В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Мужской разговор

Сергей БЕЗРУКОВ: «Это такая традиция российская — любить, возносить и провозглашать великими после смерти, потому что конкурировать с живыми покойный уже не может»

Дмитрий ГОРДОН. «Бульвар Гордона» 27 Января, 2011 00:00
Часть II
Дмитрий ГОРДОН
Часть II

(Продолжение. Начало в № 3)

«ПРОФЕССИЯ АКТЕРА СРОДНИ ДАЙВИНГУ» 

- Вы удивительно многоплановый артист, которому под силу сыграть практически все, и вот после культового уже сериала «Бригада» вы реабилитируетесь в глазах непреклонной общественности, сыграв участкового милиционера в сериале «Участок»...

- Угу.

- Несколько серий я посмотрел и хочу в связи с этим спросить: вы сами в то, что играли, верили?

- Я видел таких милиционеров, видел, и это вера моя в человека - она либо есть, либо ее нет. К сожалению, в жизни полно цинизма, а циник никогда не поверит, что люди-рыцари с чистыми помыслами, нежным сердцем и с открытым забралом все-таки существуют...

- Вы, значит, в это еще верите?

- Да, потому что верю в людей - думаю, это самое важное, что у нас остается. Понятно, что есть вера в Бога, но Господь среди нас, он в нас самих. Да, окружают нас самые разные персоны, но если во всем роде человеческом разуверишься, это уже крах всему.

К счастью, мне просто везет на людей хороших, порядочных, честных - вот поразительно, но и честность в нашей жизни присутствует, и порядочность есть, поэтому играл я не выдуманного персонажа, а одного из десятков тысяч простых ментов. Я встречал таких, которых подкупить невозможно - скорее, проще убить (если, конечно, получится, потому что они в своем деле профи). Такие, как мой герой, не будут исподтишка действовать, бегать, скрываться - они пойдут напрямую.

У меня даже мелькала подчас мысль смешная - закрутить сюжет, как в замечательном фильме «Схватка», где де Ниро и Аль Пачино вместе снимались: один играл полицейского, а другой - медвежатника, по сути, бандита. Вы вот попробуйте соединить Сашу Белого и Кравцова - как я понимаю, Кравцов будет всю жизнь искать Белого, потому что его девиз: «Иду на вы!».

Даже если кругом будет огромное количество братвы, все равно он прорвется в самое логово, чтобы своего главного противника взять (хотя все будут предупреждать его, что впереди смерть, он пойдет-таки на задержание), а Белый, будучи в глубине души светлым и справедливым, скажет: «Кравцова не трогать - мы таких уважаем!».

Безусловно, они по разные стороны баррикад, поэтому никогда вместе не будут, но Белый будет уважать Кравцова, а тот всю жизнь будет искать возможность арестовать его и посадить, потому что «вор должен сидеть в тюрьме»...

- ... «Я сказал!»...

- ...как говорил Владимир Семенович Высоцкий в потрясающем сериале Говорухина «Место встречи изменить нельзя», который можно смотреть бесконечно.

 

- Особое место среди ваших ролей занимает Иешуа в «Мастере и Маргарите». Смотрите: Иешуа, Моцарт, Пушкин, Есенин... Существуют стойкие представления о том, как их надо изображать, все привыкли: Пушкин - обязательно бакенбарды, паричок, Есенин - непременно белые волосы... Надо ли бороться со стереотипами или играть нужно, им повинуясь?

- Стереотип - это всего лишь понятие, придуманное людьми. Если бы существовала какая-то золотая середина или эталонная мера веса: вот столько-то граммов, и от них уже мы пляшем, - ее, может, и следовало бы придерживаться, а стереотип - это все-таки не мера веса, а некий шаблон образа, и что касается моей собственной игры, я как раз стереотипами пренебрегаю - делаю так, как это вижу. В результате моя трактовка либо совпадает с тем, как люди себе представляют Пушкина, Есенина или, допустим, Моцарта, либо не совпадает, и тут уже на вкус и цвет приятеля нет.

- Приступая к работе над такими ролями, страх вы испытываете?

- Только искренность - к каждой роли я подхожу с абсолютно открытой душой. Буквально на днях, я уже не помню, в какой точно момент, вдруг меня осенило, что профессия актера сродни дайвингу (поскольку я им занимался, знаю, что это такое), ведь и там, и там ты погружаешься: либо в воду, либо в роль. На 30-метровой глубине возникает эйфория из-за того, что при таком давлении азот насыщает кровь в четыре раза сильнее.

Появляется ощущение, что ты просто пьяный, и оно, это состояние, манкое, но очень опасное, потому что ты себя не контролируешь. Нужно немножко подвсплыть, и тогда хмель проходит - вот так же с глубины, превышающей 30-метровую отметку, нельзя сразу идти на поверхность: вскипит кровь, кессонная болезнь возникнет. Разве что это экстренное всплытие: допустим, у тебя не хватило в баллонах дыхательной смеси и ты с криком: «А-а-а!» интенсивно работаешь ластами и устремляешься вверх (это опасно, но куда деваться?). Когда ты один, единственный выход - всплывать, а если вдвоем, то есть в паре, можешь попросить...

Иешуа Га-Ноцри, «Мастер и Маргарита», 2005 год. «Все мои герои были людьми — это, наверное, самое важное их качество»

- ...поделиться...

- Да, мол, «у меня все, дай подышать», но когда обстановка не требует экстренных мер, с 30-метровой глубины ты поднимаешься с остановками на 15-, потом на 10-, на 5-метровой отметке. Постепенно, постепенно, постепенно, чтобы не всплывать резко, чтобы из крови вышел газ, и я думаю, что такая же ситуация в актерской профессии. Все от того зависит, насколько ты погружаешься в роль, и если ушел метров на 30 и оттуда уже не вернулся, потому что тебе хорошо стало, это очень опасно.

«И МОЦАРТ, И ПУШКИН, И ЕСЕНИН ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ ОЧЕНЬ ПОХОЖИ: ДУША НАРАСПАШКУ - ВОТ ЧТО ИХ РОДНИТ»

- В принципе, я с вами согласен, но одно дело - играть милиционера и совершенно другое - гения: Моцарта, Пушкина - это же вообще бездна...

- Все они были людьми - это, наверное, самое важное их качество...

- Вот, значит, ключ?

- Да, и только потом, во вторую очередь, мы говорим, что они были гениями. Того же Александра Сергеевича сколько при жизни гнобили, как унижали, уничтожали! Если тех, кто ненавидел его лютой ненавистью, перечислять, не хватит и пальцев, и рук, а в качестве гения он предстал, лишь скончавшись: «Солнце русской поэзии закатилось». Это вообще такая традиция российская - любить, возносить и провозглашать великими после смерти, потому что конкурировать с живыми покойный уже не может.

«Я встречал таких ментов, которых подкупить невозможно — скорее, проще убить», «Участок», 2003 год

Все они люди - со своими болью, любовью, радостями и горестями. Может, чувства у них были более яркие, чем у остальных, хотя, на самом-то деле, если посмотрим на окружающих или в щелочку подглядим за своими друзьями (даже за собой иногда), изумимся: какие страсти порой кипят! Мы даже разговариваем порой, что-то доказывая, гораздо колоритнее, чем, допустим, в кино, а покажи то же самое на экране, все скажут: «Как-то уж чересчур... Надо бы под сурдиночку, органичнее...».

Ну почему, если мы в жизни иной раз себя так ведем, если ярко выхлестываем эмоции, - эти великие люди должны быть сдержаннее? Почему нас настораживает ярость Пушкина, или есенинское обаяние, или абсолютная тусовочность, как мы сегодня бы это назвали, Моцарта? Ему, блистательному Амадею, нравилось жить, он поглощал эту жизнь большой ложкой, причем ел-ел, ел-ел, но при этом еще и творил. Понятно, что расплата в конечном итоге наступила - великий человек ушел из жизни или ушли его, отравив... Или не отравив, а просто сгнобив...

- Зато он ушел в вечность...

- Вряд ли, мне кажется, гении размышляли о том, что уходят в вечность, но подспудно, скорее всего, осознавали: они несут нечто, что потом пригодится, да и люди они были особенные, не похожие на всех остальных. При этом никто из них не старался произвести на окружающих впечатление: «Я гениальный и веду себя так, чтобы в памяти народной остаться» - нет, они просто так жили. Поэтому, приступая к таким ролям, важно смотреть на природу человеческую и с этой еще стороны. Сыграть гениальность невозможно, а вот человеческую природу, импульсивность - почему бы и нет, к тому же и Моцарт, и Пушкин, и Есенин по природе своей очень похожи.

- У гениев, на мой взгляд, вообще много общего...

- Возможно, хотя я не поставил бы рядом Блока, например, и Есенина - по природе своей, по поведению они разные, а вот Моцарт, Пушкин и Есенин - да, схожи. Даже росту все они были... Ну, не будем говорить маленького - небольшого.

- Плюс импульсивные!

С Олегом Янковским в «Китайском сервизе», 1999 год
- Безусловно, какая-то в них стихийность была: Моцарт - гуляка праздный, и Есенин - озорник-гуляка, и Пушкин - повеса. «Откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро», то есть настолько их все связывает... (Читает).

Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

Для съемок в «Участке» Безрукову пришлось серьезно заняться своей физической формой

Вот что писал Есенин о Пушкине!

- Все сошлось...

- Все они будто родные люди. Пушкин написал «Моцарт и Сальери» - полное ощущение, что это и о нем, или, допустим, в «Женитьбе Фигаро» мы с режиссером Костей Богомоловым придумали главному герою образ, немножко непохожий на традиционный (потому что, когда я играю Моцарта, он у меня больше Фигаро - озорной, искрометный, быстрый, подвижный, порхающий). Действие пьесы Бомарше перенесено в Испанию, в Андалузию, и цирюльника мы сделали эдаким тореро, у которого вместо бандерильи в руках ножницы. Его все время воспринимают как парикмахера, но это одна сотая, наверное, из профессий, которыми он владеет. Фигаро - мастер на все руки: химия, фармацевтика, хирургия, журналистика, банковское дело - все-то он знает, все умеет. К 30 годам этот человек, который вырос среди разбойников и воспитывался на их понятиях, умудрен опытом...

Вот так у меня складывается: играю Фигаро, о котором Моцарт написал оперу, Моцарта, о котором писал Пушкин, Пушкина...

- ...воспетого Есениным...

- ...в которого был влюблен Есенин, и при этом природа их гениальности, точнее даже - размах существования, образ жизни, накал темперамента, которые я воплощаю, очень похожи. Разный может быть социальный слой: дворянин, крестьянин, - но в остальном они, словно братья: не могу молчать, не могу просто сидеть безучастно - мне нужно прожить этот день, как последний.

- Душа нараспашку...

- Да, вот еще что их роднит.

«НОЧНЫЕ БДЕНИЯ, ПРЕСЛОВУТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЗМИЙ... НЕ НРАВИТСЯ ЭТО МНЕ...»

- Ваш отец вспоминал, что в детстве вы были удивительно правильным ребенком...

«Каникулы строгого режима», 2009 год

- ...тихим и спокойным...

- ...а однокурсники говорят, что вы были очень закрытым. Не участвовали в коллективных пьянках-гулянках, а учили роли, добросовестно занимались профессией...

- В Школу-студию МХАТ я поступил 16-летним мальчиком - девственным, юным, трепетным, который увлекался искусством и широко открытыми глазами смотрел на мир. Я до сих пор пытаюсь сохранить к окружающему миру это трепетное отношение, несмотря на свои 35 лет и уже большой опыт. В этом возрасте ты уже многое знаешь, многое понимаешь про себя и других, но, приступая к любой роли, нужно вернуться к детскому восприятию, которое было у меня в 16, и, открыв глаза, абсолютно искренне, как ребенок, его в себя просто впустить.

- Опять-таки говорят, что человек вы очень тонкой организации, гиперчувствительный...

- Это так.

- При этом бытует мнение, что психика у всех актеров расшатана, - вы это за собой замечали?

- Не у всех, а что касается меня... У меня подвижная психика, но я бы предостерег коллег от крайностей: расшатанность нервов опасна, потому что так можно в шизофрению уйти. Здесь очень тонкая, аккуратная грань: шаг вправо, шаг влево - и тебя может унести совершенно не в ту сторону, а нужно, будоража чувства, эмоции зрителей, с ними рядышком оставаться, чтобы их реакцию воспринимать. Вообще, лучше всего играть, когда впитывашь роль, как губка, делаешь ее своей, а потом выжимаешь с силой - и это все вместе с твоими эмоциями, с кровью и потом выходит. С другой стороны, чтобы что-либо воспринять и впитать, нужно быть совершенно открытым.

- Многие актеры привычно ведут богемный образ жизни - ночные бдения, пресловутый зеленый змий...

- Не нравится это мне.

- Вы не пьете, не курите, занимаетесь фитнесом - еще и питаетесь по какой-то особой системе, что, с точки зрения целого ряда ваших собратьев по цеху, вообще уже никуда не годится...

С Константином Хабенским в «Адмирале», 2008 год. В этом белогвардейском эпосе Безруков сыграл героического генерала Каппеля, который на следующий день после ампутации ног без анестезии уже скакал на коне

- Ну, от каких-то продуктов отказывался только лишь для того, чтобы в «Участке» быть абсолютно худым.

- Вы тем не менее в замечательной форме: живота нет, фигура что надо...

- Этим обязан спорту. Одно время предпочитал фитнес, ходил регулярно в спортзал, а когда пошли большие нагрузки: например, спектакль «Сирано де Бержерак» идет четыре часа, и я играю там воина... Мы и на шпагах деремся, а они по образцам XVII века сделаны - клинки тяжелые, настоящие... Когда ты в таком режиме работаешь, в принципе-то, и фитнес не нужен, другое дело - питание раздельное по возможности или, допустим, какая-то здоровая пища.

- Раздельного питания все-таки вы придерживаетесь ?

- Ну как сказать? Мясо, допустим, не ем...

- ...а рыбу вместе с мясом - тем более...

- От свежей хорошей рыбы, от замечательных морепродуктов, которые, слава Богу, в Москве тоже бывают, я не отказываюсь, однако... Была когда-то передача гэдээровская типа наших «Веселых стартов» - только называлась «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», которую я в детстве очень любил смотреть. Нет, я не призываю: «Давайте, друзья мои, follow me, please - следуйте, пожалуйста, за мной!» - не надо! Каждый волен решать как хочет, просто в какой-то момент мне показалось, что мясо - это чересчур тяжелая энергия (хотя для каких-то ролей она, признаю, необходима), а отказавшись от этого, я не испытал не только тоски, но даже какой-то легкой грусти. Все нормально, рыбы и других продуктов...

- ...вполне достаточно...

- Овощи, фрукты - все есть. Здоровый образ жизни - это, наверное, профессиональная потребность организма, потому что от курева страдают легкие, сердце. Если испытываешь на себе такие нагрузки да еще и куришь, периодически выпиваешь, сколько вообще проживешь? Недолго, я думаю, плюс, как говорится, внешность твоя превращается постепенно во что-то такое же страшное, гадкое, как - видели на картинках? - больная печень или коричневые от никотина легкие.

Юрий Яковлев, Барбара Брыльска, Сергей Безруков и Елизавета Боярская, «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 год

- Вы впечатлительный...

- Почему, спрашивается, на сигаретах указано: «Легкие», а на водке не написано: «Печень», да? (Смеется). Так вот: зачем? Когда этим пренебрегаешь, лучше себя чувствуешь, выносливость повышается, а потом, назовите мне спортсмена, который бы чего-то добился, имея вредные привычки... Я понимаю, что в советские времена были, наверное, ребята, которые, как рассказывают, могли ночью бухать...

- ...пару стаканов уговорить...

- ...э-э-эх! Утром - на тренировку, а вечером - на игру.

- Некоторые и в день матча могли хорошенько принять на грудь...

- Ну, не знаю, какой стимул был так бегать, откуда...

- ...брались такие здоровые...

- ...семижильные русские парни.

- Экология, видно, была другая...

- Плюс естественный отбор...

Сейчас, когда выходишь на улицу, вдыхаешь с вредными выбросами да с выхлопными газами всю периодическую систему Менделеева - зачем же вдобавок курить, отравлять свой организм какой-то водкой, еще чем-то? Я, например, пытаюсь ездить в какие-нибудь хорошие города типа Парижа, чтобы дышать там хорошим воздухом, или на природу вырываться, в лес. Жизнь прекрасна! Наверное, кто-то пытается с помощью алкоголя расслабиться, но я никогда не чувствовал в нем...

В программе НТВ «Куклы» артист озвучивал 11 героев. «Ты не просто имитируешь голосом, а в этих персонажей превращаешься»

- ...радости...

- ...и когда другие говорят: «Я без этого не могу», развожу руками. Я по себе заметил: не пью, не курю, но в компании могу быть очень озорным, веселым, петь и веселиться не хуже тех, кто, чтобы как-то поднять свое настроение, выпивают. Ну, им нужен допинг, а мне нет (смеется). Меня часто спрашивают: «Скажите, пожалуйста, а как вы расслабляетесь?». Да я и не зажимаюсь - вот что самое важное.

Мне такого «удовольствия» не надо - я лучше книжку почитаю или что-нибудь попишу, выучу какую-нибудь песню, спою... Если на то уж пошло, творческая встреча дает иной раз столько эмоций, сколько и не снилось какой-нибудь компашке с бесконечными возлияниями. Когда видишь эти глаза зрительские, когда тебе задают вопросы, которые никогда ни один журналист не задаст, это действительно общение, и в какой-то момент я испытал некую потребность со зрителем разговаривать. Не просто выйти на сцену и сольный концерт отработать, а спеть сначала то, что хочется тебе, а потом - по заявкам. Меня просят: «Сергей, а вот эту еще песню, пожалуйста», потом задают вопросы, и я вижу перед собой  живых людей.

«ПОРОЙ ЗАДАЮСЬ ВОПРОСОМ: ДОКОЛЕ? СКОЛЬКО МОЖНО ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД РОССИЕЙ ТЕРПЕТЬ?»

- Практически все актеры суеверны, а вот вы в хорошие и дурные приметы верите?

- Сложно сказать, потому как бытует мнение, что человек суеверный не верит в Бога. Одно понятие исключает другое...

- ...а совместить разве нельзя?

- Получается, что вроде как нет, хотя русские сочетать это могут. Могут, допустим, перекреститься, а потом...

«Мне многое нравится: и театр, и кино, и радио, и телевидение». С Аллой Пугачевой

- Убить, а потом в церковь зайти...

- Ну, это мы оставим купцам и разбойникам, которых всегда на Руси хватало, правда, тут я могу и западных бандитов перечислять типа Робин Гуда, которые могли отдавать какие-то деньги нищим, зарезав богатого, и это вполне сочеталось с их религиозными убеждениями. Они считали, что вершат суд, лишая богача жизни и раздавая его имущество бедным...

- ...и зачастую ленивым...

- Эти люди брали на себя функции Господа Бога, но какое право на это имели? Тем не менее русский характер сложный и многое в нем порой уживается, другое дело, что его отличительная черта, которую я бы даже подчеркнул, - наивность и открытость. Как ни странно...

В наивности есть как хорошая сторона, так и плохая. Смотришь порой, что власть имущие с государством творят, как доверие наше используют, и поражаешься: «Господи, Боже мой, какой наивный народ - свято им верит». Люди у нас вроде эмоциональны, готовы, чуть что, на баррикады, но это не Франция. Русский бунт беспощадный, и если уж нашего мужика довести, если толкнуть Русь к топору, последствия будут страшными. В то же время ему легко расплакаться - душа сострадательная.

- Михаил Задорнов однажды заметил: «Только наш человек, наступая четвертый раз на грабли, радуется, что их еще не украли»...

- Вот-вот, и парадокс заключается в том, что мы по-прежнему наивны, открыты, и если на Западе не принято прийти просто так в гости, то у нас...

- ...да запросто!..

- ...причем последнюю рубаху тебе отдадут. Вот этой широты душевной, раз уж сохранили ее в самые страшные, тяжелейшие времена, растратить и растерять не хотелось бы. Я даже вопросом порой задаюсь: доколе? Сколько можно эксперименты над Россией терпеть?

«Главное — сохранить лицо и быть честным перед самим собой, перед окружающими». С Михаилом Пуговкиным незадолго до его смерти

- Эксперименты, замечу, которые ставит она сама...

- Думаю, что не столько народ, сколько люди, - выходцы из низов! - которые приходят и ставят, приходят и ставят, и кто бы из них ни управлял Россией, - представители интеллигенции или каких-то других слоев! - мы всякий раз убеждаемся, что руководить страной должны немножко со стороны. Так повелось у нас со времен Рюриковичей, и я поражаюсь, насколько они, та же Екатерина II, были в Россию влюблены. Они понимали, что правят великим народом, и при этом сами (пауза)... Я вот зачитываюсь посланием Александра III Николаю II при вступлении того на престол. Да, все наши цари не русские: у них и шведская кровь была, и английская...

- ...какой только не было!..

- ...но с какой любовью и нежностью к народу, с какой огромной ответственностью они правили. Если интересно, я даже рекомендую вам найти и почитать это обращение Александра III - одного из самых лучших, как мне кажется, царей вообще.

При нем, в частности, совершенствовалось земское и городское самоуправление, и время Александра III, на мой взгляд, было для России наилучшим, так вот, передавая, как говорится, бразды правления Николаю II, он писал о том, что это великая ответственность - стоять во главе великого народа. Потрясающе! Хвалить царские времена вроде и модно, хотя, с другой стороны, сейчас уже тривиально - об этом говорят все. Тем не менее могу и про Владимира Владимировича сказать: с его приходом возникло ощущение гордости за свою страну - то, что было утрачено в 90-х.

- Послание Медведеву он не писал, случайно, - не знаете?

- Может быть, и писал (смеется), но речь у него прекрасная, абсолютно осознанная, без бумажки...

- ...руки не дрожат, плечи шире таза...

- Он абсолютно трезвый, эрудированный, знающий, умный человек, который любого оппонента, даже на высшем государственном уровне, может, как говорится, очень грамотно положить на лопатки. Путин способен не расклеиться, не растеряться под градом критики - наоборот, выступить абсолютно достойно, понимая, что олицетворяет великую державу. Замечательно! Дай Бог, чтобы и народ наш в этом смысле соответствовал лидеру, потому что некое несоответствие порой бывает: то правитель у нас не такой, то народ, извините...

С Екатериной Гусевой в «Бригаде», 2002 год

- ...неподходящий...

- (Смеется). Квартирный вопрос испортил - начиная с советского времени, с 17-го года...

- ...и разруха в головах до сих пор!

- Ой, Боже мой! Разруха, которая начинается, когда мочатся мимо унитаза.

«ИГРАЯ МОЦАРТА, Я ИНОГДА ДИРИЖИРУЮ В ТАКТ МОБИЛЬНОМУ - СМЕШНО ПОЛУЧАЕТСЯ»

- Меня, если честно, всегда волнует вопрос: каково актеру после того, как публику 10 раз попросили перед началом спектакля не пользовался мобильными телефонами, слышать в разгар самой важной, ключевой сцены, как где-то громко, назойливо трезвонит мобильный?

- Это для атмосферы спектакля убийственно, и хорошо, если буквально через 10 секунд публика об этом звонке забудет, но иногда он раздается действительно в самый неподходящий момент. Бывает, правда, ты можешь из этой ситуации вырулить: например, играя Моцарта, я иногда дирижирую этому мобильному в такт - смешно получается, и зритель на это откликается с радостью.

- Вы вообще, насколько я знаю, любите импровизировать...

- Ну да. Допустим, играя в спектакле «Ведьма» дьячка Емельяна, читаю молитву. Там художником-постановщиком сделана такая икона на печке - декорации интересные, стильные, и вот дохожу я до слов: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение...», и в этот момент сзади - а я спиной к зрительному залу стою! - звонит мобильный. Я с ходу поворачиваюсь и говорю: «...но избави нас от лукаваго».

Зал, конечно, абсолютно по-живому это воспринял, потому что я среагировал сразу, и публика, конечно, разразилась овациями: «Избави нас от лукаваго!» (смеется). Конечно же, атмосферу такие помехи порой разрушают, и хотя зритель уже, может, привык, что это происходит достаточно часто, накатывает порой раздражение, и чувствуешь такой ропот по залу, когда... (Оборачивается и недовольно вздыхает).

Свою жену Сергей увел у актера Игоря Ливанова. «Иришка настолько честная, что без любви в браке жить не может. Я знаю, насколько она преданная и искренняя, если влюблена»

- Мы уже говорили вскользь о программе НТВ «Куклы», где вы один озвучивали 11 персонажей...

- Да, чуть ли не 12 даже - сейчас и не вспомню.

- Любимым среди них был Жириновский?

- Ну почему? Была еще резиновая кукла Бориса Николаевича, были Горбачев, Явлинский - тоже интересные люди.

- Можете хоть показать, как озвучивали Ельцина, Жириновского?

- Это все психофизика, потому что не просто имитируешь голосом - в этих персонажей ты превращаешься. Я этим занимался с первого курса актерского факультета, когда наблюдения делал, потому что Ельцин (копирует Ельцина): «Это не только лицо, глаза - это другая пластика», ты как бы в это состояние входишь. Или Владимир Вольфович (копирует Жириновского): «Это очень цепкий глаз, который цепляется или, допустим, не цепляется. Он отходит, я периодически проверяю: смотрит или нет, тем не менее говорю очень быстро, компактно, хорошо, но периодически все время проверяю. Вроде бы не смотрю, но все равно смотрю, реагируете или не реагируете».

А вот Михаил Сергеевич (копирует Горбачева): «Это какая-то внутренняя свобода, умение сказать о чем-то, но и ничего, собственно, не сказать, очень грамотно уйти от поставленного вопроса, ответить совершенно на другой, который сам себе в глубине души задал (с ударением на первом слоге. - Д. Г.). Даже не задал (с ударением на втором. - Д. Г.), а именно задал (вновь с ударением на первом. - Д. Г.)». Это потрясающее умение Михаила Сергеевича!

- Хорошая школа - таких людей озвучивать, правда?

- Актерские наблюдения - вот, пожалуй, и все, а если кому-то хочется вспомнить, как это делал когда-то, рекомендую купить диск Леонида Филатова «Любовь к трем апельсинам». Это сказка, которую я разложил по голосам: что-то от Яншина, Табакова, Папанова, Новодворской... Даже Высоцкий там есть, а вообще, количество голосов, которые как режиссер для себя выбрал, учету не поддается. Я просто вспомнил любимых актеров и озвучивал персонажей их голосами - получилась очень интересная сказка. Даже сам Леонид Филатов - он успел этот диск послушать! - поздравил меня и написал на конверте: «Браво, Сергей!». Ему понравилось, и это...

- ...дорогого стоит...

- Да, потому что сам Леонид Алексеевич великий был мастер, потрясающий - и как личность, и как актер, и как самобытный поэт. Это не детская сказка, поэтому там очень много взрослых выражений, и написано просто смешно. Или, допустим, есть версия филатовской сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца», которую сделали мы с супругой Иришей: она Марусю-голубицу озвучивает, а я всех остальных. Царь у меня голосом Сталина заговорил (копирует):«У меня вэдь тоже нэрвы, я вэдь тоже нэ сталной!»...

«Поцелуй бабочки», 2006 год. «Стоит сыграть с кем-то в кино, и сразу поднимается волна слухов. После «Поцелуя бабочки», где моей партнершей была китаянка Линь Янь, ждали недолго — уже через неделю прочитали: «У Безрукова роман с китаянкой»

- ...здорово!..

- ...а генерал - голосом Брежнева (копирует): «У меня наград не счесть: весь обвешанный, как елка, на спине - и то их шесть!..» (смеется). Там все в тексте написано, и я был счастлив, обнаружив в нем те самые моменты импровизации, подсказки, как именно нужно произнести, какой тембр должен получить персонаж. Нахожу, допустим, «То-Чаво-Не может быть», вникаю в  его текст и понимаю, что у него должен быть голос Леонова, вернее, Винни-Пуха (читает):

Так устал за тыщу лет,
Что не в радость белый свет!
Думал было удавиться, -
Дак опять же шеи нет...
Я готов хоть к пчелам в улей,
Лишь бы только в колефтив.

- Точно...

- Даже в «Любви к трем апельсинам» есть маленький кусочек монолога принца Тартальи, который я очень люблю, и я подумал: «Филатов. Таганка» (читает):

Еще вчера во времени ушедшем
Я сам себе казался сумасшедшим.
А нынче понимаю я, эхма!
Что это мир вокруг сошел с ума.

Там я, конечно, с большим надрывом это делаю, но напоминает это монолог Гамлета в исполнении Владимира Семеновича Высоцкого. (Копирует):«И я горшок говна от чашки чаю, хоть и с трудом, но все же отличаю».

Дмитрий Гордон — Сергею Безрукову: «У вас сегодня бешеная популярность — вас не пугает, что однажды она может исчезнуть?»

Фото Феликса РОЗЕНШТЕЙНА

- Браво!

- Смешно, но получается абсолютно монолог принца датского, тем более что тут принц Тарталья, а там датский. Выстроился, как видите, ассоциативный ряд: Филатов, Высоцкий, Таганка и вдруг...

- ...все легло...

- Или там есть режиссер: «Вставай, артист! Ты не имеешь права скончаться, не дождавшись крика: «Браво!». Ну вылитый Олег Табаков!

«МЫ С ЖЕНОЙ ЗАКЛЮЧИЛИ ПАРИ: «СЕЙЧАС ВЫЙДЕТ КАРТИНА «ПОЦЕЛУЙ БАБОЧКИ» И МНЕ ПРИПИШУТ РОМАН С ЛИНЬ ЯНЬ»

- У вас с супругой Ириной образцово-показательный брак, а я в свое время читал откровения ее бывшего мужа Игоря Ливанова, который очень переживал по поводу того, что вы жену у него увели...

- Тут однозначно не скажешь, кто прав, кто виноват...

- ...вздохнул Сергей...

- Просто сложная, наверное, тема. И «за» приводить можно, и «против» - все-таки в данном случае это было Иришино решение, поэтому ее нужно спрашивать. Есть момент, который называется просто и легко - любовь, а Иришка настолько честная, что без любви жить не может. Я знаю, насколько она преданная и искренняя, если влюблена. Есть ли чувство - вот что важно, потому что любовь, как мне кажется, главенствует во всем. Это Божье понятие, и когда люди живут без любви...

- ...их жалко...

- Жаль потому, что, наверное, кто-то кого-то обманывает - и самих себя, и близких. В этих отношениях нужно быть предельно честным и чистым: если двое любят друг друга, ничто не должно им мешать.

- В последнее время мне приходилось читать, что ваш брак на грани распада...

- ...ой, Господи, Боже мой!..

- ...что у вас страстный роман с Екатериной Гусевой, который тянется еще с «Бригады»...

- ...какой кошмар!..

- Ну почему же кошмар - очень красивая женщина!

- Понимаете, мне приписывают огромное количество романов - стоит сыграть с кем-то в кино, и сразу поднимается волна слухов. Мы с Иришкой иногда даже смеемся...

В «Поцелуе бабочки» моей партнершей была китаянка Линь Янь. Не буду рассказывать, как снимались все эти сцены и, вообще, что это была за мука и каторга, потому что русского языка Линь не знала, да еще и характер у нее нелегкий. Это ее первая работа в кино, к тому же в незнакомой стране, среди незнакомых людей... После съемок картины мы с женой заключили пари: «Сейчас выйдет фильм и мне припишут роман с Линь Янь». Ждали недолго - уже через неделю прочитали: «У Безрукова роман с китаянкой». Вот оно, началось!

Люди в этом смысле выдают иногда желаемое за действительное, потому что всем очень хочется каких-то страстей, событий, а поскольку актеры, как правило, яркие, на виду, им порой приписывают огромное количество каких-то ситуаций, романов: «Ну вот они где-то там...». При этом совершенно забывают о том, что мы такие же люди и что порой нам хочется отдохнуть и побыть в тени, вне досягаемости камер и вне тусовок (хотя есть, наверное, и тусовщики - я просто не той природы).

- Вы ощущаете зависть к себе со стороны коллег по цеху?

- Об этом я не задумываюсь, потому что очень бы не хотелось, чтобы завидовали. Ну, человек есть человек, ему присущи разные качества... Он не приобрел еще статус святого, поэтому и эмоции типа зависти, ревности и обиды с ним рядом витают. Я никому не завидую, поскольку самодостаточен. Есть роли, есть огромное количество работ и свое амплуа актерское, разные персонажи, герои, и я с удовольствием их играю, а что касается зависти партнерской...

- Их проблема...

- Наверное. Главное, как говорится, сохранить лицо и быть честным перед самим собой, перед окружающими - если это удается, ты получаешь, наверное, то качество и ту энергию, которые дают тебе возможность и дальше существовать, жить, творить.

- У вас сегодня бешеная популярность - вас не пугает, что однажды она может исчезнуть? Наверняка ведь много примеров перед глазами...

- На все воля Божья, и у каждого своя судьба. Если кому-то уготовано рано сойти с пути, оставить его незавершенным, ничего не попишешь, и тут уже поставим многоточие. Над этим, как правило, не задумываешься, к этому себя не готовишь, просто нужно работать, и все. Думаю, что работы на мой век хватит. Если бы у меня было амплуа юных героев, это было бы опасно, а я люблю быть характерным. С годами все отчетливее понимаю, что, может, характерность и есть мой конек, к тому же мне многое нравится: и театр, и кино, и радио, и телевидение.

- А там и «Куклы», глядишь, снова откроют...

- Это навряд ли, но если захочется, сделаю и пародию - не проблема, тем более что однажды мне досталось озвучивать Иннокентия Михайловича Смоктуновского в его последней работе - был такой фильм «Вино из одуванчиков» по Рэю Брэдбери, который снимал Игорь Апасян. Иннокентий Михайлович сыграл там полковника Фрилея, но так получилось, что не успел озвучить, и порекомендовали меня.

- Символично...

- Так что, помимо пародии, призванной лишь развлекать, существуют и такие, к счастью, моменты. Затаив дыхание, я озвучивал Смоктуновского, и ощущение было - даже передать невозможно. Это был трепет понимания, что я вкладываю интонационную энергетику в уста великого мастера. Есть у меня еще много предложений на радио - кипы различной литературы, отрывков, пьес, стихов, которые мечтаю записать, а кроме того, музыку сочиняю. Выпустил недавно альбом под названием «Хулиган» - почитал там Есенина и спел девять своих песен на его стихи.

- Олег Митяев подарил мне диск своего концерта в Кремлевском дворце съездов, где вы прекрасно спели его песню «В осеннем парке». Было бы замечательно, если бы в конце под настроение вы что-нибудь а капелльно исполнили...

- Спою, с вашего позволения, свою песню на стихи Есенина. Жаль, что гитары нет... Ну что ж, попробую (поет):

Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман,
У крыльца на косогоре
Забелел твой сарафан.
В чарах звездного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждешь ты, королева,
Молодого короля.
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезет тебя он смело
В чужедальни города.
Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен четкий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.

Киев - Москва - Киев



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось