В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Культура сопереживания

Виталий КОРОТИЧ 10 Января, 2006 00:00
Многие стали меньше читать. Я увидел интервью с одним из молодых футболистов. Рассказывая о том, как проводит время он сам и его товарищи по команде, юный умелец счел необходимым отметить: "А книг не читаем - они утомляют...".
Виталий КОРОТИЧ

Многие стали меньше читать. Я увидел интервью с одним из молодых футболистов. Рассказывая о том, как проводит время он сам и его товарищи по команде, юный умелец счел необходимым отметить: "А книг не читаем - они утомляют...". Меня задело даже не то, что футболист не читает книг: о своей нелюбви к чтению высказались уже многие спортсмены, модные эстрадные певцы и даже простые школьники, не определившиеся с любимым занятием. Главное, что этого не стесняются...

Так было не всегда. Я мог бы вам рассказать, как некогда приезжал на динамовскую базу в Конче-Заспе, где Лобановский, Веремеев или Мунтян запросто могли беседовать о таких "высоких материях", как стихи Пастернака, оставаясь при этом великими футболистами. Наверное, тогда были другие времена и чтение замещало многим из нас запрещенные возможности путешествовать, смотреть популярные в остальном мире кинофильмы и слушать модные зарубежные ансамбли.

Сейчас, когда можно слушать что угодно и путешествовать где захочется, все равно обидно, что чтение и образованность перестали быть чем-то престижным и никак не сочетаются во многих умах с главным из современных занятий - добычей денег.

Сегодня, если какие-то книги и популярны, то прежде всего романы, где герои преуспевают в грабежах. Обидно, потому что литература, ушедшая за пределы нравственности, как правило, ужасна со всех точек зрения. Мне кажется, что тот, кто изъял из своего мира умные книги, может быть сильным, может на какое-то время стать успешным в делах, но вряд ли он станет добрым и сочувствующим, а без этого человек всегда одинок.

Есть такое понятие, как нужный объем информации, - не усвоив его, трудно стать полноправным членом современного делового сообщества. Но есть еще понятие о культуре сопереживания, которая определяет твое умение понимать заботы других людей, защищая их и себя от одиночества. Можно, конечно, считывать информацию с компьютерных распечаток, сопереживать героям мыльных опер, уходя по вечерам в их душераздирающие миры. Но в этом случае ты рано или поздно упрешься лбом в компьютер и телевизор, где прыгают буквы и человечки, не связанные с тобой общей жизнью. Во все времена понятие о чести решается на уровне каждой отдельной души. Такой, как одинокая душа Тараса Шевченко, ставившего вопросы достоинства выше любых выгод, или сплоченные верой в добро души большинства участников недавнего "оранжевого стояния" на Майдане Незалежности. Для того чтобы срастить опыт поколений, сблизить души людей, живших в разные времена, но составляющих единый народ, надо читать неутомимо и много. Читать назло Адольфу Гитлеру, который, задумав оглупить свою нацию, отучивал ее от чтения, а самые хорошие книги сжигал на площадях.

Отказ от чтения не приводит к быстрым негативным последствиям, как неправильное питание или отказ от чистки зубов, но его последствия куда более непоправимы.

Наши дети читают мало и плохо. Почти все дети. Школы не прививают им интереса к чтению. Почти все школы. В семьях тоже не все в порядке - выросли поколения людей, не знающих наизусть ни одного стихотворения. "Зачем стихи?" - спрашивают они. Остаюсь в убеждении, что человек, размышляющий над строками Тараса Шевченко, Александра Пушкина или Шота Руставели, никогда не испытает удовольствия от жизни и своего личного успеха, зная, что люди, живущие рядом, обижены и несчастны.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось