В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Куда уехал цирк?

Во время похорон Леонида ЕНГИБАРОВА в страдающей от жары и торфяных пожаров Москве неожиданно хлынул ливень — казалось, сама природа плакала, провожая «грустного клоуна» в последний путь

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 24 Июля, 2012 00:00
Ровно 40 лет назад, 25 июля 1972 года, знаменитый артист цирка ушел из жизни
Людмила ГРАБЕНКО
Детство Леонида прошло в московской Марьиной Роще. Из того времени он, рожденный в 1935-м, запомнил не книжки и игрушки, а вой сирены, предупреждающей о воздушном налете. К училищу циркового искусства Енгибаров пришел через два института — рыбного хозяйства и физкультуры, а искусству клоунады он учился по номерам Чарли Чаплина, Макса Линдера, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона, Бакстера Китона. Артист много гастролировал не только по Советскому Союзу, но и по странам социалистического лагеря — Польше, Чехословакии, Румынии. Он писал интересную прозу, и сам Василий Шукшин считал его писателем. Снимался в кино, Енгибарова рады были видеть в своих картинах Сергей Параджанов и Ролан Быков. Его называли «грустным клоуном», «клоуном с осенью в сердце», «клоуном-философом». Ведь вместо того, чтобы смешить до слез, Леонид заставлял их думать и сопереживать. Он считал, что клоунада — не профессия, а мировоззрение и самые смешные ситуации в жизни, как правило, бывают одновременно и самыми грустными. Кто еще из клоунов мог позволить себе выступать, подобно Гамлету, с черепом «бедного Йорика» в руках или прямо на манеже «разрывать» себе грудную клетку, чтобы бросить свое сердце зрителям? Не удивительно, что чиновникам, в ведении которых находился цирк, такое искусство не нравилось — незадолго до смерти Леонид Георгиевич остался без работы.
 

25 июля стало для Леонида Енгибарова роковой датой: в этот день в 1959 году произошел его дебют на манеже новосибирского цирка, обернувшийся провалом. Тогда начинающему клоуну потребовался год, чтобы доказать себе и окружающим: он не зря вышел на арену. Ровно 13 лет спустя, 25 июля 1972 года, Леонида Енгибарова не стало.

По слухам, клоун умер на улице. Домыслы появились после выхода книги «Владимир, или Прерванный полет», где вдова Высоцкого Марина Влади так описывала известие о его смерти: «Ты кладешь трубку и начинаешь, как мальчишка, плакать взахлеб. Я обнимаю тебя, ты кричишь: «Енгибаров умер!». Сегодня утром на улице Горького ему стало плохо с сердцем, и никто не помог - думали, что пьяный. Ты начинаешь рыдать с новой силой: «Он умер, как собака, прямо на тротуаре!».

Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Клоун, которого можно было поставить вровень с Леней, так и не появился»

На самом деле, Енгибаров умер дома. Летом 1972 года в городе стояла невероятная жара, а из-за дыма от горящих в Подмосковье торфяных болот трудно было дышать. Много работавший Енгибаров чувствовал сильнейшую усталость, положение усугубляла и ангина, которую он переносил на ногах. 24 июля Леонид Георгиевич вернулся домой под вечер и лег, отказавшись от приготовленного матерью ужина. Когда на следующий день ему стало плохо, он попросил вызвать «скорую», но к ее приезду ему стало легче - говорят, пациент даже начал заигрывать с молоденькой медсестрой.

Через два часа помощь врачей понадобилась снова. Пока ехала «скорая», Енгибаров попросил у матери бокал холодного шампанского, после чего его состояние резко ухудшилось. В свидетельстве о смерти написали: «Хроническая ишемическая болезнь сердца». «Грустному клоуну» было всего 37 лет...

А через восемь лет в этот же день - 25 июля 1980 года - не стало одного из близких друзей Енгибарова - Владимира Высоцкого.

С Владимиром Татосовым в фильме «Путь на арену», 1963 год

Фото Fotobank.ua

КИНОРЕЖИССЕР ГЕОРГИЙ ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ: «ЕНГИБАРОВ МНЕ НАМЕКНУЛ, ЧТО ЗА НАТАШЕЙ ВАРЛЕЙ УХАЖИВАТЬ БЕСПОЛЕЗНО - В ОДЕССУ ОНА ПРИЕХАЛА С МАМОЙ»

Кинорежиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича с Леонидом Енгибаровым связывала недолгая, но близкая дружба.

- Мы познакомились в 1966 году на Одесской киностудии, - вспоминает Георгий Эмильевич, - когда я был никому не известным начинающим режиссером. К Леониду в Аркадии, где он жил в гостинице, несколько раз подходили незнакомые люди и хлопали по плечу: «Юра (так называют меня близкие друзья), здорово! Ты давно тут?». В свою очередь меня часто одолевали просьбой: «Дайте автограф! Вы же Енгибаров?».

- Вы были настолько похожи?

- Не то слово! В конце концов, Леня пришел ко мне, чтобы познакомиться со своим «двойником». Мы оба были не очень высокого роста, худыми. Правда, Леня весь состоял из мышц, в то время как я больше напоминал тряпичную куклу. Сошлись мы с ним очень легко и быстро: оказалось, что у нас очень много общих тем. Я был польщен этой дружбой, поскольку считал и считаю Енгибарова гениальным, неповторимым клоуном.

Мало кто знал, что Енгибаров писал тонкие новеллы — о природе, о человеческих чувствах, о животных

Хотел даже сделать картину с нашим участием, но, к сожалению, эта идея так и осталась нереализованной.

В то время заканчивался подготовительный период к съемкам моего первого фильма «Формула радуги». Все было готово, кроме, пожалуй, самого главного - у меня не было актрисы на роль героини.

Как-то я пожаловался на это Лене: «Не знаю, что и делать!». А он говорит: «Знаешь, у нас в цирке работает - выступает на проволоке на пуантах - потрясающей красоты девочка и очень хороший человек, Наташа Варлей, мне кажется, она тебе подойдет. Приходи, посмотри, я закажу тебе пропуск». Правда, Енгибаров тут же мне намекнул, что ухаживать за девушкой бесполезно - та приехала в Одессу с мамой.

- Вы познакомились с Наташей...

- ...и с этого момента началась ее кинобиография. Правда, в моем фильме Наташа сыграла небольшую роль медсестры, но на съемочной площадке ее увидела ассистентка Леонида Гайдая - в результате Варлей попала на пробы фильма «Кавказская пленница».

Юрий Куклачев: «Леонид говорил: «Когда я встаю на руки, то радуюсь, как ребенок, ведь в это время держу на руках нашу планету»

С Леней же мы встречались все реже и реже, а через шесть лет после событий, о которых я вам рассказываю, его не стало...

- Сегодня, спустя много лет, вы как режиссер можете сказать, в чем была сила Енгибарова?

- Это был профессионал высочайшего класса. Он не работал под Ивана-дурачка, выступал без грима и традиционного клоунского костюма, в простом пиджаке и коротких штанах. Но как Леня исполнял стойку на одной руке - да это не каждому гимнасту под силу! Трюковую часть он делал потрясающе, легко и непринужденно. Никогда ничего подобного не видел, а уж я, поверьте, насмотрелся - только в Монте-Карло на конкурсе клоунов побывал трижды. Уже 40 лет, как Енгибарова нет, а клоун, которого можно было бы поставить вровень с ним, так и не появился.

ДРЕССИРОВЩИК ЮРИЙ КУКЛАЧЕВ: «ЗРИТЕЛИ ЛЕОНИДА ЛЮБИЛИ, А ЧИНОВНИКИ НЕ ПОНИМАЛИ - ИЗ ЯРОСЛАВСКОГО ЦИРКА ЕГО УВОЛИЛИ»

Юрий Куклачев познакомился с Енгибаровым, когда знаменитый клоун находился в зените славы, а «кошачий нянь» делал первые шаги на манеже.

- Юрий Дмитриевич, в своей книге «Смекалка» вы написали, что на выступления Леонида Енгибарова проникали... через забор?

С чешской журналисткой и художницей Ярмилой Галамковой, которая родила Леониду дочь, 1970 год

- Однажды назначил свидание своей будущей жене, попросив ее прийти на него в брюках. «Зачем?!» - удивилась она. «Енгибарова пойдем смотреть». Вслед за студентами, которые точно так же пробирались на представление, мы через Центральный рынок зашли в тыл здания Цирка на Цветном бульваре. Студенты легко перемахнули через забор, а нам пришлось сложнее: я подставил несколько деревянных ящиков для фруктов, сначала забрался сам, потом подал руку своей спутнице. Стоило ей перемахнуть через забор, как раздался милицейский свисток - мы успели вовремя.

В цирк мы пробрались через конюшню, оттуда попали за кулисы. Когда, отодвинув занавес, на котором было написано: «Вход запрещен!», заглянули в зал, моя зазноба ахнула: там не было ни одного свободного места, заняты были даже ступеньки. «Теперь я поняла, - сказала она, - почему в цирк надо ходить в брюках». Мы прижались к столбу и замерли, потому что на арене появился Енгибаров.

- Правда, что он буквально завораживал зрителей?

- Стоило ему появиться, как у меня в учащенном ритме забилось сердце, а ладошки вспотели, как у взволнованного первоклассника. Хотя появлялся он очень просто, я бы даже сказал, скромно - без спецэффектов. В полосатой футболке и коротких черных брюках на лямках, причем через плечо была перекинута только одна из них. Практически без грима - со слегка припудренным, живым человеческим лицом. Но каждое его движение, каждая поза были полны такой энергии, что она буквально обжигала зрителей.

«Каждое движение «клоуна с осенью в сердце», каждая его поза были полны такой энергии, что она буквально обжигала зрителей»

- Вы были знакомы с «грустным клоуном»?

- Мне посчастливилось встретиться с ним в Ярославле, где я окончил цирковое училище. Это был удивительный человек! Помню, как Леонид мне говорил: «Когда я выхожу на арену и встаю на руки, то радуюсь, как ребенок, ведь в это время я держу на руках нашу планету. А когда попеременно встаю то на одну, то на другую руку, мне кажется, что земной шар перекатывается у меня в ладонях».

Зрители его любили, а чиновники не понимали - из Ярославского цирка артиста уволили. Енгибаров тогда очень переживал. Уезжая, он сказал мне на прощание: «Моя мечта - сделать репризу о погасших звездах, которых уже давно нет во Вселенной, а мы на Земле видим их до сих пор».

Леонид сравнивал свет далеких звезд с теплом нашего сердца: «Если человек научит свое сердце излучать добро, он будет жить вечно - лучи его души, как и свет погасшей звезды, будут еще долго сиять в мироздании». К сожалению, Енгибаров очень рано ушел из жизни. Он не умел никому отказывать, поэтому его сердце не выдержало и остановилось.

РЕЖИССЕР-ДОКУМЕНТАЛИСТ ВИКТОР ЛИСАКОВИЧ: «КОГДА, ОТЫГРАВ ТРИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРЯД, БЛЕДНЫЙ И УСТАЛЫЙ ЕНГИБАРОВ ПРИШЕЛ В ГРИМЕРКУ, У НЕГО НЕ БЫЛО СИЛ ДАЖЕ ЗАКУРИТЬ»

Виктор Лисакович - автор фильма «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!», вышедшего на экраны в 1966 году.

Внук Леонида Георгиевича Петер Поппер очень похож на деда и даже исполняет его номера

- Виктор Петрович, как появилась идея снять фильм о Енгибарове?

- В 1965 году продюсер из ФРГ Гамбаров (он известен тем, что обладал правами на прокат во всем мире фильмов Андрея Тарковского) заказал серию фильмов о советском цирке - предполагалось снять документальные ленты об Олеге Попове, Юрии Никулине и о Леониде Енгибарове в том числе. Заказ тот исполнен не был, но в планы студии его включили. Так получилось, что мне, молодому начинающему режиссеру, достался фильм о Енгибарове.

Мы с Леней познакомились и начали работать. Я поехал за ним в Саратов, где он тогда был на гастролях, потом перебрались в Киев - снимали в цирке, в парках и даже в цеху одного из заводов, где поставили стулья для многочисленных зрителей. По вечерам мы всей съемочной группой собирались вместе и не раз наблюдали, как на наших глазах Леня придумывает новые номера. Однажды я подумал, что хорошо бы снять его импровизации. Правда, для этого пришлось арендовать люкс, потому что в его маленьком номере вся наша техника просто не поместилась бы. Эти кадры тоже вошли в картину и стали бесценными - мой фильм о Енгибарове оказался чуть ли не единственным, снятым при его жизни.

- Как сложилась судьба вашей ленты?

- Худсовет киностудии не хотел ее принимать - мне говорили, что картина слишком грустная. Всему виной был финал, снятый за кулисами саратовского цирка.

Виктор Лисакович: «Мой фильм о Енгибарове оказался чуть ли не единственным, снятым при жизни артиста»

Нам удалось поймать редкий кадр: когда в воскресенье, отыграв три представления подряд, бледный и усталый Енгибаров пришел в гримерку, у него не было сил даже закурить. Ассистент поднес ему зажигалку, Леня потянулся к ней, и в кадре хорошо видно, что рука его дрожит.

Неожиданно мне помог все тот же Гамбаров: узнав о наших проблемах, он приехал в Москву, пришел на студию и сказал: «Вам не нравится картина? Нет проблем, я ее забираю!». Наши тут же спохватились и фильм приняли. Спустя много лет я встретил Гамбарова за границей и подошел к нему, чтобы поблагодарить: «Вы спасли мой фильм!». - «А, - тут же вспомнил он, - это тот, где дрожащая рука Енгибарова?».

- Вы продолжали общаться после возвращения в Москву?

- Конечно, со временем жизнь нас развела - я занимался своими фильмами, он колесил по стране с гастролями, но какое-то время мы еще встречались. Леонид приводил меня к своей маме, Антонине Андриановне, в небольшой деревянный домик в Марьиной Роще, который принадлежал еще деду Енгибарова. Жаль, сейчас этого строения уже нет, как нет и дома возле метро «Маяковская», в котором он снимал небольшую комнатушку.

- Мне рассказывали, что прославленный артист цирка жил очень скромно...

- Енгибаров даже в автобиографии написал, что боится благополучия.

«Он не умел никому отказывать, поэтому его сердце не выдержало и остановилось»

Вы бы видели эту квартирку - маленькая, скудно обставленная, на первом этаже. Ключ от нее хранился под уличным подоконником, чтобы любой из его друзей всегда мог туда зайти. Сам Леня из-за постоянных гастролей - обычное дело для цирковых артистов! - очень редко там жил, эта квартира, скорее, была перевалочным пунктом, где он мог передохнуть между поездками. Только незадолго до смерти Леонид наконец-то смог купить себе кооперативную квартиру на Рубановской улице.

Я слышал, что он ушел из цирка, чтобы создать собственный театр, начал репетировать в нем свой первый спектакль, но чиновники от культуры приняли Ленино начинание в штыки. Больше всего их возмутило название - «Театр Енгибарова». Сказали, что слово «театр» надо заменить на «ансамбль», но даже после этого зажимали его как могли. Вот сердце и подвело...

Во время похорон в страдающей от жары и торфяных пожаров Москве неожиданно хлынул ливень, которого в городе не видели с начала лета. Казалось, сама природа плачет, провожая его в последний путь.

- Говорят, у Леонида Георгиевича, который ни разу не был женат, тем не менее есть внук...

- Леня был человеком увлекающимся, у него часто случались романы. В результате одного из них чешская журналистка и художница Ярмила родила ему дочь, а та, в свою очередь, внука Петера Поппера. Я видел этого парня на вечере, посвященном 70-летию Енгибарова, - он очень похож на деда и показывал какие-то его номера. Но копия, даже очень хорошая, все равно уступает оригиналу.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось