В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Фарс-мажор

Регина ДУБОВИЦКАЯ: "Бизнесмены предложили поставить у меня на родине мой бюст. Я поинтересовалась: "Какой - в полный рост?"

Людмила ТРОИЦКАЯ. «Бульвар» 23 Марта, 2005 00:00
Как выглядит Регина Дубовицкая, сейчас знают все. А вот лет 20 назад узнавали только ее неповторимый, вызывающий массу насмешек и пересудов голос.
Людмила ТРОИЦКАЯ
Как выглядит Регина Дубовицкая, сейчас знают все. А вот лет 20 назад узнавали только ее неповторимый, вызывающий массу насмешек и пересудов голос. Дело в том, что начинала она свою карьеру на радио: в середине 70-х стала редактором одной из самых популярных в те времена передач "С добрым утром!". Именно тогда и познакомилась с большинством героев своей будущей программы "Аншлаг". Среди тех, кого она открыла и "вывела в люди", Геннадий Хазанов, Владимир Винокур, Ефим Шифрин и Михаил Евдокимов. В конце 80-х Дубовицкая ушла на телевидение, где создала собственный проект "Аншлаг". Вот уже 17 лет он пользуется у зрителей неизменной любовью.

"У ВЕДУЩЕЙ ОЧЕНЬ ПРОКУРЕННЫЙ ГОЛОС, И ТОЛЬКО СМЕХ У НЕЕ НИЧЕГО"

- Регина Игоревна, вы верите в то, что юмор продлевает жизнь?

- В таком случае мы все обречены на бессмертие!

- Я слышала, ваши любимые "аншлаговцы" называют вас "соковыжималкой".

- Это Лион Измайлов придумал такое милое прозвище.

- Добрый человек!

- Нормально! Я действительно все соки из них выжимаю, чтобы работали хорошо.

- Ну, они вас вообще нежно любят! То и дело издеваются над вашим фирменным "Дорогие мои!" и неповторимым смехом.

- А знаете, что первое письмо, пришедшее в адрес "Аншлага", было такое: "У ведущей очень прокуренный голос, и только смех у нее ничего". Должна сказать, что я вообще никогда в жизни не курила! А благодаря "неповторимому смеху" меня ни с кем не спутаешь. Однажды ко мне в Кисловодске подошла женщина: "Вам никто не говорил, что вы похожи на Регину Дубовицкую?". - "Это я и есть!" - отвечаю. "Ну, вы юмористка! У вас смех гораздо симпатичнее, чем у Дубовицкой!".

- Еще вас очень любят пародировать.

- И даже очень рада, когда на меня делают пародии. Шарль де Голль (прямо скажем, не самый глупый человек на земле был) каждое утро искал в газетах шаржи и карикатуры на себя. Если не находил их, то считал, что у него проблемы с популярностью.

- Не достает ли иногда эта популярность?

- Конечно, достает. Я ведь женщина. Когда все комильфо - одета, накрашена, причесана, то такое внимание даже приятно. Но если я просто захожу в овощной магазин, то мне нужен кочан капусты, а не дурацкие просьбы рассказать какой-нибудь анекдот.

- С другой стороны, вам как женщине ведь приятно внимание поклонников?

- Однажды был у меня такой поклонник, но какой-то странный: приносил в мой офис цветы, оставлял их у охраны, а сам скрывался. Раз пришел, другой. Меня это заинтриговало. Я попросила описать внешность таинственного воздыхателя, но услышала что-то расплывчатое. Тогда я решила в следующий раз пригласить незнакомца в офис. Когда он с цветами снова явился, охранник сказал ему: "Проходите, она вас ждет. Второй этаж, кабинет такой-то...". Но мужичок бросил букет и смылся. Вот так я из-за излишнего любопытства и потеряла самого щедрого своего поклонника.

- Вам никогда не хотелось стать артисткой?

- Слава Богу, нет! Потому что артистка из меня получилась бы, скажем прямо, никакая. Когда я приехала в Кострому на встречу с одноклассниками, учительница математики вспомнила, как я стеснялась, когда меня вызывали отвечать. Всегда отворачивалась от класса к доске. Я до сих пор довольно застенчивый человек.

- А как же телевидение?

- Сама на себя удивляюсь, как это я вышла к телекамере. Всю жизнь хотела только одного - стать журналисткой. И считаю, что в полной мере осуществила свою мечту.

А знаете, каким было мое первое свидание с журналистикой? Когда я еще училась в школе, в городской газете напечатали обо мне заметку. В ней говорилось: "Есть такая школьница - Регина Дубовицкая. Что с ней будет в дальнейшем? Вместо того чтобы скромно, как подобает советской ученице, одеваться, она на новогодний вечер пришла в платье с декольте и с непозволительной для старшеклассницы прической".

- После этого вас, наверное, вызвали к директору на ковер?

- Директор - не самое страшное. Я боялась реакции родителей. Кострома - город небольшой, но я почему-то надеялась, что эта злополучная газета не попадется им на глаза. А через пару дней, когда я прогуливалась возле дома со своим воздыхателем, папа, проходя мимо, строго бросил: "Регина, домой!". Я сразу поняла, о чем пойдет речь.

Кстати, мой папа тогда взял это несчастное платье и пошел в редакцию выяснять, было там декольте или нет.

Самое смешное, что через много-много лет кто-то из зрителей мне прислал эту заметку. Теперь я ее бережно храню.
"У МЕНЯ НЕ БЫЛО РОМАНА НИ С ОДНИМ ИЗ АНШЛАГОВСКИХ АРТИСТОВ"

- В вашем родном городе уже памятник Регине Дубовицкой собираются открывать...

- Надеюсь, до этого не дойдет. Хотя, действительно, однажды оттуда позвонили бизнесмены с предложением поставить на родине мой бюст. Я решила, что это шутка: кто-то из моих пытается меня разыграть. Поэтому отреагировала соответствующим образом: "Какой будем ставить: в полный рост?". А мне отвечают: "Вот мы и хотим с вами встретиться и посоветоваться". То есть все на полном серьезе!

- Аншлаговцы вас часто разыгрывают?

- Постоянно! Просто сил моих уже нет! Например, однажды мне позвонил незнакомый мужчина: он назвался помощником министра культуры и предложил должность замминистра. Причем сказал, будто это личное пожелание президента. Меня чуть инфаркт не хватил от волнения! А оказалось, это Владимир Винокур так пошутил.

- Какие требования вы предъявляете к вашим артистам и их выступлениям?

- Все очень просто: программа не должна быть глупой и пошлой (тут критерии у каждого свои, и спорить на эту тему можно очень долго). Мне нужна веселая, может, даже клоунская программа, посмотрев которую человек начнет улыбаться. Во всяком случае, его настроение не испортится.

- Артистов недаром называют сукиными детьми. Как вы их терпите?

- Это, по-моему, Станиславский когда-то сказал. Как я их терплю? Представляю, что на самом деле они хорошие. Ну а если серьезно, то с теми актерами, с которыми я сейчас работаю в "Аншлаге", у меня сложились нормальные отношения. А с кем не получилось, те уже давно ушли.

- Кто ушел, если не секрет?

- Ян Арлазоров. Он, конечно, что-то свое привносил в программу. Но "Аншлаг" живет, а Арлазорова практически не видно.

- Артист - существо капризное и ранимое. Вам удается к каждому из них найти свой ключик?

- Просто "Аншлаг" - это подобие театральной труппы. А в каждом театре существует закон: в сегодняшнем спектакле этот актер главный, а все остальные - статисты, работающие на него, завтра же все поменяется. То есть сегодня у нас солирует Винокур или Новикова, а завтра Лукинский. И Володя с Кларой будут подыгрывать Коле, несмотря на то что он гораздо младше их и менее знаменит.

Артисты, которые согласились с этим правилом, работают в "Аншлаге". Другие же нас покинули. Я их, кстати, тоже понимаю. Ведь что такое эстрадный артист? Он выходит один на один с залом и должен в считанные минуты суметь расположить публику к себе. Поэтому привык работать самостоятельно, ему трудно находиться в коллективе.

- Получается, старожилы "Аншлага" - хорошо совместимые люди, за годы работы притершиеся друг к другу?

- Не обязательно только те, кто давно в "Аншлаге". Новички тоже прекрасно прижились.

Понятно, что у всех характеры разные. Вот Винокур, к примеру, веселый на сцене и в жизни такой же балагур.

А Евдокимов, избранный губернатором Алтайского края, в общении очень сложный человек. У Миши все зависит от настроения. Если оно было хорошее - концерт шел на ура, плохое - и выступление получалось так себе, вялое.

- А часто характер приходится показывать?

- Характер надо всегда показывать! Особенно на работе, чтобы они всегда знали, что в нашей программе главный человек - это я. Бывает, и крепкое словцо приходится употребить, не без того.

- С некоторыми вашими артистами вы совпадаете во всем - во вкусах, взглядах. Говорят, с Кларой Новиковой однажды даже платья одинаковые купили.

- Ничего не поделаешь - обе любим экстравагантные наряды. Теперь-то мы с Кларой перед съемкой договариваемся, кто в чем будет, чтобы не повторилась та история. Но знаете, что самое смешное? Когда я это платье покупала, мне в магазине сказали, что таких всего два. И надо же случиться, чтобы второе взяла как раз Клара! Которой, кстати, тоже без обмана сказали, что таких всего два. Вот только "забыли" предупредить, что первое купила Регина.

- Знаете, у меня как у зрителя складывается впечатление, что все-таки главный артист в "Аншлаге" - Владимир Винокур.

- Во-первых, с Володей меня связывает давняя дружба. Что же касается зрителей... Вот стоит мне сделать программу с Евдокимовым, как тут же приходят письма: "Регина, у вас роман с Евдокимовым?". Завтра будет передача с Боярским, и все решат, что у нас Мишей что-то такое.

Мне Лена Степаненко смешную историю рассказала. В моей родной Костроме у них с Петросяном был сольный концерт. Сидит Лена в гримерке, вдруг входит местная журналистка: "Регина! Я хочу взять интервью у Петросяна, не познакомите ли меня с его женой?". У Лены глаза на лоб полезли от удивления: "Вообще-то, это я его жена!". - "Как, Регина?! Неужели вы вышли замуж за Петросяна?!".

- И при этом у вас есть свой замечательный муж.

- А это не имеет никакого значения для публики.

- Он вас не ревнует к артистам?

- Слава Богу, мой супруг - человек умный, поэтому сцен ревности не устраивает. И вообще, придется огорчить наших зрителей: никогда у меня не было романа ни с одним из аншаговских артистов. Может, поэтому передача до сих пор жива.
"ЕФИМА ШИФРИНА ВЫПУСТИЛИ В ЭФИР ТОЛЬКО ПОСЛЕ 30-КРАТНОГО ОБРЕЗАНИЯ"

- Ваши подопечные утверждают, что вы сразу видите, будет ли из молодого артиста толк.

- В общем-то, да. Мне действительно пришлось научиться распознавать талант с первого взгляда. Знаете, это ведь от безысходности! Нашей программе 17 лет. Нужно же что-то делать, чтобы она существовала и дальше. А на старых заслугах долго не продержишься.

Так же было у меня на радио в программе "С добрым утром!". Когда я только пришла туда, там работали очень опытные старые редакторы.

Кстати, сама я безумно хотела работать в детской редакции, но там не было вакансии. Мне сказали, что через месяц можно будет перевестись. Однако уже через две недели я поняла, что никакая детская редакция мне на фиг не нужна. Мне дали стол, где за много лет до меня сидел Войнович, а затем Розовский. Представляете?

В эту редакцию запросто приходили, как это сейчас принято говорить, потусоваться Горин, Миронов, Папанов.

У всех редакторов были налаженные связи: один сотрудничал с Райкиным, другой - с Гориным, третий - с Аркановым. А я пришла из института. Поэтому мне пришлось обратить свой взор на таких же начинающих, никому не известных артистов.

В результате мои выпуски программы "С добрым утром!" стали своеобразным клубом молодых эстрадных артистов. Именно у меня впервые выступили перед слушателями Гена Хазанов, Винокур, Шифрин.

Последним, кого я открыла в программе "С добрым утром!", был Миша Евдокимов. Случилось это аж в 1985 году! Мне сказали, что появился парень, который классно делает пародии, и я пригласила многообещающее дарование в редакцию. Миша пришел, сел и молчит. Ну, я решила: стесняется, надо помочь. И говорю: "Представьте, что вы у себя на Алтае, в деревне, выступаете в Доме культуры. Что вы землякам прочтете?". И вдруг мне в ответ: "А чего им читать? Они и так весь мой репертуар знают!". - "Так зачем же вы ко мне пришли?". - "Познакомиться".

- Почему вы ушли с радио на телевидение?

- Когда Горбачев объявил в стране гласность, на телевидении многое стали разрешать. Но на радио почему-то все оставалось по-старому. Видимо, по инерции. А отдел сатиры и юмора всегда был под прицелом. Стало невыносимо скучно, и я ушла.

- А я слышала, вам все-таки удавалось протаскивать то, что в других программах запрещали.

- Ну, например, как я сказала, у меня в "Добром утре" дебютировал Ефим Шифрин. Впервые я его встретила на каком-то конкурсе артистов эстрады. Он сидел за кулисами, на подоконнике, и курил. Я подошла, сказала, что хотела бы пригласить его в программу "С добрым утром!". "Лучше не надо", - ответил он. Оказывается, его уже много раз записывали и на радио, и на телевидении и всякий раз вырезали.

Однако мы его все-таки записали с монологом Семена Альтова. Текст занимал всего полторы страницы, но и из этого цензоры умудрились сделать 30 купюр. Самое главное - Ефим пусть в урезанном виде, но появился в эфире. А после этого, как говорится, лед тронулся и его стали всюду приглашать.

- Говорят, к вам очень хорошо относился бывший председатель Гостелерадио Сергей Лапин. Может, поэтому в те времена вам позволяли больше, чем другим?

- Лапин и вправду неплохо ко мне относился. Даже называл "скифской девушкой" - из-за моих туркменских украшений из серебра с сердоликом.
"ПЕВЦОВ В СВОЮ ПЕРЕДАЧУ ПОДБИРАЮ ПО БЛАТУ"

- Клара Новикова когда-то сказала, что номер, который не нравится Регине Дубовицкой, никогда не появится в программе.

- Естественно. Только уточню: если не нравится Регине Дубовицкой как редактору. Допустим, в нем много пошлости или ради какого-то сиюминутного успеха всуе упоминаются имена политиков и так далее. А бывает, что мне как зрительнице номер не нравится, но я прекрасно понимаю: объективно он сделан неплохо и наверняка кому-то из телезрителей придется по душе. Тогда я его в передачу ставлю.

- По какому принципу вы в юмористическую передачу подбираете популярных эстрадных певцов?

- По блату. "Аншлаг" - это семья эстрадных артистов разговорного жанра. У каждого из них есть друзья, которым вход в наше общество не запрещен. Если Володя Винокур столько лет дружит с Левой Лещенко, то было бы странно, если бы я и с ним тоже не познакомилась. Оба они - давние товарищи Розенбаума, вот и Саша появился в моей передаче. И вообще, вы меня о песнях не спрашивайте: я в них ни фига не понимаю.

- Вы прислушиваетесь к критике в адрес программы?

- Нас не ругал разве что ленивый. Я к этому отношусь так: собака лает, караван идет. Нет, если критика конструктивная, а не ради красного словца, то, конечно, стараюсь к ней прислушаться. Но чаще всего в адрес "Аншлага" сыплется ничем не аргументированная ругань.

С другой стороны, если критики пишут, что передача плохая, а телезрители смотрят и рейтинг зашкаливает, - значит, все нормально. Ведь программа делается для зрителей, а не для критиков.

- Кстати, а вы храните записки от зрителей?

- Конечно. Я все записки собираю, выбрасываю только те, в которых повторяются вопросы. У меня уже огромная коллекция! Мои артисты даже подтрунивают надо мной: "Когда их издашь?". - "Не дождетесь!". А Дроботенко сказал: "Напрасно! Я даже название для книги уже придумал - "Слово о полку Игореве".
"МЕНЯ ПЕРЕБИНТОВАЛИ И ЗАПРЕТИЛИ ШЕВЕЛИТЬСЯ"

- Когда я договаривалась об интервью с Николаем Лукинским, он сказал, что сегодня никак не получится: все аншлаговцы будут вечером после концерта гульбанить. Мол, приходи завтра с бутылкой пива. Но сколько я ни вглядывалась в его лицо назавтра, не заметила следов бурно проведенной ночи. Ну ни в одном глазу! Аншлаговцы настолько закаленный народ?

- Теперь я понимаю, как появляются легенды. Например, в одной газете когда-то написали, что в гостиницу, где остановился "Аншлаг", по требованию Дубовицкой завезли аппарат "искусственная почка". Для того, чтобы артисты после пьянки опохмелялись.

Какая связь между искусственной почкой и опохмелкой, я не знаю. Но, скажем, когда мы собираемся вместе - встречаем Новый год, празднуем дни рождения, - то, естественно, бутылки на столах бывают. Однако я ни разу не видела, чтобы кто-то перебрал норму.

- Каких условий требуют для себя ваши звезды на гастролях?

- Да ничего этакого. Все они нормальные люди. Надо сказать, что за годы работы я ни разу не слышала от моих актеров жалоб на условия проживания или бытовые неудобства. Даже когда ездили на родину Миши Евдокимова. Кстати, это самая настоящая, а не потемкинская деревня. Ну и условия там соответствующие - во дворе.

- А Евдокимов не мог, как его киногерой Фома Дракин, построить для коллег в деревне роскошный платный туалет с попугаем и обезьяной?

- Там все остается по-прежнему. Да что деревня! Думаете, когда мы по Волге на теплоходах плаваем, там условия лучше? Тоже, мягко говоря, далеки от звездного уровня.

- Как вы относитесь к тому, что Евдокимов стал губернатором?

- Положительно. Жаль только, что "Аншлаг" лишился прекрасного артиста. Я думаю, среди наших политиков масса людей, которые совершенно не обладают нужными на этом поприще качествами. А у Евдокимова есть самое главное, необходимое любому губернатору, - голова на плечах.

- Теперь появилась шутка: "Осталось Регину Дубовицкую в президенты выбрать!".

- Более того, нам на каждом концерте "Аншлага" задают вопрос, почему мы не идем во власть. Дело в том, что передача очень популярна. Наших артистов любят и знают. Поэтому и хотят видеть их во власти. Другое дело, хочу ли я пойти в политику.

- И?

- Не дождетесь!

- Когда-то писали, что во время съемок вы свалились с верблюда. Извините, а вам не страшно было на него залезать?

- Страшно. Но интересно! А потом, представляете, какой классный ход: начинается программа и на верблюде выезжает Регина Дубовицкая. Причем действие происходит не где-нибудь в пустыне Сахара, а в Богом забытой подмосковной деревеньке.

- А откуда там верблюд взялся?

- Там рядом в лесу построили санаторий, да не простой - пятизвездочный. Вот туда и привезли животину, чтобы катать детей отдыхающих. Но верблюд оказался необъезженным... Никто об этом не знал, пока я на него не полезла. От такой наглости он и взбрыкнул.

Я тоже наездник неопытный, не удержалась и упала. Ко мне подскочил Юра Гальцев с выпученными от испуга глазами. Он потом рассказывал, что в Африке видел, как верблюд сбросил человека, сразу же пошел на него и раздавил. Этот, к счастью, не только необъезженный был, но и не знал, что сброшенного седока нужно убивать.

Следом за Гальцевым подскочил Розенбаум... Ну, это в нем инстинкт сработал, как у бывшего врача. Он меня прямо на месте осмотрел и сказал: "Считай, что ты в рубашке родилась, чудом избежала переломов". Меня перебинтовали и запретили шевелиться. Но программу-то нужно доснять! В общем, меня посадили боком к камере, чтобы не видно было бинтов. И за все время съемок я едва ли два слова сказала: от боли даже говорить не могла.
"ВНУЧКА ЗАЯВИЛА МНЕ: "КОГДА ТЫ УМРЕШЬ, Я БУДУ ВМЕСТО ТЕБЯ!"

- Мне известно, что вы коллекционируете черных котов. Почему именно этой масти?

- Так получилось. У меня сейчас действительно живут три кота, и все - черные. А коллекция началась с куклачевского котенка.

Однажды во время концерта ко мне подошли Коля Лукинский и Миша Грушевский и сказали, что у них подарок от зрителей. После чего торжественно (дело происходило на сцене) вручили кастрюлю. Я понимала, что там какой-то сюрприз, иначе ее бы не прикрывали. Подняла крышку и увидела черного котенка.

Самое интересное, что в той концертной программе участвовал Юра Куклачев. Я у него спрашиваю во время выступления: "Как из ваших кошек получаются артисты?". Он что-то начинает мне объяснять. Тут я достаю котенка из кастрюли: "А из этого получится?". У Юры неподдельное изумление на лице: "Регина, откуда у вас мой Паровозик? Я его везде искал!".

Оказывается, два моих обормота - Грушевский с Лукинским - просто стибрили котенка у Куклачева. Я потом пыталась вернуть Юре его имущество, но он наотрез отказался: "Раз так получилось, я вам его дарю".

Так появился мой первый черный кот. Я назвала его Рыжиком: в детстве у меня был рыжий кот, и к этому имени я привыкла. Потом на концерте я рассказала эту историю, и, как всегда, начались презенты. Ладно бы на сцене дарили, еще и подбрасывать начали.

- И все черных?

- Ну, видимо, зрители решили, что я предпочитаю эту масть. Я их раздавала-раздавала, но всех пристроить в добрые руки не удалось. Так у меня осталось три черных кота. И я называю всех Рыжиками, чтобы не путаться.

Представляете реакцию моих соседей по даче, когда я начинаю звать: "Рыжики! Рыжики!", а бегут три черные котяры? Наверняка люди думают, что у бабы крыша съехала.

- Кто у вас в доме готовит?

- Муж прекрасно справляется с домашним хозяйством: пришлось научиться, раз у него супруга такая безалаберная. Он физик. Нормальный доктор наук, профессор. Слава Богу, что не артист! Потому что иначе мы, наверное, давным-давно развелись бы. У нас счастливое сочетание.

Я почему-то всегда знала, что мой муж будет физиком и познакомимся мы в поезде. Так и случилось: когда я ехала к бабушке, моим соседом оказался молодой аспирант. Все было решено. Правда, он долго еще этого не знал. А потом Юра мне много раз говорил: "Господи! Ну почему тебя не посадили в другой вагон?!".

- А ему ваша профессия понравилась?

- Нет, конечно. В начале моей журналистской карьеры даже скандалы случались. А какому мужу понравится, что жена постоянно поздно возвращается домой? Но, слава Богу, мы разумные люди. В какой-то момент Юра понял, что работу я никогда не брошу, и смирился.

- Чем занимается ваша дочь?

- Илона сначала пошла по стопам отца, окончила институт по специальности прикладная математика. Но мамины гены, видать, оказались сильнее, и сейчас она работает в "Аншлаге" ассистентом режиссера.

Еще у меня есть внучка Регинка. Понятно, в честь кого назвали. Попробовали бы дать другое имя! Меня, кстати, в свое время назвали в честь прабабушки.

- По вашему же признанию, супруга из вас получилась так себе. А какая бабушка?

- Тоже никакая. Из-за вечной моей занятости видимся нечасто. Вообще, играть и сюсюкать с детьми я не умею. Поэтому общаюсь с Регинкой как со взрослой. К тому же характер у внучки точь-в-точь как у бабушки. Представляете этот тандем?

Помню, внучке было года три, когда ее буквально на час оставили со мной. А мне нужно было работать. Я говорю: "Так, дорогая, ты не у мамы. Мне нужно готовиться к передаче. Так что вот тебе игрушки, будь добра, развлекай себя сама!". Она начала капризничать, реветь. Тогда я не выдержала: "А ну замолкни!". И тут моя внучка гордо отставляет ножку и говорит: "Тетечка, больше не приеду!". Это при том, что она почти не разговаривала тогда!

- А она уже знает, чем занимается бабушка?

- Бабушку она чаще видит по телевизору. А недавно заявила: "Когда ты умрешь, я буду вместо тебя!".



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось