В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Все равно наворуют

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 14 Декабря, 2012 00:00
Иногда у меня по­является желание поговорить об украинских де­лах не напрямую, а, так сказать, на от­влеченных примерах.
Виталий КОРОТИЧ
Иногда у меня по­является желание поговорить об украинских де­лах не напрямую, а, так сказать, на от­влеченных примерах. Не обсуждать, что может случиться, если вернут через океан в родимые края бывшего премьер-министра Украины Лазаренко и он разговорится о своем прежнем житье-бытье или какой-нибудь тронувшийся умом заграничный банкир обнародует счета родимых наших деятелей, всемогущих и неподсудных. Не хочу говорить о том, о чем в стране и так шепчутся и грохочут с трибун. Лучше повспоминаю...

Было как-то назначено у меня свидание с эмиром Кувейта. Помощник эмира предупредил, что Его Величество примерно с пяти до семи утра ходит по кувейтским базарам и следит за тамошними порядками. После этой контролирующей прогулки он сможет со мной встретиться, потому что еще позже начинается немыслимая жара и в стране работают только кондиционеры, а остальные все отдыхают - от Его Величества до продавцов фиников. Так или иначе, такой способ контроля существует с давних времен, и по пьянке или с похмелья его в наше время внедрял первый российский независимый президент. Никого он, конечно, не поймал, но продавцы почему-то боялись утреннего Ельцина.

Не только у нас - во многих странах, когда дела идут плохо, начинают разоблачать жуликов. В России сейчас как раз такая мода - опять ловят коррупционеров. Но поскольку давно доказано, что много украсть в одиночку нельзя, споры ведутся о том, до какого уровня позволят оных воров разоблачать и до какой ширины им будет дозволено разевать кающиеся рты. Пока что миллиардные расхищения искореняются в основном на уровне бухгалтеров и в крайнем случае - любовниц свергнутого министра. Подразумевается, что выше этого уровня ничего видеть не полагается, как в старину не полагалось видеть дамские ножки выше щиколоток. Никто не обсуждает вслух, как торговец мебелью стал министром обороны или как некоей девице присвоили генеральское звание. Низ-зя.

Ничего нового. В прежние времена многое бывало откровеннее, но с минувшими ворами нынешних не сравнивают. И масштабы другие, и самодержавие зовется иначе. Так, прочел я где-то, что при Петре I или Екатерине II вполне официально формулировалось предложение не платить чиновникам зарплат вообще: «Все равно наворуют».

В том же наивном XVIII веке турецкий султан Осман III придумал очень забавный метод. Его премьер-министр, или, как у них говорили, визирь, оставался на своем посту не более полугода. После чего визиря увольняли, отправляли с глаз долой, а все его имущество забирали в казну. Но желающих занять освободившееся место меньше не становилось, так как было понятно, что после любой конфискации наворованного за полгода и самому визирю, и его чадам с домочадцами хватит надолго.

Опять же, не вдаваясь в украинские ассоциации или подробности жизни, я вспомнил, что недавний российский министр сельского хозяйства, согласно публикуемым данным, уперла 39 миллиардов рублей, то есть около 10 миллиардов гривен или больше миллиарда долларов. Как ни считай, достаточно для сытной жизни, которой она и предается в домике, заранее прикупленном во Франции. Время от времени дает интервью по телефону, где называет всех своих обвинителей клеветниками, - дело привычное, не помню ни одного казнокрада, который в адрес разоблачителей захлебывался бы от похвал.

Между прочим, в той же Франции недавно приговорили по коррупционной статье одного бывшего премьера и начали следствие еще о двух. Их нравы...

Тем временем где-то на Урале восстали заключенные, потому что в их колонии брали взятки и калечили тех, у кого денег на взятки не было. Газеты сообщили, что в основном жалобы не подтвердились, бунт подавлен и в колонии теперь все очень даже хорошо.

Пишу это и радуюсь. Как славно, что в Ук­раине нет ничего подобного. Душа отдыхает.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось