В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Обещанного три года ждут

«Миссия будет выполнена»? Что обещал Яценюк в течение года и чего достиг

25 Марта, 2015 00:00
Интернет-издание «ГОРДОН»
Проведение реформ, борьба с коррупцией, стабилизация курса гривны, строительство «стены» на границе с Россией и введение безвизового режима с ЕС — все эти обещания в течение прошлого года давал украинцам премьер Арсений Яценюк. Его подчиненные анонсировали парад победы в Севастополе, выход Украины из СНГ и «мини-революцию» в медицине. Насколько им удалось воплотить обещанное в жизнь, анализировало интернет-издание «ГОРДОН»
Интернет-издание «ГОРДОН»

Исполнился год, как Арсений Яценюк занял кресло премьера. Его второе правительство находится при власти почти 100 дней. Среди обновленного после Революции достоинства высшего руководства страны Яценюк пребывает на должности дольше всех.

Его партия «Народный фронт» на досрочных парламентских выборах осенью прошлого года стала триумфатором в том числе благодаря стратегии «когда вы голосуете за нас, вы выбираете премьера Яценюка». В самом начале его премьерства казалось, что избиратели забыли майдановское обещание о «кулі в лоб». Однако в последнее время восторг украинцев от хороших ораторских способностей премьера и отличного английского проходит, в адрес главы Кабмина раздается все больше критики.

«НА МАКРОУРОВНЕ КОРРУПЦИЮ УДАЛОСЬ ОДОЛЕТЬ»

«Люди ожидают изменений от всех и каждого. И мы готовы к самым радикальным, жестким и эффективным реформам в стране, которых требует сегодняшний день. Миссия будет выполнена». Арсений Яценюк, 2 декабря 2014 года.

Заявления о готовности к жестким и эффективным реформам Яценюк делал регулярно в течение всего премьерства. Но что он считает своим наибольшим достижением за это время? В интервью журналистам ведущих телеканалов 27 февраля премьер озвучил семь пунктов: сокращение государственных расходов и государственного аппарата, отказ от посредников на рынке энергетики, установление рыночных тарифов, увеличение реверса газа из Европы и сокращение объемов его потребления, а также уменьшение количества налогов. До этого он заявлял о легализации зарплат, двухлетнем запрете на проверки малого и среднего бизнеса и уменьшении на них налоговой нагрузки.

Еще год назад свою команду Яценюк называл «правительством камикадзе», мол, им предстоят очень непопулярные решения. Сейчас от таких метафор он отказался, но советует всем гражданам, которые изменения не заметили, немного подождать.

«Реформы для правительства, которое возглавляю я, не являются результативными по одной простой причине: должно про­йти время. Выиграет от этих реформ следующее правительство и следующий премьер. Я на это сознательно иду», — заявил Яценюк.

Он также сказал, что для государства, которое воюет с ядерной державой, «устоять» — это уже достижение. И спрогнозировал, что 2015-й будет годом стабилизации ситуации, а в 2016-м начнется постепенный рост экономики.

Владимир ЛАНОВОЙ — экономист, экс-министр экономики Украины:

— Заявления Яценюка о том, что реформы почувствуются через некоторое время, — это просто словесная завеса, ширма, цель которой — спрятать бездействие. Правительство действительно бездействует. Яценюк даже не может назвать, что он реформирует и для чего он это делает, при этом говорит о каких-то последствиях.

То, что он называет реформами, на самом деле является техническими поправками. Все правительства, без шума, сокращают аппарат, оптимизируют или ликвидируют какие-то ведомства, которые отжили свое время, меняют структуры внутри. Но никто никогда об этом направо и налево не рассказывает. Но у Яценюка просто больше ничего нет!

Или вот сокращение потребления газа — это реформа? Если мы уменьшаем употребление картошки — это реформа или нет? Это положительно, но это не реформа. Мы ждем изменений в экономике. Чтобы она была продуктивной, чтобы увеличивались золотовалютные резервы, чтобы строились современные заводы...

Яценюк — не реформатор. Юристы склонны к консерватизму. Они опираются на действующие законы и не настроены на их изменение. Это психологический тип такой. Адвокаты и юристы руководствуются, но не меняют. А экономисты предлагают и меняют. Поэтому у нас очень неудачный премьер. Возможно, если бы у нас были достижения и их нужно было бы только закрепить, например, подписать соглашение о зоне свободной торговли с США, Японией или Канадой, такой премьер нам подошел бы. Но когда падает экономика и нужно включать механизмы восстановления — они известны, просто надо знать, как это делать, — премьер консервативного типа нам не нужен.

«Кроме внешней агрессии, у нас есть внутренняя агрессия. Это коррупция в стране. Для ее преодоления у меня есть большие надежды как на МВД, так и на отраслевые министерства». Арсений Яценюк, 3 декабря 2014 года.

О необходимости бороться с коррупцией премьер говорил и своему первому правительству, и второму. Ее искоренение — одно из пяти приоритетных заданий, озвученных премьером перед министрами 3 декабря, сразу после избрания нового Каб­мина.

Уже через месяц, в конце прошлого года, на итоговой пресс-конференции, Яценюк заявил, что «на макроуровне» коррупцию удалось преодолеть. Мол, она остается только «на микроуровне». Таким положительным примером Яценюк назвал налаживание поставок газа без посредников. «Мы достигли успеха в преодолении коррупции в энергетическом секторе. У нас больше нет компаний-посредников и миллиардов долларов, которые вытекали в карманы украинских олигархов», — сказал Яценюк во время январского визита в Берлин.

Вместе с тем обычные граждане существенных изменений не замечают. По данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии в декабре прошлого года, почти 80 процентов украинцев считают, что за последний год уровень коррупции в стране остался прежним или даже повысился.

Виталий ШАБУНИН — глава правления Центра противодействия коррупции:

— Если слова премьера о преодолении коррупции — правда, то я хочу, чтобы он показал, где увеличение бюджета от закрытия всех этих схем. Если ликвидированы схемы на таможне, бюджет должен пополниться на 10 млрд грн., в «обнале» — на 15 млрд грн, в госзакупках — еще минимум на 20 млрд грн. То есть при условии, что эти ключевые схемы закрыты, должны быть либо посадки, либо рост бюджета. Но их нет. Поэтому разговоры о преодолении большой политической коррупции — бред. Это попытка выдать желаемое за действительное. И еще. Если Яценюк говорит об искоренении большой политической коррупции, то каким способом это было сделано? Какие реформы были осуществлены, чтобы она исчезла? Я о таких не знаю. Возможно, премьер их прячет?

Теперь по поводу заявлений о преодолении коррупции в газовом секторе. Как это отображается на тарифе? Я согласен, что посредников выбросили, но бенефициары этой схемы отыгрались на ценообразовании. Поэтому, при всем уважении к Арсению Петровичу, меньше разговоров, больше дел!

Таможня, налоговая, правоохранительные органы, суды — здесь ничего не поменялось. Стали меньше воровать, потому что ресурсов у государства меньше, — это правда. Правда и то, что раньше все схемы поднимали деньги на самый верх. Условно — часть денег, которые взял гаишник, по вертикали доходила до «Семьи» Виктора Януковича. Сейчас не так, потому что исчезла «Семья», и все схемы останавливаются либо на уровне региона, либо на уровне ведомства. То есть схемы работают, поменялись только бенефициары. И нужно разбираться в каждой ситуации отдельно, чтобы понять, где останавливаются деньги.

Если говорить о положительных сдвигах, то я их вижу только в Министерстве юстиции. Потому что они, выполняя норму закона, дали доступ к реестру имущественных прав на недвижимое имущество. За последний месяц появилась куча журналистских расследований о незаконной дорогущей недвижимости чиновников. Министр мог открыть реестры только формально, но он сделал все правильно и качественно. До 1 апреля министр обещает открыть реестр юридических компаний (хотя это не предусмотрено законом), дав нам возможность искать юрлица, основанные чиновниками или их семьями. Но эти примеры — не ломание схем, это лишь важный элемент их поиска.

«ЕДИНОЖДЫ СОЛГАВШИЙ, КТО ТЕБЕ ПОВЕРИТ?»

«Будем делать все для того, чтобы стабилизировать курс». Арсений Яценюк, 3 июня 2014 года.

С момента этого заявления премьера про­­шло девять месяцев. За это время гривна обесценилась в два раза. В целом за год — в три. Яценюк не раз заявлял, что у правительства немного инструментов влиять на курс гривны, поскольку за него несет ответственность исключительно Национальный банк, но, по его словам, Кабмин делает все, чтобы помочь, например, через законодательные инициативы.

Премьер также говорил, что давать прог­нозы относительно дальнейшего курса гривны очень сложно, но курс в 21,7 грн./долл., заложенный в изменениях в госбюджет на 2015 год, является «слишком оптимистичным». «Можно ли его достичь? Скорее нет, чем да. Но можем ли мы стабилизировать курс на сегодняшней отметке (речь идет о 27,76 грн./долл. «ГОРДОН»)? Точно да», — отметил Яценюк 27 февраля. Напомним, что еще в августе прошлого года он говорил, что экономика Украины не выдержит курса выше 12 грн./долл.

Александр СУГОНЯКО — экономист, президент Ассоциации украинских банков:

— Правительство является ключевым органом в определении, что будет с курсом. Потому что наш экспорт и импорт не являются компетенцией Национального банка. Если нужно усилить национальную валюту — увеличивай экспорт, уменьшай импорт, регулируй их соотношение, сделай, чтобы инфляция была 0 процентов, а не 35 процентов!

Если говорить об обещаниях этого правительства, то еще в апреле прошлого года, выступая со своей программой, Арсений Петрович сказал, что для нас главное — взять деньги в долг. Но для того, чтобы сегодня остановить это давление на курс, нам нужно было летом одолжить хотя бы 20 млрд. А за целый год они получили где-то 8 млрд, и то эти деньги, по сути, пошли на расчеты за проценты по предыдущим долгам. А параллельно нужно было заниматься экономикой. Без экономики войну не выиграешь и рост курса не остановишь. Но в этом направлении вообще ничего не сделано. Хоть бы на бумаге написали, что они планируют... И только за это правительство, как и Национальный банк, должны уйти в отставку.

Мы наняли Кабмин и Нацбанк, которым хотим доверять. Но когда правительство начинает говорить неправду, это, извините, воняет, ты понимаешь, что слова — полова. Реально курс на 75 процентов зависит от правительства и только процентов на 25-30 — от Национального банка. Потому что Нацбанк имеет лишь инструменты, через которые он может влиять на курс, но у него нет стратегических рычагов воздействия. Безусловно, он может реагировать, он может обязать экспортеров продавать 100 процентов валютной выручки (кстати, сейчас 75 процентов), он может сократить срок возврата валютной выручки, например, до 90 или 50 дней, но экспортеры не будут искать лазеек, чтобы оставить валюту за границей, если здесь, в Украине, будет стабильна экономическая ситуация.

Я напомню, что в 1996 году доллар стоил 1,76 грн. Сегодня — почти в 20 раз больше. То есть с 1996 года у нас наблюдается тренд обесценивания гривны. Да, были периоды временной якобы стабильности, за которую мы, как правило, расплачиваемся накоплением внешних долгов, затем обвал, потом опять период затишья, снова обвал... И вот мы докатились до сегодняшнего дня.

Сейчас, мне кажется, все понимают: с экономикой что-то надо делать, нужно самим производить товары, избавляясь от зависимости, — начиная с оружия и заканчивая хлебом, салом, пшеницей и штанами. И это ответственность правительства! Поэтому, когда Яценюк говорит, что за курс отвечает только Нацбанк, — это все равно что сказать, что за кровоснабжение организма отвечает только сердце. А печень, сосуды, а нервная система? Это же организм, нельзя делить! А у них в головах все поделено. Это только когда тело разрушается — каждый элемент делает что хочет. А когда тело живет — тогда все объединены одной идеей и над ней работают. Но, к сожалению, они (правительство. — «ГОРДОН») — представители мертвого... И ситуацию уже не исправить. Они девальвированы. Поэтому должны прийти другие люди и налаживать коммуникацию с гражданами, потому что, по большому счету, из кризисов страны выводят не президенты, а народы.

Относительно оценок премьера, что курс точно можно стабилизировать на отметке 27,76 грн./долл., — это вызывает смех. Вы помните его гениальную фразу, что 13 грн./долл. бюджет не выдержит? А помните, как у Козьмы Пруткова: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?». Особенно на такой должности.

«Донецк и Луганск являются территорией Украины. Как и Крым будет территорией Украины». Арсений Яценюк, 11 декабря 2014 года.

Последний год Яценюк регулярно повторял, что Крым является территорией Украины и что власти будут делать все для его возвращения. Так, в апреле премьер сказал, что Киев вместе с международным сообществом будет и далее «шаг за шагом отбивать Крым обратно в политическом и дипломатическим смысле». А уже в декабре уточнил: быстрого ответа на вопрос, как вернуть полуостров, не существует.

«Если Господь Бог нам поможет, конт­роль над Крымом будет возвращен еще при нас. Если нет, это сделают наши дети или внуки», — сказал Яценюк. Вместе с тем в приоритетных задачах действующего Каб­мина возвращения Крыма в состав Украины нет.

«БОЮСЬ, ЧТО РЕЦЕПТА ВОЗВРАЩЕНИЯ КРЫМА НЕТ. ЭТО БЫЛО ЧИСТО ПОПУЛИСТСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ»

Владимир ФЕСЕНКО — политолог, директор Центра политических исследований «Пента»:

— Относительно возвращения Крыма, особенно в первые месяцы (после оккупации полуострова Россией. — «ГОРДОН»), пока не возник другой, еще более угрожающий кризис на Донбассе, было много заявлений. Можно вспомнить, что фактически все ведущие украинские политики того времени обещали вернуть полуостров. Поэтому, думаю, сейчас не об этом говорить надо».

У Арсения Петровича и без Крыма были громкие заявления — от желания стать «камикадзе» (хотя уже очевидно, что никаким «камикадзе» он быть не хочет) до других обещаний, которые он не смог выполнить.

В этом вопросе я к чему призываю? Давайте приучать наших политиков к более реалистичным оценкам. Я не знаю, каким образом можно вернуть Крым в ближайшее время. Мне неизвестен такой рецепт. Боюсь, что его просто нет. Поэтому и обсуждать тут нечего. Это было чисто популистское заявление, и, к сожалению, тогда такие заявления делали почти все политики. Возможно, в то время еще не было понимания, насколько глубоким и долгосрочным является наш кризис в отношениях с Россией вследствие захвата Крыма. Многим казалось, что ситуацию можно быстро вернуть назад, что Запад нам поможет. А оказалось, что и Запад отреагировал вяло, да и мы сами поняли, что не до Крыма, как это ни обидно звучит, поскольку возникли другие, более острые, проблемы.

Хотя последние заявления Яценюка по Крыму стали более реалистичны. И это уже прогресс. Значит, есть ресурс для пересмотра собственных ошибочных взглядов.

«Государственная граница строится и будет построена. Тому, кто выступает против обустройства границы и линии безопасности, мы дадим возможность получить билет в одну сторону — по ту сторону границы». Арсений Яценюк, 18 февраля 2015 года.

Впервые о проекте «Стена» (позже премьер начал называть его «Европейский вал») Яценюк заговорил в начале сентября прошлого года. Он сказал, что Украине необходимо построить «реальную государственную границу» с Россией. В 2014 году проект начал реализовывать в трех областях — Харьковской, Черниговской и Сумской, премьер даже ездил в пограничный пункт «Гоптовка» (Харьковская область) инспектировать строительство инженерных укреплений.

Предполагается, что противотанковые рвы с укрепленными пограничными пунктами будут построены на более 3000 км, включая границу с Крымом и разделительную линию с временно неподконтрольной Киеву территорией на Донбассе. По словам премьера, проект будет реализован за четыре года, до 2018-го, на средства из госбюджета и международных доноров.

Вначале сообщалось, что стоимость проекта «Стена» — около 8 млрд грн., затем правительство сообщило, что работает над его удешевлением: по данным INSIDER, власти отказались от первоначальной идеи тянуть вдоль границы забор с колючей проволокой, что снизило цену проекта вдвое.

В прошлом году на реализацию задумки Киев уже получил 235 млн грн. от ЕС, из которых до Нового года было потрачено более 163 млн грн. Эта сумма была направлена в первую очередь на обустройство полосы безопасности вдоль линии разграничения на Донбассе.

Последний раз публично глава Госпогранслужбы Украины (именно это ведомство занимается реализацией проекта) Виктор Назаренко отчитывался о строительстве «Стены» 18 февраля. Презентация его доклада выложена на сайте Кабмина.

По словам Яценюка, «Стена» необходима для получения безвизового режима с ЕС. «Зачем нам проект «Стена» или «Европейский вал»? Безвизовый режим. Никто безвизового режима не даст, если нет границы», — отметил премьер.

«ДУМАЮ, ЧТО ПРОЦЕНТОВ НА 95 МОЖНО НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО БЕЗВИЗОВЫЙ РЕЖИМ ДО КОНЦА ГОДА УКРАИНА ТАКИ ПОЛУЧИТ»

Николай СУНГУРОВСКИЙ — военный эксперт, директор военных программ Центра Разумкова:

— Насколько мне известно, этот проект вообще не реализуется. То есть пока не та ситуация, чтобы думать о нем. Сейчас необходимо говорить о фортификационных сооружениях на линии соприкосновения войск».

В целом реализовать этот проект вполне реально, если бы на него были средства. А так — пограничники получили какую-то часть денег, вот эту часть они как-то освоили и что-то там построили. На весь проект финансов нет.

Украина находится в таком состоянии — и в финансовом, и в социальном, — что пока не до «Стены». Когда речь идет о каких-то проектах, необходимо себе отдавать отчет: для чего это надо и насколько это реализуемо.

А пока мы наблюдаем вал различных инициатив, которые принимаются не по принципу «нужно ли это Украине», а про принципу «кто быстрее». Вот кто-то пропихнул эту «Стену», оно и пошло.

«Будут приняты решения, которые дают возможность Украине в самой короткой перспективе завершить процедуру перехода к безвизовому режиму». Арсений Яценюк, 26 марта 2014 года.

За последний год Украина на самом деле значительно продвинулась в вопросе получения безвизового режима с ЕС. Например, в мае прошлого года Верховная Рада приняла четыре важных правительст­венных законопроекта (в том числе антикоррупционный), необходимых для либерализации визового режима, а в середине января 2015 года Киев выполнил одно из главных требований — начал выдавать био­метрические паспорта.

За месяц до этого Яценюк, возвратившись из Брюсселя в Киев, заявил, что у не­го оптимистический настрой: на рижском саммите «Восточного партнерства» в мае может быть принято решение о введении безвизового режима. «Украина делает для этого все возможное», — подчеркнул он.

Владимир ОГРЫЗКО дипломат, бывший министр иностранных дел Украины:

— Нет линейки, которой можно измерять эффективность того или иного минист­­ра, тем более главы правительства (в воп­росе получения безвизового режима. — «ГОРДОН»). Но то, что мы вплотную подо­шли к введению безвизового режима, — это факт».

Остается немного — на майском саммите «Восточного партнерства» получить политическое решение, что такой режим будет введен, а потом до конца года выполнить все необходимые для этого условия. Так было, например, в Молдове, когда вначале приняли политическое решение, а только через шесть-семь месяцев началась реальная имплементация соглашения.

Успеем ли мы выполнить некоторые технические вещи? Думаю, что в целом — да. Для этого не нужны никакие внешние предусловия, необходимо просто провести не­сколько правильных запросов, например, максимально ускорить выдачу биомет­рических паспортов.

Конечно, есть некоторый негатив в том, что на востоке — война, и кое-кто в Европейском союзе может использовать это как повод для отсрочки такого решения, но это можно быстро урегулировать. В чем ключевой элемент? В том, чтобы не допустить неконтролируемый въезд на Запад через территорию нашей страны лиц, у которых нет на это права. Сейчас на восточной границе Украины действительно «черная дыра», но, с другой стороны, внедрение биометрических паспортов фактически делает невозможным несанкционированное проникновение в Европу.

То есть с политической точки зрения я, честно говоря, не вижу никаких проблем. Поэтому, думаю, что процентов на 95 можно надеяться, что такой режим до конца года Украина действительно получит.

«Украина введет санкции в отношении каждого физического лица, у которого есть паспорт РФ и которое поддерживает террористов и сепаратистов в Украине». Арсений Яценюк, 23 июля 2014 года.

Это заявление Яценюк сделал еще прошлым летом. Тогда же он добавил, что секторальные санкции будут применены и в отношении российских компаний, которые прямо или опосредованно оказывают поддержку боевикам.

В сентябре прошлого года правительство сообщило об утверждении санкционного списка в отношении российских граждан и компаний и о передаче его на утверждение Совету национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). Конкретных фамилий и названий предприятий Каб­мин не уточнил.

После экстренного заседания СНБО 25 января пресс-служба ведомства сообщила, что для усиления давления на Россию принято решение применить на территории Украины санкции, правда, не предложенные Кабмином, а введенные странами Запада. Но в указе Президента, который вводил в действие решение СНБО, об этом не упоминалось (некоторые статьи в документе засекречены).

6 февраля министр экономического раз­вития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что на сегодняшний день в Украине действуют санкции против «160 субъектов хозяйственной деятельности Российской Федерации». Так ли это — до сих пор неизвестно: прошел месяц, но список людей и компаний, попавших под ограничения, до сих пор не опубликован. По словам Абромавичуса, он находится на окончательной сверке и утверждении у Президента.

Богдан ЯРЕМЕНКО дипломат, бывший генконсул Украины в Стамбуле, председатель правления благотворительного фонда «Майдан иностранных дел»:

— Для всей системы украинской власти характерны такие черты — отсутствие прозрачнос­ти, принципиальности и последовательнос­ти. В вопросе санкций против России ук­ра­инская власть ничем не лучше, чем, например, в вопросе реформ.

Единственное, что смогла Украина, — это разорвать военное-технические контракты, не более. Никаких санкций против граждан России и компаний в Украине принято не было.

Почему Украина не вводит эти санкции? В данном случае понятие «Украина» нужно детализировать. Думаю, здесь идет речь о политической элите, богатых людях, которые боятся потерять свой бизнес и понести экономические убытки, о чиновниках, которые не понимают, какие это будет иметь последствия, и не готовы к ним. То есть, с одной стороны, это отсутствие политической воли, а с другой — недостаток интеллекта, который помог бы просчитать эту ситуацию и сделать правильные шаги.

Способны ли украинские санкции активизировать страны Запада? Вряд ли. Хотя это вещи связанные. Европейский союз вводит санкции не потому, что что-то делает Украина, а потому, что Россия что-то делает не так. Но это было бы еще одним серьезным аргументом со стороны украинской дипломатии, что Киев в состоянии продемонстрировать принципиальную позицию.

Сейчас же моральное преимущество в защите национального суверенитета и территориальной целостности Украины не на стороне украинской власти, а фактически на стороне наших европейских и американских партнеров. Это делает Украину и ее международную позицию очень слабой.

В целом санкции, если они вводятся в определенной последовательности и рассчитаны на то, чтобы нанести России вред, могли бы быть эффективными. Хотя негативные последствия они имели бы и для самой Украины. Несвоевременные действия Киева приводят к тому, что Россия всегда на шаг впереди, она всегда получает возможность подготовиться, и любые дальнейшие меры наносят Украине больший вред, чем России. И это не потому, что положение Украины проигрышное, а потому, что она не умеет эффективно действовать.

Думаю, что под давлением украинской и международной общественности какие-то санкционные полушаги будут реализовываться и дальше, но в возможность сис­­темных действий украинской власти вообще, в любом вопросе, я уже не верю.

ХРОНОЛОГИЯ ОБЕЩАНИЙ

За прошедший год у Украины был один премьер и два правительства. Первое находилось при власти с 27 февраля по 2 декабря 2014 года, затем его сменило второе, которое на днях отпразднует 100 дней своей работы. Некоторые министры сохраняют свои должности больше года, других — как министра обороны — за это время пришлось менять четыре раза.

Мы отобрали самые резонансные обещания членов Кабмина — бывших и нынешних — за этот год. Приводим их в хронологическом порядке.

1. Игорь ТЕНЮХ пообещал, что Украина не будет выводить своих военных из Крыма после незаконного референдума.

«Военнослужащие, которые находятся в Крыму, будут четко выполнять законы и уставы Вооруженных сил Украины (ВСУ). Они представители украинских ВСУ, украинской власти, и поэтому никуда из Крыма мы не уйдем, потому что это наша земля». Министр обороны Украины (27 февраля — 25 марта 2014 года) Игорь Те­нюх, 16 марта 2014 года.

Статус: не выполнено. После незаконного референдума в Крыму 16 марта и оккупации полуострова Россией Киев вывел на материковую Украину часть своих военных (около 4 тыс.) и техники. По данным и. о. спикера Генштаба ВСУ Владислава Селезнева, около 14 тыс. военных не захотели покидать полуостров. На сегодняшний день Крым де-юре является украинским, де-факто находится в составе России.

2. Арсен АВАКОВ пообещал разобраться с сепаратистами на Донбассе за двое суток.

«Я думаю, что разрешение этого кризиса будет в ближайшие 48 часов. Режим антитеррористической операции по всем трем областям не отменен, и в любой момент мы можем провести все спланированные действия». Министр внутренних дел Арсен Аваков, 9 апреля 2014 года.

Статус: не выполнено. В начале апреля прошлого года пророссийские митингующие захватили ряд админзданий в Харькове, Донецке и Луганске. 7 апреля здание Харьковской областной государственной администрации удалось освободить от захватчиков, в Луганске и Донецке силовики на штурм не пошли. Впоследствии сепаратистам удалось взять под свой контроль целые города и районы на Донбассе. Антитеррористическая операция в этом регионе продолжается до сих пор.

3. Даниил ЛУБКИВСКИЙ пообещал, что Ук­раина выйдет из СНГ.

«СНГ оказался бес­помощной организацией. Мы придерживаемся своего видения и своего подхода, и — я подтверждаю слова секретаря СНБО Андрея Парубия — о том, что мы рассматриваем вопросы, касающиеся выхода Ук­раины из состава СНГ». Замминистра иностранных дел Украины (6 марта — 24 декабря 2014 года) Даниил Лубкивский, 27 мая 2014 года.

Статус: не выполнено. Формально Ук­ра­ина не является членом СНГ, но с 1991 года имеет статус наблюдателя организации, а с 2011 года участвует в зоне свободной торговли в рамках содружества. О необходимости прекратить участие Украины во всех органах СНГ последний год заявляли многие политики, но никаких конкретных шагов сделано не было. В январе спикер Верховной Рады Владимир Гройс­ман пообещал, что этот вопрос будет рас­смотрен на текущей сессии парламента.

4. Валерий ГЕЛЕТЕЙ пообещал парад победы в Севастополе.

«Я убежден, что Ук­ра­ина победит. И поверьте мне: парад победы обязательно будет в украинском Севастополе». Министр обороны Украины (3 июля — 14 октября 2014 года) Валерий Гелетей, 3 июля 2014 года.

Статус: не выполнено. Летом прошлого года украинской армии во главе с Гелетеем действительно удалось отвоевать ряд населенных пунктов на Донбассе, но в конце августа вследствие вторжения регулярных российских войск силам антитеррористической операции пришлось отступить, от некоторых позиций, как в Иловайске, — с большими потерями. О борьбе за Крым тогда не было и речи.

5. Юрий СТЕЦЬ пообещал, что цензуры в Украине не будет.

«У меня есть опыт журналиста и как продюсера «5 канала», и как председателя Комитета по свободе слова и информации при Януковиче. При мне не было ни одного намека на осуществление цензуры. Не буду этим заниматься и сейчас. Я не самоубийца». Министр информационной политики Украины Юрий Стець, 4 декабря 2014 года.

Статус: требует постоянного мониторинга. Возникновение Министерства информационной политики Украины вызвало шквал критики в журналистском сообщест­ве. Новое ведомство саркастически ок­рес­тили «министерством правды», или «мин­стецем». Многие высказывали беспокойство, что министерство может ввести в Украине цензуру. К счастью, худшие опасения не подтвердились. А в январе, когда в Украине разгорелся скандал из-за трансляций новогодних программ с участием российских звезд, поддерживающих агрессию в отношении Украины, Стець выступил на стороне телеканалов. Он заявил, что действующее законодательство они не нарушили, но пообещал разработать законопроект, который бы запретил показывать персон нон грата по телевизору (кроме новостных передач).

6. Александр КВИТАШВИЛИ пообещал медицинскую «мини-революцию» в Украине, в 2015 году.

«Нам нужен новый закон о здравоохранении, а не пункт в Конституции. После чего мы предоставим возможность больницам зарабатывать деньги. Это будет мини-революция, и случится она точно в 2015 году». Министр здравоохранения Алек­сандр Квиташвили, 19 января 2015 года.

Статус: в процессе. Квиташвили заявил, что в марте передаст в Верховную Раду пакет законопроектов, необходимых для реформирования системы здравоохранения. «После этого мы сможем открыть систему для разных источников финансирования, дать возможность больницам работать, зарабатывать деньги. А государственные средства будут переходить на финансирование программ, то есть на закупку услуг, а не оплату больничных койко-мест», — сказал министр. Затем в планах министерства — внедрение страховой медицины. По прогнозам Квиташвили это может произойти уже в следующем году.

7. Айварас АБРОМАВИЧУС пообещал вывести Украину на 50-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса.

«Мы будем радовать бизнес тем, что будем упрощать ведение бизнеса. Сейчас мы на 96-м месте в рейтинге Doing Business, через два года хотим быть на 50-м месте». Министр экономики Айварас Абромавичус, 1 февраля 2015 года.

Статус: в процессе. Doing Business — это ежегодное исследование Всемирного банка, оценивающее в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности. В конце января Яценюк сообщил, что Украина улучшила позиции в рейтинге, заняв, по предварительным данным 2015 года, 96-е место. В 2014 году она была на 112-м. По мнению экспертов Всемирного банка, Украина имеет большой потенциал в связи с наличием здесь трети мирового чернозема, выгодным географическим положением, достаточно боль­шим внутренним рынком, а также вполне развитой инфраструктурой и индустриальной базой.

8. Наталья ЯРЕСЬКО пообещала, что экономическая ситуация в Украине стабилизируется после получения кредита МВФ.

«Этот кредит МВФ будет якорем, который позволит стабилизировать экономику Украины и, в частности, ситуацию на ее валютном рынке». Министр финансов Наталья Яресько, 25 февраля 2015 года.

Статус: в процессе. Заседание совета директоров МВФ, на котором будет обсуждаться выделение финансовой помощи Ук­раине, запланировано на 11 марта. В Каб­мине ожидают, что первый транш составит около 10 млрд долл. и что Украина его получит до конца марта. По словам Яресько, им правительство пополнит резерв НБУ, а также использует его для выплаты внешних обязательств. Стабилизирует ли это ситуацию в Украине, увидим уже очень скоро.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось