"
Муж Могилевской избил Фагота
Райкин приватизирует "Сатирикон"
Ниже пупка Королёва гримирует Тарзана сама
У Каспарова роман с юной брюнеткой?
Рома Зверь сыграет святого, а потом женится
Буланова разводится
Певцов боится порчи
Любовник Бабкиной признался в чувствах к Николаю Цискаридзе
На Мела Гибсона ополчились аборигены
Патрисия Каас расстается с Текилой лишь во время концерта
Меньшова ищет мужа через агентство
Амели станет внучкой Христа
Порвалась связь времен
На киевском концерте зрители носили Ирину Салтыкову на руках
Жить или не жить?
Заслуженный артист Украины, профессор Владимир АБАЗОПУЛО: "На съемках "Роксоланы" я полтора месяца жил в Ялте за счет сына, которому за участие в массовке платили семь-восемь гривен в день"
Ежи ГОФФМАН: "Я не верю в дружбу народов и не снимаю кино для остолопов. У остолопов полный за...б на историческом моменте"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги