В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Куда уехал цирк?

Дрессировщица Маргарита НАЗАРОВА тщательно скрывала подробности своей биографии, связанные с работой в Германии во время войны. Из-за пристального надзора КГБ у нее развилась мания преследования — последние 20 лет жизни она ни с кем не общалась и скончалась в одиночестве, нищете и забвении

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 17 Ноября, 2011 00:00
26 ноября знаменитой укротительнице тигров исполнилось бы 85 лет
Людмила ГРАБЕНКО
Не поручусь, что она была первой советской женщиной-дрессировщиком, но что самой красивой — сомнению не подлежит. Стройная блондинка с ярко-голубыми глазами — недаром в детстве мать называла девочку «незабудочкой» — имела и характер под стать. Марго была девушкой с перцем, с куражом. Кто хоть раз видел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», уже никогда не забудет отчаянную и взбалмошную корабельную буфетчицу Марианну в исполнении Маргариты Назаровой. Зрители с восхищением следили, как отважная красавица нежится на «ковре» из живых тигров, плавает с ними в море и таскает их за хвосты, как котят. Она была воплощением советской мечты, в основе которой всегда лежала сказка о Золушке: из служанок в принцессы, из простых девчонок — в королевы экрана и манежа. Увы, жизнь не сказка, и в шкафу Золушки-Назаровой хранились скелеты, которые, выйдя однажды на свет божий, разрушили ее доселе счастливую жизнь. Знаменитая дрессировщица кончила свои дни в нищете и безвестности, в квартире, где 20 лет жила затворницей. О Маргарите Назаровой вспоминает ее коллега и друг-дрессировщик Михаил Багдасаров.
«УВИДЕВ БЕГАЮЩИХ ЗА КУЛИСАМИ ТИГРОВ, НАЗАРОВА УПАЛА В ОБМОРОК»

- Михаил Ашотович, вы ведь работали с Маргаритой Назаровой. Как вас свела судьба?

- Впервые мы с ней встретились в 1962 году. В 61-м на экраны вышла картина «Полосатый рейс», а через год в Бакинском цирке, в котором я тогда работал униформистом, произошел похожий, только с куда более трагичными последствиями случай. Муж Назаровой знаменитый дрессировщик Константин Александрович Константиновский обычно держал тигров в вольере, установленном во дворе цирка, - так хищников выгуливали. И вот буквально за пять минут до начала вечернего представления пятеро тигров: Кальва, Рада, Лойда, Пурш и Ахилл - каким-то образом вышибли дверь и вошли в цирк. Представляете себе картину? Полный зал зрителей, за кулисами артисты разминаются. Хорошо еще, что накануне увезли верблюдов, от них бы, наверное, только копыта остались.

Мы как раз в гардеробной (так у нас в цирке называются гримерные) переодевались в униформу, когда вдруг раздался страшный крик: «Тигры! Тигры!». Наш старший, дядя Гриша Алексеев, выглянул и говорит: «Назад! Тигры из вольера вышли!». А мы-то пацаны совсем (мне в ту пору 17 лет было), страха нет, похватали какие-то палки и выбежали. Но когда увидели тигров своими глазами, так испугались, что бросились врассыпную. Народ на громадных кошек реагировал по-разному: кто-то, как и мы, бежал, а вот оркестр в полном составе просто окаменел на лестнице. Но особенно отличился бывший борец, за которым погнался тигр, - он умудрился подбить животному глаз. Назарова этому сотруднику потом выговор сделала за то, что травмировал хвостатого артиста.

- Как в кино - «тигров ничем тяжелым не бить и шкуры им не портить»?

- Так ведь и ситуация такая же. Правда, сама Назарова на этот раз повела себя совсем не так, как в фильме. Увидев бегающих за кулисами тигров, она просто упала в обморок, и ребята за руки-за ноги затащили ее в гардеробную. А загонять своих подопечных в клетки начал Константиновский. Помню, я бросился было в центральный проход, который ведет в зрительный зал, но был остановлен его диким криком: «Назад!». Оно и понятно, если бы я тогда открыл занавес и выбежал в зрительный зал, тигры рванули бы за мной...

- И человеческих жертв избежать не удалось бы...

- Совершенно верно. Правда, пострадавшие все равно были. Наша актриса Куровская выскочила в боковой проход да как закричит: «Тигры вырвались из клеток!». И люди, давя друг друга, начали прыгать в окна. Хорошо еще, что это было старое здание цирка - окна там невысоко, а то еще и побились бы.

Михаил Багдасаров: «Мне очень хочется, чтобы память о ней сохранилась навсегда»

После того как Константиновский меня остановил, я обернулся и увидел, что один из хищников идет прямо на меня. Что делать?! Спас меня дрессировщик, который закричал: «Спокойно! Бей об пол палкой, бей стулом!». Я стукнул, тигр - шмыг! - и ушел в сторону другого прохода, ведущего в зрительный зал. Мы за ним, отогнали и оттуда.

Тут тигры начали нападать на наших артистов. Актриса Балакина, которая, услышав крики, открыла дверь своей гардеробной, чтобы посмотреть, что случилось (у нее сын в это время бегал внизу, вот она и переживала), тут же получила лапой по голове и упала. Ее стали затаскивать внутрь, но хищник успел еще и пятку ей прокусить. Еще хуже пришлось Светлане Федотовой. Ее муж успел забежать в гардеробную, а она замешкалась: супруг бедняжку за руки внутрь тянет, а тигрица Кальва ей ноги грызет и рвет.

Мы с униформистом Сашей Лефлером бросились на помощь. Он схватил грабли, я - лопату и давай черенками Кальву дубасить. Та от боли развернулась и уже собиралась броситься на нас, но в последнюю секунду нас спасло чудо: упал и зашипел висевший за дверью огнетушитель. Тигрица так испугалась, что выпрыгнула в окно. Свету мы спасли, но она потом еще долго лечилась - матросы Каспийской флотилии отдавали ей свою кожу, чтобы восстановить разодранную в клочья ногу.

- Ну вы просто герои! Как страна отблагодарила за подвиг?

- Спустя какое-то время народный артист Советского Союза Валентин Иванович Филатов написал о нас статью под названием «Чувство локтя», живописав в красках, как униформисты Михаил Багдасаров и Александр Лефлер спасли нескольких человек. В общем, тигров с горем пополам мы тогда загнали в клетки. Очень помог нам пес Верный, южно-русская овчарка. Мы тигра загоняем, а Верный хватает его за хвост и начинает крутить. Пока хищник от собаки отбивается, мы клетку закрываем.

- Представление в тот вечер отменили?

- А вот и нет. Оно все-таки состоялось, Маргарита Петровна после пережитого потрясения отработала его на таблетках и уколах. А когда все закончилось, подошла ко мне и сказала: «Спасибо, малыш! У тебя есть все данные для того, чтобы стать дрессировщиком. Исполнится 18, приходи, возьму тебя к себе». Счастлив я был тогда до безумия - представляете, услышать такое от самой Назаровой, имя которой гремело не только по всему Союзу, но и за границей! Это сейчас я народный артист Российской Федерации и заслуженный артист Армении, а тогда был никто, мальчишка-униформист.

«ЛЕВ БРАЛ МЯСО У НЕЕ ИЗО РТА, А САМ ПРИМЕРИВАЛСЯ К ЕЕ ШЕЕ»

Маргарита Назарова в картине «Полосатый рейс», 1961 год. «Снимаясь, она еще не была укротительницей — простая девушка без актерского образования»

- Вы потом напомнили знаменитой дрессировщице о ее обещании?

- Увы, этому предшествовали трагические события. Назарова с Константиновским тогда в очередной раз расстались, Маргарита Петровна уехала с гастролями, а Константин Александрович начал в Ярославле репетировать собственный аттракцион. Я ему помогал. И вдруг приходит сообщение, что Назарову в Костроме порвали тигры, - Константиновский тут же улетел к ней.

К счастью, ничего страшного не произошло - так, слегка поцарапали, у нас это бывает. Он вернулся обратно, и вскоре беда случилась у нас: перед новым, 1964 годом, тигры Али и Багира бросились на нашего ассистента Альберта. Я пошел резать для них мясо, а он в это время вошел в клетку. Прибегаю на крик и выстрел и вижу страшную картину: Багира рвет Альберта, а Али повалил на пол самого Константиновского.

Ударом крайцера я попал в нос Али, Константиновский вскочил. Загнав в клетку одного хищника, мы бросились отбивать Альберта, но Багира уже успела сильно его изуродовать. Операция по спасению нашего ассистента длилась четыре с половиной часа. Благодаря Эмилю Теодоровичу Кио, который гастролировал тогда в Ярославле, ее делали лучшие врачи (у Кио везде были связи), но Альберт все равно остался кривошеим. Аттракцион наш расформировали, а меня уволили по статье - «За систематическое нарушение трудовой дисциплины».

- И в чем же это нарушение усмотрели?

- Спасая Константиновского, я взял вину за случившееся на себя - якобы это я вольер не закрыл. Мы с ним договорились, что переждем, пока все утихнет, и Константин Александрович снова возьмет меня к себе. Но через месяц уволили и его, потому что во всем разобрались и поняли, что он виноват как руководитель. Куда мне было деваться? Я переехал в Горький (сейчас это Нижний Новгород) и устроился в зооцирк - нас там называли «заводными ручками». То время своей жизни до сих пор вспоминаю с содроганием: тяжелая работа по уходу за животными, постоянное чувство голода, жить негде. Спали мы в машинах в скрюченном состоянии - в кабине во весь рост не вытянешься.

В цирк я тогда даже не заходил, чтобы лишний раз душу себе не бередить. И вдруг иду по улице и вижу огромную афишу: «Маргарита Назарова». Сердце у меня так и екнуло! Помаялся несколько дней и все-таки пошел в цирк, но так, чтобы не попасться никому на глаза и особенно ей.

С супругом Константином Константиновским. «Они любили друг друга настолько, что жить врозь не могли. Ссорились, даже разъезжались, но потом мирились и сходились. Мы называли их семью итальянской»

Встретился с Константиновским, который, как отец родной, мне был. Попросил: «Возьми меня!», а он грустно развел руками: «Я-то тут при чем? Теперь в аттракционе Назарова хозяйка». После истории с Альбертом ему не разрешали руководить аттракционом, но он все-таки пообещал замолвить слово, велел прийти через пару дней. В назначенный срок захожу в гардеробную Маргариты Петровны, она встречает меня словами: «О, здравствуй, красавчик! Зачем пришел?». У меня от страха язык отнялся, еле-еле из себя выдавил: «Возьмите меня на работу! Я буду всю жизнь вам предан, как собака!». И тут она меня огорошила: «Как же я тебя возьму, если ты Константину Александровичу девчонок водил?!».

- Вы действительно это делали?

- Был грех! И тут я, видимо, от растерянности, вместо того чтобы уверить ее: дескать, ничего такого не было, - сказал: «Я больше так не буду, честное слово!». Это меня и спасло. Она рассмеялась и говорит: «Возьму тебя за твою честность». Я проработал у нее почти 10 лет. За все это время ни один агрессивно настроенный тигр или лев на дрессировщицу не напал, я их даже близко к ней не подпускал.

- А что, громадные кошки пытались показывать норов?

- Сколько угодно. Помню, в Горьком репетиционный период длился у нас три года. Во время одного из трюков Маргарита Петровна становилась на колено, во рту у нее был так называемый зубник с мясом, огромный лев Радж подходил и брал подкормку у нее прямо изо рта. При этом хищник все время примеривался к ее шее, и я, стоя чуть поодаль, делал так: «Кхе-кхе!». Он смотрел на меня: мол, все понял, - брал мясо и медленно отходил на свое место. Назарова злилась: «Что ты там все время кашляешь?! Ничего он мне не сделает!». - «И в мыслях не было, Маргарита Петровна, - отвечал я, - просто в горле першит».

Кем я у нее только не работал - делал все, что прикажут. Но как же я гордился, когда во время финального трюка на несколько минут входил вместе с ней в клетку! На манеж выбегали лошади, на одной из которых сидел тигр, на второй - лев, на третьей - медведь, а мы с ней стояли в центре. В такие минуты я чувствовал себя артистом.

«ОДНАЖДЫ МАРГАРИТА ВЫЗВАЛА МУЖУ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПЕРЕВОЗКУ, А ПАРУ РАЗ СДАВАЛА ЕГО НА 15 СУТОК»

- Маргарита Петровна многому вас научила?

«Марго была очень красивой женщиной и смелой до отчаяния»

- Азам дрессуры я учился не столько у нее, сколько у Константиновского - в их паре большим мастером был, конечно, он. Двухметровый гигант, силач, чем-то очень похожий на Маяковского, которого он, кстати, в молодости и играл, Константин Александрович начинал как актер, работал в театре, дружил со знаменитым Николаем Черкасовым.

Во время войны он дрессировал собак, которые бежали с гранатами под немецкие танки и подрывали их. Из-за этого и контужен был: одна из собак, которую Константиновский особенно любил, вернулась обратно и взорвалась около него. Ему тогда оторвало часть правой руки. Правда, об этом мало кто знал, потому что, во-первых, культя у него была рабочая, а во-вторых, даже в очень жаркую погоду он ходил в пиджаке, и руки просто не было видно. Потом был курьером по перевозке государственного золота, то есть опять рисковал жизнью. Когда война закончилась, познакомился с Назаровой, она в то время работала в цирке кем придется - гоняла на мотоцикле по вертикальной стене, выходила на арену как акробатка...

- Если не ошибаюсь, знаменитыми на всю страну их сделал фильм «Полосатый рейс»?

- Не только. Константиновский работал режиссером-дрессировщиком и в других картинах - «Укротительница тигров», «Опасные тропы», «Десница великого мастера», где он к тому же был дублером главных героев, Маргарита Петровна - героинь. Но, конечно, «Полосатый рейс» - лучший их фильм. Кстати, снимаясь в нем, Назарова еще не была укротительницей - простая девушка без актерского образования.

- Как же ее допустили к хищникам?

- Попробуй такую не пусти - она ведь смелая была до отчаяния. Когда они с Константином Александровичем только познакомились, он дрессировал медведя, и однажды зверь на него набросился. Все попрятались, не растерялась только Назарова - она схватила банку сгущенки и, приговаривая: «Мишка, мишка, мишка!», увела зверя. Ну а после того, как она была дублершей Касаткиной в фильме «Укротительница тигров», наш знаменитый дрессировщик Борис Афанасьевич Эдер предложил руководству Госцирка: «Давайте сделаем номер с Маргаритой Назаровой».

- Еще бы, все понимали, что на манеже она будет смотреться эффектно.

- Еще бы, Марго была очень красивой женщиной - голубоглазая блондинка с ямочками на щеках. Так появился номер «Укротительница тигров» в цирке», где в точности повторялись все трюки из фильма.

Но, даже когда она уже стала дрессировщицей, за спиной у нее всегда стоял Константиновский. В этом я убедился, когда начал работать в ее аттракционе, - всю черновую работу делали за нее мы. Например, был номер, во время которого она качалась на качелях и тигр лежал у ее ног. Сначала на эти качели садился я, и тигр, пока не привык, грыз мне сапоги. Только потом, когда все уже было готово, пускали Назарову. Мы ее холили, лелеяли и не позволяли ей лишний раз рисковать, хотя она риск любила.

- Говорят, для работы с тиграми нужен твердый характер. Маргарита Петровна таким и обладала?

- У нее нрав был, скорее, мягкий, хотя она могла сделать вид, что сейчас на нас с Константиновским зарычит или закричит. Но случалось, и взбрыкивала. В начале репетиций у нас обычно была тишь да гладь - они с Константиновским ласково называли друг друга мамочкой и папочкой, а в конце так кричали друг на друга, что барабанные перепонки лопались. В результате Маргарита Петровна все бросала и уходила, но мы ее догоняли и возвращали обратно.

Они могли разругаться не на жизнь, а на смерть. Однажды Константин Александрович ее за что-то отругал и даже, помнится, послал, так она вызвала психиатрическую перевозку. Приехали пять или шесть санитаров (меньше бы с ним не справились), навалились на него, он кричит: «Да как вы смеете?! Я - Константиновский!». А Маргарита Петровна стоит рядом и улыбается: «Я же вам говорю, что у этого человека мания величия. Сейчас он еще скажет, что он мой муж. Хорошо, хоть Наполеоном себя не считает».

- И его действительно забрали?

- Конечно, их же сама знаменитая Назарова вызвала, а она была тогда кумиром всей страны. Правда, через пару дней, разобравшись, что к чему, его выпустили, но за то небольшое время, что Константин Александрович в больнице провел, в него успели влюбиться все медсестры и санитарки.

Как-то он мне рассказывал о своих впечатлениях из психушки. «Сижу, - говорит, - на табуретке, вдруг вижу, какой-то мужик начинает туда-сюда бегать. Спрашиваю его: «Что случилось?», а он отвечает: «Как, разве ты не видишь - тараканы же кругом. Давай их ловить». Константиновский воспринял это как шутку и ну за этим мужиком гонять. Так его медсестры просто умоляли: «Константин Александрович, не делайте этого, а то вам еще и вправду диагноз какой-нибудь припишут».

Пару раз Маргарита Петровна его и на 15 суток сдавала, но у него дядя - генерал милиции Савицкий, так что его тоже быстро выпускали. Хотя и пережить ему там пришлось немало. Когда его в первый раз посадили, он только зашел в камеру, как к нему тут же с разных сторон подошли два здоровенных мужика - видимо, хотели ударить. Но Константиновский их раскидал, сел на стул, собрал вокруг себя остальных сокамерников и давай им анекдоты и цирковые байки травить. А он их знал море, даже Никулину мог в этом смысле фору дать. Когда на третьи сутки его отпустили, он уже был среди заключенных своим, ему даже кличку дали Артист.

«ЧТОБЫ ШУБЫ НЕ ЕЛА МОЛЬ, НАЗАРОВА РАЗДАРИВАЛА ИХ ЦИРКОВЫМ ДЕВЧОНКАМ НАЛЕВО И НАПРАВО»

- Веселая семейная жизнь у них была, не находите?

- И тем не менее они любили друг друга настолько, что жить врозь не могли. Ссорились, даже разъезжались на какое-то время, но потом мирились и сходились. Мы называли их семью итальянской.

Кстати, у меня с моей женой Ирочкой точно такие же отношения: 40 лет живем, а до сих пор можем поссориться так, что кричим друг другу: «Все, завтра развод!». Но ведь до сих пор не развелись и уже не разведемся. Хотя сплетни о личной жизни Маргариты Петровны ходили разные, но все это ерунда, уж я-то знаю точно. Да, мужчинам она очень нравилась, но дальше цветов и поцелуев ручки дело никогда не шло. О ней вообще писали и до сих пор пишут много всякой лжи.

- Что вы имеете в виду?

- Например, кто-то придумал, что у нее было много бриллиантов, - это неправда. Бриллианты очень любила Бугримова, вот у той действительно была целая коллекция, а у Маргариты Петровны так, по мелочи - какие-то колечки, цепочки. Вот чего у нее действительно было много, так это шуб, которые нещадно ела моль. Она на лето их вытаскивала, просушивала, прогревала на солнце, но ничего не помогало. Так Маргарита Петровна раздаривала их цирковым девчонкам налево и направо: «Надевайте, носите!».

Она, вообще, одевалась шикарно. Часто бывала за границей и привозила оттуда совершенно роскошные по тем временам вещи: платья, костюмы, туфли, - никаких денег на это не жалела. И пахло от нее всегда очень вкусно. Но ее ведь положение обязывало так выглядеть: без преувеличения могу сказать, что Маргариту Назарову знал весь мир. У нее все время были встречи с журналистами, зарубежные поездки. Когда она появлялась перед кино- и фотокамерами, это был выход королевы - шик советской женщины.

- Домом она, наверное, совсем не занималась?

- На гастролях, в гостиничных номерах в этом нет необходимости, а в недолгие периоды оседлой жизни хозяйство вела ее мама, Кузьминична. Но Назарова очень любила проводить время дома - очевидно, потому что жизнь ей редко давала такую возможность. Мы с женой часто ходили к ним в гости, вместе бывали в театрах и кинотеатрах, ездили отдыхать.

Когда мы куда-нибудь шли, наши жены разодевались в пух и прах, а мы с Константиновским выглядели, как два шаромыжника, - в вытянутых штанах, тулупах. «Так, ребята, - обычно говорила Маргарита Петровна, - пять шагов назад!». После чего брала мою Ирочку под руку, и они шли впереди, как две королевны, а мы сзади изображали их телохранителей. Но она не была выпендрежной: дескать, я - Назарова, а все остальные - никто. Она знала, с кем и как нужно общаться. С нами вела себя по-свойски, спокойно. Очень любила просто посидеть, поболтать, как сейчас говорят, «за жизнь». Когда болела, просила, чтобы к ней обязательно приходили вечером и рассказывали, как прошло представление.

- А откуда появились слухи, что у Назаровой проблемы с психикой?

- Все началось с наших гастролей в Италии. Ехали мы туда через Минск, где дали несколько представлений, и там неожиданно к нам на работу устроился новый человек - бородатый, худенький, неприметный. Мы тогда очень удивились: обычно перед заграничной поездкой новеньких не брали, но подумали, что у дирекции свои резоны. А в Италии Маргарита Петровна вдруг пропала на трое суток - вместо нее выступал Константиновский. На дворе стоял 69-й год, когда советская власть еще была крепка и сильна, везде гремело: «Да здравствует наш дорогой Леонид Ильич!». Можете представить, какое это было ЧП?

«НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ЕЕ ЗАСЛУГИ, ЗА НАЗАРОВОЙ В ИТАЛИИ СЛЕДИЛИ СРАЗУ ТРИ КОМИТЕТЧИКА»

- Что же с ней могло случиться?

- Чтобы все стало понятно, нужно вернуться в детство и юность Назаровой. Родилась она под Ленинградом, но незадолго до войны ее семья оказалась в Даугавпилсе. Оттуда Маргариту вывезли на работу в Германию. Она там сначала прислуживала в богатом доме, а потом хозяин, увидев, как грациозно девушка двигается, отдал ее на работу в кабаре, где Марго танцевала до конца войны. Когда весь это кошмар закончился, сбежала и вернулась в Ленинград, где и познакомилась с Константиновским.

Ей удалось каким-то образом скрыть правду о том периоде своей жизни, но ведь остались люди, которые все знали. В том числе и ее немецкий хозяин. Этого красивого, холеного немца невысокого роста мы и увидели во время гастролей в Италии, хотя тогда еще не знали, кто он. Маргарита Петровна села в его машину, и они уехали. Вернулась она так же, как и уехала, - никому ничего не объясняя. Учитывая, что с нами ездили целых два «Дзержинских» (один из которых - замминистра МВД Осетии Гапоев), казалось, что скандал неминуем, но Назаровой никто ничего не сказал.

Почему так произошло, стало понятно только в Киеве - это был первый город, в котором мы выступали после Италии. Буквально на следующий день по прибытии ее вызвали в КГБ. Она открыла дверь кабинета и обомлела: за столом сидел тот самый неприметный товарищ, которого незадолго до отъезда взяли к нам на работу, - он оказался не просто сотрудником КГБ, а чуть ли не полковником.

Назарова потом рассказала нам, что кагэбист попенял ей на то, что она скрыла свое прошлое и утаила знание немецкого языка, - в анкетах Маргарита Петровна всегда писала, что училась в инязе, хотя на самом деле выучила дойч в Германии. Упрекнул ее в том, что она, будучи коммунисткой и заслуженной артисткой РСФСР (она тогда как раз получила это звание), так себя повела за границей. Но, видимо, она нам рассказала далеко не все, потому что вернулась из здания на Владимирской в невменяемом состоянии. А самым большим для нее потрясением стало то, что, несмотря на все ее заслуги, за ней в Италии следили сразу три комитетчика.

И вот на наших глазах человек изменился до неузнаваемости. У нее началась мания преследования, доходило до того, что она в каждом из нас видела агента КГБ. На общих собраниях труппы просила слова и, начав говорить о цирковых проблемах, тут же сбивалась на обвинения, уверяла, что мы все шпионим за ней, читаем ее письма, роемся в ее вещах. Когда кто-то пытался ее успокоить: «Маргарита Петровна, ну что вы такое говорите!», срывалась на крик: «Молчать!». Больно было на все это смотреть.

- Говорят, беда не приходит одна...

- Так и получилось - одного за другим она потеряла всех близких людей. Вскоре ее сестра Вера, которая всюду ездила с ней, вышла замуж и уехала с мужем в Грузию. Я уже рвался в артисты и собирался переходить в другой аттракцион, когда случилась беда с Константиновским. С ним вообще в последнее время было неладно - его стал одолевать склероз, он постоянно все забывал.

На манеже ему нужно было класть руку в пасть тигрице Юле, а он все норовил засунуть ее в пасть Лайме. Когда сделал это в первый раз, та была не готова к такому вниманию с его стороны, ну и рванула его - в результате белая накрахмаленная рубашка с кружевами и жабо в крови. Ладно, как говорится, проехали. Но на следующий день Константин Александрович выходит на манеж и... снова делает то же самое. А я тоже находился в клетке, но за занавесом, зритель меня не видел. Кричу ему оттуда: «Это Лайма, вам нужна Юла!». - «Понял», - отвечал он, но делал все равно по-своему. А потом еще меня ругал: «Ты мне поздно сказал!».

А тут еще тигрица Юла, играя, поцарапала ему кожу головы - начался воспалительный процесс, который перекинулся на мозг. Нужна была срочная операция. Уезжая в Ленинград, Константин Александрович попросил меня: «Миша, очень прошу тебя, не бросай Марго - доработай аттракцион в Киеве до конца!». Потом пришло печальное известие: несмотря на то что операцию - ему делали трепанацию черепа - проводил сам профессор Думбадзе, Константиновский скончался - сказалась его давняя фронтовая контузия.

- Маргарита Петровна успела проститься с мужем?

- Она к нему рвалась, но ее не отпускали - спектакли шли с аншлагами, а заменить ее теперь было некому. Так что приехала только на похороны.

В это время умер и ее любимый тигр - Пурш. Он был ручной, как котенок. Правда, лентяем и тунеядцем тоже был знатным - ничего не делал, только снимался в кино, позировал фотографам и ходил на поводке с ней и Константиновским. В дрессуре есть такой закон: если хочешь сделать животное ручным, ты не должен его заставлять выполнять трюки. Вот и тигра нужно лелеять, надевать ошейник, терпеть его капризы и исполнять все прихоти, тогда он не будет выпускать когти.

Для Пурша на манеже ставили специальный диван, на котором он и возлежал, пока все остальные работали, зато был самым знаменитым. Мне это напоминало стахановское движение, когда все вкалывали, а выработку записывали на одного. К его чести, он был очень умным, добродушным и добросовестным пацаном. Увы, Пурш заболел диабетом, жил на одних яйцах - больше ему ничего есть было нельзя, и ослабел насколько, что не мог даже выйти из гардеробной Маргариты Петровны. Когда его не стало, она очень переживала.

«ОТ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ПЕНСИИ ОТКАЗАЛАСЬ - ПОДАЧЕК НИ ОТ КОГО НЕ ХОТЕЛА»

- Неужели Маргарита Петровна не пыталась бороться со свалившимися на нее несчастьями? Я слышала, она даже замуж вторично вышла...

- Это был чисто формальный брак. Ей требовался помощник, а меня рядом не было, вот она и расписалась с грузинским дрессировщиком лошадей Мерабом Герсеванишвили, который преследовал только одну цель - отобрать у Назаровой аттракцион. Но судьба распорядилась иначе: он угорел в Тбилиси вместе со своим братом Гурамом, инспектором манежа, - они легли спать, оставив включенную газовую горелку, а огонь возьми и погасни...

- Так Маргарита Петровна снова осталась одна...

- Мне говорили: «Мишка, женись на ней, такая баба пропадает!». Но, во-первых, я уже был женат и бросать свою супругу не собирался, а во-вторых, не мог даже подумать о таком - ведь она была для меня учительницей, наставницей, да и просто женщиной, которую я боготворил.

Ну а последней каплей, добившей ее, стал эпизод в Казани, когда из-за неисправности качелей на манеже один из тигров упал и разбился. Естественно, началось разбирательство. Но Маргарита Петровна после этого больше в клетку не входила: развернулась и уехала в Горький. Там она получила хорошую квартиру на площади Ленина, недалеко от местного цирка, директором которого долгое время был мой друг, прекрасный человек Иван Панкратьевич Маринин. Он ей много помогал. Дверь квартиры закрылась за ней, отгородив от этого жестокого мира. 20 лет она никого не пускала к себе и сама очень редко куда-нибудь выходила.

- Правда, что в последние годы она сильно нуждалась?

- Ее пенсии действительно еле-еле хватало на питание. Я горжусь тем, что поднял на ноги всех, в том числе и знаменитых дрессировщиков Ирину Бугримову и Ивана Рубана, мы написали письмо президенту - тогда еще Горбачеву, - и ей как народной артистке Российской Федерации назначили персональную пенсию. Но, насколько я знаю, она от этих денег отказалась - Маргарита Петровна была человеком гордым и подачек ни от кого не хотела.

- Помните последнюю встречу с ней?

- Это было в один из моих приездов в Нижний, когда я зашел к Маринину. Я был чем-то занят, но краем глаза видел, что мимо прошла какая-то старушка - невысокого роста, сгорбленная. Через какое-то время возвращается назад, подходит ко мне: «Здравствуй, Мишенька!». Я ее узнал только по голосу и родинке на щеке - и чуть не встал перед ней на колени: «Маргарита Петровна, ради Бога, извините! Я просто не обратил внимания». Она только грустно улыбнулась: «Ничего, ничего, Мишенька! Как у тебя дела, как семья?». Рассказал ей, что у меня свой аттракцион, что выступаем в местном цирке, пригласил на представление. Она пообещала прийти, но слово не сдержала.

- Как сложилась судьба их с Константиновским сына Алексея?

- Ваш брат, журналист, много писал о том, что Лешка не приехал даже на похороны матери и вообще ни в грош ее не ставил. Не верьте, это неправда. Он тоже стал дрессировщиком, но после смерти отца и ухода из цирка матери очень быстро оказался не у дел. Уехал на месяц во Францию и уже лет 15-16 в Россию не возвращается - мотается по Европе. Женился на русской артистке Ольге Страховой, они выступали вместе, но потом Лешку порвали и, насколько я знаю, сейчас Ольга работает одна. У них есть дочь Маргарита, которая очень похожа на свою знаменитую бабушку, в честь которой ее и назвали. Она тоже работает в цирке, но выступает не с тиграми, а с кошками.

Моя мечта - добиться, чтобы цирк в Нижнем Новгороде назвали именем Маргариты Назаровой. Мне очень хочется, чтобы память о ней сохранилась навсегда.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось