В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

Наказание хаосом

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 29 Сентября, 2011 00:00
Правительства ищут причины своих неудач в чужестранных интригах, обыватели - в проделках соседей, как правило, не признавая, что событие может случиться «просто так».
Виталий КОРОТИЧ
Вы читали английские детективы? Агату Кристи? Люди живут на острове, где их поочередно убивают. Люди эти никуда не уезжают, а заинтересованно наблюдают друг друга, продолжая вдумчиво спорить, выясняя, кто из них это устроил.

Такая форма имеет не только литературную традицию. Правительства ищут причины своих неудач в чужестранных интригах, обыватели - в проделках соседей, как правило, не признавая, что событие может случиться «просто так». Философы зовут это «причинно-следственной связью». Богословы объясняют события Волей Божьей и велят нам искать в своих поступках причину кары или поощрения, приходящие свыше. Но слишком много в наше время происходит такого, что никакими логичными построениями не объяснить.

Традиционные схемы не срабатывают, и такие явления, как Голодомор, Холокост, ядерные бомбардировки, Чернобыль или недавние крушения японских атомных электростанций, остаются трагедиями.

Все главные мировые религии признают, что страшнейшим наказанием является хаос, когда утрачиваются границы добра и зла. Мне казалось это очевидным и общепринятым, но только что в статье российского ученого я прочел другую точку зрения на эту же тему: «Да, невинные люди страдают в этом мире. Они теряют близких, сами попадают в катастрофы, лишаются здоровья, работы, благополучия. Но не следует искать в этом Божью волю. Бог не наказывает людей таким образом. Вероятно, нам надо смириться с тем, что некоторые события происходят без всякой причины. Вселенная не упорядочена, в ней присутствует хаос». Сегодня и в этом нет единомыслия - крупнейшие богословы расходятся во мнениях: для одних хаос - это страшное наказание, для других - установившаяся норма.

Честно говоря, меня больше занимает бытовой аспект упомянутой проблемы и наше все нарастающее умение валить на эпоху и неупорядоченность Вселенной многие собственные грехи - от сообщений о том, что ракеты летят куда попало, до рассуждений о странных ценах на газ.

Опускаясь с философских вершин на грешную землю, обращаюсь к примелькавшимся мелочам жизни, в связи с чем вспомнил письмо от читателя «Бульвара Гордона» - сельского жителя. Он пишет, что у них в селе нет ни одной урны для мусора. Хаос? Автобусы ходят вне всяческих расписаний. Хаос? Депутаты в Раде блокируют туалеты и трибуну. Хаос? Полученные из бюджета и формально освоенные деньги явно разворованы, и расходы не привели к желанному результату. Хаос?

Напомню пример из классической литературы. Булгаковский профессор Преображенский говорил о «разрухе в головах» и о том, что загаженные подъезды или грязные пешеходные лестницы выражают скорее уровень нашей с вами безалаберности, чем результаты галактических сдвигов.

Если возвратиться к теме религиозной, то в большинстве христианских церквей принято считать, что человек обладает сознанием и постоянной возможностью выбора, способностью отделять хорошее от плохого, добро от зла. Конечно, есть варианты. У большинства протестантов люди движутся по жизни, как по глубокой траншее, и путь их с начала до конца предначертан. Московское православие издавна внушало идею жертвенности как бы во имя Христа, а на самом деле - во имя государства. Нечего, мол, выделяться и умствовать - входи в коллектив, пой в хоре. Но ни в одной религии не рекомендуется сваливать на Бога собственную бестолковость.

Конечно же, хорошо молиться за здоровье ближних, за успех начатого дела и даже за успешную сдачу экзамена. Но при этом принять лекарство вовремя и лишний раз пролистать учебник не мешает.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось