В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
За кадром

Руслана ПИСАНКА: "Я боролась за каждый сантиметр своего тела"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар» 20 Апреля, 2005 00:00
Обычному человеку, если только он не отъявленный эксгибиционист, принародно раздеться - большая проблема. Но есть люди, для которых это работа. И эти люди - актеры.
Людмила ГРАБЕНКО
Обычному человеку, если только он не отъявленный эксгибиционист, принародно раздеться - большая проблема. Но есть люди, для которых это работа. И эти люди - актеры. Правда, сейчас много говорят о том, что голливудские звезды в таких сценах пользуются услугами дублеров. Наши актеры обходятся без каскадеров и на пожаре, и в постели. Но вот чего им это стоит, знают только они сами. Не в лучшем положении оказываются и режиссеры, которым надо убедить артистов пойти на подобного рода шаг. А иногда и вдохновить их... собственным примером. Андрей Бенкендорф был первым человеком в Украине, поставившим отечественную эротическую картину - "Несколько любовных историй", экранизацию "Декамерона" Джованни Боккаччо.

В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА В КАДРЕ ПОЯВЛЯЛСЯ КУСОК ГОЛОЙ НОГИ, И ЗРИТЕЛЬ ДОРИСОВЫВАЛ СЕБЕ ВСЕ, ЧТО УГОДНО

- Андрей Александрович, ваша картина действительно была первой?

- Была до этого какая-то подпольная порнуха. Но официально и на государственные деньги действительно впервые.

- Для этого нужна была смелость?

- Даже не столько смелость, сколько нахальство. Своим появлением картина обязана моему самому большому другу - кинорежиссеру Володе Бортко. Как-то мы с ним спорили, и он сказал: "Чтобы выстроить драматургию картины, непременно должна присутствовать борьба черного и белого, добра и зла. А я возьми да и скажи: "Можно и без этого!". Поспорили. Он ушел, а я давай по книжным полкам глазами бегать: "О, "Декамерон"!". Там нет ни черного, ни белого, ни добра, ни зла. По нескольким новеллам я и написал сценарий. А снимали мы смешно: вся эта эротика была тогда внове, да и раздеваться актерам было трудно.

- И как вы их убеждали?

- Опыт убеждения, безусловно, имелся. У меня вообще нет ни одной картины, даже детской, где не было бы ню, - кого-нибудь я обязательно раздевал. Почему? Просто в советские времена это всегда было интересно: появлялся в кадре кусок голой ноги, и зритель уже мог дорисовать себе все, что угодно. Такие сцены я старался сюжетно оправдывать, чтобы они органично вписывались в картину.

А как снимали такие вещи? Неловко себя чувствуешь, поэтому смотришь почти что мимо и только говоришь актеру: "Левее, правее встань". А уж потом, на монтаже, детально все рассмотришь. Тут же, на съемках, приходилось все на месте разбирать и даже показывать. Лариса Недин всегда вспоминает, как мы снимали постельную сцену, где она играла с Витей Сарайкиным. Мне надо было, чтобы Лариса - а у нее прекрасная фигура - придавила Витю грудью, у нее же не получалось никак. Тогда я сорвал с себя рубашку и с криком: "Смотри, как это делается!" бросился на Витю. Лариса говорит, что с моей впалой грудью сцена выглядела безумно смешно.

Надо сказать, что актеры в ходе съемок мне много помогали. Например, Армен Борисович Джигарханян. Помню, снимали мы самую первую сцену, в которой заняты Оля Сумская и Олег Масленников. Актеры стоят какие-то зажатые, да еще в павильоне холодно, все, что называется, держатся за резинку от трусов. И тут Джигарханян приехал, поговорили мы с ним, и он спрашивает: "Ну что, мне раздеваться?". - "Да, - говорю, - Армеша, раздевайся". А ему-то как раз и не надо было совсем. Но как только все увидели, что мэтр сделал такой шаг, все пошло нормально. Знаете, почему сложно было снимать? Надо было не допустить порнухи. Мы некоторые сцены переснимали по нескольку раз: вроде бы на площадке все нормально, а в кадре потом все равно вылезает, хоть умри!

Без курьезов тоже не обошлось. Некоторые сцены мы снимали в Ялте, возле Ливадийского дворца, где всегда полно туристов. И однажды это была сцена, где за полуголым Витей Сарайкиным (а он, простите, без штанов) бегут две монашки. Вот и представьте себе: весть о том, что приехало кино, разнеслась быстро, и вскоре на лавочках собралось достаточно много народу - посмотреть.

Через некоторое время из нашего автобуса вышел Сарайкин, одетый только в короткую рубашечку - все прелести наружу. Мы-то к подобным зрелищам уже привыкли, а народ обомлел, но промолчал. Но когда к гримерше подошли две хорошенькие монашки, подняли рясы, а там ничего нет, кроме голого тела (им надо было замазать тональным кремом места, которые на пляже находятся под купальником), вот тут я подумал, что нас убьют: просто начался бунт!

А в Никитском ботаническом мы снимали очень красивый кадр - полностью обнаженный актер поливает себя водой из ведра. Мимо проходит экскурсия, и экскурсовод говорит: "Это - кедр ливанский!". Вся экскурсионная группа замерла и смотрит на голого актера, который в свою очередь не обращает на них ни малейшего внимания.
ПОСЛЕ ФИЛЬМА БЕНКЕНДОРФА У ПИСАНКИ БЫЛО МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ВПЛОТЬ ДО ДЕВУШКИ ПО ВЫЗОВУ

Настоящей звездой заблистала в картине Андрея Бенкендорфа "Несколько любовных историй" Руслана Писанка. По сути дела, ее сумасшедшая популярность началась именно с роли Меи.

- Нормальному человеку переступить черту, раздевшись прилюдно, очень сложно, - рассказывает Руслана. - А ненормальным, к которым я отношу актеров, приходится. Вопрос: обнажаться или не обнажаться - надо решать тогда, когда ты соглашаешься на съемки. Может быть, ты плохо подумал, но если ты дал согласие, обратной дороги нет. Можно, конечно, и в первый съемочный день сказать: "Знаете, я не стану сниматься в таком виде, да еще, не дай Бог, совершать какие-то движения эротические!". Но я считаю, что это будет непорядочно по отношению с тем, с кем предстоит работать.

Всегда надо помнить, что актерская профессия требует выполнения тех задач, которые поставил режиссер. И если образ, который ты создаешь, не будет полным и интересным без эротического вмешательства, значит, нужно соглашаться. Но не на все.

Так, режиссер "Нескольких любовных историй" Андрей Бенкендорф уже после того, как мы оговорили, что, собственно, будем обнажать, в порыве творческой страсти предлагал мне: "А вот давай еще сделаем это и это!". Но я твердо говорила: "Нет!". Я боролась за каждый сантиметр своего тела, потому что были вещи, которые я приняла, - они подходили к образу, стало быть, до этого момента мы открываемся. А дальше - уже нет. Все, что сверх, работает не на образ, а против него. Здесь тоже надо иметь чувство меры как актеру, так и режиссеру.

Я могу, если надо, обнажиться полностью, но я должна понимать, какая задача передо мной стоит. Может быть, это совсем не нужно, а я взяла и полностью разделась. К тому же для любого мужчины полураздетая женщина гораздо привлекательнее, чем полностью обнаженная, потому что загадка пробуждает фантазию, а это в эротике самое главное.

Я в этом смысле всегда доверяю своей интуиции, не будь ее, далеко можно было бы зайти. Так, после фильма Бенкендорфа у меня было много различных предложений, вплоть до девушки по вызову.

Было у меня еще одно предложение от югославского режиссера Лазаря Рестовского - сниматься в его картине "Белый костюм". Он только посмотрел на меня на кастинге и сказал: "Уже хочу!". Мне предложили роль подруги главной героини, которая изображала из себя даму легкого поведения. В сценарии это выглядело очень смешно, моим партнером должен был быть очень маленький мужчинка, который при виде меня пищал и визжал от страсти. И на протяжении всего фильма у нас с ним происходили детско-эротические разговоры и сценки. В результате в этой картине я сниматься не стала. Во-первых, я действительно была очень занята и не могла совмещать работу на телевидении со съемками в Югославии.

А во-вторых, меня смутили некоторые вещи. Если в "Нескольких любовных историях" было что играть - моя героиня Мея простая, земная женщина с неуемными природными желаниями и не соответствующим им мужем, то в картине Рестовского я глубокого образа не увидела.

И эти откровенные сцены... Их можно было бы сделать смешными, но я решила, что если у меня есть хоть малейшие сомнения, делать этого не стоит.

По сюжету героиня ублажает какого-то американца, а появившаяся некстати жена выгоняет ее на улицу голой. Когда я прочитала сценарий, сказала: "Думаю, что на эту роль вы найдете очень много претенденток, я же для себя не вижу ничего интересного. Если вам нужно мое тело, поищите что-нибудь подобное. Я не хочу торговать телом, я хочу играть роли".
"ПРИЕЗЖАЙ СКОРЕЕ - ЗДЕСЬ СКЛЯР ГОЛЫЙ"

Кинорежиссер Олег Фиалко к такому выразительному средству, как актерский стриптиз, относится очень осторожно, однако снимал обнаженных актеров в нескольких картинах, в том числе и в своем знаменитом "Имитаторе".


Скляр бегал голым по киевской Дарнице, собирая толпы поклонников

- Я всегда исповедую принцип, - говорит Фиалко, - насколько необходима такая сцена по сюжету. Обнаженная натура - мощное оружие, и пользоваться им надо осторожно, чтобы не переборщить. В "Имитаторе" мы снимали обнаженными двоих актеров - Наталью Лапину и Игоря Скляра, и это было оправданно, поскольку привносило в картину новую краску. Надо сказать, что Лапину мы уговаривали очень долго: фигура у нее прекрасная, но крупноватая, рубенсовского плана, и она этого стеснялась. Но сцены эти действительно были необходимы.

Первая - чтобы подчеркнуть, насколько далеко зашли отношения героини с соперником и врагом главного героя (его играл Алексей Жарков), потому что одно дело, если мужчина и женщина просто разговаривают, и совсем другое - если женщина при этом полуобнажена. Ну а во втором эпизоде обнаженное тело актрисы усиливало комедийность ситуации (не стоит забывать, что "Имитатор" все-таки комедия): наша героиня спала раздетой, когда через окно в ее квартиру ворвались участвующие в военном перевороте десантники. Увидев голую женщину, они... прикрывают ее простыней (тоже комедийный ход, в картине другого жанра была бы, наверное, сцена насилия). А она, проснувшись, кричит. На съемках тоже был крик, но совсем по другому поводу, очевидно, от смущения и зажима актриса кричала: "Смотрите, оператор снимает мою попу!".

Со Скляром было проще, он пошел на съемки сознательно, понимая необходимость такого эпизода: опять-таки учитывая особенности жанра, враги главного героя не убили его, а просто поймали, раздели, разрисовали и выпустили. В таком виде он и бегал по улице. Снимали мы в Дарнице, выставили оцепление, натянули канаты, но зрителей все равно набежало немыслимое количество. Женщины даже подругам по телефону звонили: "Люся, приезжай скорее - здесь Скляр голый!". В картине, мне кажется, это не выглядело вульгарно.

"Народный генерал" Иволгин в исполнении Алексея Булдакова в картине "Особенности национальной охоты" был задействован в весьма откровенных сценах. Правда, к эротике они не имели никакого отношения, тем не менее требовали полного обнажения - это были сцены в бане. Вот что думает об этом актер:

- Что поделаешь, такая работа. Конечно, сложно раздеваться, когда вся съемочная группа стоит за камерой. Женщины сначала уходили, а потом привыкли. Да и не понимаю я этого ложного стыда. Можно подумать, что женщины раньше обнаженных мужчин не видели! Когда я плыву после баньки и мне хорошо (а это неправда, потому что вода была всего +10 градусов), то рядом со мной в лодке плыла костюмер, и когда я вылезал из воды, и ей, и мне было абсолютно все равно, одет я или нет. Главное - быстро меня укрыть, чтобы не замерз и не простудился. Работа есть работа.

"НУ И ГДЕ БЫЛО ПОЛОТЕНЦЕ?". - "НА ГОЛОВЕ, МАМА!"

Часто приходится обнажаться на экране и на сцене актеру Валерию Гаркалину, есть у него откровенные сцены и в картине Владимира Меньшова "Ширли-мырли", и в антрепризном спектакле "Все, все... все?!". Вот что сам Валерий об этом думает:

- В спектакле "Все, все... все?!" я голый на сцене. Совершенно. А что чувствую? Да ничего, это же не я, а мой герой. И все это происходит с ним. Сам бы я на людях не разделся никогда в жизни! Чувство стыда и воспитание дают понять, насколько это неприлично. В театре я стараюсь абстрагироваться от зрителей: мой герой находится в квартире, где только двое. В кино тоже иллюзия одиночества. Конечно, на съемках 10 пар глаз смотрит на тебя, но от этого уже никуда не денешься. И стыда нет, потому что речь идет о профессиональном навыке - не более.

Лариса Удовиченко не очень любит обнаженку на экране, но и ей доводилось сниматься в подобных эпизодах в картинах "Любить по-русски" Евгения Матвеева и "Сукины дети" Леонида Филатова:


Лариса Удовиченко любит смотреть постельные сцены со своим участием

- К обнаженной натуре на экране я отношусь странно. Мне очень нравится обнаженное плечо, красивый кусочек ножки, обольстительные формы, угадывающиеся под шелком: это гораздо интереснее каких-то безумных показательных сцен. Но был грех - мне приходилось раздеваться, и неоднократно. Говорили, что получилось удачно, даже секс-символом называли. Раньше я этого не понимала, а сейчас смотрю свои картины совсем другими глазами - не молодой девушки, а взрослой женщины. И думаю: "Какая же я была ласточка!".

Кумир молоденьких девушек - певец Дима Маликов - недавно снялся в кино в весьма откровенной сцене. И, что интересно, по словам самого Димы, режиссеру не пришлось его долго уламывать.

- Меня вообще никто не уговаривал, просто сказали, что надо. А для меня это никакого труда не составило: я люблю откровенные сцены. Раздеться? Без проблем!

Ирина Токарчук, более известная как Сима из "коммунальной квартиры" в программе "Джентльмен-шоу", снималась обнаженной в картине у Киры Муратовой.

- Моя героиня, кладовщица, во время обеденного перерыва мылась в душевой. В это время к ней ломился кто-то из рабочих: "Клава, дай то! Клава, дай это!". Сначала она кричала: "Подожди, я моюсь!". Но поскольку он не отставал, открывала двери в чем мать родила и говорила: "На!". Я всегда была большой женщиной, поэтому раздеваться мне было жутко страшно и стыдно. Обнажиться перед любимым мужчиной - это одно, а сделать это перед скоплением народа на съемочной площадке - совсем другое. Поначалу надеялась, что съемку отменят. Но когда стало ясно, что избежать ее не удастся, я начала дома искать полотенце, которое могло закрыть хотя бы часть моего тела. Увы, такого не нашлось.

Снимали мы на товарной станции, дело было зимой, и, естественно, во всех помещениях было страшно холодно. С утра комнату, в которой должна была проходить съемка, усиленно обогревали. И когда я приехала, ко мне по очереди подходили рабочие и шепотом, со сверканием в глазах, говорили, что сегодня будет сниматься голая баба. И я понимала, что речь идет обо мне.

Пока снимали другие эпизоды, я еще как-то держалась. В тот момент, когда я поняла, что сейчас мне предстоит войти в кадр, стало по-настоящему страшно. Но отступать было некуда. Понятно, что всех рабочих, которые с таким нетерпением ожидали обнаженки, тут же выгнали прочь. На площадке остались только режиссер, оператор, ассистент, второй режиссер и ребята, которые должны были со мной играть, - мои ученики по театральной школе, которые называли меня "мама Ира". В общем, ужас!

И тут второй режиссер достала бутылку коньяка и сказала: "Давайте выпьем!". И я впервые в жизни выпила на съемках! В результате из всех нас трезвой на площадке была только девушка с хлопушкой, да и та стояла красная как рак. Или она стеснялась всей этой ситуации, или ей за меня было стыдно, не знаю! Встала я под душ, включила воду, и мне стало так тепло и хорошо, что я подумала: "А, будь что будет!". Но когда пришло время открывать дверь, оказалось, что я... просто не могу этого сделать! Мне понадобились воистину героические усилия!

И наверное, только любовь к профессии заставила меня все-таки переступить этот рубеж. Мои ученики потом говорили, что тоже чувствовали себя в этой ситуации очень неловко и старались не опускать глаза ниже моего лица. Когда я пришла домой, мама спросила: "Ну, и где было полотенце?". И я ей ответила: "На голове, мам!". Мне кажется, что каждая актриса должна пройти через такие съемки. Особенно если хоть немного сомневаешься в своей внешности. После "показательных выступлений" все комплексы исчезают напрочь.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось