В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Шутить изволите

Александр и Валерий ПОНОМАРЕНКО: "Сейчас на Жириновского много пародий. Хуже всего у Галкина получается"

Людмила ГРАБЕНКО. «Бульвар Гордона» 26 Июля, 2005 00:00
Дуэты в юмористическом жанре - вещь привычная. Но близнецы - дуэт и в прямом, и в переносном смысле - появился, пожалуй, впервые.
Людмила ГРАБЕНКО
Дуэты в юмористическом жанре - вещь привычная. Но близнецы - дуэт и в прямом, и в переносном смысле - появился, пожалуй, впервые. Правда, на это обращаешь внимание только в жизни, на сцене братья, работающие преимущественно в жанре пародии, разительно отличаются друг от друга не только внешне, но и по росту. Вот ведь волшебная сила искусства! Открыла двух ростовских самородков Регина Дубовицкая, несколько лет назад пригласившая их в свой "Аншлаг". Но потом что-то у них там не сошлось, и братья Пономаренко перекочевали в другую юмористическую программу - "Кривое зеркало".

"ЗАПИСОЧНАЯ ЭПОПЕЯ ДУБОВИЦКОЙ - КАМЕННЫЙ ВЕК"

- Программу "Аншлаг" и ее ведущую Регину Дубовицкую в прессе не пинал только ленивый. А что думаете об этом вы, актеры, начинавшие в этой программе свою телевизионную деятельность?

Валерий:- Мы желаем "Аншлагу" только процветания, но нельзя же ездить на "жигулях" 70-х годов, когда все вокруг пересели на "мерседесы" и джипы. Программе надо модернизироваться. Я бы, например, предложил создать некий театр, труппа которого жила бы настоящей, а не показной жизнью. Там же фальшь лезет из всех щелей! Как можно поверить в искренность каких-то сцен, якобы случайно подсмотренных оператором?

Александр:- Несколькими операторами. А ведь в "Аншлаге" думают, что народ действительно во все это верит. И записочная эпопея Дубовицкой - просто каменный век. Лучше бы уж сидела за компьютером и говорила: "Мне пришло электронное письмо!".

- В "Кривом зеркале", куда вы перешли из "Аншлага", обстановка лучше?

Александр:- Гораздо! Уже хотя бы потому, что там собрались единомышленники, или, как говорят ваши Кролики, злейшие конкуренты, которые тем не менее сумели найти общий язык без чувства зависти. Вот приходит мне, например, на ум фраза, которую я по каким-то причинам не могу себе оставить. У меня есть желание кому-то ее отдать - новым русским бабкам или Сереже Дроботенко. Где вы еще такое видели? А в актерской профессии каждый гребет под себя. В отличие от "Аншлага" "Кривое зеркало" - живой организм.

- Может, все дело в ведущей, а юмор вообще не женское дело?

Валерий:- Вполне женское! Вспомните Фаину Георгиевну Раневскую. Да и у вас в Украине масса прекрасных комедийных актрис. Чего стоит одна только Маргарита Криницына, сыгравшая главную роль в старом фильме "За двумя зайцами". Да и Верка Сердючка, если на минуту забыть, что это мужчина, очень даже смешная женщина. И новые русские бабки. Ведь какова атрибутика женского юмора? Несуразные формы и рассказ о своей несчастной бабской доле. Сыграть это не так уж и трудно. Кстати, в Свердловске есть настоящие бабушки, которые под баян и балалайку поют... песни "Битлз".

Александр:- Интересно, что они поют серьезно, не улыбаясь, а люди в зале просто лежат от смеха. А вообще, если смотреть в корень, юмор - вещь бесполая. Главный критерий - смешно это или нет, все остальное - второстепенно.
"НА ЭКЗАМЕНАХ ЗДОРОВО БЫЛО: ЗАШЕЛ ОДИН, ОТВЕТИЛ, ВЫШЕЛ. СЛЕДОМ ЗАШЕЛ ОН ЖЕ"

- Откройте секрет: как вас различают?

Валерий:- С трудом! Поэтому каждый из нас привык к двум именам. Меня часто называют Сашей, а его Валерой и наоборот. Мы близнецы во всех отношениях - и по знаку зодиака, и по факту рождения, и по образу мышления.

- А кто из вас старше?

Валерий:- Саша. Он появился на свет на 15 минут раньше.

- Кажется, и впоследствии ваши пути расходились?

Александр:- Бывает, люди расстаются раз и навсегда. Мы же расходились только для того, чтобы снова сойтись. Ну, на то мы и близнецы.

- Считается, что близнецов вообще нельзя разлучать.

Александр:- У меня есть пример близнецов, которые, правда, уже в очень пожилом - я бы даже сказал, почтенном, - возрасте разругались в пух и прах. Тот, с которым мы знакомы, о другом даже слышать не хочет. И для нас это удивительно. На самом деле это какая-то аномалия.

- В школе вы своим сходством никогда не пользовались?

Валерий:- Еще как пользовались! И на экзаменах, и на контрольных. Половину предметов учил один, половину - другой. Я, например, отвечал за физику, Саша - за химию.

Александр:- Знаете, как на экзаменах здорово было: зашел один, ответил, вышел. Следом зашел он же. Кстати, мы так делали не только в школе. Был в нашей жизни такой этап - кинотехникум. Как мы туда попали, разговор отдельный. Когда поступали, почему-то обратили внимание только на первую часть слова - "кино". Думали, там нас будут учить кино снимать, а нас учили его показывать. Именно в этом техникуме мы однажды и погорели.

Я лучше знал электротехнику, поэтому и пошел ее сдавать. Сначала сдал за себя, потом зашел вместо брата. А зачетку, в которой уже стояла одна отметка, забыл поменять! В результате был жестоко разоблачен: нам все-таки поставили пятерку, но на двоих.

Валерий:- В этом же кинотехникуме произошел еще один смешной случай, который, правда, уже не связан с нашей похожестью. У нас там было общежитие полувоенного типа с очень строгими порядками: приход после 11-ти вечера разрешался только по крайне уважительной причине. Я же таковой не имел (дело-то молодое!), да еще и задержался почти до двух ночи.

Приехал, стою под дверью и знаю, что не пустят. А на улице холодно! Вижу: дворничиха подметает. Я - к ней: "Помогите мне, пожалуйста! Скажите, что вы моя мама. Вроде бы я вас на вокзале встретил, вы к сестре едете. А то мне на улице ночевать придется!". В общем, уговорил! Заходим. Бабушка-дежурная бдительно спрашивает: "Кто?!". Говорю: "Пономаренко. Я с мамой". И тут открывается дверь и выходит наш классный руководитель: "О, мама приехала! Как кстати! Заходите, поговорим о поведении ваших близнецов". И он бедную женщину, наверное, час третировал рассказами о нас, беспутных. Но она, надо отдать ей должное, так и не раскололась, выдержки хватило! А дня через два... приехала настоящая мама. И опять идет навстречу наш классный руководитель: "Это кто?". - "Мама!". - "А то была чья мама?". - "А то была мама брата". В общем, мы его так запутали, что он и разбираться не стал. Только рукой махнул.

- Скажите, а какая связь между кинотехникумом и юмористическим жанром, в котором вы сейчас работаете?

Александр:- Тяга к актерству была у нас всегда. Но кинотехникум возник по вине родителей, которые сказали: "Это несерьезно, сначала надо получить профессию".

Валерий:- К тому же слово "кино", очевидно, сбило с толку не только нас, но и всех, кто приходил туда учиться. У нас был и КВН, и танцевальный ансамбль, и театральный кружок. И желающих в них заниматься - хоть отбавляй. Правда, страдала учеба. Но, насколько я знаю, среди профессиональных юмористов очень много технарей: Задорнов, Измайлов, Дроботенко. Гена Ветров вообще электрик по образованию.

- Может, есть в технических науках нечто способствующее пониманию юмора?

Александр:- Скорее, наоборот. От технического образа мышления, когда ты весь в формулах и схемах, хочется как-то расслабиться, отдохнуть в творческой атмосфере.

Валерий:- А мне кажется, техническое мировоззрение и юмор тесно связаны. Я это понял, когда побывал на выставке технических приколов. Там много интересных вещей. Например, мотоцикл с коляской, одно колесо которого заменяет... скелет человеческой ноги: колеса крутятся, а нога идет. Такое мог придумать только человек, обладающий чувством юмора. А умение смешить вообще отдельная тема. Это качество не имеет ничего общего с актерскими способностями.

Например, тот же Хазанов или Петросян. Евгений Ваганович ведь не является великим актером, в том смысле, что сыграть трагедию Шекспира ему, наверное, слабо. Да и Жириновский тоже показательный пример. Он же наукой занимался, какие-то безумные диссертации защищал, а на самом деле он - артист. Но по самому складу тела, манере строить речь он создан для того, чтобы смешить.
"НА САМОМ ДЕЛЕ ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ ПРИДУМАЛИ МЫ"

- А когда вы поняли, что умеете смешить?

Валерий:- Да мы всю жизнь этим занимались!

- Обычно юмористы очень нервно реагируют на этот вопрос, но я его все-таки задам: в жизни вы - веселые?

Валерий:- Когда как.

Александр:- А я скажу так: юмор не может быть профессией. Более того, когда мы собираемся на какие-то фестивали, мы друг от друга прежде всего хотим получить именно юмор. И мы его получаем. Если человек в жизни не шутит, значит, это ему вообще не свойственно. Нормальные юмористы все время острят, поэтому все время в центре внимания.

Валерий:- Но не подумайте, что мы все время прыгаем и смеемся от радости. Иногда хочется и одному побыть. Просто посидеть, подумать, погрустить.

Александр:- Кстати, часто можно услышать, что, дескать, улыбайтесь, все воспринимайте с юмором. Но это неправильно. Слезы и стресс нужны организму, они приносят такую же пользу, как и смех.

- В ответе на этот вопрос у вас не было единства. Вы вообще часто друг с другом не согласны?

Валерий:- Бывает.

Александр:- И это очень хорошо! Во-первых, в споре рождается истина, он подхлестывает. А во-вторых, если бы мы не спорили, были бы совершенно одинаковыми. Это же какая скука! Могу только посочувствовать актерам, которые работают поодиночке: им же совершенно не с кем спорить! Внутренний голос не у каждого есть. И тогда единственным катализатором творческого процесса является зритель.

А у нас бывают такие бурные дискуссии! Вот, например, Валера делает пародию на Боярского, кстати, у него она получается лучше, чем у всех других артистов. Даже лучше, чем у самого Боярского. Я пишу ему текст, а он говорит: "Нет, мне это не подходит!". Что делать? Я-то Боярского изображать не могу, не мой это герой. Конечно, берет досада. Но очень часто наши мнения совпадают, как это было с пародией на Новоженова. Ну никак не могу оставить этого человека в покое, уж очень яркая личность! Вот представьте себе, как он беседует с Юрием Гальцевым, полной своей противоположностью, тот-то все время как на шарнирах. А Новоженов как раз собрался подремать...

Валерий:- Он же любит задать вопрос, а во время ответа поспать.

- А что нужно для того, чтобы пародия получилась удачной?

Валерий:- Надо постараться понять этого человека. А работать на внешнем сходстве - проще простого. Сейчас, например, очень много пародий на Жириновского. Хуже всего, на наш взгляд, получается у Галкина. Ведь суть Вольфовича не в том, что он все время орет: "Подонки! Однозначно!". Это легко может крикнуть любой кавээнщик. Но при таком поверхностном подходе пародия не получится. В Жириновском не это главное.

На самом деле это усталый, ссутулившийся, немолодой человек, которому до смерти надоели все политические игры. В общем, к пародии надо подходить серьезно, глубоко. Потому что как только ты разобрался в человеке, все остальное - голос, мимика, жесты, интонации - появляется само собой.

Александр:- Кстати, мы Жирика не пародируем. В нескольких номерах он у нас проходит как вспомогательный персонаж, но и только. Мы не можем себе позволить, как Галкин, потратить на это 20 минут концерта.

- Много чести?

Александр:- Это Галкину много чести!

- Насколько я знаю, вы сами пишете для себя тексты. Действуете по принципу: спасение утопающих - дело рук самих утопающих?

Александр:- Да просто этот вид творчества нам близок и знаком. Мы все время, с раннего детства, что-то пишем. У нас даже был такой самиздат, когда мы писали книгу в единственном экземпляре. Сами раскрашивали, сами делали переплет.

Валерий:- А еще была масса школьных стенгазет, которые мы писали вдвоем, да еще и рисовали шаржи на одноклассников. Но самыми популярными были продолжающиеся из номера в номер рассказы о звездных войнах, которые на самом деле придумали мы. Это не шутка! Там было несколько планет, которые воевали между собой. И у каждой было что-то, что отличало ее от других: одна добрая, другая злая, третья - планета изобретателей. И надо было видеть, как вся школа с нетерпением ждала продолжения (мы, как и полагается, писали: "Продолжение следует"), а потом, не отрываясь, читала. Было так приятно! Так что, по сути, мы являемся вашими коллегами - журналистами, в свое время здорово набили на этом руку.

- А сюжеты откуда брали?

Александр:- Тут нам очень помогало то, что мы близнецы. Часто разыгрывали друг с другом сценки. Говорили: "Давай я за этого буду говорить, а ты - за того!". Азы актерского мастерства, которому люди учатся в институте, мы познавали в общении друг с другом.

Валерий:- Отец у нас работал шофером, водил пассажирский автобус. И когда он приезжал на обед, мы собирали друзей, усаживали их в салон, как в зрительный зал, а переднюю площадку превращали в сцену и что-то на ней разыгрывали. Естественно, без всяких декораций и прочих театральных атрибутов.

Александр:- Но иногда реквизит у нас все-таки был. В постановке о жизни индейцев Валера играл индейца, а я - ковбоя. Так вот, он привязал к картонной стреле толстую иглу и в процессе действия так разошелся, что выпустил ее мне в спину. Я сначала почувствовал боль, а потом, когда оглянулся и увидел эту болтающуюся стрелу, страшно испугался и припустил к маме.

- Интересно, что она вам сказала?

Александр:- Так она привыкла. Мы вообще очень много дрались в детстве.

Валерий:- Сначала дрались по 10 раз на дню, а потом столько же мирились.

Александр:- Зато если кто-то третий пытался влезть в нашу драку и принять чью-то сторону, мы оба на него обрушивались.
"ЕВДОКИМОВ ПОШЕЛ НА ВЫБОРЫ НЕ ОТ НУЖДЫ. У НЕГО В МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ И ТАК ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ БЫЛА"

- А женщины вам нравятся одинаковые или разные?

Александр:- Как говорится, нет такого женатика, который хотя бы на час не хотел стать холостяком. Конечно, если мимо проходит женщина, которая заставляет оборачиваться не только нас, но и целую улицу, то тут наши вкусы совпадают. А в целом Валера по отношению к женщинам более консервативен, у него домостроевские представления о семье, хозяйке в доме. Я же в этом смысле либерал.

- Вы бы хотели, чтобы ваши дети продолжили династию Пономаренко на эстраде?

Валерий:- Наверное, хотели бы. Да и задатки у них есть. Правда, наши семьи пока живут на родине - в Ростове.

- Почему в Москву до сих пор не перевезли?

Александр:- Мы пытались это сделать, когда работали в Театре эстрады у Хазанова. Он пригласил нас в свою программу за очень, кстати, небольшие деньги. Вот мы и перевезли жен с детьми, жили на съемных квартирах и надеялись, что Геннадий Викторович поможет нам получить свои. Оказалось, напрасно. Может, и хорошо, что так получилось. Честно говоря, не хотелось, чтобы наши дети, которые тогда были еще совсем маленькими, акали на московский манер. Надо, чтобы они пустили корни на нашей родной, донской земле. Вообще, провинциальный менталитет куда лучше столичного.

Валерий:- Тем более что донской край очень славный, с богатой историей. Хотя - и вы можете понять это по фамилии - наши предки были родом из Украины. Наш прапрадед когда-то бежал на Дон от польской шляхты.

Александр:- Не бежал, а поменял место жительства.

- Не хотели бы из чувства патриотизма попытаться что-то сделать для своей родины - например, стать губернатором, как Михаил Евдокимов?

Александр:- Однажды, в Ростове это было, ко мне в ресторане подошли молодые ребята-бизнесмены, вышедшие из бандитов. Говорят: "Слушай, у нас есть деньги. Давай мы тебя толкнем на мэра. Вы же с братом национальные герои, вас все знают. Выдвинете оба свои кандидатуры, а потом один другому голоса отдадите". На полном серьезе! Я им: "Ребята, вы с ума сошли?! Ну какой из меня мэр?". А Михаил Сергеевич, видимо, почувствовал, что это - его. Он же пошел на выборы отнюдь не от нужды. У него в материальном смысле и так прекрасная жизнь была, он даже мог не гастролировать - выступал только из актерского самолюбия. И бандиты за ним не стоят. И его единственное желание - действительно что-то изменить к лучшему. Мы же были у него в гостях на Алтае и видели, что у него в самом деле душа болит за родной край. Но вот сможет ли он что-то исправить? Время покажет.

Валерий:- Он же взвалил на себя страшную ношу! Можете себе представить, что такое деятель культуры, наделенный властью? К нему потянутся из отделов культуры, сельских ДК! Будут просить деньги и аппаратуру, рассказывать, что культура загибается. Да на одном этом можно себе шею сломать!

- Юмористы что же, вообще политикой интересуются?

Александр:- Да поскольку постольку. Кстати, ваша страна в политическом смысле нас очень интересует. Я всегда говорю, что Украина и Россия - это как братья Александр и Валерий Пономаренко. Мы можем быть абсолютно разными в своих пристрастиях. Я, например, запоем слушаю джаз, а он - классику. Но братьями мы от этого быть не перестаем. К тому же для русского уха украинский язык всегда будет источником юмора. Ваше "Що це таке?" для сердца рязанца или ярославца звучит настолько потешно и мило, что больше и придумывать ничего не надо. Сегодня на нас обрушивается масса трагических новостей. Но мы заметили интересную вещь: на украинском языке они звучат не так страшно.

- Читатели меня не поймут, если я отпущу вас без анекдота.

Александр:- Вся наша жизнь проходит в жанре трагикомедии, поэтому наиболее сейчас актуален черный юмор. Представьте себе: ночь, кладбище. По нему идет человек. И вдруг видит, что из могилы вылез покойник и крутит в разные стороны свой крест. "Ты что делаешь?" - спрашивает прохожий. Покойник: "Да что-то у меня "Интер" плохо показывает!".

Валерий:- На тот случай, если этот анекдот вы уже слышали, другой. В эфире передача "Что? Где? Когда?". Новый русский прислал кассету: "Уважаемые знатоки! Один знакомый занял у меня крупную сумму денег. Год не отдавал. Два не отдавал. Три не отдавал. Внимание, вопрос: кто в черном ящике?".



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось