В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
КРУПНЫЙ ПЛАН

Продюсер Юрий НИКИТИН: «В Америке расцвет Голливуда произошел как раз во время Великой депрессии. Творчество дает дополнительный смысл бороться и выживать в самые непростые времена»

Елена ПОСКАННАЯ. Интернет-издание «ГОРДОН»
В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» известный музыкальный продюсер рассказал, почему украинские артисты продолжают гастролировать в России, как изменился шоу-бизнес после принятия языковых квот и почему для молодых музыкантов сейчас наилучшее время начинать карьеру.

Юрий Ни­китин — один из самых известных украинских музыкальных продюсеров. Он работает в шоу-бизнесе с 90-х годов. Среди его артистов такие звезды, как Ирина Билык, Верка Сердючка, Ольга Горбачева, дуэты NikitA и «НеАнгелы», группа KAZKA и Mountain Breeze. Никитин продюсировал телешоу «Суперзірка» и украинскую «Фабрику звезд». Сегодня он увлечен передачей знаний молодежи, для чего открыл школу NIMBS. Cвоей основной задачей Никитин считает распространение знаний о шоу-бизнесе.

— Недавно вам исполнилось 50 лет. Это особая дата для многих людей. А что означает день рождения для вас?

— День рождения для меня — период обнуления, переосмысления, пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, подведение итогов за год прошедший и постановка целей на следующий год. Поэтому в большинстве случаев я уезжаю, и, как правило, один. По возвращении в Киев люблю собираться тесным кругом родных и близких.

— И как вы ощущаете себя на этом отрезке времени?

— Полон новых идей, сил и энергии их осуществлять. Я по-прежнему редко оглядываюсь назад, строю большие планы на будущее, но стараюсь жить «здесь и сейчас». В канун дня рождения концентрировался на том, чтобы понять, как хочу жить дальше. И так определил для себя три основных принципа, которые активно стараюсь внедрять в свою повседневную жизнь, — жить осознанно, помнить только хорошее, следовать своему предназначению.

— А что в творческих планах?

— Эти принципы касаются всего, и особенно творчества. А оно напрямую связано с вдохновением. Чтобы продвинуться в бизнесе, который построен на творчестве, я постоянно нахожусь в поиске мест, занятий, вещей, которые меня вдохновляют. Когда я попадаю в поток, с бизнесом все отлично.

— Вы всегда говорите о работе, шоу-бизнесе и практически никогда о личной жизни. В каком вы сейчас статусе?

— Вся моя сознательная жизнь связана с музыкой. И каждый из членов семьи — часть моей команды, мой источник вдохновения. Но если говорить о нашем «кружке по интересам» на официальном языке, то с прошлого лета я снова женат. И во второй раз на той же самой женщине — Ольге Горбачевой, матери моих замечательных детей Полины и Серафимы. Воспитывая детей, мы продолжаем заниматься развитием Олиной профессиональной карьеры. И именно в этом году добились существенного прорыва — выпустили альбом «Самый лучший день», запустили развивающий проект «7 жизней женщины» и всеукраинский фестиваль женской силы «Солнце».

— Какова, по-вашему, сегодня ситуация в украинском шоу-бизнесе? Он уже вышел из кризиса?

— Только выходит, но это лишь часть истории. Главное, что меняется его бизнес-модель. Если раньше основная ставка делалась на частные мероприятия, то сейчас все концентрируется вокруг открытых кассовых концертов, как на развитых музыкальных рынках. Люди с радостью посещают концерты, но платят только за тех, кого реально любят. У большей части населения все еще ограничены бюджеты на развлечения, и поэтому зрители очень избирательны. Сегодня, чтобы быть востребованным, недостаточно быть известным, нужно становиться популярным.

— И что, по-вашему, значит популярность?

— Это значит быть любимым. Известный артист — тот, чье имя и творчество я знаю, но вряд ли куплю билет на концерт. Популярный — когда я с трепетом жду каждой встречи или общения с ним. Популярность — это честность, открытость по отношению к своей аудитории. В том, что музыканты могут напрямую общаться со своим зрителем, заключен огромный плюс. Если ты особенный, уникальный, ты обязательно соберешь свою аудиторию, и если построишь работу с ней правильно, она будет верна тебе многие годы.

— Молодым в таких условиях начинать гораздо сложнее...

— И гораздо проще одновременно. Во-первых, рынок стал намного свободнее. 90 процентов российских артистов не гастролируют в Украине. Во-вторых, раньше было засилье штучных продюсерских проектов, которые теперь перестали запускаться. В-третьих, для тех, кто поет на украинском языке, в связи с введением квот появилось значительно больше шансов попасть в широкий эфир. Хотя, с другой стороны, сильно выросла конкуренция среди отечественных исполнителей. Все стали производить очень высококачественный музыкальный продукт, в том числе и на украинском языке.

— Значит, квоты — хороший инструмент для украинского шоу-бизнеса?

— Я всегда выступал против принудительных мер. Но если правила игры приняты на законодательном уровне, перестаю дискутировать на этот счет и стараюсь максимально эффективно адаптироваться к ним.

— Как оцениваете молодых музыкантов, которые появляются?

— Мне нравится все происходящее в Украине, как в творческом, так и в коммерческом смысле. И я абсолютно согласен с мнением директора радио «Хит ФМ» Виталия Дроздова, что украинский музыкальный рынок сегодня номер один в Восточной Европе.

— Для крутого контента нужна крутая аудитория...

— И у нас она есть. Украина переживает время ниш — нишевой моды, нишевой музыки. Люди стали другими. Они, как никогда ранее, стараются отличаться друг от друга, быть более избирательными и оригинальными в том, что они потребляют. И это не исключения, а тенденция. Украинские нишевые артисты добиваются серьезного признания среди широкой аудитории: Джамала, Дорн, Онука, KAZKA... Их музыку любят и платят за нее.

— А говорят, у людей нет денег.

— В общей массе, наверное. Но с другой стороны, я вижу, что ресторанов открывается все больше и в вечернее время не так просто найти свободный столик. А концерты украинских артистов собирают все больше зрителей. Либо деньги у активной части населения все же есть. Либо людям просто необходима отдушина для того, чтобы двигаться вперед. Но и то, и другое способствует еще большему росту музыкального рынка.

— И рост происходит, даже несмотря на войну?

— В Америке расцвет Голливуда произошел как раз во время Великой депрессии. Творчество дает дополнительный смысл бороться и выживать в самые непростые времена. Музыка способна поднимать моральный дух и выступает сильным объединяющим фактором нации.

— Как вы относитесь к запретам для российских артистов на въезд в Украину и в частности к запрету сериала «Сва­­ты»?

— Я не анализировал конкретно этот случай. Но вижу, что существует много точек зрения. Это и правда очень сложная тема. То, что происходит между Украиной и Россией, — ужасно. Однако это реальность, в которой мы все сейчас находимся. Каждый свой выбор делает сам: что снимать, где играть, с кем взаимодействовать. Сначала я пристально следил за всем, что происходит в политике, но со временем пришел к выводу, что можно продолжать нормально жить и развиваться, только фокусируясь на себе, на своем окружении, на своем деле, продолжая делать его хорошо.

— В обществе еще не окончена дискуссия: должны ли украинские артисты гастролировать в России, если мы в условиях войны, или артист должен оставаться над схваткой? А как вы думаете?

— Думаю, творчество должно оставаться над всем. Но многое зависит от позиции каждого конкретного артиста — это во-первых. А во-вторых, проблема не была бы такой острой, если бы решалась прежде на законодательном уровне. Как вопрос с Крымом. Приняли закон, который запрещает вести бизнес с крымскими компаниями, и всем все стало понятно. Артисты в данном случае не исключение: выступил в Крыму — нарушил закон, отвечай.

Чем работа музыканта отличается от работы официанта, журналиста или водителя, если смотреть на нее под этим углом? Ничем. Артисты такие же граждане, как и все остальные, и должны подчиняться общим законам. А правительство должно эти законы определять и принимать — это его функция.

Что же касается гастролей украинских артистов в России, позиция правительства точно не определена, поэтому каждый трактует по-своему, а в итоге получается неразбериха. Еще имеют место факты, когда в России выступают многие наши артисты, но только некоторых из них бойкотируют.

— Вы хотите сказать, что существуют некие договоренности относительно бойкотов и те, кто бойкотирует, участвуют в таких договоренностях?

— Думаю, да. А как это еще можно объяснить? Некоторые украинские топ-артисты участвуют в главных церемониях, получают награды, проводят широкомасштабные рекламные кампании и туры по России — и о них ни слова в украинской прессе. Тишина. Вторым стоит раз где-то появиться, выложить фото в своих соцсетях — и понеслась.

— В музыкальной среде это обсуждается?

— Скорее, лишь констатация фактов. Много разных точек зрения на этот счет. Есть очень неожиданные, из серии: «Так ясно же, кому наиболее выгодно «сбить» этого артиста». Дальше идет конкретное имя...

— Почему сразу заходит речь об интригах? Артист — публичная личность, представляющая страну. Концерты — это уже вопрос не культуры или творчества, а антиукраинской пропаганды в России...

— Вот поэтому я говорю, что непростая тема. Слишком много разночтений. Не проще ли решить вопрос на законодательном уровне? Тогда у всех будет один общий вектор.

— Помните скандал с «Раша гудбай»? Выходит, Андрей Данилко невольно пред­сказал будущее?

— Правда? Никогда не думал об этом. Для начала важно понимать, что Verka Serduchka никогда не пела фразу «Раша гудбай». Это была спланированная кампания против самого популярного артиста на территории всего постсоветского пространства Данилко и его персонажа.

— И кому же он помешал?

— Все началось с российского Первого канала. Именно там еще до объявления результатов голосования «Евровидения» начался весь этот словесный бред. И одна из причин, которая на поверхности, — Verka Serduchka обошла российскую группу «Серебро» — личный проект главы Первого канала Константина Эрнста и российского музыкального продюсера Максима Фадеева.

А невидимая причина — та, о которой я говорил выше. Как мне кажется, в истории поп-музыки СНГ было всего несколько случаев, когда любовь к артисту начинала прорастать из сердец публики и в итоге он добивался популярности. Когда все общество было вовлечено в его творчество, когда все слушали только его. Когда его присутствие на рынке не было навязано масс-медиа. Люди просто хотели его всем сердцем. Среди таких артистов Владимир Высоцкий, группа «Ласковый май», Verka Serduchka. Открыто все обожали Данилко, но на самом деле тогдашняя музыкальная элита России не могла пережить его неконтролируемый уровень популярности.

— Любили-любили, а потом вдруг решили потопить из-за песенного конкурса?

— Не совсем так. История с «Евровидением» — это второй и наиболее серьезный случай. А первый был годом раньше, когда мы проводили первые большие гастроли Verka Serduchka в Москве. Мы давно хотели выступить в Кремлевском дворце — самой престижной на тот момент концертной площадке России — и вот этот день настал. Мы получили разрешение, вышли в рекламу и продали уже больше половины зала, как вдруг позвонили из Кремля и сказали, что без объяснения причин нам отказано. Это произошло за три недели до дня шоу.

Мы перевесили рекламу и перенесли концерт на эти же даты во дворец спорта «Лужники»... И продали два полных зала — более 20 тысяч билетов! Российские звезды были так удивлены, что не могли пропустить это знаковое событие. Без приглашения с нашей стороны концерт посетили Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Максим Галкин, Кристина Орбакайте и многие другие. Просто, чтобы увидеть этот феномен.

В принципе, о том, как гастролировала Verka Serduchka, ходили легенды. В рамках только одного тура мы работали по 30 концертов в Германии, давали по 15 шоу в Израиле, по восемь шоу подряд на одной площадке в Нью-Йорке! И так по всему миру.

— Если не ошибаюсь, вы работаете с Данилко вместе с 1997 года. Что вы можете сказать о нем как о человеке и профессионале?

— Андрей — удивительный человек. Таких я не встречал больше в своей жизни: надежный друг, который с тобой и в горе, и в радости, суперпроницательный и мудрый человек с большим добрым сердцем. Глобальная личность и великий артист. Я много раз убеждался в этом, но окончательно — во время участия в съемках голливудского блокбастера Spy («Шпионка»), когда вся съемочная группа, включая режиссера Пола Фига и актеров Джуда Лоу, Джейсона Стетхема и Мелиссу Маккарти, была очарована Verka Serduchka, и ни для кого не имело значения, что она не говорит на английском языке.

— Как вы попали на съемки этого фильма?

— В офис Mamamusic позвонил голливудский кинопродюсер фильма Джон Келли и пригласил нас от имени режиссера Пола Фига сняться в главной мировой комедии года с трехминутным камео (эпизодическая роль знаменитого человека, который играет самого себя. — «ГОРДОН»). По словам Фига, его так впечатлило выступление на «Евровидении-2007», что он давно вынашивал идею участия Verka Serduchka в своем фильме.

Оказалось, что сам Фиг и члены его семьи просто без ума от Сердючки. Они пересмотрели все видеоработы с ее участием и знали практически все главные песни наизусть. И наши разговоры с ними были о том, что мы и сами до конца не осознаем гений и уровень Данилко, чья Verka Serduchka еще до участия в фильме Spy — мировая суперзвезда.

— На развитых музыкальных рынках есть такое понятие, как чарты. Это влиятельный инструмент оценки музыкантов. Почему в Украине такого нет?

— В Украине тоже есть чарты, премии, гала-шоу. Но принцип их устройства другой. На Западе главные чарты основаны на рейтингах продаж и формируются на основе открытой информации. Там все прозрачно. Отечественные же хит-парады носят более субъективный характер. В этом основное отличие. И если в западных чартах артист в топе, это означает, что он соответственно зарабатывает. У нас же рейтинги не всегда привязаны к реальным деньгам, а скорее, ко вкусам отдельных представителей музыкальной индустрии.

— То есть вы советуете начинающим артистам не обращать внимания на позиции в рейтингах?

— Обращать. Но учитывать, что все относительно и зависит от конкретного артиста, его продукта и аудитории. Если ваш зритель из категории «40+», вы, конечно же, будете проигрывать онлайн-позиции музыкальным проектам, ориентированным на более молодого зрителя.

У каждого свой путь. Главный гастролер в Украине сегодня — Олег Винник, но его чартовая история и онлайн-позиции далеки от идеала. И мне кажется, только сейчас, спустя много лет, индустрия стала относиться к этому артисту соответственно и он стал появляться в рейтингах на высоких позициях. Плюс его аудитория не очень активна онлайн, поэтому он строит отношения с ней, используя другие каналы коммуникации. Те, которые важны конкретно для его зрителя.

— Получается, определить лидера в украинской музыке не так-то и легко. Как же понять, кто действительно лучший?

— «Лучший» — звучит не совсем объективно. «Лучший для конкретной целевой аудитории» — более точное определение. Главный показатель здесь — продажа билетов на открытые концерты артиста по всей Украине. Территориальная история особенно важна. Многие известные артисты, например, пользуются успехом исключительно в русскоговорящих регионах Украины или исключительно больших городах и Киеве. Но Киев — это не вся Украина. Все остальные показатели плюс-минус относительны.

Часто уровень популярности артиста в нашей стране определяют исходя из того, насколько он востребован в России, забывая, что сегодня это два абсолютно разных рынка. Составители хит-парадов смотрят на количество просмотров или подписчиков в социальных сетях артиста в целом. А если копнуть глубже, то понятно, что основная часть этих людей — жители России. Артист более популярен там, чем в Ук­ра­ине.

— Давайте вернемся к Олегу Виннику. Понимаете ли вы секрет его популярности?

— В то время как все пытаются делать «модную музыку», он делает то, что чувствует. И то, что, по его мнению, хочет его целевая аудитория. Я придумал этому свое определение — «знать каждого фана в лицо», понимать его, знать о его желаниях и его болях. Скорее всего, Винник действует интуитивно, но концентрирует весь продукт вокруг потребностей своего зрителя. И это история о популярности.

А если говорить о деньгах, приведу маленький пример. Последнее время я интересуюсь устройством музыкального рынка Германии. Сегодня это номер один рынок в Европе, и естественно, в нашем представлении Германия — это модная музыка, современные технологии, много денег. Так вот, на самом деле 80 процентов рынка музыки и денег в музыкальном бизнесе приходится на «дойче шлягер» (немецкий шлягер)! Это что-то наподобие нашей эстрады 1990-х: запоминающаяся мелодия, простой текст, танцевальный ритм, всегда позитивный контекст и обязательно немецкий язык. 80 процентов рынка, потому что Германия — это та страна, где маленькие города и сельская местность доминируют, в них живет основная часть населения.

А где живет основная часть населения Украины? Крупные города — то только 20-30 процентов всех жителей. Понимаете, что я хочу этим сказать? Остальным 70 процентам тоже нужны свои кумиры. И популярность Олега Винника зарождалась, уверен, среди них. А вся остальная наша музыкальная поп-культура рассчитана в основном на жителей крупных региональных центров.

— Хочу еще спросить вас о Святославе Вакарчуке. С одной стороны, это успешный музыкант, с другой — человек, интересующийся политикой. Как вы считаете, политика мешает его творчеству?

— Его личностному и профессиональному росту, думаю, только помогает. Как музыкант он добился в Украине максимума. И чтобы продолжать движение вперед, ему нужно развиваться либо на других территориях, либо в новых направлениях. Так что его погружение в политику мне понятно. А если учесть тот факт, что Вакарчук — искусный маркетолог, он может достичь многого. Он точно понимает, когда, где и с каким продуктом следует проявиться, чтобы добиваться нужного результата.

Я наблюдаю за развитием его карьеры с того самого момента, как в 1998 году наша компания Nova Records выпустила первый альбом его группы «Океан Ельзи». И с тех пор Вакарчук, насколько я помню, не допустил ни одной стратегической ошибки. Когда было нужно, он уходил, когда нужно, снова появлялся, но уже в новом амплуа.

— Интересно, насколько наши артисты востребованы на Западе?

— Их работа ограничивается только диаспорными рынками. Сегодня нет ни одной украинской поп-звезды, которая работала бы широко на коренных жителей развитых стран. Существуют либо фестивальные истории, либо этническая тема, в крайнем случае — нишевые проявления. Если же говорить о глобальном мировом потенциале, его, по моему мнению, имеет пока только одна отечественная суперзвезда — Verka Serduchka. И это стало абсолютно очевидным после нашего участия в голливудском блокбастере Spy.

— Какие идеи движут вами сейчас?

— Я успешен, потому что работаю давно. Профессионально заниматься музыкой начал более 30 лет назад, а выступаю в качестве продюсера и музыкального менеджера более 25 лет. За это время я набрался опыта и развил интуицию. Если об идеях, то у меня их, как всегда, много. Но только несколько вдохновляют меня больше других сегодня: мощный запуск проекта Verka Serduchka на Западе, сотрудничество с новыми молодыми артистами, такими, как KAZKA и Mountain Breeze, новые форматы для уже известных имен — Славы Каминской и Ольги Горбачевой. Плюс работа над образовательным проектом «NIMBS — Школа музыкального бизнеса».

Запуск школы — главное, что со мной случилось в прошлом году с точки зрения моего профессионального роста. Работая над материалами, я расставляю по полочкам, структурирую все, что накопилось за 30 лет в моей голове. Потому что знать самому и научить этому кого-то другого — две абсолютно разные истории.

— Почему вдруг вы решили заняться музыкальным образованием?

— Во-первых, я считаю передачу знаний новому поколению музыкантов очень даже хорошим делом. Во-вторых, действую в том числе из корыстных побуждений. Любой человек, который приходит к нам в компанию, требует адаптации и более глубоких знаний об устройстве рынка и правилах работы на нем. И я вынужден уделять каждому в отдельности много личного времени. А теперь я делаю то же самое, только в более структурированной форме и для большего количества людей.

К тому же музыкальный бизнес переживает нехватку профессионалов. Где их брать в таком количестве, если рынок стремительно развивается? Путь один — находить и воспитывать. И NIMBS — то место, куда все заинтересованные приходят сами с целью научиться и работать в этой сфере.

И главный вопрос — звезды. Талантов в Украине много, суперзвезд мало. Суперзвезда, как и хороший музыкальный менеджер, — это годы обучения и работы. Звездами не рождаются, а становятся. И в этом контексте NIMBS — школа для тех, кто хочет добиться успеха, точка входа в музыкальный бизнес! Я с радостью делюсь информацией. В открытии новых талантов, в помощи в их реализации я вижу часть моей миссии, моего жизненного предназначения. Через популярность артистов и их влияние на людей я несу в мир и свои идеи.

(Окончание в следующем номере)   



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось