В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Больше, чем поэт

Евгений ЕВТУШЕНКО: «Пастернак дал мне очень важный совет: «Никогда не пророчьте себе трагической участи. Не пишите, как вы уйдете и когда, и проживете долгую счастливую жизнь»

Анна ШЕСТАК. «Бульвар Гордона» 31 Января, 2013 00:00
Всемирно известный поэт-шестидесятник выступил в Киеве
Анна ШЕСТАК
Евгения Александровича ждали, как любимого родственника. Известный музыкант Александр Фокин, его «РадиоБенд» и потрясающие вокалисты Фемий Мустафаев, Интарс Бусулис, Леуш Любич и пою­щий актер Валерий Величко подготовили новые версии хитов на стихи Евтушенко, политик Александр Мороз, увлекающийся поэзией, - перевод «Бабьего Яра» на украинский, а выдающийся журналист и писатель, председатель редакционного совета «Бульвара Гордона» Виталий Коротич, который дружит с поэтом уже 50 лет, - вступительное доброе слово. «Евгений Александрович - человек, у которого есть одна очень поучительная черта: он ни разу не сказал, что эпоха заставляла его делать свинства, - отметил Виталий Алексеевич. - Он прошел эту эпоху, став одним из самых известных в мире поэтов, и остался самим собой - порядочным и высоким».

«ПЕРЕД КАЖДЫМ СВОИМ КОНЦЕРТОМ «БИТЛЗ» ЧИТАЛИ ОТРЫВОК ИЗ «СТАНЦИИ ЗИМА»

Когда 80-летний Евтушенко читал стихи, начиная с самых ранних до недавно написанного, посвященного трагическому самоубийству двух девочек-москвичек, - публика несколько раз вставала и аплодировала. А когда делал зарисовки из жизни и рассказывал о людях, которых на своем пути встречал, - ловила каждое слово, потому что гостю действительно было чем поделиться.

«Битлз» Евгению Александровичу довелось видеть воочию. «В свое первое турне «битлы» взяли своих мам. Они были из бедных семей и, конечно, хотели показать мамам, как их любят, как слушают и так далее. Мне повезло: я видел один из этих концертов. Там происходило что-то невероятное! Публика приходила в такое буйство, что не давала парням играть: люди вскакивали на стулья, визжали, бросались на сцену, хватали музыкантов за все, что угодно...

А потом Пол Маккартни в своих воспоминаниях, изданных в том числе на русском, признался, что его подружка в Гамбурге дала ему популярную книжку - мою. Это был 64-й год, у меня как раз вышла первая книга на английском - «Станция Зима» и другие поэмы», ее продали невероятным количеством экземпляров - 250 тысяч. И вот один из них попал к Маккартни. А у «битлов» был шок перед публикой, они боялись ее, и когда Пол прочел мои стихи друзьям, те сказали: «Давай, это нужно для настроя!». И перед каждым концертом читали отрывочек из поэмы «Станция Зима».

С Муслимом Магомаевым Евтушенко связывали творческие отношения, певец исполнял хиты «Не спеши» и «Чертово колесо» на его стихи. «Муслим очень хороший был певец. Мы с ним, знаете, где впервые встретились? В печально известной выездной комиссии, которая не выпустила за рубеж ни меня, ни его. Подружились, потом все-таки съездили на фестиваль в Хельсинки - по-моему, это была его первая загранка. Знаете, он был очень красивый и... Как бы вам сказать? Не нравился многим мужчинам. Они чувствовали себя некомфортно рядом с ним. Но Магомаев никогда не выпячивался. Когда видел готовых пасть к нему на белые груди поклонниц, весь сжимался. Стеснялся своей красоты, представьте себе».

Посчастливилось Евгению Александровичу общаться и с Борисом Пастернаком. «Борис Леонидович - великий человек, который дал мне очень важный совет. Я был молод, напорист, читал ему стихи, он слушал, слушал и вдруг сказал: «Женя, знаете, о чем я вас попрошу? Никогда не пророчьте себе трагической участи. Посмотрите, сколько раз Есенин говорил, что повесится. А с Маяковским как вышло? Никогда, слышите, не пишите, как вы уйдете и когда, и проживете долгую счастливую жизнь».

«ВОТ ОН, ЗНАК СВЫШЕ! ЗДЕСЬ И ОСТАНУСЬ!»

С женой Машей поэт познакомился 26 лет назад, на творческой встрече в Петрозаводске. «Ко мне подходили люди, давали книжки... А у меня отчего-то плохое настроение было: может, оттого, что читателями оказались в основном мужчины. И вдруг на прилавке с книгами появилась женская рука - и в этой мраморной руке как-то по-родному пульсировали жилы. Я поднял голову, увидел девушку, чьи глаза окатили меня такой северной синевой... «Как вас зовут?» - спросил. Она сказала: «Зачем? Это не моя книжка, а мамина - она ваша поклонница, не я». - «Кто же он, мой соперник?». - «Я больше люблю Окуджаву».

Булат, конечно, мой друг, но я не скажу, что был счастлив это слышать. У меня было очень тяжелое вре­мя: развод, разлад...  Спасти мой третий брак оказалось невозможно. Маша вы­шла за меня замуж, нашим сыновьям 24 и 23 года».

В 1991 году Ев­тушенко заключил контракт с аме­риканским университетом в городе Талса (штат Оклахома) и уехал преподавать в США, где и проживает до сих пор. «Понимаете, я настолько люблю Россию, что мне неприятно было видеть то, что с ней делается, потому, наверное, и согласился работать в Штатах. Мне предлагали преподавать в разных городах, но я выбрал Талсу в Оклахоме. Стоял на площади этого города - и вдруг, будто с небес, услышал мелодию, на которую 40 лет мечтал написать стихи. Это тема Лары из кинофильма «Доктор Живаго», а автор ее - великий французский композитор Морис Жарр. «Вот он, знак свыше! - подумал я. - Здесь и останусь».

Тему Лары играли городские часы, эту мелодию в Талсе так любят, что муниципалитет издал постановление: «Исполнять вечно...». В городе много студентов, есть два театра, отдельно - оперный, отдельно - театр балета, где работают талантливые ленинградцы, не нашедшие себя на Роди­не... И кстати, там я узнал, кто такие на самом деле ковбои, о которых мы столько фильмов смотрели. Они оказались прелестными людьми - держат телевизор в хлеву или конюшне, потому что он им нужен, чтобы не пропустить предупреждений о стихийных бедствиях. А детям разрешают смотреть телевизор не дольше часа, и то определенные познавательные передачи. В общем, не так эти ковбои просты, как нам казалось».

«У МЕНЯ С КРЕЩАТИКОМ СВЯЗАНЫ НЕ ТОЛЬКО РАДУЖНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ»

О Киеве и Крещатике Евгений Евтушенко недавно написал стильную молодежную песню. «Украинская столица, безусловно, один из красивейших городов мира, а ее главная улица не может не нравиться, потому что она очень живая. Но у меня с Крещатиком связаны не только радужные воспоминания.

Помню, как в день моего выступления в Октябрьском дворце здесь заклеивали мои афиши. А все из-за того, что я имел неосторожность позвонить в Москву Александру Ме­жирову и прочесть стихи, с которыми со­би­рался выступать. Не учел, что в СССР есть такая вещь, как прослушка, и назавтра ко мне пришла одна киевская учительница: «Ев­гений Александрович, посмотрите, что творится с афишами!». Мне пришлось звонить городским властям: «В чем дело?». - «У нас вспышка эпидемии гриппа», - ответили мне. «Что, прямо в районе Октябрьского двор­ца?». Я сказал, что если в зал не пустят, встану у входа во дворец и там буду читать сти­хи. Угроза подействовала, и некоторые афи­ши на Крещатике остались незаклеенными...».

В этот раз Евгений Александрович увез из Киева новые воспоминания - о том, как тепло приветствовали его три с половиной тысячи зрителей во дворце «Украина», не желавших отпускать гостя со сцены даже после пятичасового концерта, и две почетные награды.

Легендарный музыкант Ян Табачник вру­чил поэту памятный знак «Живая легенда» и Международный орден Чести. По словам Яна Петровича, «им награждаются те, для кого развитие добрых и порядочных отношений между странами и людьми - цель, а честь и справедливость не просто слова, а правила жизни». Кавалерами этого ордена являются Президенты Украины Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Янукович, президент Российской Федерации Владимир Путин, Блаженнейший митрополит Владимир, народный артист России Иосиф Кобзон, журналист Виталий Коротич, боксер Костя Цзю и мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось