Спасибо кризису за это!
Кризисы должны дисциплинировать. В 70-е годы XX века, когда случилось вначале нефтяное арабское эмбарго, а затем лютый скачок цен на нефть, были придуманы самые экономные автомобили. Был сделан учет энергозатратности производств и разработаны методы снижения этой самой энергозатратности, то есть экономии подорожавшего топлива. Ввиду того что отопление комнат подорожало, началась эпоха пластиковых окон, изолирующих квартиры от холода, уличной вони и заодно от шумов.
Иногда экономия была совершенно драконовской. В моей американской квартире «лендлорд», то есть тот, у кого я арендовал ее, жарко раскалял батареи дважды в день — утром и вечером. После утреннего согрева я по идее все равно уходил на работу, а ночью можно было укрыться и не роскошествовать. Я начал бриться, привычно открутив край с горячей водой на всю катушку, и тут же на счетчике прямо у меня перед глазами замелькали циферки, заставившие убавить струю кипятка. В Лондоне я жил в квартире, где зимой топили два раза в сутки (если мне это очень не нравилось, можно было купить электрообогреватель и оплачивать его по растущей таксе за электроэнергию). Хваленые камины в Лондоне облагаются особым налогом, как роскошь, мешающая дышать тем, у кого камины отсутствуют. Но выхлопов и дымов все равно прибавляется, поскольку их источники многообразны.
Что же, когда Европа начала задыхаться от автомобильного смрада, были придуманы стандарты, обнюхивавшие выхлоп четырехколесных загрязнителей воздуха, а чуть позже выяснилось, что и небеса загрязнены до невозможности. Сразу же возник вопрос о недопуске советских самолетов в европейское небо по причине их вонючести, извините за термин. Кризис окружающей среды привел к нынешним ограничениям для курцов, которым запрещают дымить даже в знаменитых британских пабах и баварских пивных, поскольку это вредит окружающим. Известный Киотский протокол предложил во всемирном масштабе штрафовать государства, избыточно задымляющие горизонт...
Можно было б еще много рассуждать о том, сколько всего напридумали мудрые головы, получив пинок в ниже расположенную часть тела. Жаль, что, судя по всему, нас тогда не пнули. Или мы по привычке не почувствовали пинка.
По-прежнему наши заводы, шахты и домны (когда работают) дымят и пылят во все небеса, в ресторанах курцы дымят, как паровозы, а выхлопы автомобилей больше обсуждаются, чем контролируются. Энергозатратность производства, которая в развитых странах стала одной из главных его характеристик, у нас принадлежит к кругу вопросов, которые сочувственно забалтываются, но почти не сдвигаются с места. Многие наши товары неконкурентны, потому что дороги, а дороги, потому что энергозатратны... Не стану напоминать о том, что окна во многих наших квартирах щедро пропускают воздух в обе стороны даже без открывания и мы отапливаем окружающий мир щедрее, чем свои дома.
Казалось бы, опыт немалый. Ну и что? Сегодня, в дни нового кризиса, может показаться, что нам он нипочем, поскольку в Украине и России продается почти столько же дорогих автомобилей, как и год назад. Это в Америке по радио и телевидению учат жить по средствам и даже читают соответствующие лекции. Объясняют, почему дорогие покупки надо бы отложить, и калькулируют стоимость стодолларового ресторанного обеда, который можно приготовить за десятку из продуктов, купленных в супермаркете. Ничего похожего у нас нет. Все-таки, собравшись идти в широкий мир, врасти в цивилизованную Европу, надо чаще задумываться над реалиями окружающего мира. Лихо оплачивая чиновничьи радости, швыряясь бюджетами фестивалей и выборов, мы удивляем окружающий мир, но не врастаем в него. Еще один повод чесать затылки...