В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Особое мнение

«Дурилка картонная»

Евгений РЫБЧИНСКИЙ. Специально для «Бульвар Гордона» 24 Мая, 2013 00:00
О телеконкурсах и не только размышляет человек, который не пришел в шоу-бизнес с улицы, а родился и вырос в нем
Евгений РЫБЧИНСКИЙ

«Если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно?». Вопрос-восклицание, сформулированный Владимиром Маяковским в 1914 году, даже 100 лет спустя не утратил актуальности. Сегодня, в век глобальных соцсетей и цифрового TV, им озадачены не только представители шоу-бизнеса, но и миллионы телезрителей. Да­вайте попробуем вместе найти ответ на него.

Как известно, заказывает музыку тот, кто платит. В стране нищих рекординговых компаний, где с пиратством всю жизнь боролись сами пираты и, конечно, одержали убедительную победу, за все расплачиваемся мы, пересічні громадяни. Именно мы являемся конечным потребителем шоу-продукта и выкладываем свои кровные за возможность смотреть телевизор, за билет на концерт, за пиратский диск, за рингтон, в конце концов.

Значит ли это, что звезды нужны именно нам? Безусловно! Для чего? Ну как же, чтобы было о чем посудачить на досуге, ведь от политики у всех уже мозоль в рай­оне темени. А тут девушка на экране телевизора поет ангельским голосом, а жюри почему-то не слышит. Да кто они вообще такие, эти члены жюри?! И понеслось...

Теперь персонально о том, кто при зажигании должен стать звездой. Если вы думаете, что это смазливая девчонка из Днепродзержинска или Ивано-Франковс­ка с приятным тембром и светящимися глазами, ошибаетесь. Это даже не голосистый Пьеро с проколотыми ушами и слезами на глазах. Нет, это личность, собравшая вокруг себя единомышленников: поэтов, композиторов, аранжировщиков, стилистов, режиссеров, дизайнеров и с легкой руки масс-медиа ставшая звездой. Много ли мы знаем таких? Пожалуй, это вся сегодняшняя эстрадная элита Украины: Билык, Брежнева, Кароль, Лобода, да и №2 Партии регионов welcome в наш список.

Наивен тот, кто полагает, будто восходящие звезды нужны украинским телеканалам, радио, газетам. Зачем, когда есть более раскрученные российские селебритис, о которых можно даже не писать, а просто передрать уже написанное из российских СМИ? Кому же тогда? Не пугайтесь ответа - никому!!! Кроме самих восходящих!

Отдельная тема - телевизионные конкурсы. Телеканалы вкладывают огромные деньги в лицензии, декорации, сьемку и рекламу таких проектов. Думаю, «Х-фактор» и «Україна має талант», которые производит СТБ, - рекордсмены по сметной стоимости среди подобных программ. Их рейтинг настолько высок, что каналы снова и снова, сезон за сезоном, продолжают вкладывать суммы, исчисляемые шестизначными числами, в интерес публики к поп-музыке. Собственно, этим их полезная роль для национального шоубиза и заканчивается.

«Почему?» - спросите вы. Да потому что, как бы красиво и социально значимо ни выглядела эфирная политика канала, основной его задачей является получение дохода. От своей, подчеркиваю, деятельности, а не артиста. Рекламодатель же ориентируется не на продюсерские спо­соб­­нос­ти канала, а исключительно на его рейтинг и долю рынка. Как написал в моем блоге известный ТВ-продюсер Евгений Просветов: «ТВ наплевать на судьбу артиста, если этот артист не обеспечивает зрительскую аудиторию». Такого же мнения придерживается и Юрий Фалеса, экс-продюсер Ани Лорак и Мики Ньютон.

Рейтинг превыше всего! Этим объясняется и необъяснимое для обывателя судейство данных конкурсов. Елки, соседовы, кондратюки и сереги - это не случайный выбор телепродюсеров, а часть плана по нагнетанию эмоций вокруг конкурса. Любая домохозяйка оценит вокал и артистичность конкурсанта куда лучше, чем такое жюри, ведь она же и есть конечный потребитель. Но для режиссуры шоу домохозяйка должна оставаться на своей кухне. А кухню телевизионную займут те, с кем у экрана будет спорить не только тезка Светлакова из Таганрога в проекте «Наша Russia», но и вся страна, категорически не согласная с серегами-кондратюками-елками-палками.

Отдавая свои эмоции «ящику», домохозяйка сделает вклад в общую копилку под названием рейтинг, то есть обогатит канал. А что, кроме минуты славы - или, как у нас говорят, «засветки» на всю страну, - получат таланты, прошедшие испытания и кастинги, дабы попасть в телешоу? Может, репертуар? Нет! Разработанный до мелочей и прогнанный на фокус-группах имидж? Отнюдь! Продюсера, ответственного за дальнейшую судьбу дарования? Тоже нет! «Материальное вознаграждение?» - скажете вы. И снова ошибетесь!

Даже если в рекламе шоу указана кругленькая сумма, ни один из победителей еще не получал обещанные деньги на руки. Тогда что же получают они, те, на ком строится все здание рейтингового супершоу? Во-первых, горький опыт, во-вторых, кабальный контракт с кондратюками-каналами, не обещающий им ничего, кроме исков в случае участия в других проектах, в-третьих, разбитую психику.

Что же нужно сделать, чтобы выигрывал не только телеканал, но и артист, а с ним и украинский шоубиз в целом? Объективного мнения здесь нет и быть не может: у каждой стороны своя правда. Выскажу личный взгляд на проблему - взгляд человека, не пришедшего в шоубиз с улицы, а родившегося и воспитанного в нем.

Как говорила моя маркетинг-коуч Анета Гевко в начале 90-х: «Если вашу задницу каждый день показывать по телевидению, через месяц вас начнут узнавать в лицо!». Это понимают и телевизионщики, и телезрители, и конкурсанты, готовые продать душу дьяволу ТВ за возможность мелькнуть перед глазами миллионов. Но каналы и иже с ними явно упускают из виду, что светлое будущее засветившегося благодаря им исполнителя служит наилучшим напоминанием избалованному зрителю о том шоу, откуда этот исполнитель родом. А это уже косвенный фактор, влияющий на рейтинг, а стало быть, и на благосостояние владельцев «кнопки».

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ни музыкальный критик, ни рэпер-исполнитель, ни певица Елка не в состоянии обеспечить будущего потенциальной звезде. Объективно, те, кто участвуют в судьбе артиста: композиторы, поэты, режиссеры, стилисты и продюсеры, собирающие их воедино, - никак не представлены в жюри ни одного из конкурсов. А ведь было бы логично, чтобы там сидели Юрий Никитин, Игорь Лихута, Юрий Фалеса и, конечно, Константин Меладзе - то есть те, кто способен зажигать звезды. А в симбиозе с телеканалом, обеспечивающим промоушн артиста, это была бы настоящая бомба. Кто знает, может, когда-нибудь так оно и будет и мы увидим наконец рождение новой звезды. Но пока, как сказал Горбатый из сериала «Место встречи изменить нельзя», это все «дурилка картонная»!



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось