В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Крупный план

Саакашвили как объект зависти, или Популизм бывает разный

Евгений КУЗЬМЕНКО 24 Июля, 2015 00:00
Колумнист интернет-издания «ГОРДОН» размышляет о том, почему появление в украинской политике Михаила Саакашвили спутало все карты местным политикам-популистам, сделав губернатора Одесской области объектом зависти
Евгений КУЗЬМЕНКО

Если и есть сейчас в Украине популярное нематерное ругательство, то это слово «популист», засверкавшее с новой силой после недавних скандальных голосований в Раде. В наш обиход оно пришло из перестроечного телевизора в конце 80-х, а дальше либо входило в моду, либо выходило из нее — в зависимости от обстоятельств.

Чаще всего популисткой у нас называли Юлию Тимошенко — как правило, крепко ненавидящие ее конкуренты мужского пола. Замечу, что в устах Виктора Федоровича со вкусом произносимое слово «популизм» всегда приобретало несколько непристойный, восходящий к временам его тюремных отсидок характер... Ну а широкие массы употребляют словосочетание «отъявленный популист» как вежливо-академический заменитель термина «п...бол». К таковым в народе относят людей, которые обещают молочные реки и кисельные берега, изначально не собираясь отвечать за свои слова.

Корифеями этого циничного жанра являются, разумеется, политики. Ведь для того, чтобы из года в год оставаться в высшей лиге политики, желательно побеждать на выборах. Стало быть, нужно понравиться избирателю. Здесь важно попасть в десятку на протяжении последних трех-четырех недель перед голосованием. Для этого политики тратят огромные деньги на рекламу и эфиры в масс-медиа. При наличии актерского таланта и большой работоспо­собности обычно срабатывает. Если, конечно, не случается форс-мажорных обстоятельств.

В нынешем году такое обстоятельство в Украине появилось, и звать его — Михаил Саакашвили. Приход Михо в Одесскую область, его доминирование в медиа-пространстве — страшный удар для доморощенных популистов. И знаете, почему? Потому что Саакашвили — невиданный в наших краях пример успешного популиста-практика, использующего популистские приемы для практических реформ. Такая методика в сочетании с достигаемым положительным результатом подсаживает избирателя на крючок едва ли не со стопроцентным результатом.

Разве не данью популизму являются многочисленные обличительные спичи Саакашвили, щедро выкладываемые в YouTube и социальных сетях? Они нисколько не противоречат формулировке в толковом словаре, согласно которой «основные идеи популизма: прямое участие народа в управлении («прямая демократия»), авторитетный лидер, недоверие к представительным государственным институтам, критика бюрократии, коррупции т. д.».

«Вот это да, — удивится иной читатель. — А меня теща, когда хочет уязвить, популистом кличет. Теперь скажу ей, что я — авторитетный лидер и критикую бюрократию и коррупцию! Выходит, популизм — это круто!».

Не совсем. Популизм превращается в действенное оружие, если используется не для ублажения личных амбиций, а для привлечения союзников в задуманной кампании. К примеру, шумный визит одесского губернатора на заседание комиссии Государственной авиационной службы Украины обернулся отстранением от занимаемой должности его оппонента Дениса Антонюка. Было ли это заранее оговоренной с Банковой двухходовкой в рамках борьбы с влиянием Коломойского? Не важно. Главное — что вслед за «критикой бюрократии и коррупции» из уст «авторитетного критика» последовало действие. Как говорится, пацан сказал — пацан сделал. Правда, те, кого у нас принято называть «пацанами», зачастую словами и ограничиваются. В отличие от по-кавказски эмоционального Михо.

В современной Украине эта смычка — эффектно поданная предпосылка для реформаторского действия и непосредственно само действие — способна творить чудеса. И пускай никакой «прямой демократии» в действиях Саакашвили нет и все решения он принимает единолично, постоянное присутствие в гуще событий, среди людей, да еще и громогласный эффект медиа-эха создают ему ауру истинно народного губернатора. Снова смычка: поехал в регионы, обнаружил проблемы — пытается их решить. Этот посыл — решаем здесь и сейчас! — производит оглушительное впечатление. В паспортных столах, общественном транспорте и на кухнях только и разговоров: «Саакашвили не брешет, дело делает!».

Помимо прочего, у «друга Михо» репутация, во-первых, успешного реформатора (чай грузинское общество с его парадигмой «семейного» мировосприятия по коррумпированности нашему не уступало, а вон как лихо Саакашвили там разобрался!), а во-вторых, безбашенного человека, готового ради успеха дела на многое. Это реноме дает ему редкую в наших краях фору: возможность быть выслушанным людьми, располагая максимальным стартовым запасом доверия и надежд. Когда ставки велики и все стороны это знают, отпадает масса ненужных вопросов...

И хотя, по большому счету, ничего эпохального на вверенной ему территории Саакашвили пока не сделал, планку для украинских популистов он поднял колоссально. Теперь одних предвыборных обещаний народу будет маловато. В особенности если твоя партия уже наобещала с три короба в прошлый раз, добилась на этой волне успеха, а воз и ныне там. И во время местных выборов, отправляясь голосовать, не один и не два избирателя скажут: «Эти-то? Да разве они хоть на что-нибудь способны? Вон Саакашвили — другое дело...».

Живые классики украинского популизма это понимают. И кое у кого уже не выдерживают нервы. Намедни первый заместитель главы парламентской фракции Радикальной партии Андрей Лозовой разместил у себя в Фейсбуке такой пост: «Оце повиписували нам із закордону різних хує­шві­лі і єбанідзе. А куди нам дівати своїх ді­тей, яких ви виростили-виховали?.. Поки са­мі не наведемо лад на своїй землі — нічого не буде».

Ответом Андрею стали около 200 комментариев, где слово «дебилы» — самое нежное из употребленных...

Хотя зачем изощряться в упреках и оскорблениях? Достаточно просто сказать руководителям Радикальной партии: ребята, зависть — плохое чувство...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось