В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Загадочный феномен пьянства

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона»
Никому из моих крепко пьющих приятелей не нравится вкус водки. Все они (подозреваю, что и ваши зна­комые тоже) пьют, потому что погода испортилась, встретился друг, с которым давно не виделись, потому что теща — зараза и потому что с утра нездоровится. Мы с вами чаще всего тоже называем эти причины. Конечный результат зависит от количества поглощенной отравы и умения держать удар. Социологи пробуют ввести это явление в какие-нибудь понятные рамки, но и у них ничего не получается.

Любые выводы социологов опровержимы. Когда объявляют, что наши люди пьют много ввиду неустроенной жизни, а еще потому, что у нас так легко приобрести спиртное, я вспоминаю про финнов или шведов, которые пьют еще больше, не­смотря на то что их жизни вроде бы устроены и комфортны, а покупка спиртного, наоборот, усложнена и накладна. В ответ на антиалкогольные происки своих властей упомянутые скандинавы заняли все паромы и поезда, идущие в те страны, по дороге в которые можно надраться без пошлины, и стали легендой в близлежащих государст­вах, так как впитывают алкоголь, словно губки. Так что дело не в неустроенности, а в чем-то еще.

Говорят, что выпивохи быстро тупеют. Но на моей памяти в Киеве ого-го как запивали Максим Рыльский, Андрей Малышко или Виктор Некрасов, оставаясь ярчайшими мастерами литературы, светлыми умниками. Можно предположить, что этих литераторов давила цензура и они пили от безнадеги. Но американские писатели-нобелевские лауреаты Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер, Синклер Льюис, Юджин О’Нил и Джон Стейнбек были алкоголиками, хотя ни от каких цензоров не страдали.

Хемингуэю даже принадлежит утверждение: «Все хорошие писатели — алкоголики!». Помню, как, посетив Киев и Москву в середине 60-х годов, Стейнбек делал все для того, чтобы оправдать это утверждение старшего товарища. В своих воспоминаниях Стейнбек отразил, как при полном незнании русского языка он встал у московского гастронома, поднял в руке рубль и тут же оброс двумя такими же жаждущими. Они молча, но дружелюбно выпили на троих. Читатели старшего поколения помнят то славное время, когда на пол-литра водки трое скидывались по рублю. Это называлось «пить по-чапаевски». Легендарный Василий Иванович якобы кричал «Порублю! Порублю!», имея в виду не кавалерийскую рубку, а другое звучание своего призыва: «По рублю!..».

В общем, феномен пьянства загадочен. Мой личный опыт борьбы с этим безобразием почти совпадает с классификацией книг английского классика Оскара Уайль­да. Он считал, что есть книги, которые стоит прочесть, надо читать и перечитывать, и такие (их большинство), которые не следует читать вообще. Так же с выпивкой. Есть люди, с которыми можно однажды выпить, есть такие, с кем приятно чокнуться снова, но с большинством пить вообще не следует. Когда таким образом круг собутыльников сузится до нескольких человек, проблема пьянства решится сама собой. На Востоке считают, что лучше умереть от жажды, чем пить с кем попало.

Ну а если кто-то хочет упиться — это его личное дело. Всегда существует некоторая часть населения, пьющая, как говорят поляки, «до люстра», то есть в одиночку, наедине с зеркалом. Не надо никому при­думывать оправданий. Все люди взрослые и знают, что творят. Судя по моим наблюдениям, системы в этом деле не существует...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось